Поиск

Если журналы закрывают, значит, кому-нибудь «это» не нужно. Или – почему в Омске один за другим лопаются разные «медиахолдинги».

Синопсис

Идеи создать в Омске медиахолдинг зарождаются где-то раз в четыре года. Как правило, за год-полтора до выборов. Как правило, на пустом месте, как правило, с целью рвануть бюджетного «бабла».

Как правило, носители идеи идут с диким бизнес-планом и не менее диким синопсисом к телу, отвечающему за региональную (мэрскую) политику, и впаривают ему высосанное из пальца, стараясь подстроиться под политическую обстановку.

Как правило, тот, кому впаривают, хороший знакомый и все понимает. Как правило, ему, чиновнику, до фени эффективность  «холдинга», у него другая задача. Во-первых, слыть полезным, то есть показать, что он не зря сумасшедшие деньги получает, а во-вторых, что-то самому поиметь с продвигаемого. По поводу последнего вопрос решается просто – в жанре кино про шпионов – на листочке рисуется некое число.

Бюджетное бабло, кстати, не обязательно идет на все проекты «холдинга». Тело, отвечающее за региональную (мэрскую) политику, умножая в уме нарисованное на листочке число, может нагнуть под это дело ожидающего от власти преференций предпринимателя. Но все заканчивается одинаково.

Как правило, когда политическая обстановка меняется, владелец «медиахолдинга» в экстренном порядке ищет другие бюджетные источники подпитки не сумевшего  самостоятельно находить пропитание в дикой природе (цивилизованном рынке) зверя. Не найдя такового, как правило, пытается впарить «холдинг» бизнесу.

Все это дело ошлифовано до мелочей и каждый раз срабатывает. За исключением последнего этапа. На последнем этапе бизнес запрашивает тот самый бизнес-план и видит: коммерческая составляющая не развивалась, бренд подмаран политической обстановкой, да и зачем омскому бизнесу холдинг? Тут ведь так… могут и понять неправильно. Хотя… бизнес он и есть бизнес, и будь холдинг с прогрессирующей направленностью на самоокупаемость, его продукты вызывают личную симпатию потенциального медиамагната, почему бы и нет?

Медиамагнат

Тут надо условиться в терминологии. «Медиамагнат» это у нас кто? Следуя словарю, это человек, контролирующий значительные (влиятельные) медиаресурсы через медиахолдинг. Как бы под это понятие подходит и тот, кто на бюджетные деньги содержит  убыточные проекты. Но на деле – все известные медиамагнаты были профессиональными бизнесменами. И хотя некоторые суперприбылями не слишком озабочивались, контролируемые ими медиаконгломераты (медиаимперии, медиаконцерны, медиакорпорации) всегда были РЕНТАБЕЛЬНЫ. Хотя бы по той причине, что влиятельный ресурс априори подразумевает интерес к нему определенной целевой аудитории, которая за этот интерес голосует кошельком.

К чему я это говорю. Многие достойные СМИ Омского региона (оставим пока холдинги) ушли в небытие лишь потому, что не уделяли должного внимания (или не хватало профессионализма) коммерческой составляющей проекта. Да, иным не хватило времени на раскрутку, иным не хватило стартового капитала и веры инвестора, но в основном  – бессонных ночей по продвижению продукта и кровавой резни на сформировавшемся рынке рекламы.

Другой вопрос

Другой вопрос – нужны ли Омску несколько медиахолдингов. Точнее, найдут ли они своего покупателя на сформировавшемся  рынке? Теоретически, прорваться смогут. Дело, как известно, в деньгах, в профессиональном менеджменте (включая журналистов) и, конечно же, в деньгах. Это было легко в начале 90-х. Бедный рынок СМИ – отсутствие свежего слова – «Новое обозрение» и «Ореол» поставили остальных на колени (дай им тогда эфир – слушали и смотрели только б их программы). Следом пошел «Четверг», за год набравший более 100 тыс. тиража. Это было возможно в начале 2000-х – 16 тыс. тиража за первые два месяца существования набрала «Намедни», «Новое омское слово», появившееся чуть позже, повторило рекорд вышеперечисленных.  

Но тут на рынок пришли федералы со своими комсомолками и аифами, в пример нашим доморощенным, сумевшие взвинтить свои тиражи и гениально выкачивать деньги даже из такого деревенского поселения, как наш Омск. Мимоходом они отняли львиную долю рекламных поступлений у всех остальных, и наступило затишье. Какие-то телодвижения наблюдались на периферии автомобильных изданий, малые деньги подкачивали столичные холдинги типа «Кто есть кто», но и они, к слову сказать, за последние 3-4 года практически смирились с индифферентностью рынка.

Так сложилось

Так сложилось, что в Омском регионе до сих пор удерживается на плаву только один медиахолдинг – медиаимперия Сергея Сусликова, включающая в себя рекламно-издательскую структуру «ТРИЭС», журнал «Бизнес-курс», газету «Ореол» и сайт «БК-55». Очевидцы помнят, как Сусликов подходил к построению своего конгломерата. Он, в отличие от современных «магнатов», подходил, что называется, с конца. Создал рекламное агентство… Занялся наружной рекламой… Поддержал газетой бесплатных объявлений, накачал ее рекламными деньгами… Затем, под рекламодателя покрупнее, сделал деловой журнал… Купил долю в местном, самом тиражном общественно-политическом издании, усилив свое политическое влияние… Уловив тенденции, создал сайт.

Наверное, неоднократные громкие заявления медиамагната Сусликова о том, что он никогда не брал денег у власти, могли бы быть и потише, но факт остается фактом – и без них империя была самодостаточна. Что,  во-первых, позволяло привлекать еще больше денег, а, во-вторых, защищало ее от  тех самых «политических обстановок».

А «обстановки» не раз пытались разрушить империю. Правда, не методами начала 90-х, а вполне цивилизованными попытками на бюджетные деньги создать конкурентоспособные структуры со своими общественно-политическими, деловыми изданиями, сайтами и пр. Те, конечно, уже использовали не совсем честные методы – типа демпинга – но рекламодатель у нас, как выяснилось, не совсем уж и дурак. Большинство прекрасно понимало «дутость» тиражей новоявленных продуктов, и предпочло остаться с Сусликовым.

Омск, кстати, в этом смысле не оригинален. В том же Новосибирске тоже, в общем-то, один медиахолдинг, объединяющий издания «Континент Сибирь», «Стратегия успеха» и еще пару-тройку. Это издательский дом «Сибирь-пресс» под началом Вадима Кашафутдинова. И он тоже начинал танцевать от денег.

На самом деле

На самом деле, мотивация для написания этой заметки – не желание подвести какую-то «научную» базу под невозможность сосуществования в нашем городе двух (трех, четырех) медиакорпораций. И дело даже не в бюджетных деньгах, которые вваливались на изначально гиблые проекты. Жалко людей, которых постоянно ангажируют под аферы, которым жить от силы год-два, а точнее, аккурат до выборов.

Куда потом? Обратно в родное издание берут отнюдь не всегда. Особо амбициозные подаются в Москву. Остальные ходят, как ослики по кругу, из одной газетки в другую.

В скором времени эти переходы обещают активизироваться. Похоже, до крушения, наверное, самой смешной за все существование омских СМИ «медиаимперии» Андрея Ткачука и Сергея Старовойтова осталось совсем немного. Приостановил выход журнал «7», пока не просматриваются источники дальнейшего финансирования «Домашней газеты» и сайта «СуперОмск».  

Надувая пузырь, как рассказывалось в начале, коммерческой составляющей веселые «медиамагнаты» не озабочивались, а продать все это хозяйство, по причинам уже упомянутым, им тоже вряд ли удастся.

Ну, разве что, с доплатой.

Свято место…

Но свято место, как известно, долго не пустует. И уже вовсю идет работа по созданию очередного «медиахолдинга». Под началом сенатора Андрея Голушко. Журналисты покидают насиженные места и идут в неизвестное.

Впрочем, какое же оно «неизвестное»? Год-полтора. Выборы на носу.

Если журналы закрывают, значит, кому-нибудь «это» не нужно. Или – почему в Омске один за другим лопаются разные «медиахолдинги».

Синопсис

Идеи создать в Омске медиахолдинг зарождаются где-то раз в четыре года. Как правило, за год-полтора до выборов. Как правило, на пустом месте, как правило, с целью рвануть бюджетного «бабла».

Как правило, носители идеи идут с диким бизнес-планом и не менее диким синопсисом к телу, отвечающему за региональную (мэрскую) политику, и впаривают ему высосанное из пальца, стараясь подстроиться под политическую обстановку.

Как правило, тот, кому впаривают, хороший знакомый и все понимает. Как правило, ему, чиновнику, до фени эффективность  «холдинга», у него другая задача. Во-первых, слыть полезным, то есть показать, что он не зря сумасшедшие деньги получает, а во-вторых, что-то самому поиметь с продвигаемого. По поводу последнего вопрос решается просто – в жанре кино про шпионов – на листочке рисуется некое число.

Бюджетное бабло, кстати, не обязательно идет на все проекты «холдинга». Тело, отвечающее за региональную (мэрскую) политику, умножая в уме нарисованное на листочке число, может нагнуть под это дело ожидающего от власти преференций предпринимателя. Но все заканчивается одинаково.

Как правило, когда политическая обстановка меняется, владелец «медиахолдинга» в экстренном порядке ищет другие бюджетные источники подпитки не сумевшего  самостоятельно находить пропитание в дикой природе (цивилизованном рынке) зверя. Не найдя такового, как правило, пытается впарить «холдинг» бизнесу.

Все это дело ошлифовано до мелочей и каждый раз срабатывает. За исключением последнего этапа. На последнем этапе бизнес запрашивает тот самый бизнес-план и видит: коммерческая составляющая не развивалась, бренд подмаран политической обстановкой, да и зачем омскому бизнесу холдинг? Тут ведь так… могут и понять неправильно. Хотя… бизнес он и есть бизнес, и будь холдинг с прогрессирующей направленностью на самоокупаемость, его продукты вызывают личную симпатию потенциального медиамагната, почему бы и нет?

Медиамагнат

Тут надо условиться в терминологии. «Медиамагнат» это у нас кто? Следуя словарю, это человек, контролирующий значительные (влиятельные) медиаресурсы через медиахолдинг. Как бы под это понятие подходит и тот, кто на бюджетные деньги содержит  убыточные проекты. Но на деле – все известные медиамагнаты были профессиональными бизнесменами. И хотя некоторые суперприбылями не слишком озабочивались, контролируемые ими медиаконгломераты (медиаимперии, медиаконцерны, медиакорпорации) всегда были РЕНТАБЕЛЬНЫ. Хотя бы по той причине, что влиятельный ресурс априори подразумевает интерес к нему определенной целевой аудитории, которая за этот интерес голосует кошельком.

К чему я это говорю. Многие достойные СМИ Омского региона (оставим пока холдинги) ушли в небытие лишь потому, что не уделяли должного внимания (или не хватало профессионализма) коммерческой составляющей проекта. Да, иным не хватило времени на раскрутку, иным не хватило стартового капитала и веры инвестора, но в основном  – бессонных ночей по продвижению продукта и кровавой резни на сформировавшемся рынке рекламы.

Другой вопрос

Другой вопрос – нужны ли Омску несколько медиахолдингов. Точнее, найдут ли они своего покупателя на сформировавшемся  рынке? Теоретически, прорваться смогут. Дело, как известно, в деньгах, в профессиональном менеджменте (включая журналистов) и, конечно же, в деньгах. Это было легко в начале 90-х. Бедный рынок СМИ – отсутствие свежего слова – «Новое обозрение» и «Ореол» поставили остальных на колени (дай им тогда эфир – слушали и смотрели только б их программы). Следом пошел «Четверг», за год набравший более 100 тыс. тиража. Это было возможно в начале 2000-х – 16 тыс. тиража за первые два месяца существования набрала «Намедни», «Новое омское слово», появившееся чуть позже, повторило рекорд вышеперечисленных.  

Но тут на рынок пришли федералы со своими комсомолками и аифами, в пример нашим доморощенным, сумевшие взвинтить свои тиражи и гениально выкачивать деньги даже из такого деревенского поселения, как наш Омск. Мимоходом они отняли львиную долю рекламных поступлений у всех остальных, и наступило затишье. Какие-то телодвижения наблюдались на периферии автомобильных изданий, малые деньги подкачивали столичные холдинги типа «Кто есть кто», но и они, к слову сказать, за последние 3-4 года практически смирились с индифферентностью рынка.

Так сложилось

Так сложилось, что в Омском регионе до сих пор удерживается на плаву только один медиахолдинг – медиаимперия Сергея Сусликова, включающая в себя рекламно-издательскую структуру «ТРИЭС», журнал «Бизнес-курс», газету «Ореол» и сайт «БК-55». Очевидцы помнят, как Сусликов подходил к построению своего конгломерата. Он, в отличие от современных «магнатов», подходил, что называется, с конца. Создал рекламное агентство… Занялся наружной рекламой… Поддержал газетой бесплатных объявлений, накачал ее рекламными деньгами… Затем, под рекламодателя покрупнее, сделал деловой журнал… Купил долю в местном, самом тиражном общественно-политическом издании, усилив свое политическое влияние… Уловив тенденции, создал сайт.

Наверное, неоднократные громкие заявления медиамагната Сусликова о том, что он никогда не брал денег у власти, могли бы быть и потише, но факт остается фактом – и без них империя была самодостаточна. Что,  во-первых, позволяло привлекать еще больше денег, а, во-вторых, защищало ее от  тех самых «политических обстановок».

А «обстановки» не раз пытались разрушить империю. Правда, не методами начала 90-х, а вполне цивилизованными попытками на бюджетные деньги создать конкурентоспособные структуры со своими общественно-политическими, деловыми изданиями, сайтами и пр. Те, конечно, уже использовали не совсем честные методы – типа демпинга – но рекламодатель у нас, как выяснилось, не совсем уж и дурак. Большинство прекрасно понимало «дутость» тиражей новоявленных продуктов, и предпочло остаться с Сусликовым.

Омск, кстати, в этом смысле не оригинален. В том же Новосибирске тоже, в общем-то, один медиахолдинг, объединяющий издания «Континент Сибирь», «Стратегия успеха» и еще пару-тройку. Это издательский дом «Сибирь-пресс» под началом Вадима Кашафутдинова. И он тоже начинал танцевать от денег.

На самом деле

На самом деле, мотивация для написания этой заметки – не желание подвести какую-то «научную» базу под невозможность сосуществования в нашем городе двух (трех, четырех) медиакорпораций. И дело даже не в бюджетных деньгах, которые вваливались на изначально гиблые проекты. Жалко людей, которых постоянно ангажируют под аферы, которым жить от силы год-два, а точнее, аккурат до выборов.

Куда потом? Обратно в родное издание берут отнюдь не всегда. Особо амбициозные подаются в Москву. Остальные ходят, как ослики по кругу, из одной газетки в другую.

В скором времени эти переходы обещают активизироваться. Похоже, до крушения, наверное, самой смешной за все существование омских СМИ «медиаимперии» Андрея Ткачука и Сергея Старовойтова осталось совсем немного. Приостановил выход журнал «7», пока не просматриваются источники дальнейшего финансирования «Домашней газеты» и сайта «СуперОмск».  

Надувая пузырь, как рассказывалось в начале, коммерческой составляющей веселые «медиамагнаты» не озабочивались, а продать все это хозяйство, по причинам уже упомянутым, им тоже вряд ли удастся.

Ну, разве что, с доплатой.

Свято место…

Но свято место, как известно, долго не пустует. И уже вовсю идет работа по созданию очередного «медиахолдинга». Под началом сенатора Андрея Голушко. Журналисты покидают насиженные места и идут в неизвестное.

Впрочем, какое же оно «неизвестное»? Год-полтора. Выборы на носу.