Поиск

Министр культуры региона рассказал, зачем понадобилось искать новых руководителей в десяти учреждениях культуры и не является ли конкурс вендеттой.

Министр культуры Омской области Виктор Лапухин в эксклюзивном интервью РИА «Омск-Информ» рассказал о подробностях объявленного накануне конкурса на замещение должностей руководителей государственных учреждений Омской области. Соответствующее объявление было размещено на официальном сайте Минкульта и в прессе.

Как уже сообщало РИА «Омск-Информ», в список учреждений, которых, возможно, ожидают кадровые перестановки, попали 5 театров – Омский ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», «Пятый театр», «Галерка» и Северный драматический театр имени Ульянова в Таре. Кроме того, на конкурс выставлены должности руководителей «Дома дружбы», «Либеров-центра», музея имени Кондратия Белова, ДК имени Малунцева и ДИ «Сибиряк». К претендентам предъявляются следующие, довольно лояльные, требования: высшее профессиональное образование, опыт работы в сфере культуры, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Оценивать конкурсантов будет специальная комиссия.

После того как в прессе появились первые сообщения о предстоящем конкурсе, общественность начала выдвигать версии того, для чего это делается. Пока лидирует основная – омичи предполагают, что таким образом Минкульт во главе с Лапухиным хочет избавиться от руководителей театров и музеев, которые стали неугодны. В списке на выбывание, по мнению обывателей, первой значится директор ТЮЗа Валентина Соколова, которая в последнее время не может найти общего языка с ведомством по вопросам будущего театра. Сам министр поясняет, что цель конкурса – изучить культурную конъюнктуру Омской области на наличие свежих лиц и взглядов, идей.

– Виктор Прокопьевич, поясните, как было принято решение о проведении конкурса? И почему в список попали именно эти учреждения культуры?

– В Омской области такой конкурс никогда не проводился. Дело в том, что срочные договоры или контракты сроком на 3 или 5 лет заключались всегда, на протяжении десятилетий, они все время просто пролонгировались и становились, согласно законодательству, бессрочными. Бывший министр культуры Омской области Владимир Телевной 5 лет назад решил, что нужно привести  процедуру заключения контрактов в соответствие с законодательством и постановлениями правительства Омской области. Он предложил всем нам, руководителям бюджетных учреждений, (в 2008 году Лапухин работал директором Омского драматического театра – РИА «Омск-Информ») подписать новые контракты сроком на 5 лет. Все их подписали. 30 ноября этого года практически у всех руководителей учреждений контракты завершаются.

Может возникнуть вопрос, почему не попал в список, например, директор Музыкального театра Борис Ротберг. В то время, когда мы подписывали, он единственный сказал, что не будет этого делать. По всем остальным пунктам контракта он претензий не имел. Можно было, конечно, не устраивать никаких конкурсов. Методом собеседования министр, как учредитель, имеет право принимать решение о продлении договора. Но, чтобы избежать субъективной оценки, проводится конкурс.

– Многие интерпретируют такое решение как попытку списать со счетов неугодных личностей, если таковые, конечно, есть. Что можно сказать по этому поводу?

– Действительно, люди могут задаться вопросом, не сведение ли это счетов, ведь проведение конкурса – это была и моя инициатива в том числе. Но право у ныне действующих руководителей подать заявку на конкурс есть такое же, как у всех. Если он окажется выше на голову всех претендентов, то комиссия решит работать с ним дальше.

Кроме того, есть в законодательстве 278 статья, где говорится, что учредитель имеет право расторгнуть договор с руководителем бюджетного учреждения в одностороннем порядке – либо по результатам проверки, либо по результатам смены концепции. Например, когда учредительный орган говорит, что надо менять в целом развитие учреждения, не профиль, а именно направление, а руководитель не соглашается или не понимает этого, ведь он привык работать 20 лет так, как работал все время. На практике эта статья применяется не так часто, но она есть. Я уже применял ее в отношении некоторых руководителей. Если бы мне надо было кого-то отправить в отставку, я бы это сделал независимо от того, будет конкурс объявлен или нет. Это можно сделать в любое время. В том же законе есть статья – если руководитель бюджетного учреждения допустил кредиторскую задолженность более 3 месяцев, он, независимо от показателей, может быть также отстранен он должности.

– У нас нет таких случаев?

– Таких случаев пока нет, но есть такие учреждения, в которых кредиторская задолженность зашкаливает.

– Кто входит в комиссию, которая будет оценивать конкурсантов?

– В комиссии есть представители Минимущества, правительства Омской области, министерства экономики и министерства культуры. Право решающего голоса есть у 4 человек. В комиссию также входят заместители, начальники отделов, культурологи, лица из числа общественности.

– Что конкурсанты должны будут представить на суд комиссии, чтобы доказать свою состоятельность?

– Подходы ко всем одинаковы, комиссия вправе с тем или иным заявителем провести только беседу, а мы в положении предусмотрели, что им нужно будет предоставить также программу развития каждого учреждения. Мы обеспечиваем всех заявителей полной информацией об этом учреждении, официально каждому вручим пакет документов по экономике, имуществу, текущем состоянии дел. Такие справки сейчас готовят руководители учреждений. Я думаю, что в качестве заявителей не будет людей, которые не имеют отношение к профилю деятельности. Но даже если человек подаст заявку с другим образованием, мы его все равно рассмотрим.

– Можно ли сказать, что объявленный конкурс – это один из способов простимулировать нынешних руководителей к новой деятельности?

– Как раз об этом речь и идет. Я не хочу сказать, что у всех, кого мы выдвинули на конкурс, какой-то застой, но 20 с лишним лет на одном и том же месте, тот же кабинет, те же мысли, иногда не творческого полета. Фигурально выражаясь, каждый директор театра должен носить портфель своего главного режиссера, если в этом портфеле есть много пьес, которые он хочет поставить. Роль директора – окружать себя талантливыми людьми, приглашать их не только на разовые постановки. Не может директор, какой бы он ни был, быть только практиком. Роль директора в другом. Когда театр работает долго без художественного лидера, это неправильно. Сейчас в ряде театров отсутствует главный режиссер постоянно, это неправильно. А есть, наоборот, лидер творческий, который порой на вторых ролях.

Конечно, то, что мы на конкурс объявили эти должности – электрошок для каждого руководителя. Да, они обращаются ко мне с вопросами, а значит, наше решение заставило их немного зашевелиться.

– Получается, что вы хотите не просто найти новые кадры, но и, в принципе, что-то поменять в культурной жизни Омской области?

– Конечно, это не самоцель, но на конкурсе, в результате работы комиссии, я думаю, мы придем к мнению по отдельным коллективам поменять штатное расписание. Сегодня творческих, профессиональных художников по стране очень много. Подросла молодежь, которая десять лет назад только вставала на ноги, а сегодня они уже окрепшие и очень продвинутые режиссеры, у которых взгляд не местечковый, а глобальный. Но везде решают руководители. Все должно быть в движении – как только сделал большую остановку, если сам не сумеешь встряхнуться, надо, чтобы тебя кто-то встряхнул. Поэтому и конкурс.

– Значит, если молодые таланты будут заявляться, будете их кандидатуры рассматривать?

– Конечно, будем. Возрастных рамок особых нет. Для меня лично этот конкурс – понимание того, а кто вообще в затылок дышит? Нужно общую конъюнктуру понять. Если уже совсем никого нет на замену – тогда нечего менять, подпишем еще контракт на пять лет. Правда, у нас есть право подписать на три. А есть право вообще не подписать.

– Спасибо за интервью.

Добавим, что конкурс министерства культуры Омской области будет проведен с 26 по 28 ноября 2013 года. Его результаты обещают назвать сразу же.

Министр культуры региона рассказал, зачем понадобилось искать новых руководителей в десяти учреждениях культуры и не является ли конкурс вендеттой.

Министр культуры Омской области Виктор Лапухин в эксклюзивном интервью РИА «Омск-Информ» рассказал о подробностях объявленного накануне конкурса на замещение должностей руководителей государственных учреждений Омской области. Соответствующее объявление было размещено на официальном сайте Минкульта и в прессе.

Как уже сообщало РИА «Омск-Информ», в список учреждений, которых, возможно, ожидают кадровые перестановки, попали 5 театров – Омский ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», «Пятый театр», «Галерка» и Северный драматический театр имени Ульянова в Таре. Кроме того, на конкурс выставлены должности руководителей «Дома дружбы», «Либеров-центра», музея имени Кондратия Белова, ДК имени Малунцева и ДИ «Сибиряк». К претендентам предъявляются следующие, довольно лояльные, требования: высшее профессиональное образование, опыт работы в сфере культуры, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Оценивать конкурсантов будет специальная комиссия.

После того как в прессе появились первые сообщения о предстоящем конкурсе, общественность начала выдвигать версии того, для чего это делается. Пока лидирует основная – омичи предполагают, что таким образом Минкульт во главе с Лапухиным хочет избавиться от руководителей театров и музеев, которые стали неугодны. В списке на выбывание, по мнению обывателей, первой значится директор ТЮЗа Валентина Соколова, которая в последнее время не может найти общего языка с ведомством по вопросам будущего театра. Сам министр поясняет, что цель конкурса – изучить культурную конъюнктуру Омской области на наличие свежих лиц и взглядов, идей.

– Виктор Прокопьевич, поясните, как было принято решение о проведении конкурса? И почему в список попали именно эти учреждения культуры?

– В Омской области такой конкурс никогда не проводился. Дело в том, что срочные договоры или контракты сроком на 3 или 5 лет заключались всегда, на протяжении десятилетий, они все время просто пролонгировались и становились, согласно законодательству, бессрочными. Бывший министр культуры Омской области Владимир Телевной 5 лет назад решил, что нужно привести  процедуру заключения контрактов в соответствие с законодательством и постановлениями правительства Омской области. Он предложил всем нам, руководителям бюджетных учреждений, (в 2008 году Лапухин работал директором Омского драматического театра – РИА «Омск-Информ») подписать новые контракты сроком на 5 лет. Все их подписали. 30 ноября этого года практически у всех руководителей учреждений контракты завершаются.

Может возникнуть вопрос, почему не попал в список, например, директор Музыкального театра Борис Ротберг. В то время, когда мы подписывали, он единственный сказал, что не будет этого делать. По всем остальным пунктам контракта он претензий не имел. Можно было, конечно, не устраивать никаких конкурсов. Методом собеседования министр, как учредитель, имеет право принимать решение о продлении договора. Но, чтобы избежать субъективной оценки, проводится конкурс.

– Многие интерпретируют такое решение как попытку списать со счетов неугодных личностей, если таковые, конечно, есть. Что можно сказать по этому поводу?

– Действительно, люди могут задаться вопросом, не сведение ли это счетов, ведь проведение конкурса – это была и моя инициатива в том числе. Но право у ныне действующих руководителей подать заявку на конкурс есть такое же, как у всех. Если он окажется выше на голову всех претендентов, то комиссия решит работать с ним дальше.

Кроме того, есть в законодательстве 278 статья, где говорится, что учредитель имеет право расторгнуть договор с руководителем бюджетного учреждения в одностороннем порядке – либо по результатам проверки, либо по результатам смены концепции. Например, когда учредительный орган говорит, что надо менять в целом развитие учреждения, не профиль, а именно направление, а руководитель не соглашается или не понимает этого, ведь он привык работать 20 лет так, как работал все время. На практике эта статья применяется не так часто, но она есть. Я уже применял ее в отношении некоторых руководителей. Если бы мне надо было кого-то отправить в отставку, я бы это сделал независимо от того, будет конкурс объявлен или нет. Это можно сделать в любое время. В том же законе есть статья – если руководитель бюджетного учреждения допустил кредиторскую задолженность более 3 месяцев, он, независимо от показателей, может быть также отстранен он должности.

– У нас нет таких случаев?

– Таких случаев пока нет, но есть такие учреждения, в которых кредиторская задолженность зашкаливает.

– Кто входит в комиссию, которая будет оценивать конкурсантов?

– В комиссии есть представители Минимущества, правительства Омской области, министерства экономики и министерства культуры. Право решающего голоса есть у 4 человек. В комиссию также входят заместители, начальники отделов, культурологи, лица из числа общественности.

– Что конкурсанты должны будут представить на суд комиссии, чтобы доказать свою состоятельность?

– Подходы ко всем одинаковы, комиссия вправе с тем или иным заявителем провести только беседу, а мы в положении предусмотрели, что им нужно будет предоставить также программу развития каждого учреждения. Мы обеспечиваем всех заявителей полной информацией об этом учреждении, официально каждому вручим пакет документов по экономике, имуществу, текущем состоянии дел. Такие справки сейчас готовят руководители учреждений. Я думаю, что в качестве заявителей не будет людей, которые не имеют отношение к профилю деятельности. Но даже если человек подаст заявку с другим образованием, мы его все равно рассмотрим.

– Можно ли сказать, что объявленный конкурс – это один из способов простимулировать нынешних руководителей к новой деятельности?

– Как раз об этом речь и идет. Я не хочу сказать, что у всех, кого мы выдвинули на конкурс, какой-то застой, но 20 с лишним лет на одном и том же месте, тот же кабинет, те же мысли, иногда не творческого полета. Фигурально выражаясь, каждый директор театра должен носить портфель своего главного режиссера, если в этом портфеле есть много пьес, которые он хочет поставить. Роль директора – окружать себя талантливыми людьми, приглашать их не только на разовые постановки. Не может директор, какой бы он ни был, быть только практиком. Роль директора в другом. Когда театр работает долго без художественного лидера, это неправильно. Сейчас в ряде театров отсутствует главный режиссер постоянно, это неправильно. А есть, наоборот, лидер творческий, который порой на вторых ролях.

Конечно, то, что мы на конкурс объявили эти должности – электрошок для каждого руководителя. Да, они обращаются ко мне с вопросами, а значит, наше решение заставило их немного зашевелиться.

– Получается, что вы хотите не просто найти новые кадры, но и, в принципе, что-то поменять в культурной жизни Омской области?

– Конечно, это не самоцель, но на конкурсе, в результате работы комиссии, я думаю, мы придем к мнению по отдельным коллективам поменять штатное расписание. Сегодня творческих, профессиональных художников по стране очень много. Подросла молодежь, которая десять лет назад только вставала на ноги, а сегодня они уже окрепшие и очень продвинутые режиссеры, у которых взгляд не местечковый, а глобальный. Но везде решают руководители. Все должно быть в движении – как только сделал большую остановку, если сам не сумеешь встряхнуться, надо, чтобы тебя кто-то встряхнул. Поэтому и конкурс.

– Значит, если молодые таланты будут заявляться, будете их кандидатуры рассматривать?

– Конечно, будем. Возрастных рамок особых нет. Для меня лично этот конкурс – понимание того, а кто вообще в затылок дышит? Нужно общую конъюнктуру понять. Если уже совсем никого нет на замену – тогда нечего менять, подпишем еще контракт на пять лет. Правда, у нас есть право подписать на три. А есть право вообще не подписать.

– Спасибо за интервью.

Добавим, что конкурс министерства культуры Омской области будет проведен с 26 по 28 ноября 2013 года. Его результаты обещают назвать сразу же.