Поиск

Известный политолог считает, что региональные власти недорабатывают в плане выбивания из Москвы денег, которые должны принадлежать Омской области.

О том, где взять деньги на реализацию Стратегии региона, о группировке, мечтающей поссорить губернатора Назарова и мэра Двораковского, о возможности досрочных выборов в 2014 году – в интервью с политологом, кандидатом исторических наук, деканом факультета гуманитарного образования Михаилом Машкариным.

– Михаил Иванович, недавно в «Известиях» со ссылкой на источники в Кремле был опубликован список из восьми губернаторов, которым в ближайшее время грозит отставка. Это главы Орловской, Мурманской, Калининградской, Волгоградской, Ярославской, Кировской, Курской и Кемеровской областей. К каждому из этих руководителей есть серьезные претензии, связанные с качеством управления регионами и протестными настроениями. И хотя Омской области в этом списке нет, версия о возможных выборах главы региона в сентябре 2014 года продвигается в СМИ достаточно активно. Что происходит? Насколько обоснованы сегодня эти разговоры о зыбкости власти? 

– Да, мне эти разговоры известны. Критикуют и губернатора, и мэра. Мол, не работают, не справляются. Но думаю, эта критика на сегодняшний день не должна быть безапелляционной. Чтобы руководить таким крупным регионом как наш, должен быть опыт. На мой взгляд, у Виктора Назарова и Вячеслава Двораковского до вступления в должность опыта управления такими непростыми экономиками не было. И они проработали недостаточно долго, чтобы давать окончательную оценку их деятельности. Поставь любого, он должен понять куда двигаться, на кого опираться… Это касается и того, что вы назвали «чехардой в правительстве». У любого нового руководителя возникают проблемы по формированию команды.

Другое дело – как этому относиться. Мне, например, не совсем нравится, когда здесь не нашли министра экономики, а привезли с Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийск это одно, Омск – совсем другое. Там сплошь нефть и газ. У нас – сложная экономика. Тот же военно-промышленный комплекс, колоссальный аграрный сектор, чего в Хантах не было. У нас сложностей гораздо больше, чем там, где работали пришедшие в правительство варяги. Но, тем не менее, губернатору виднее, он должен подобрать такую команду, которая удовлетворяла бы его профессиональные запросы и которая не интриги плела, а действительно пыталась разобраться в ситуации.

– А точно эта команда понимает, куда следует идти?

– Что ни говорите, а эта команда пришла в регион со своей цельной программой – известной как Стратегия развития. Ее обсуждали, критиковали, в результате родились новые конструктивные соображения. Может, принципиально нового там ничего и не появилась, но она, повторюсь, цельная. Попытки создать подобное начались еще 15-20 лет назад по инициативе Леонида Рыженко, Геннадия Фридмана и других, когда мэрами были еще Юрий Шойхет, Валерий Рощупкин. Писались какие-то куски, мы обсуждали проблемы развития энергетики, энергосбережения, дорожного хозяйства, ЖКХ и т.д. При этом к составлению всех этих программ привлекались самые авторитетные ученые вузов города. Но до ума дело, как говорится, не довели. По разным причинам. А сейчас нам показали приоритеты. На что можно опереться, в каком направлении развивать сельское хозяйство, что делать с оборонкой, ЖКХ и т.д.

– За счет чего? Мы вроде бы и берем кредиты, но они уходят на погашение госдолга.

– Да, одна из проблем, которая не сдвигается с мертвой точки, это беднейший бюджет Омской области и особенно города Омска. Поэтому гениальных планов, программ, можно написать сколько угодно, но они не будут реализованы. Убежден, на сегодняшний день решение этой проблемы заключается в более скрупулезной работе с Кремлем. Депутаты Государственной думы от Омской области, Законодательное собрание не дорабатывают в плане того, чтобы вытащить из Москвы то, что по совести и закону должно принадлежать Омской области. Существуют официальные цифры – мы ж не дотационные по факту, нас просто элементарно грабят, как при царе-батюшке. Сибирь остается колонией. Поэтому ни губернатор, ни мэр, не имея денег, которые положены омичам по праву, не в состоянии что-то сделать СУЩЕСТВЕННОГО в плане развития региона.

– Но мы ведь с вами понимаем, как тяжело, практически нереально вырвать кусок из Москвы. Стратегия, как главный документ развития, не призвана ли как раз эту проблему решить?

– Самый главный документ в любом регионе – это бюджет на очередной год. А когда мы смотрим на бюджет этого года, бюджет следующего года, видим – там не хватает средств на самое элементарное. Поэтому любые программы, даже самые гениальные, могут жить только параллельно ситуации в области. Деньги нужны! Например, «за гроши» мы пытаемся отремонтировать дороги. А ведь сколько в них вложено, столько они и простоят! Как критиковать за это строителей? Чтобы решать эти вопросы и в городе, и в области, нужны деньги. А их нет, и я не вижу, чтобы серьезные были потуги для их возврата.

Повторюсь, депутаты Госдумы, сенаторы от Омской области должны выколачивать деньги. А они даже не ставят это в свои приоритетные задачи. Ни Кравец, ни Шрейдер, ни Денисенко, ни Роднина. И опытнейших Зуги с Голушко тоже в этом деле практически не видно. Детей в Канны отвезти – это здорово, это великолепно, это имидж развивает, но как завтра будем спасать свой дом от разрухи? И, быть может, это не их вина, а беда. Ведь они не москалюги, а представители Сибири, колонии, как еще в ХIХ веке печально говорили сибирские областники, истинные патриоты этого богатого, но веками «центром» обворовываемого края.    

– Михаил Иванович, мне кажется, говоря о Стратегии и варягах, мы натолкнулись на прелюбопытнейшее противоречие в ситуации, когда команда варягов собирается до кровавых мозолей реализовывать планы Омской области, рассчитанные до 2025 года? 

– Повторю, губернатору Виктору Назарову виднее, какая команда его устроит. Но и соглашусь – по крайней мере, странно, что ответственными за экономику будут люди, которые не думают о перспективе. Которым, скорее всего, неважно, что с него спросят люди через 10-15 лет. Уверен, что большинству омичей важнее, что у нас будет в ближайшие 1-3 года, чем через 10-15 лет.

– В случае, если они пришли «пересидеть» трудные для них времена?

– Именно. А практика миграции варягов более-менее известна. Сегодня здесь, завтра там. Назначат другого. Один приехал – будем делать самолеты, второй приехал – не будем делать самолеты. Надеюсь, что в ближайшие 1-3 года мы увидим результаты команды В.И. Назарова, в том числе и его «варягов», и результаты эти будут положительными, которыми омичи будут гордиться.

– Будем строить аэропорт, не будем строить аэропорт…

– Так же как и метро. Говорили, будет к 2016 году – не будет к 2016 году. Точно так же как по гидроузлу. Ведь до сих пор существует точка зрения, что его не надо строить, хотя его уже надо заканчивать строить. Все надо строить, достраивать, но вот на какие, как говорится, шиши?

– Ну, вот мы и заговорили, как те самые прообластные СМИ. Вы сказали, что у нас ВПК, мы регион промышленный, а у нас ликвидируется Минпром…

– Тут да. У нас вроде бы министерство транспорта добавилось. А какой там транспорт? Чем они руководят? Его не так-то и много. Я имею в виду государственного и муниципального. На самом деле оборонкой нужно заниматься, машиностроением, реальной экономикой. Кто-то должен координировать всю эту работу. Но я по-прежнему надеюсь, что все эти недоразумения будут исправлены, стоит лишь уже сформированной на сегодня команде приступить к работе.

– Михаил Иванович, я уже не о команде, я – чисто о дате прихода в Омскую область счастливого будущего. Вот смотрите. Приехал человек, да – он занимался инвестициями в банке, еще раньше командовал плотиной. Каков уровень его обучаемости, чтобы приступить к плодотворному руководству экономикой целого региона? Виктор Назаров, если брать за критерий окончательное формирование команды, «входил в тему» почти полтора года. Если Вячеславу Синюгину понадобится столько же, то там и на подъем экономики – до окончания полномочий Виктора Назарова – останется всего пара лет. 

– Полтора – не полтора, но год под это дело точно нужен. Чтобы принимать правильные решения, нужно понимать, что из себя представляет экономика региона. Покуда, думаю, он бумаги и отчеты изучает. Человек он опытный, федерального калибра, будем надеяться, что с поставленными губернатором задачами справится.

– А там новый губернатор и новую Стратегию развития одобрит… Возвращаясь к теме досрочных выборов – те же прообластные СМИ связывают возможность досрочного ухода Виктора Назарова с прогнозируемой отставкой Алексея Миллера, который, по слухам ставил Виктора Ивановича на царство. Против Двораковского сами знаете, какие интриги плетут…

– Ни Назаров, ни Двораковский досрочно не уйдут. Слухов можно запускать сколько угодно. Если по назначенным губернаторам и могут быть какие-то версии, то, с моей точки зрения, Двораковский будет работать до конца в любом случае. Он прекрасно осознает свою карьеру политического, общественного деятеля, и просто так толкнуть его в спину, что он тут же уйдет – не получится. Двораковский был главный инженером такого крупного предприятия, как «Мостовик», неоднократно избранным депутатом Горсовета, председателем Горсовета и закончить на должности мэра – очень интересная карьера. И портить концовку «досрочным сложением полномочий» вряд ли будет. Он не мальчишка. А вообще за то, что Омск удерживается на таком уровне с деньгами, которые есть в казне, – 12-13 млрд рублей, городским властям нужно спасибо сказать. У нас «Газпром» на подземный переход на Карла Маркса и обустройство улицы Чокана Валиханова потратит почти 2 млрд рублей. Громадные деньжищи для небольшого городского пятачка!   

А вообще, не покидает ощущение, что в Омске существует некая группировка, которая просто мечтает о том, чтобы у нас постоянно была свара губернатор – мэр. Все, что были до Двораковского: Шойхет, Рощупкин, Белов, Шрейдер – все они здесь заканчивали как проклятые. Потому что свара, потому что война. Валерий Павлович Рощупкин, когда недавно в Омск приезжал, сказал, что время войны мэра и губернатора это потерянное время для развития города, для омичей. Поэтому если будет вот эта война, то многие проблемы, которые есть в регионе, решить невозможно. Будут создаваться новые группировки чиновников, бизнесмены будут раскалываться, а то и просто бежать…  

Поэтому нужно сделать все, чтобы этого не допустить. И тогда совместными усилиями губернатора и мэра можно сделать во стократ больше, да и… деваться-то нам уже просто некуда. И вместе, вместе, подключив депутатов Госдумы, Заксобрания, сенаторов, решать вопрос об отчислении в регион большего количества денег, которые мы же направляем в Москву. Омск по количеству выручки, полученной через экономику, средств, находится в числе первых  шести-семи регионов России. А наши же деньги нам спускают как жалкие дотации. Менять  надо эту ситуацию, спорить, обосновывать, делать так, чтобы бОльшие суммы оставались на решение наших проблем, в том числе через участие в федеральных программах, грантах и т.д.  

Это реально. Ездил же Леонид Константинович Полежаев в Москву, выцыганивал деньги как-то, не все, но многое получалось. Но опять же, у него был большой опыт, связи. А тут, что бы мы ни говорили, многое зависит от опыта и знакомств с высокопоставленными питерскими москалями. Тем более, что на сегодняшний день реальных шансов оперативно пополнить наши областной и городской бюджеты за счет чего-то другого нет. Ну и участвовать в различных государственных программах. Ведь наши власти, и это не секрет, только в последнее время научились оформлять свое участие в этих конкурсах, чтобы получать реальные деньги, которые порой исчисляются миллиардами. А ведь порой цена вопроса только в умении правильно оформить документы и обосновать, как эти деньги и на что будут потрачены.

– Михаил Иванович, сейчас тоже о несколько абсурдной, но более легкой, на мой взгляд, излечиваемой болезни. Омские общественники, как вы знаете, сошли с ума, обсуждая тему Чертова колеса в Омской крепости. Да и по поводу восстановления Омской крепости, в которой желают похоронить 2 млрд, тоже сошли с ума. Ну сколько людей покатаются на этом колесе? Сколько омичей пойдет гулять по этой Золотой крепости? Я предложил на деньги 300-летия Омска, на скромную относительно часть этих денег, перенести в город Большереченский зоопарк. Ведь ребятишек можно хоть каждый день туда водить, да и животным будет комфортнее?

– Абсолютно с вами согласен. Мне кажется, это будет идеальным подарком нашим детям и внукам, всем омичам. Да и большинству  жителей сельских районов гораздо удобнее добираться до Омска, нежели в Большеречье. Хотя, конечно, в этом случае организаторам Большереченского зоопарка, всем тем, кто заботился все эти годы о проживающих там зверюшках и птичках, надо сказать будет огромное спасибо.  

Записал Владимир Пирогов

Наша справка:

Михаил Машкарин, кандидат исторических наук, декан факультета гуманитарного образования (с 2005), избирался депутатом Омского городского Совета (1990, 1998), депутатом Законодательного Собрания Омской области, член Союза журналистов России (с 1995). Имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2012), автор более 300 научных работ, более тысячи статей в периодической печати, член Комиссии по вопросам помилования на территории Омской области (с 2002), член Общественного совета при УМВД по Омской области (с 2011).

2008

Известный политолог считает, что региональные власти недорабатывают в плане выбивания из Москвы денег, которые должны принадлежать Омской области.

О том, где взять деньги на реализацию Стратегии региона, о группировке, мечтающей поссорить губернатора Назарова и мэра Двораковского, о возможности досрочных выборов в 2014 году – в интервью с политологом, кандидатом исторических наук, деканом факультета гуманитарного образования Михаилом Машкариным.

– Михаил Иванович, недавно в «Известиях» со ссылкой на источники в Кремле был опубликован список из восьми губернаторов, которым в ближайшее время грозит отставка. Это главы Орловской, Мурманской, Калининградской, Волгоградской, Ярославской, Кировской, Курской и Кемеровской областей. К каждому из этих руководителей есть серьезные претензии, связанные с качеством управления регионами и протестными настроениями. И хотя Омской области в этом списке нет, версия о возможных выборах главы региона в сентябре 2014 года продвигается в СМИ достаточно активно. Что происходит? Насколько обоснованы сегодня эти разговоры о зыбкости власти? 

– Да, мне эти разговоры известны. Критикуют и губернатора, и мэра. Мол, не работают, не справляются. Но думаю, эта критика на сегодняшний день не должна быть безапелляционной. Чтобы руководить таким крупным регионом как наш, должен быть опыт. На мой взгляд, у Виктора Назарова и Вячеслава Двораковского до вступления в должность опыта управления такими непростыми экономиками не было. И они проработали недостаточно долго, чтобы давать окончательную оценку их деятельности. Поставь любого, он должен понять куда двигаться, на кого опираться… Это касается и того, что вы назвали «чехардой в правительстве». У любого нового руководителя возникают проблемы по формированию команды.

Другое дело – как этому относиться. Мне, например, не совсем нравится, когда здесь не нашли министра экономики, а привезли с Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийск это одно, Омск – совсем другое. Там сплошь нефть и газ. У нас – сложная экономика. Тот же военно-промышленный комплекс, колоссальный аграрный сектор, чего в Хантах не было. У нас сложностей гораздо больше, чем там, где работали пришедшие в правительство варяги. Но, тем не менее, губернатору виднее, он должен подобрать такую команду, которая удовлетворяла бы его профессиональные запросы и которая не интриги плела, а действительно пыталась разобраться в ситуации.

– А точно эта команда понимает, куда следует идти?

– Что ни говорите, а эта команда пришла в регион со своей цельной программой – известной как Стратегия развития. Ее обсуждали, критиковали, в результате родились новые конструктивные соображения. Может, принципиально нового там ничего и не появилась, но она, повторюсь, цельная. Попытки создать подобное начались еще 15-20 лет назад по инициативе Леонида Рыженко, Геннадия Фридмана и других, когда мэрами были еще Юрий Шойхет, Валерий Рощупкин. Писались какие-то куски, мы обсуждали проблемы развития энергетики, энергосбережения, дорожного хозяйства, ЖКХ и т.д. При этом к составлению всех этих программ привлекались самые авторитетные ученые вузов города. Но до ума дело, как говорится, не довели. По разным причинам. А сейчас нам показали приоритеты. На что можно опереться, в каком направлении развивать сельское хозяйство, что делать с оборонкой, ЖКХ и т.д.

– За счет чего? Мы вроде бы и берем кредиты, но они уходят на погашение госдолга.

– Да, одна из проблем, которая не сдвигается с мертвой точки, это беднейший бюджет Омской области и особенно города Омска. Поэтому гениальных планов, программ, можно написать сколько угодно, но они не будут реализованы. Убежден, на сегодняшний день решение этой проблемы заключается в более скрупулезной работе с Кремлем. Депутаты Государственной думы от Омской области, Законодательное собрание не дорабатывают в плане того, чтобы вытащить из Москвы то, что по совести и закону должно принадлежать Омской области. Существуют официальные цифры – мы ж не дотационные по факту, нас просто элементарно грабят, как при царе-батюшке. Сибирь остается колонией. Поэтому ни губернатор, ни мэр, не имея денег, которые положены омичам по праву, не в состоянии что-то сделать СУЩЕСТВЕННОГО в плане развития региона.

– Но мы ведь с вами понимаем, как тяжело, практически нереально вырвать кусок из Москвы. Стратегия, как главный документ развития, не призвана ли как раз эту проблему решить?

– Самый главный документ в любом регионе – это бюджет на очередной год. А когда мы смотрим на бюджет этого года, бюджет следующего года, видим – там не хватает средств на самое элементарное. Поэтому любые программы, даже самые гениальные, могут жить только параллельно ситуации в области. Деньги нужны! Например, «за гроши» мы пытаемся отремонтировать дороги. А ведь сколько в них вложено, столько они и простоят! Как критиковать за это строителей? Чтобы решать эти вопросы и в городе, и в области, нужны деньги. А их нет, и я не вижу, чтобы серьезные были потуги для их возврата.

Повторюсь, депутаты Госдумы, сенаторы от Омской области должны выколачивать деньги. А они даже не ставят это в свои приоритетные задачи. Ни Кравец, ни Шрейдер, ни Денисенко, ни Роднина. И опытнейших Зуги с Голушко тоже в этом деле практически не видно. Детей в Канны отвезти – это здорово, это великолепно, это имидж развивает, но как завтра будем спасать свой дом от разрухи? И, быть может, это не их вина, а беда. Ведь они не москалюги, а представители Сибири, колонии, как еще в ХIХ веке печально говорили сибирские областники, истинные патриоты этого богатого, но веками «центром» обворовываемого края.    

– Михаил Иванович, мне кажется, говоря о Стратегии и варягах, мы натолкнулись на прелюбопытнейшее противоречие в ситуации, когда команда варягов собирается до кровавых мозолей реализовывать планы Омской области, рассчитанные до 2025 года? 

– Повторю, губернатору Виктору Назарову виднее, какая команда его устроит. Но и соглашусь – по крайней мере, странно, что ответственными за экономику будут люди, которые не думают о перспективе. Которым, скорее всего, неважно, что с него спросят люди через 10-15 лет. Уверен, что большинству омичей важнее, что у нас будет в ближайшие 1-3 года, чем через 10-15 лет.

– В случае, если они пришли «пересидеть» трудные для них времена?

– Именно. А практика миграции варягов более-менее известна. Сегодня здесь, завтра там. Назначат другого. Один приехал – будем делать самолеты, второй приехал – не будем делать самолеты. Надеюсь, что в ближайшие 1-3 года мы увидим результаты команды В.И. Назарова, в том числе и его «варягов», и результаты эти будут положительными, которыми омичи будут гордиться.

– Будем строить аэропорт, не будем строить аэропорт…

– Так же как и метро. Говорили, будет к 2016 году – не будет к 2016 году. Точно так же как по гидроузлу. Ведь до сих пор существует точка зрения, что его не надо строить, хотя его уже надо заканчивать строить. Все надо строить, достраивать, но вот на какие, как говорится, шиши?

– Ну, вот мы и заговорили, как те самые прообластные СМИ. Вы сказали, что у нас ВПК, мы регион промышленный, а у нас ликвидируется Минпром…

– Тут да. У нас вроде бы министерство транспорта добавилось. А какой там транспорт? Чем они руководят? Его не так-то и много. Я имею в виду государственного и муниципального. На самом деле оборонкой нужно заниматься, машиностроением, реальной экономикой. Кто-то должен координировать всю эту работу. Но я по-прежнему надеюсь, что все эти недоразумения будут исправлены, стоит лишь уже сформированной на сегодня команде приступить к работе.

– Михаил Иванович, я уже не о команде, я – чисто о дате прихода в Омскую область счастливого будущего. Вот смотрите. Приехал человек, да – он занимался инвестициями в банке, еще раньше командовал плотиной. Каков уровень его обучаемости, чтобы приступить к плодотворному руководству экономикой целого региона? Виктор Назаров, если брать за критерий окончательное формирование команды, «входил в тему» почти полтора года. Если Вячеславу Синюгину понадобится столько же, то там и на подъем экономики – до окончания полномочий Виктора Назарова – останется всего пара лет. 

– Полтора – не полтора, но год под это дело точно нужен. Чтобы принимать правильные решения, нужно понимать, что из себя представляет экономика региона. Покуда, думаю, он бумаги и отчеты изучает. Человек он опытный, федерального калибра, будем надеяться, что с поставленными губернатором задачами справится.

– А там новый губернатор и новую Стратегию развития одобрит… Возвращаясь к теме досрочных выборов – те же прообластные СМИ связывают возможность досрочного ухода Виктора Назарова с прогнозируемой отставкой Алексея Миллера, который, по слухам ставил Виктора Ивановича на царство. Против Двораковского сами знаете, какие интриги плетут…

– Ни Назаров, ни Двораковский досрочно не уйдут. Слухов можно запускать сколько угодно. Если по назначенным губернаторам и могут быть какие-то версии, то, с моей точки зрения, Двораковский будет работать до конца в любом случае. Он прекрасно осознает свою карьеру политического, общественного деятеля, и просто так толкнуть его в спину, что он тут же уйдет – не получится. Двораковский был главный инженером такого крупного предприятия, как «Мостовик», неоднократно избранным депутатом Горсовета, председателем Горсовета и закончить на должности мэра – очень интересная карьера. И портить концовку «досрочным сложением полномочий» вряд ли будет. Он не мальчишка. А вообще за то, что Омск удерживается на таком уровне с деньгами, которые есть в казне, – 12-13 млрд рублей, городским властям нужно спасибо сказать. У нас «Газпром» на подземный переход на Карла Маркса и обустройство улицы Чокана Валиханова потратит почти 2 млрд рублей. Громадные деньжищи для небольшого городского пятачка!   

А вообще, не покидает ощущение, что в Омске существует некая группировка, которая просто мечтает о том, чтобы у нас постоянно была свара губернатор – мэр. Все, что были до Двораковского: Шойхет, Рощупкин, Белов, Шрейдер – все они здесь заканчивали как проклятые. Потому что свара, потому что война. Валерий Павлович Рощупкин, когда недавно в Омск приезжал, сказал, что время войны мэра и губернатора это потерянное время для развития города, для омичей. Поэтому если будет вот эта война, то многие проблемы, которые есть в регионе, решить невозможно. Будут создаваться новые группировки чиновников, бизнесмены будут раскалываться, а то и просто бежать…  

Поэтому нужно сделать все, чтобы этого не допустить. И тогда совместными усилиями губернатора и мэра можно сделать во стократ больше, да и… деваться-то нам уже просто некуда. И вместе, вместе, подключив депутатов Госдумы, Заксобрания, сенаторов, решать вопрос об отчислении в регион большего количества денег, которые мы же направляем в Москву. Омск по количеству выручки, полученной через экономику, средств, находится в числе первых  шести-семи регионов России. А наши же деньги нам спускают как жалкие дотации. Менять  надо эту ситуацию, спорить, обосновывать, делать так, чтобы бОльшие суммы оставались на решение наших проблем, в том числе через участие в федеральных программах, грантах и т.д.  

Это реально. Ездил же Леонид Константинович Полежаев в Москву, выцыганивал деньги как-то, не все, но многое получалось. Но опять же, у него был большой опыт, связи. А тут, что бы мы ни говорили, многое зависит от опыта и знакомств с высокопоставленными питерскими москалями. Тем более, что на сегодняшний день реальных шансов оперативно пополнить наши областной и городской бюджеты за счет чего-то другого нет. Ну и участвовать в различных государственных программах. Ведь наши власти, и это не секрет, только в последнее время научились оформлять свое участие в этих конкурсах, чтобы получать реальные деньги, которые порой исчисляются миллиардами. А ведь порой цена вопроса только в умении правильно оформить документы и обосновать, как эти деньги и на что будут потрачены.

– Михаил Иванович, сейчас тоже о несколько абсурдной, но более легкой, на мой взгляд, излечиваемой болезни. Омские общественники, как вы знаете, сошли с ума, обсуждая тему Чертова колеса в Омской крепости. Да и по поводу восстановления Омской крепости, в которой желают похоронить 2 млрд, тоже сошли с ума. Ну сколько людей покатаются на этом колесе? Сколько омичей пойдет гулять по этой Золотой крепости? Я предложил на деньги 300-летия Омска, на скромную относительно часть этих денег, перенести в город Большереченский зоопарк. Ведь ребятишек можно хоть каждый день туда водить, да и животным будет комфортнее?

– Абсолютно с вами согласен. Мне кажется, это будет идеальным подарком нашим детям и внукам, всем омичам. Да и большинству  жителей сельских районов гораздо удобнее добираться до Омска, нежели в Большеречье. Хотя, конечно, в этом случае организаторам Большереченского зоопарка, всем тем, кто заботился все эти годы о проживающих там зверюшках и птичках, надо сказать будет огромное спасибо.  

Записал Владимир Пирогов

Наша справка:

Михаил Машкарин, кандидат исторических наук, декан факультета гуманитарного образования (с 2005), избирался депутатом Омского городского Совета (1990, 1998), депутатом Законодательного Собрания Омской области, член Союза журналистов России (с 1995). Имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2012), автор более 300 научных работ, более тысячи статей в периодической печати, член Комиссии по вопросам помилования на территории Омской области (с 2002), член Общественного совета при УМВД по Омской области (с 2011).

2008