Поиск

Главный режиссер Омского драмтеатра представил самые яркие новинки 140-го сезона и признался, что собирается ставить спектакль по Толстому.

Омский академический драматический театр открыл свой 140-й сезон. Пусть цифра эта не попадает в юбилейно-исторические анналы, но для Омска, который готовится отметить 300-летие основания, дата явно не проходная.

В краю некогда каторжном, малокультурном появление театра сыграло чрезвычайно важную просветительскую и облагораживающую для населения роль. А сколько трудностей пришлось преодолеть на первых этапах своего становления омским служителям Мельпомены! И отсутствие стационарного помещения, и косность властей, и пресс политического надзора, и профессиональная несостоятельность заезжих артистов, и убогость репертуара…

Счастливым фактом биографии стало для Омской драмы в начале ХХ века строительство каменного театра по проекту архитектора Иллиодора Хворинова. Новое здание стало настоящим украшением города, местом притяжения самой созидательной и прогрессивной части омского общества.

Один из старейших театров Сибири сегодня занял свое, особое место среди ведущих творческих коллективов России, завоевал признание и у зарубежного зрителя. О том, как живет и развивается сегодняшняя Омская драма,  мы беседуем с главным режиссером, художественным руководителем театра Георгием Цхвиравой.

- В феврале 2009 года Вы летели в Омск из Петербурга на утверждение в должности главного режиссера Омской драмы – 13-го числа, в пятницу. И все ждали какого-то подвоха от судьбы, потому что, по собственному признанию, Вы – человек суеверный. С того памятного рейса суеверий поубавилось?

- Грех жаловаться. Вот уже четыре с половиной года работаю, вроде бы что-то получается. Много интересных, признанных режиссеров, художников приезжают к нам ставить спектакли. И гастроли зарубежные у нас проходят, и замечательные фестивали, и с труппой, по-моему, взаимоотношения складываются.

- Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее место Омской драмы на российском театральном пространстве?

- Театр завоевал прочные творческие позиции, у него хорошая репутация в театральном мире. Омская труппа по утверждению ведущих театральных критиков – одна из лучших в стране. На сегодняшний день Омская драма – это несомненный бренд Омска, его творческое лицо.

- Конечно же, существуют и проблемы. Какие из них самые неотложные?

- Главная проблема: мы задыхаемся от нехватки пространства. У нас нет хозяйственных построек, необходимых репетиционных залов. Мы стиснуты внутри театра, нам негде хранить декорации. Мы начинаем отставать от российских коллег по техническому оснащению. У нас старое световое оборудование, и звуковая аппаратура приходит в негодность. На каждый фестиваль приходится брать в аренду за огромные деньги аппаратуру. Недавно мы купили проектор в театр – потрясающий, дорогущий, но сразу открылись новые возможности, возникли новые спектакли.

Есть и другие, более деликатные моменты. Сегодня в труппе 15 пенсионеров, хотя сам творческий коллектив насчитывает чуть больше сорока человек. Через пять лет возрастных актеров будет уже 20 с лишним. Пока еще все в порядке. Труппа мощная, сильная, есть с кем работать. Но надо думать о будущем. Например, набрать целевой курс. Это можно было бы сделать на базе Ярославского театрального института. Привлечь к этому Александра Кузина, который поставил у нас несколько спектаклей, в том числе и последнюю премьеру - «Сирано де Бержерака». Этот режиссер – народный артист России, лауреат Государственной премии имени Станиславского, профессор, который воспитал огромное число артистов. Опыт театральной педагогики у него колоссальный. Если набрать с ним совместный курс, то через 4-5 лет можно было бы привезти в Омск хорошо подготовленных артистов. 

- Георгий Зурабович, прежний губернатор Леонид Полежаев возглавлял попечительский совет театра драмы, и вашему театру всегда выдавались особые преференции. Сейчас вы тоже не обижены вниманием руководства области. Да и на федеральном уровне театр получил престижный президентский грант, который обычно получают столичные коллективы.

- Из провинции, кроме нас, гранта удостоились Ярославский театр – но он все-таки федерального подчинения, и еще два маленьких театра. Это Камерный театр в Воронеже, и Минусинский театр. Правда, цифры гранта у всех разные.

- Как складываются взаимоотношения с новым губернатором?

- Мы благодарны, что Виктор Иванович Назаров ходит к нам в театр. Он был на лучших спектаклях «Золотой маски», приходил на открытие 140-го сезона.  После спектакля мы пообщались и озвучили губернатору свои проблемы.

- Что-то удалось сдвинуть с места?

- Под репетиционные залы нам выделены подвалы в здании министерства культуры на Гагарина. Там сейчас идет реконструкция, но требуются немалые вложения в укрепление фундамента этого исторического здания, одним косметическим ремонтом не обойтись.

- 140-ой сезон. Не юбилей, но круглая, красивая дата. И к этой дате получилась яркая увертюра в виде гастрольного тура в Прагу. Как вас принимали, что порадовало, будет ли продолжение контактов?

- Возникла очень хорошая традиция в последние годы каждый сезон открывать гастрольными поездками. В прошлом году в сентябре мы были на больших гастролях в Болгарии - Бургас, Пловдив и София. А нынче поездка в Прагу, замечательный театр «На виноградах». Возили туда три спектакля: «Дачники», который является нашей визитной карточкой, «Чертову дюжину» и «Дембельский поезд». Есть особенный нюанс, связанный со спектаклем «Чертова дюжина», поставленным по произведениям Аркадия Аверченко. Этот писатель широко известен в Чехии, он, собственно, и умер в Праге. Мы побывали на его могиле на Ольшанском кладбище, возложили цветы. И, знаете, Аверченко у нас прошел лучше всех! Артисты уже уходили в гримерку, а аплодисменты все продолжались.

Хорошо приняли на малой сцене «Дембельский поезд», острую современную пьесу, хотя мы побаивались, все-таки армейская тема, больная для чехов после 1968 года. Так что мы очень благодарны пражским зрителям за теплый прием. Хотя афиш было немного, но о приезде театра из Сибири как-то узнавали, и зал всегда был полон. Для театра это очень важная встряска – и творческая, и эмоциональная, и эстетическая. Когда так сезон начинается, это окрыляет.

- Потом, не заезжая домой, вы побывали в Екатеринбурге…

- Наш театр там закрывал фестиваль «Реальный театр» своим спектаклем «Бег». А когда вернулись в Омск, через четыре дня открыли свой новый сезон  премьерой «Сирано де Бержерака» - спектакля огромного, очень объемного.  Думаю, мы мощно начали свой 140-ой сезон.  

- Что интересного ждет омичей в этом сезоне?

- Открылись мы «Сирано де Бержераком». У нас в этом сезоне должен был поставить спектакль Александр Морфов, главный режиссер Национального театра в Болгарии, но так складывается жизнь, что  в оговоренные сроки у него образовались киносъемки в Москве. Но проект не закрыт. С Морфовым планировалась постановка «Декамерона», надеюсь,  все задуманное состоится. Мы выпустили в этом календарном году «Смерть не велосипед, чтобы ее украли», «Лес» Островского, «Сирано» Ростана. И до конца нынешнего года выйдут еще два спектакля. Сейчас я начинаю репетиции спектакля под названием «Метод Гренхольма». Это такие современные «Игроки». На Малой сцене с октября месяца главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый будет ставить спектакль по роману Елены Чижовой «Время женщин». Дальше, уже в декабре, я приступлю к огромному спектаклю, в котором будет занята практически вся труппа, -  «Враги» Горького.

- Сильная, программная вещь…

-  Да, я перечитал, можно сказать, Горького и понял, что сегодня эта пьеса для нашего общества очень актуальна и важна. Ставить будем опять с художником Эмилем Капелюшем, уже придуман макет, и я горю этим материалом.  После Нового года молодой режиссер-дипломник Вячеслав Ямбор будет делать спектакль «Казимир и Каролина» Эдена фон Хорвата – немецкоязычного драматурга, работавшего в одно время с Брехтом. Он сейчас страшно популярен в мире. С марта месяца замечательный режиссер, признанный мастер по пластике Сергей Грицай будет делать у нас  «Историю лошади». Уверен,  для труппы будет интересна эта работа. Я и сам в следующем сезоне в другом театре намереваюсь ставить «Плоды просвещения».

- Для Вас пришло время Толстого?

- Мне кажется, оно пришло для всего российского общества. Что-то такое грозовое витает в воздухе… Надеюсь, будущим летом что-то сделает у нас возглавивший недавно малую сцену Александринки Марат Гацалов, хотя этот режиссер сейчас буквально нарасхват. Если он найдет для нас время, будет здорово! Напомню, что омских зрителей ждут летом 2014 года встречи с четвертым фестивалем «Академия». Подготовка к нему идет полным ходом.

- А еще на декабрь нынешнего года у Вас заявлено проведение традиционной лаборатории современной драматургии.

- На нее приедет известный режиссер Адольф Шапиро, мой старший товарищ. Человек, который ставит и во МХАТе, и в Малом театре. Мы побывали в Шанхае у него на премьере «Дяди Вани», где он работал вместе с художником Шишкиным, оформившим запомнившийся омичам по «Доброму человеку из Сезуана». Привезем этого «Дядю Ваню» на «Академию». Пригласили на фестиваль и Шапиро. Надеюсь, что он даст согласие на постановку у нас. Я вообще хочу так строить репертуар, чтобы были и молодые, ярые, и люди, которые в этой профессии уже собаку съели.

- Пражский след на фестивале появится?

- Хочется, чтобы Театр «На виноградах» привез спектакль «Ребекка» по Ибсену. Сейчас необходимо преодолеть необходимые согласования, так что интрига пока сохраняется.

- Спасибо вам большое. В добрый путь в новом сезоне.

С режиссером беседовала Людмила Першина

Фото omskdrama.ru

1185

Главный режиссер Омского драмтеатра представил самые яркие новинки 140-го сезона и признался, что собирается ставить спектакль по Толстому.

Омский академический драматический театр открыл свой 140-й сезон. Пусть цифра эта не попадает в юбилейно-исторические анналы, но для Омска, который готовится отметить 300-летие основания, дата явно не проходная.

В краю некогда каторжном, малокультурном появление театра сыграло чрезвычайно важную просветительскую и облагораживающую для населения роль. А сколько трудностей пришлось преодолеть на первых этапах своего становления омским служителям Мельпомены! И отсутствие стационарного помещения, и косность властей, и пресс политического надзора, и профессиональная несостоятельность заезжих артистов, и убогость репертуара…

Счастливым фактом биографии стало для Омской драмы в начале ХХ века строительство каменного театра по проекту архитектора Иллиодора Хворинова. Новое здание стало настоящим украшением города, местом притяжения самой созидательной и прогрессивной части омского общества.

Один из старейших театров Сибири сегодня занял свое, особое место среди ведущих творческих коллективов России, завоевал признание и у зарубежного зрителя. О том, как живет и развивается сегодняшняя Омская драма,  мы беседуем с главным режиссером, художественным руководителем театра Георгием Цхвиравой.

- В феврале 2009 года Вы летели в Омск из Петербурга на утверждение в должности главного режиссера Омской драмы – 13-го числа, в пятницу. И все ждали какого-то подвоха от судьбы, потому что, по собственному признанию, Вы – человек суеверный. С того памятного рейса суеверий поубавилось?

- Грех жаловаться. Вот уже четыре с половиной года работаю, вроде бы что-то получается. Много интересных, признанных режиссеров, художников приезжают к нам ставить спектакли. И гастроли зарубежные у нас проходят, и замечательные фестивали, и с труппой, по-моему, взаимоотношения складываются.

- Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее место Омской драмы на российском театральном пространстве?

- Театр завоевал прочные творческие позиции, у него хорошая репутация в театральном мире. Омская труппа по утверждению ведущих театральных критиков – одна из лучших в стране. На сегодняшний день Омская драма – это несомненный бренд Омска, его творческое лицо.

- Конечно же, существуют и проблемы. Какие из них самые неотложные?

- Главная проблема: мы задыхаемся от нехватки пространства. У нас нет хозяйственных построек, необходимых репетиционных залов. Мы стиснуты внутри театра, нам негде хранить декорации. Мы начинаем отставать от российских коллег по техническому оснащению. У нас старое световое оборудование, и звуковая аппаратура приходит в негодность. На каждый фестиваль приходится брать в аренду за огромные деньги аппаратуру. Недавно мы купили проектор в театр – потрясающий, дорогущий, но сразу открылись новые возможности, возникли новые спектакли.

Есть и другие, более деликатные моменты. Сегодня в труппе 15 пенсионеров, хотя сам творческий коллектив насчитывает чуть больше сорока человек. Через пять лет возрастных актеров будет уже 20 с лишним. Пока еще все в порядке. Труппа мощная, сильная, есть с кем работать. Но надо думать о будущем. Например, набрать целевой курс. Это можно было бы сделать на базе Ярославского театрального института. Привлечь к этому Александра Кузина, который поставил у нас несколько спектаклей, в том числе и последнюю премьеру - «Сирано де Бержерака». Этот режиссер – народный артист России, лауреат Государственной премии имени Станиславского, профессор, который воспитал огромное число артистов. Опыт театральной педагогики у него колоссальный. Если набрать с ним совместный курс, то через 4-5 лет можно было бы привезти в Омск хорошо подготовленных артистов. 

- Георгий Зурабович, прежний губернатор Леонид Полежаев возглавлял попечительский совет театра драмы, и вашему театру всегда выдавались особые преференции. Сейчас вы тоже не обижены вниманием руководства области. Да и на федеральном уровне театр получил престижный президентский грант, который обычно получают столичные коллективы.

- Из провинции, кроме нас, гранта удостоились Ярославский театр – но он все-таки федерального подчинения, и еще два маленьких театра. Это Камерный театр в Воронеже, и Минусинский театр. Правда, цифры гранта у всех разные.

- Как складываются взаимоотношения с новым губернатором?

- Мы благодарны, что Виктор Иванович Назаров ходит к нам в театр. Он был на лучших спектаклях «Золотой маски», приходил на открытие 140-го сезона.  После спектакля мы пообщались и озвучили губернатору свои проблемы.

- Что-то удалось сдвинуть с места?

- Под репетиционные залы нам выделены подвалы в здании министерства культуры на Гагарина. Там сейчас идет реконструкция, но требуются немалые вложения в укрепление фундамента этого исторического здания, одним косметическим ремонтом не обойтись.

- 140-ой сезон. Не юбилей, но круглая, красивая дата. И к этой дате получилась яркая увертюра в виде гастрольного тура в Прагу. Как вас принимали, что порадовало, будет ли продолжение контактов?

- Возникла очень хорошая традиция в последние годы каждый сезон открывать гастрольными поездками. В прошлом году в сентябре мы были на больших гастролях в Болгарии - Бургас, Пловдив и София. А нынче поездка в Прагу, замечательный театр «На виноградах». Возили туда три спектакля: «Дачники», который является нашей визитной карточкой, «Чертову дюжину» и «Дембельский поезд». Есть особенный нюанс, связанный со спектаклем «Чертова дюжина», поставленным по произведениям Аркадия Аверченко. Этот писатель широко известен в Чехии, он, собственно, и умер в Праге. Мы побывали на его могиле на Ольшанском кладбище, возложили цветы. И, знаете, Аверченко у нас прошел лучше всех! Артисты уже уходили в гримерку, а аплодисменты все продолжались.

Хорошо приняли на малой сцене «Дембельский поезд», острую современную пьесу, хотя мы побаивались, все-таки армейская тема, больная для чехов после 1968 года. Так что мы очень благодарны пражским зрителям за теплый прием. Хотя афиш было немного, но о приезде театра из Сибири как-то узнавали, и зал всегда был полон. Для театра это очень важная встряска – и творческая, и эмоциональная, и эстетическая. Когда так сезон начинается, это окрыляет.

- Потом, не заезжая домой, вы побывали в Екатеринбурге…

- Наш театр там закрывал фестиваль «Реальный театр» своим спектаклем «Бег». А когда вернулись в Омск, через четыре дня открыли свой новый сезон  премьерой «Сирано де Бержерака» - спектакля огромного, очень объемного.  Думаю, мы мощно начали свой 140-ой сезон.  

- Что интересного ждет омичей в этом сезоне?

- Открылись мы «Сирано де Бержераком». У нас в этом сезоне должен был поставить спектакль Александр Морфов, главный режиссер Национального театра в Болгарии, но так складывается жизнь, что  в оговоренные сроки у него образовались киносъемки в Москве. Но проект не закрыт. С Морфовым планировалась постановка «Декамерона», надеюсь,  все задуманное состоится. Мы выпустили в этом календарном году «Смерть не велосипед, чтобы ее украли», «Лес» Островского, «Сирано» Ростана. И до конца нынешнего года выйдут еще два спектакля. Сейчас я начинаю репетиции спектакля под названием «Метод Гренхольма». Это такие современные «Игроки». На Малой сцене с октября месяца главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый будет ставить спектакль по роману Елены Чижовой «Время женщин». Дальше, уже в декабре, я приступлю к огромному спектаклю, в котором будет занята практически вся труппа, -  «Враги» Горького.

- Сильная, программная вещь…

-  Да, я перечитал, можно сказать, Горького и понял, что сегодня эта пьеса для нашего общества очень актуальна и важна. Ставить будем опять с художником Эмилем Капелюшем, уже придуман макет, и я горю этим материалом.  После Нового года молодой режиссер-дипломник Вячеслав Ямбор будет делать спектакль «Казимир и Каролина» Эдена фон Хорвата – немецкоязычного драматурга, работавшего в одно время с Брехтом. Он сейчас страшно популярен в мире. С марта месяца замечательный режиссер, признанный мастер по пластике Сергей Грицай будет делать у нас  «Историю лошади». Уверен,  для труппы будет интересна эта работа. Я и сам в следующем сезоне в другом театре намереваюсь ставить «Плоды просвещения».

- Для Вас пришло время Толстого?

- Мне кажется, оно пришло для всего российского общества. Что-то такое грозовое витает в воздухе… Надеюсь, будущим летом что-то сделает у нас возглавивший недавно малую сцену Александринки Марат Гацалов, хотя этот режиссер сейчас буквально нарасхват. Если он найдет для нас время, будет здорово! Напомню, что омских зрителей ждут летом 2014 года встречи с четвертым фестивалем «Академия». Подготовка к нему идет полным ходом.

- А еще на декабрь нынешнего года у Вас заявлено проведение традиционной лаборатории современной драматургии.

- На нее приедет известный режиссер Адольф Шапиро, мой старший товарищ. Человек, который ставит и во МХАТе, и в Малом театре. Мы побывали в Шанхае у него на премьере «Дяди Вани», где он работал вместе с художником Шишкиным, оформившим запомнившийся омичам по «Доброму человеку из Сезуана». Привезем этого «Дядю Ваню» на «Академию». Пригласили на фестиваль и Шапиро. Надеюсь, что он даст согласие на постановку у нас. Я вообще хочу так строить репертуар, чтобы были и молодые, ярые, и люди, которые в этой профессии уже собаку съели.

- Пражский след на фестивале появится?

- Хочется, чтобы Театр «На виноградах» привез спектакль «Ребекка» по Ибсену. Сейчас необходимо преодолеть необходимые согласования, так что интрига пока сохраняется.

- Спасибо вам большое. В добрый путь в новом сезоне.

С режиссером беседовала Людмила Першина

Фото omskdrama.ru

1185