Поиск

Даже без статуса «регион-банкрот» местным властям позволят сокращать расходы на образование, медицину, культуру. А там и задержки зарплат, сокращения числа госслужащих и работников бюджетной сферы не за горами.
На прошлой неделе федеральные СМИ сообщили сенсационную новость, что в 2015 году Омская область может войти в число регионов-банкротов. Местные медиаресурсы подхватили тему, но ограничились заявлением министра финансов области Риты Фоминой. Она сообщила, что для начала процедуры банкротства доля задолженности региона перед кредиторами должна превышать 70% от годового бюджета, а омское правительство стабильно держит планку в пределах 30-40. 
Сегодня омичей еще раз успокоил губернатор Виктор Назаров, намекнувший, что озвученные в СМИ выводы о возможном банкротстве Омской области делали «неспециалисты», а регион даже в жестких условиях бюджетного дефицита выполнит все свои обязательства перед населением.
Между тем, ни министр Фомина, ни губернатор Назаров не говорят главного – за счет чего власти намерены кардинально переломить ситуацию и вместо увеличения госдолга начать его сокращать? И пока угроза дефолта сохраняется, давайте все-таки выясним, чем эта неприятная ситуация грозит всем нам.
Кредитная пирамида
Как известно, в начале 2013 года  правительство Омской области взяло кредит на общую сумму 4 млрд 955 млн рублей. В начале августа были объявлены новые аукционы на кредитование региона в размере 3,9 млрд рублей. Займы пойдут не на развитие экономики региона, а на покрытие бюджетного дефицита и погашение госдолга. За неполный год – почти 9 миллиардов кредитов. Можно пытаться по-разному объяснять эти действия правительства, но скорость падения Омской области в финансовую пропасть выглядит устрашающе. 

Если губернатор Виктор Назаров принял регион с долгом порядка 17 млрд рублей, который его предшественник Леонид Полежаев копил аж  20 лет, то  на 1 июля текущего года этот долг составил 22,9 млрд рублей. И простая арифметика показывает, что при существующих методах управления региональной экономикой через четыре года долг Омской области может составить почти 60 млрд рублей.  
Инерция доходов
Сама мысль, что областное правительство умышленно ведет регион к экономической  катастрофе – кажется абсурдной. По оценкам многих уважаемых экспертов, Виктор Назаров все время нахождения на посту губернатора вникал в ситуацию, ждал от специалистов оптимальную программу по выводу подведомственного субъекта на путь развития. Программа – «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года» – была сформулирована еще в конце 2012 года. Несмотря на то, что программный документ развития региона уже официально принят, для реализации этой программы не сделано ни одного сколько-нибудь эффективного шага (кроме подготовки инвестиционных площадок). А основная задача, записанная в Стратегии, – «ускорение темпов экономического роста в Омской области на основе кардинального повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Омской области» – судя по информации официального сайта облправительства, выполняется лишь за счет введения в строй производств, зачатых опять же при предшественнике Виктора Назарова – Леониде Полежаеве. То есть, единственное, в чем проявился рост инвестиций (за первый квартал текущего года 112 процентов к соответствующему периоду 2012 года) – ввод в эксплуатацию свиноводческого комплекса, комбикормового завода ООО «РУСКОМ-Агро» в Кормиловском районе и завода по производству полипропилена. 
Как результат – только с декабря 2012 года по август 2013 года соотношение долга и собственных доходов бюджета Омской области выросло с 38 до 46 процентов. То есть «стабильная планка» Риты Фоминой уже преодолена, а учитывая дальнейшее (по крайней мере, внешнее) бездействие по увеличению доходности бюджета рост долга может увеличиваться в арифметической прогрессии. 

Кто ответит за бардак
Кардинальное решение проблемы впервые внес министр финансов РФ Антон Силуанов в апреле 2012 года. На расширенной коллегии минфина он заявил, что нужно отправлять в отставку губернаторов, в чьих регионах происходит рост кредиторской задолженности, а администрация не справляется со своими финансовыми обязательствами. Без уточнения соотношения процентов доходности и долга. Но при этом были озвучены три критерия, по которым можно определить регионы-банкроты: чрезмерные расходы, избыточные заимствования на внутреннем долговом рынке и отсутствие работы по повышению инвестиционного климата.
Тогда это жесткое заявление в интервью «Российской газете» прокомментировал  советник Института современного развития Никита Масленников.
– Конечно, не всегда все нужно списывать на губернатора, – сказал он. – Есть факторы, которые от него не зависят. Это, например, мировой кризис, демографическая ситуация или слабая миграция рабочей силы. Также играет свою роль и само назначение губернаторов. Бывает, на места приходят люди, которые плохо понимают задачи и возможности региона. Отсюда возникают проблемы в работе, а также не складываются отношения с местной элитой и бизнесом.
Не правда ли: полное ощущение того, что и министр, и эксперт еще в апреле 2012 года обсуждали ситуацию, сложившуюся в Омской области сегодня. 
И  Герман великий нам путь озарит?
При всей сложности ситуации в регионе и «страшилках» от министра финансов РФ, скоропалительных решений (в ближайший год) по поводу губернаторства Виктора Назарова, скорее всего, не последует. В первую очередь потому, что у него, как известно, из-за спины пока выглядывают два «ангела-хранителя», сильно смахивающих на Германа Грефа и Алексея Миллера.

Если же говорить о банкротстве, то на самом деле официально правового статуса «регион-банкрот» в России не существует (законодательно оговорена только возможность введения режима временной администрации). Не оговорена и величина долга, при которой может быть введен режим временного администрирования (критическая величина «70 процентов», скорее всего, взята из законодательства США о банкротстве). Но даже если термин «банкротство региона» в ближайшее время из политической плоскости переведут в юридическую, один из упомянутых ангелов-хранителей (с Назаровым или без) сделает все, чтобы банкротства Омской области не допустить.

Дело в том, что если Омская область получит статус банкрота, она на годы может «забыть» про обязательства по кредитам, сосредоточившись на оздоровлении экономики. А учитывая, что основной многомиллиардный кредитор у нас Сбербанк – Герману Грефу это явно будет не по душе.
Впрочем, доподлинно неизвестно, какие критерии будут определять процедуру банкротства в России, но международный опыт показывает, что сохраняющаяся возможность доступа к кредитным ресурсам не создает для региональных органов власти стимулов к оживлению собственных финансов.
А нам-то что?
В свете общероссийской стагнации и отсутствия ощутимых действий регионального правительства по подъему экономики жителей Омской области ждут все вытекающие последствия. Даже без статуса банкротства в регионе будет позволено сокращать статьи расходов на образование, медицину, культуру. Уже в этом году можно ожидать задержки зарплат, сокращения числа госслужащих и работников бюджетной сферы.  
Избежать уж совсем нелепых гримас надвигающегося будущего омичам поможет только пунктуальное исполнение ну хотя бы той же «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Неделю назад, 17 сентября, закончилась комплектация правительства Омской области ключевыми фигурами, под Стратегию заточенными. И все дальнейшие оправдания будут просто несостоятельны. 
Вольфганг Винтерхолд
8327

Даже без статуса «регион-банкрот» местным властям позволят сокращать расходы на образование, медицину, культуру. А там и задержки зарплат, сокращения числа госслужащих и работников бюджетной сферы не за горами.
На прошлой неделе федеральные СМИ сообщили сенсационную новость, что в 2015 году Омская область может войти в число регионов-банкротов. Местные медиаресурсы подхватили тему, но ограничились заявлением министра финансов области Риты Фоминой. Она сообщила, что для начала процедуры банкротства доля задолженности региона перед кредиторами должна превышать 70% от годового бюджета, а омское правительство стабильно держит планку в пределах 30-40. 
Сегодня омичей еще раз успокоил губернатор Виктор Назаров, намекнувший, что озвученные в СМИ выводы о возможном банкротстве Омской области делали «неспециалисты», а регион даже в жестких условиях бюджетного дефицита выполнит все свои обязательства перед населением.
Между тем, ни министр Фомина, ни губернатор Назаров не говорят главного – за счет чего власти намерены кардинально переломить ситуацию и вместо увеличения госдолга начать его сокращать? И пока угроза дефолта сохраняется, давайте все-таки выясним, чем эта неприятная ситуация грозит всем нам.
Кредитная пирамида
Как известно, в начале 2013 года  правительство Омской области взяло кредит на общую сумму 4 млрд 955 млн рублей. В начале августа были объявлены новые аукционы на кредитование региона в размере 3,9 млрд рублей. Займы пойдут не на развитие экономики региона, а на покрытие бюджетного дефицита и погашение госдолга. За неполный год – почти 9 миллиардов кредитов. Можно пытаться по-разному объяснять эти действия правительства, но скорость падения Омской области в финансовую пропасть выглядит устрашающе. 

Если губернатор Виктор Назаров принял регион с долгом порядка 17 млрд рублей, который его предшественник Леонид Полежаев копил аж  20 лет, то  на 1 июля текущего года этот долг составил 22,9 млрд рублей. И простая арифметика показывает, что при существующих методах управления региональной экономикой через четыре года долг Омской области может составить почти 60 млрд рублей.  
Инерция доходов
Сама мысль, что областное правительство умышленно ведет регион к экономической  катастрофе – кажется абсурдной. По оценкам многих уважаемых экспертов, Виктор Назаров все время нахождения на посту губернатора вникал в ситуацию, ждал от специалистов оптимальную программу по выводу подведомственного субъекта на путь развития. Программа – «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года» – была сформулирована еще в конце 2012 года. Несмотря на то, что программный документ развития региона уже официально принят, для реализации этой программы не сделано ни одного сколько-нибудь эффективного шага (кроме подготовки инвестиционных площадок). А основная задача, записанная в Стратегии, – «ускорение темпов экономического роста в Омской области на основе кардинального повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Омской области» – судя по информации официального сайта облправительства, выполняется лишь за счет введения в строй производств, зачатых опять же при предшественнике Виктора Назарова – Леониде Полежаеве. То есть, единственное, в чем проявился рост инвестиций (за первый квартал текущего года 112 процентов к соответствующему периоду 2012 года) – ввод в эксплуатацию свиноводческого комплекса, комбикормового завода ООО «РУСКОМ-Агро» в Кормиловском районе и завода по производству полипропилена. 
Как результат – только с декабря 2012 года по август 2013 года соотношение долга и собственных доходов бюджета Омской области выросло с 38 до 46 процентов. То есть «стабильная планка» Риты Фоминой уже преодолена, а учитывая дальнейшее (по крайней мере, внешнее) бездействие по увеличению доходности бюджета рост долга может увеличиваться в арифметической прогрессии. 

Кто ответит за бардак
Кардинальное решение проблемы впервые внес министр финансов РФ Антон Силуанов в апреле 2012 года. На расширенной коллегии минфина он заявил, что нужно отправлять в отставку губернаторов, в чьих регионах происходит рост кредиторской задолженности, а администрация не справляется со своими финансовыми обязательствами. Без уточнения соотношения процентов доходности и долга. Но при этом были озвучены три критерия, по которым можно определить регионы-банкроты: чрезмерные расходы, избыточные заимствования на внутреннем долговом рынке и отсутствие работы по повышению инвестиционного климата.
Тогда это жесткое заявление в интервью «Российской газете» прокомментировал  советник Института современного развития Никита Масленников.
– Конечно, не всегда все нужно списывать на губернатора, – сказал он. – Есть факторы, которые от него не зависят. Это, например, мировой кризис, демографическая ситуация или слабая миграция рабочей силы. Также играет свою роль и само назначение губернаторов. Бывает, на места приходят люди, которые плохо понимают задачи и возможности региона. Отсюда возникают проблемы в работе, а также не складываются отношения с местной элитой и бизнесом.
Не правда ли: полное ощущение того, что и министр, и эксперт еще в апреле 2012 года обсуждали ситуацию, сложившуюся в Омской области сегодня. 
И  Герман великий нам путь озарит?
При всей сложности ситуации в регионе и «страшилках» от министра финансов РФ, скоропалительных решений (в ближайший год) по поводу губернаторства Виктора Назарова, скорее всего, не последует. В первую очередь потому, что у него, как известно, из-за спины пока выглядывают два «ангела-хранителя», сильно смахивающих на Германа Грефа и Алексея Миллера.

Если же говорить о банкротстве, то на самом деле официально правового статуса «регион-банкрот» в России не существует (законодательно оговорена только возможность введения режима временной администрации). Не оговорена и величина долга, при которой может быть введен режим временного администрирования (критическая величина «70 процентов», скорее всего, взята из законодательства США о банкротстве). Но даже если термин «банкротство региона» в ближайшее время из политической плоскости переведут в юридическую, один из упомянутых ангелов-хранителей (с Назаровым или без) сделает все, чтобы банкротства Омской области не допустить.

Дело в том, что если Омская область получит статус банкрота, она на годы может «забыть» про обязательства по кредитам, сосредоточившись на оздоровлении экономики. А учитывая, что основной многомиллиардный кредитор у нас Сбербанк – Герману Грефу это явно будет не по душе.
Впрочем, доподлинно неизвестно, какие критерии будут определять процедуру банкротства в России, но международный опыт показывает, что сохраняющаяся возможность доступа к кредитным ресурсам не создает для региональных органов власти стимулов к оживлению собственных финансов.
А нам-то что?
В свете общероссийской стагнации и отсутствия ощутимых действий регионального правительства по подъему экономики жителей Омской области ждут все вытекающие последствия. Даже без статуса банкротства в регионе будет позволено сокращать статьи расходов на образование, медицину, культуру. Уже в этом году можно ожидать задержки зарплат, сокращения числа госслужащих и работников бюджетной сферы.  
Избежать уж совсем нелепых гримас надвигающегося будущего омичам поможет только пунктуальное исполнение ну хотя бы той же «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Неделю назад, 17 сентября, закончилась комплектация правительства Омской области ключевыми фигурами, под Стратегию заточенными. И все дальнейшие оправдания будут просто несостоятельны. 
Вольфганг Винтерхолд
8327