Поиск

Капитальные гаражи жителей Левобережья вот-вот снесут, а землю отдадут под автомойку. Однако прямо под гаражами находится древний курган.

В Кировском районном суде Омска полным ходом идет процесс, рискующий обернуться громким международным скандалом. Предприниматель из Казахстана Эдуард Ярышев подал иск к жителям города Омска о принудительном сносе капитальных гаражей, расположенных в районе улицы Крупской на Левобережье. Однако оказалось, что место, где расположены гаражи, является древним курганом «Омск-Каржас», который представляет большую археологическую ценность. В хозяйственный спор уже вмешались ученые, они пытаются обратить внимание губернатора Виктора Назарова на эту проблему. Казахстанский бизнесмен, между тем, имеет все документы на спорный участок земли и намерен идти до конца. 

Затянувшийся процесс

С 2011 года предприниматель Эдуард Ярышев пытается построить на месте, где сейчас стоят гаражи (за 10-м микрорайоном, недалеко от поселка Рыбачий), большое двухэтажное здание – автомойку на 6 автомобилей и СТО на 6 постов. На возведение объекта у него есть разрешение, а также есть договор, заключенный с администрацией города, о передаче земли в аренду Казалось бы, бизнесмен имеет законные основания на возведение автомойки. Однако люди, которые в свое время вложили в строительство капитальных гаражей большие деньги, тоже не захотели оставаться в дураках.

– На строительство в 95-м году одного гаража мы вложили средства, равноценные стоимости однокомнатной квартиры, – возмущаются люди и пытаются отстоять свои права в суде.

В суде всплыл сенсационный факт – оказалось, что земельный участок, из-за которого спорят бизнесмен из Казахстана и омичи, является древним курганом и представляет собой памятник культурного наследия, который еще в 1958 году был обозначен знаменитым археологом и краеведом Андреем Палашенковым. Рядом с курганом располагается кладбище, на котором захоронения проходили еще в 1990-х-2000 годах.

Как стало известно, в 1993 году исполком Кировского района передал территорию памятника под гаражную застройку ГСК «Полет-63». На протяжении трех лет гаражи быстро заполонили территорию между кладбищем и поселком Рыбачий – их ставили прямо на кургане. Омичи стали рыть погреба и натыкаться на кости. В частности, при строительстве ограждения прямо за остановкой «улица Крупской» было обнаружено 5 мусульманских захоронений 3-4 вековой давности.

Узнав об этом, запротестовала научная общественность, и застройку остановили. Часть кургана осталась нетронутой. Постановлением губернатора Омской области в августе 1996 года памятник был принят на государственный учет и взят под охрану. Однако за 17 лет, прошедших с того времени, никто из чиновников не удосужился нанести памятник на карты землепользования, обозначить его на местности, установить сервитуты и ограждения. В итоге, что и следовало ожидать с таким попустительством, землю курганного могильника в 2011 году отдали в аренду предпринимателю. В феврале 2011 года министерство культуры Омской области официально запретило казахстанцу Ярышеву проводить на территории земляные работы и информировало об этом департамент архитектуры и градостроительства мэрии, однако администрация города выдала ему разрешение на строительство.

Судебные разбирательства идут уже два года. В 2012 году Ярышеву сначала разрешили строить, потом отменили это решение. Процесс пошел по новой.

Территория памятника, как утверждает омское региональное отделение ВОО «Русское географическое общество», находится под тремя защитным зонами: охраняемая территория памятника культурного наследия, санитарно-защитная зона кладбища, зона моральной защиты кладбища. Общество в своем обращении в суд обвиняет чиновников городской администрации в фальсификации документов, которые отнесли участок к зоне производственно-коммунальных объектов.

– Грубо нарушено федеральное, региональное и муниципальное законодательство по вопросам землепользования, экологическое законодательство и законодательство о похоронном деле, под угрозу поставлены добрососедские отношения с республикой Казахстан, превышены полномочия сотрудниками различных департаментов администрации города Омска, – говорится в обращении, подписанном, в том числе, председателем отделения Игорем Вяткиным.

– Указанный земельный участок площадью 3 540 кв. м является неотъемлемой частью территории памятника культурного наследия археологического объекта «Курганный могильник «Омск-Каржас». Данная часть памятника уже частично повреждена гаражной застройкой. В настоящее время демонтаж капитальных гаражей возможен только в ходе археологического исследования из-за угрозы дальнейшего разрушения охраняемого комплекса. Проведение любых строительных работ категорически недопустимо, – сообщает в ходатайстве о вступлении в судебный процесс президент региональной общественной организации «Омский союз профессиональных археологов», профессор, кандидат исторических наук Борис Коников.

У Эдуарда Ярышева другое мнение:

– Получается так, что ваши гаражи, если эта земля даже является культурным наследием, что маловероятно, могут существовать на этом месте, а другие объекты не могут, – заявил на судебном заседании казахстанский бизнесмен. – И жалко, что нельзя заснять камерой, какой там «порядок», в кавычках, на этой территории. В этой зоне сколько было предписаний убрать территорию, они не выполнены. Построить мойку, облагородить территорию, дать рабочие места людям, платить налоги – я не считаю это преступлением.

Мнение и ученых, и юристов, представляющих интересы омичей одно: чтобы построить здесь автомойку, предпринимателю необходимо провести историко-культурную экспертизу, которая стоит десятки миллионов, и только в случае, если ничего не будет обнаружено, строить автомойку. Если же экспертиза подтвердит наличие могильника, предпринимателю придется уйти с пустыми руками. Понятно, что ни один бизнесмен на это не пойдет.

– Наличие автомойки подразумевает строительство мощного водопровода и водоотвода в непосредственной близости от могил, что означает угрозу размыва почвы и обвалы – гробы по улице поплывут, – возмущается юрист Андрей Сапунков. – По санитарным и моральным нормам, в непосредственной близости рядом с кладбищем не должен стоять объект, который посещают свыше 50 человек в месяц, и который является источником шума. Часть гаражей стоит именно на территории памятника, но это наименьшее зло. Люди не знали о существовании памятника, когда возводили гаражи. В настоящий момент это известно. Вам не дадут здесь строить – это неподходящее место. Вам надо прекращать разбирательства в этой части, а продолжать их с чиновниками, которые вам дали эту землю.

Последнее на сегодняшний день заседание длилось в течение 4 часов. Судья, выслушав стороны, перенесла рассмотрение дела на 19 августа, тогда и будет принято окончательное решение. А пока корреспонденты РИА «Омск-Информ» отправились на курган, чтобы воочию увидеть, где располагается курганный могильник и капитальные гаражи, и где павлодарский бизнесмен хочет поставить свою автомойку.

Курганный могильник «Омск-Каржас»

Совершенно не предсказуемо то, что может оказаться в курганном могильнике, считают ученые. Здесь могут оказаться захоронения разного времени, причем одно поверх другого. Казахи считают эти курганы своими, потому что в 19 веке они сюда подзахоранивали умерших. Возраст самых древних захоронений установить практически невозможно, в глубине могут оказаться захоронения, датированные первым веком нашей эры.

– Эти курганы стояли тысячелетиями – и при монголах, и при казахах, и венгры здесь прошли, но никто их не трогал. Первое упоминание, когда стали курганы грабить, – это наши казаки, которые пришли сюда с Ермаком. В Эрмитаже до сих пор хранится знаменитая сибирская коллекция тех времен, найденная недалеко от Тюмени, – рассказывает по дороге Андрей Сапунков. – У нас подобного плана находки были в 1989 году в деревне Исаковка Горьковского района. На найденном было 50 кг золота. Вся его одежда была покрыта золотыми бляшечками – на каждой отдельный сюжет, каждая самостоятельное ювелирное изделие. Датировали это захоронение IV веком нашей эры. Возле него стояла иранская вазочка из серебра, в которой эксперты обнаружили гашиш.

Мы поставили машину на остановке «улица Крупской», за которой и начинается памятник «Омск-Каржас». Капитальных гаражей на территории 25, а «ракушек» не сосчитать. За гаражами пустырь, заросший травой и захламленный мусором – это и есть курганный могильник. Чуть подальше справа частный жилой сектор, слева – старое кладбище, утонувшее в деревьях. Здесь есть православная и мусульманская части.

В санитарной зоне кладбища также стоят гаражи и совсем свеженькое здание мойки, чуть дальше – еще одно 4-этажное административное здание, на самом кургане неработающая ТЭЦ 5-го микрорайона.

– Свалки, грязь – это естественно, никто ж не следит, – говорит Андрей Сапунков. – Земли культурного назначения можно сдавать в аренду, закон это разрешает, но при этом должно быть обременение – те люди, которые находятся на кургане, не должны копать. Демонтировать гаражи сейчас тоже опасно, огромные ямы разрушают почвенный слой. Гаражи – это ошибка, которая была допущена более 20 лет назад, но раз уже это сделано, надо предотвратить дальнейшее строительство. А сейчас они выполняют роль хоть какой-то консервации захоронений.

Что будет с курганом, который уже давно отдан на растерзание омичей, решит суд. РИА «Омск-Информ» будет следить за развитием событий.

Капитальные гаражи жителей Левобережья вот-вот снесут, а землю отдадут под автомойку. Однако прямо под гаражами находится древний курган.

В Кировском районном суде Омска полным ходом идет процесс, рискующий обернуться громким международным скандалом. Предприниматель из Казахстана Эдуард Ярышев подал иск к жителям города Омска о принудительном сносе капитальных гаражей, расположенных в районе улицы Крупской на Левобережье. Однако оказалось, что место, где расположены гаражи, является древним курганом «Омск-Каржас», который представляет большую археологическую ценность. В хозяйственный спор уже вмешались ученые, они пытаются обратить внимание губернатора Виктора Назарова на эту проблему. Казахстанский бизнесмен, между тем, имеет все документы на спорный участок земли и намерен идти до конца. 

Затянувшийся процесс

С 2011 года предприниматель Эдуард Ярышев пытается построить на месте, где сейчас стоят гаражи (за 10-м микрорайоном, недалеко от поселка Рыбачий), большое двухэтажное здание – автомойку на 6 автомобилей и СТО на 6 постов. На возведение объекта у него есть разрешение, а также есть договор, заключенный с администрацией города, о передаче земли в аренду Казалось бы, бизнесмен имеет законные основания на возведение автомойки. Однако люди, которые в свое время вложили в строительство капитальных гаражей большие деньги, тоже не захотели оставаться в дураках.

– На строительство в 95-м году одного гаража мы вложили средства, равноценные стоимости однокомнатной квартиры, – возмущаются люди и пытаются отстоять свои права в суде.

В суде всплыл сенсационный факт – оказалось, что земельный участок, из-за которого спорят бизнесмен из Казахстана и омичи, является древним курганом и представляет собой памятник культурного наследия, который еще в 1958 году был обозначен знаменитым археологом и краеведом Андреем Палашенковым. Рядом с курганом располагается кладбище, на котором захоронения проходили еще в 1990-х-2000 годах.

Как стало известно, в 1993 году исполком Кировского района передал территорию памятника под гаражную застройку ГСК «Полет-63». На протяжении трех лет гаражи быстро заполонили территорию между кладбищем и поселком Рыбачий – их ставили прямо на кургане. Омичи стали рыть погреба и натыкаться на кости. В частности, при строительстве ограждения прямо за остановкой «улица Крупской» было обнаружено 5 мусульманских захоронений 3-4 вековой давности.

Узнав об этом, запротестовала научная общественность, и застройку остановили. Часть кургана осталась нетронутой. Постановлением губернатора Омской области в августе 1996 года памятник был принят на государственный учет и взят под охрану. Однако за 17 лет, прошедших с того времени, никто из чиновников не удосужился нанести памятник на карты землепользования, обозначить его на местности, установить сервитуты и ограждения. В итоге, что и следовало ожидать с таким попустительством, землю курганного могильника в 2011 году отдали в аренду предпринимателю. В феврале 2011 года министерство культуры Омской области официально запретило казахстанцу Ярышеву проводить на территории земляные работы и информировало об этом департамент архитектуры и градостроительства мэрии, однако администрация города выдала ему разрешение на строительство.

Судебные разбирательства идут уже два года. В 2012 году Ярышеву сначала разрешили строить, потом отменили это решение. Процесс пошел по новой.

Территория памятника, как утверждает омское региональное отделение ВОО «Русское географическое общество», находится под тремя защитным зонами: охраняемая территория памятника культурного наследия, санитарно-защитная зона кладбища, зона моральной защиты кладбища. Общество в своем обращении в суд обвиняет чиновников городской администрации в фальсификации документов, которые отнесли участок к зоне производственно-коммунальных объектов.

– Грубо нарушено федеральное, региональное и муниципальное законодательство по вопросам землепользования, экологическое законодательство и законодательство о похоронном деле, под угрозу поставлены добрососедские отношения с республикой Казахстан, превышены полномочия сотрудниками различных департаментов администрации города Омска, – говорится в обращении, подписанном, в том числе, председателем отделения Игорем Вяткиным.

– Указанный земельный участок площадью 3 540 кв. м является неотъемлемой частью территории памятника культурного наследия археологического объекта «Курганный могильник «Омск-Каржас». Данная часть памятника уже частично повреждена гаражной застройкой. В настоящее время демонтаж капитальных гаражей возможен только в ходе археологического исследования из-за угрозы дальнейшего разрушения охраняемого комплекса. Проведение любых строительных работ категорически недопустимо, – сообщает в ходатайстве о вступлении в судебный процесс президент региональной общественной организации «Омский союз профессиональных археологов», профессор, кандидат исторических наук Борис Коников.

У Эдуарда Ярышева другое мнение:

– Получается так, что ваши гаражи, если эта земля даже является культурным наследием, что маловероятно, могут существовать на этом месте, а другие объекты не могут, – заявил на судебном заседании казахстанский бизнесмен. – И жалко, что нельзя заснять камерой, какой там «порядок», в кавычках, на этой территории. В этой зоне сколько было предписаний убрать территорию, они не выполнены. Построить мойку, облагородить территорию, дать рабочие места людям, платить налоги – я не считаю это преступлением.

Мнение и ученых, и юристов, представляющих интересы омичей одно: чтобы построить здесь автомойку, предпринимателю необходимо провести историко-культурную экспертизу, которая стоит десятки миллионов, и только в случае, если ничего не будет обнаружено, строить автомойку. Если же экспертиза подтвердит наличие могильника, предпринимателю придется уйти с пустыми руками. Понятно, что ни один бизнесмен на это не пойдет.

– Наличие автомойки подразумевает строительство мощного водопровода и водоотвода в непосредственной близости от могил, что означает угрозу размыва почвы и обвалы – гробы по улице поплывут, – возмущается юрист Андрей Сапунков. – По санитарным и моральным нормам, в непосредственной близости рядом с кладбищем не должен стоять объект, который посещают свыше 50 человек в месяц, и который является источником шума. Часть гаражей стоит именно на территории памятника, но это наименьшее зло. Люди не знали о существовании памятника, когда возводили гаражи. В настоящий момент это известно. Вам не дадут здесь строить – это неподходящее место. Вам надо прекращать разбирательства в этой части, а продолжать их с чиновниками, которые вам дали эту землю.

Последнее на сегодняшний день заседание длилось в течение 4 часов. Судья, выслушав стороны, перенесла рассмотрение дела на 19 августа, тогда и будет принято окончательное решение. А пока корреспонденты РИА «Омск-Информ» отправились на курган, чтобы воочию увидеть, где располагается курганный могильник и капитальные гаражи, и где павлодарский бизнесмен хочет поставить свою автомойку.

Курганный могильник «Омск-Каржас»

Совершенно не предсказуемо то, что может оказаться в курганном могильнике, считают ученые. Здесь могут оказаться захоронения разного времени, причем одно поверх другого. Казахи считают эти курганы своими, потому что в 19 веке они сюда подзахоранивали умерших. Возраст самых древних захоронений установить практически невозможно, в глубине могут оказаться захоронения, датированные первым веком нашей эры.

– Эти курганы стояли тысячелетиями – и при монголах, и при казахах, и венгры здесь прошли, но никто их не трогал. Первое упоминание, когда стали курганы грабить, – это наши казаки, которые пришли сюда с Ермаком. В Эрмитаже до сих пор хранится знаменитая сибирская коллекция тех времен, найденная недалеко от Тюмени, – рассказывает по дороге Андрей Сапунков. – У нас подобного плана находки были в 1989 году в деревне Исаковка Горьковского района. На найденном было 50 кг золота. Вся его одежда была покрыта золотыми бляшечками – на каждой отдельный сюжет, каждая самостоятельное ювелирное изделие. Датировали это захоронение IV веком нашей эры. Возле него стояла иранская вазочка из серебра, в которой эксперты обнаружили гашиш.

Мы поставили машину на остановке «улица Крупской», за которой и начинается памятник «Омск-Каржас». Капитальных гаражей на территории 25, а «ракушек» не сосчитать. За гаражами пустырь, заросший травой и захламленный мусором – это и есть курганный могильник. Чуть подальше справа частный жилой сектор, слева – старое кладбище, утонувшее в деревьях. Здесь есть православная и мусульманская части.

В санитарной зоне кладбища также стоят гаражи и совсем свеженькое здание мойки, чуть дальше – еще одно 4-этажное административное здание, на самом кургане неработающая ТЭЦ 5-го микрорайона.

– Свалки, грязь – это естественно, никто ж не следит, – говорит Андрей Сапунков. – Земли культурного назначения можно сдавать в аренду, закон это разрешает, но при этом должно быть обременение – те люди, которые находятся на кургане, не должны копать. Демонтировать гаражи сейчас тоже опасно, огромные ямы разрушают почвенный слой. Гаражи – это ошибка, которая была допущена более 20 лет назад, но раз уже это сделано, надо предотвратить дальнейшее строительство. А сейчас они выполняют роль хоть какой-то консервации захоронений.

Что будет с курганом, который уже давно отдан на растерзание омичей, решит суд. РИА «Омск-Информ» будет следить за развитием событий.