Поиск

Омские специалисты в сфере градостроительства недоумевают, почему при реформировании Росреестра не учитывается мнение экспертного сообщества, на своей шкуре испытавшего недостатки системы госрегистрации недвижимости.

В России все не просто

В настоящее время специалисты в области недвижимости, градостроительства, территориального планирования, оценщики и многие другие внимательно следят за очередным этапом реформирования Росреестра. Если сказать популярно, для России большую проблему представляет отсутствие системы кадастрового учета недвижимости. Мы живем в стране, половина территории которой не учтена, не описана и вовсе не зарегистрирована. Почти тоже самое и с недвижимостью: до трети объектов не учтены или сведения о них в органах Росреестра искажены. Это мешает развиваться градостроительству в регионах и приводит к снижению доходов муниципальных бюджетов, недополучению налога на имущество и землю.

Для решения всех этих проблем в 2008 году создали Росреестр, который объединил Роснедвижимость, Роскадастр и Роскартографию. Предполагалось, что единый банк данных упростит постановку недвижимости на учет, получение сведений о ней и вообще привести все сведения в единый порядок. Что такое вообще реестр недвижимости. Он должен отвечать на ряд простых вопросов: «что это?», «каковы его параметр и границы?» и, что самое важное в рыночной экономике – «кому это принадлежит?». В развитых странах на эти вопросы давно есть ответы: каждый метр земли и всех зданий учтены, сведения регулярно обновляются и доступны в электронном виде. Но в России ничего не бывает просто. Видимо сказывается наше советское мышление, когда на параметры недвижимости было всем наплевать, а вопрос «кому принадлежит» вовсе никто не задавал.

Муниципалитетам подложили свинью

При создании Росреестра мнение профессиональных участников рынка недвижимости, кадастра и картографии никого не интересовало. Что мы имеем в результате бурной деятельности Росреестра? Новые проблемы. Саму систему регистрации прав сделали заявительной, что кому-то, может, и облегчает жизнь. С другой стороны получается следующее: получает инвестор землю от муниципалитета, а подробного описания участка нигде нет. В итоге выясняется, что там пролегает труба и нельзя ничего строить, а там и вовсе откуда-то взялось химпроизводство и вообще этот участок давно не муниципальный. В итоге сорванные сделки и потерянные миллиарды. То же самое при создании электронного публичного кадастра. Многие данные о земельных участках и недвижимости попали в него с искажениями. В основном теряли запятые. Был у владельца офис площадью 50,54 кв метра, стал 5054. То-то он удивится, получив счет из налоговой. А исправлять ошибки собственник должен за свой счет.

Большую свинью законотворцы от Минэкономразвития (курирует Росреестр) подложили муниципалитетам, чьи бюджеты пополняются за счет налога на имущество и землю. Дело в том, что с 1 января 2013 года Росреестр стал для налоговых органов единственным поставщиком информации об объектах недвижимости и их правообладателях.

Но при передаче из архивов БТИ сведений об объектах недвижимости информацию о правах собственности на эти объекты не передали в органы Росреестра. По данным налоговых органов, доля указанных объектов недвижимости составляет в среднем для Российской Федерации 40% (от объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество физических лиц). В 18 регионах России этот показатель составляет более 50%, как, например, в Омской области, а в отдельных субъектах доходит до 80%.

В самом Росреестре аудиторы Счетной палаты РФ насчитали нарушений почти на 24 млрд рублей и констатировали, что система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории России так и не создана. 

Лирические цели ценой в 60 млрд

И вот теперь Росреестр предлагает очередной этап реформ и разработал проект федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» емкостью более 60 млрд рублей. В Минэкономразвития даже пригласили заинтересованных экспертов для обсуждения проекта. Что в итоге? Люди задавали вопросы и предлагали изменить некоторые весьма важные пункты программы. Но представители Росреестра и Минэкономразвития стояли насмерть за них и всячески дали понять, что менять ничего не собираются. Генеральный директор омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских вовсе считает, что прошедшее мероприятие нельзя назвать обсуждением, поскольку мнение экспертов никто не учитывал.

Первым делом экспертов насторожило то, как сформулирована цель программы: «гармонизация сферы земельно-имущественных отношений». Довольно лирическое определение и есть риск, что конкретная задача – создание прозрачной и понятной системы госучета недвижимости и кадастра земли – так и не будет достигнута. Да и вообще, проект программы даже не предполагает решение проблем, которые образовались в ходе реформирования Росреестра и которые здесь уже перечислены.

«Из ответов на вопросы следует, что программа направлена только на совершенствование процессов деятельности Росреестра с уже сформированными кадастровыми данными и вновь формируемыми в традиционном «заявочном» режиме, – возмущается Анна Береговских. – Причем программой предусмотрено повышение качества обслуживания, хранения информации, а также упорядочение существующих баз данных ГКН и ЕГРП, но в программе нет мероприятий, обеспечивающих исправление ошибок и уточнения правовых характеристик объектов».

Ранее, кстати, рабочая группа из 70 экспертов, в том числе из предпринимателей, разработала «дорожную карту», план мероприятий по реформированию системы учета недвижимости. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил этот план. И предполагалось, что многие его целевые показатели войдут в проект программы Росреестра. Но не тут-то было. Параллельно с этим премьер утвердил и концепцию программы развития, разработанную Росреестром.

«Мы очень удивились, что правительство недавно утвердило концепцию проекта программы развития Росреестра, – сообщил мне руководитель рабочей группы по созданию дорожной карты, сопредседатель «Деловой России» Олег Скуфинский. – Несколько ключевых показателей из «дорожной карты» вообще не учтены в программе, главный из них – это срок регистрации прав и время ожидания. 70 человек в рабочей группе непонятно зачем трудились».

Одним словом, чиновники опять закрыли глаза и уши и не желают внимать доводам экспертов, которым Росреестр уже создал массу проблем. И создаст еще больше, если не начнет учитывать многие разумные предложения, подсказанные самим рынком недвижимости.   

Омские специалисты в сфере градостроительства недоумевают, почему при реформировании Росреестра не учитывается мнение экспертного сообщества, на своей шкуре испытавшего недостатки системы госрегистрации недвижимости.

В России все не просто

В настоящее время специалисты в области недвижимости, градостроительства, территориального планирования, оценщики и многие другие внимательно следят за очередным этапом реформирования Росреестра. Если сказать популярно, для России большую проблему представляет отсутствие системы кадастрового учета недвижимости. Мы живем в стране, половина территории которой не учтена, не описана и вовсе не зарегистрирована. Почти тоже самое и с недвижимостью: до трети объектов не учтены или сведения о них в органах Росреестра искажены. Это мешает развиваться градостроительству в регионах и приводит к снижению доходов муниципальных бюджетов, недополучению налога на имущество и землю.

Для решения всех этих проблем в 2008 году создали Росреестр, который объединил Роснедвижимость, Роскадастр и Роскартографию. Предполагалось, что единый банк данных упростит постановку недвижимости на учет, получение сведений о ней и вообще привести все сведения в единый порядок. Что такое вообще реестр недвижимости. Он должен отвечать на ряд простых вопросов: «что это?», «каковы его параметр и границы?» и, что самое важное в рыночной экономике – «кому это принадлежит?». В развитых странах на эти вопросы давно есть ответы: каждый метр земли и всех зданий учтены, сведения регулярно обновляются и доступны в электронном виде. Но в России ничего не бывает просто. Видимо сказывается наше советское мышление, когда на параметры недвижимости было всем наплевать, а вопрос «кому принадлежит» вовсе никто не задавал.

Муниципалитетам подложили свинью

При создании Росреестра мнение профессиональных участников рынка недвижимости, кадастра и картографии никого не интересовало. Что мы имеем в результате бурной деятельности Росреестра? Новые проблемы. Саму систему регистрации прав сделали заявительной, что кому-то, может, и облегчает жизнь. С другой стороны получается следующее: получает инвестор землю от муниципалитета, а подробного описания участка нигде нет. В итоге выясняется, что там пролегает труба и нельзя ничего строить, а там и вовсе откуда-то взялось химпроизводство и вообще этот участок давно не муниципальный. В итоге сорванные сделки и потерянные миллиарды. То же самое при создании электронного публичного кадастра. Многие данные о земельных участках и недвижимости попали в него с искажениями. В основном теряли запятые. Был у владельца офис площадью 50,54 кв метра, стал 5054. То-то он удивится, получив счет из налоговой. А исправлять ошибки собственник должен за свой счет.

Большую свинью законотворцы от Минэкономразвития (курирует Росреестр) подложили муниципалитетам, чьи бюджеты пополняются за счет налога на имущество и землю. Дело в том, что с 1 января 2013 года Росреестр стал для налоговых органов единственным поставщиком информации об объектах недвижимости и их правообладателях.

Но при передаче из архивов БТИ сведений об объектах недвижимости информацию о правах собственности на эти объекты не передали в органы Росреестра. По данным налоговых органов, доля указанных объектов недвижимости составляет в среднем для Российской Федерации 40% (от объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество физических лиц). В 18 регионах России этот показатель составляет более 50%, как, например, в Омской области, а в отдельных субъектах доходит до 80%.

В самом Росреестре аудиторы Счетной палаты РФ насчитали нарушений почти на 24 млрд рублей и констатировали, что система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории России так и не создана. 

Лирические цели ценой в 60 млрд

И вот теперь Росреестр предлагает очередной этап реформ и разработал проект федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» емкостью более 60 млрд рублей. В Минэкономразвития даже пригласили заинтересованных экспертов для обсуждения проекта. Что в итоге? Люди задавали вопросы и предлагали изменить некоторые весьма важные пункты программы. Но представители Росреестра и Минэкономразвития стояли насмерть за них и всячески дали понять, что менять ничего не собираются. Генеральный директор омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских вовсе считает, что прошедшее мероприятие нельзя назвать обсуждением, поскольку мнение экспертов никто не учитывал.

Первым делом экспертов насторожило то, как сформулирована цель программы: «гармонизация сферы земельно-имущественных отношений». Довольно лирическое определение и есть риск, что конкретная задача – создание прозрачной и понятной системы госучета недвижимости и кадастра земли – так и не будет достигнута. Да и вообще, проект программы даже не предполагает решение проблем, которые образовались в ходе реформирования Росреестра и которые здесь уже перечислены.

«Из ответов на вопросы следует, что программа направлена только на совершенствование процессов деятельности Росреестра с уже сформированными кадастровыми данными и вновь формируемыми в традиционном «заявочном» режиме, – возмущается Анна Береговских. – Причем программой предусмотрено повышение качества обслуживания, хранения информации, а также упорядочение существующих баз данных ГКН и ЕГРП, но в программе нет мероприятий, обеспечивающих исправление ошибок и уточнения правовых характеристик объектов».

Ранее, кстати, рабочая группа из 70 экспертов, в том числе из предпринимателей, разработала «дорожную карту», план мероприятий по реформированию системы учета недвижимости. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил этот план. И предполагалось, что многие его целевые показатели войдут в проект программы Росреестра. Но не тут-то было. Параллельно с этим премьер утвердил и концепцию программы развития, разработанную Росреестром.

«Мы очень удивились, что правительство недавно утвердило концепцию проекта программы развития Росреестра, – сообщил мне руководитель рабочей группы по созданию дорожной карты, сопредседатель «Деловой России» Олег Скуфинский. – Несколько ключевых показателей из «дорожной карты» вообще не учтены в программе, главный из них – это срок регистрации прав и время ожидания. 70 человек в рабочей группе непонятно зачем трудились».

Одним словом, чиновники опять закрыли глаза и уши и не желают внимать доводам экспертов, которым Росреестр уже создал массу проблем. И создаст еще больше, если не начнет учитывать многие разумные предложения, подсказанные самим рынком недвижимости.