Архимед хотел перевернуть Землю, но так и не смог. У него просто не было точки опоры. Омским изобретателям тоже нужна точка опоры — помощь от государства или бизнеса. На словах она вроде бы есть, а вот на деле...
К примеру, мало кто знает, что в Омске давно уже разработали реактивный комбайн. Нет, он не носится по полям со скоростью истребителя, как это можно было подумать. На нем самый обычный движок, а реактивная газотурбинная установка работает в бункере для зерна. У нас ведь как уборочная пора — так дожди и сырая пшеница, которая потом горит в зернохранилищах. Отсюда потери. В реактивном же комбайне зерно сушится прямо в бункере во время уборки. И все благодаря той самой установке. Если выпустить эту технику на поля, то вечная для нашего региона проблема исчезнет автоматически. А хлеба в закромах родины станет больше.
Казалось бы, реактивный комбайн нужно внедрять в производство — ан нет. На него был получен патент, но на этом все и закончилось. До опытных образцов дело так и не дошло.
Наш комбайн оказался не нужен — поясняет изобретатель этого чуда, председатель совета Омской областной общественной организации ВОИР Юрий ЖЕЛАНДОВСКИЙ. — Ведь куда проще покупать технику, например,за границей.
Купил, привез, растаможил - забот не так много и вложенный капитал оборачивается быстрее. А под реактивный комбайн нужно организовывать производство, исследовать рынок сбыта. К тому же затраты окупятся в лучшем случае лишь через несколько лет. А может быть, не окупятся вовсе. Сплошной риск без всякой надежды на быстрый и гарантированный гешефт. Отсюда вопрос: а предпринимателям все это надо?
Мечта Лаймы Вайкуле Реактивный комбайн — далеко не единственная уникальная разработка омских изобретателей. Омичи — люди талантливые и горазды на выдумку. К примеру, Петр ГЛИННИКОВ, Владимир ГУРЖЕЙ и Александр НИКИПЕЛОВ воплотили в жизнь мечту Лаймы Вайкуле. «Плыть по морю, но на самолете, лететь по небу, но на корабле» — теперь не фантастика, а реальность. Машину, способную ехать по автостраде, плавать и даже летать, назвали «МПТС». То есть многофункциональное преобразуемое транспортное средство. Еще в начале двухтысячных его продемонстрировали на ВТТВ, но внедрить в массовое производство так и не удалось.
— В США тоже изобрели нечто подобное, — говорит Юрий Желандовский. Но некоторые характеристики у американской машины хуже, чем у омского МПТС.
К примеру, «омич» может взлететь достаточно быстро: расправил крылья — и в небо. У «американца» же так не получится. Для взлета его приходится долго готовить и пристыковывать специальную балку. Но при всех своих недостатках машина американских изобретателей уже продается, а омская — нет. Похоже, причина все та же — государству и бизнесу не интересно вкладывать деньги в новое дело.
Из-за этого же пока не внедрены в производство и многие изобретения социальной направленности; Например, трость-сиденье омича Леонида МАЛИНИНА. С виду обычная, она при желании превращается в стул. Для инвалидов и пенсионеров, которым даже на улице нужно периодически отдыхать штука незаменимая.
Омский изобретатель Валентин КАМЕНЕВ разработал не менее полезную вещь — домашний погреб. Этот ящик можно поставить в квартире, и овощи-фрукты в нем будут храниться достаточно долго.
— При комнатной температуре картошка быстро прорастает и портится, — делится опытом Юрий Константинович, лично тестировавший изобретение Каменева. — А в этом погребе она у меня продержалась до марта. И ни ростков тебе, ни гнили внутри.
Принцип действия домашнего погреба основан на торсионных полях. На них же работает и другая установка Валентина Каменева, помогающая автолюбителям существенно экономить горючее. Жаль только, что ни ее, ни уже упомянутый погреб в магазине не купишь. В производство эти изобретения не пошли.