Поиск

Татьяна Шевцова: «Мы должны говорить лишь о том, каким оружием необходимо воевать, а цена — это не тот вопрос, которым должно заниматься Минобороны»

Одной из основных идей Сергея Шойгу на посту министра обороны не раз заявлялось «освобождение Вооруженных сил от несвойственных функций». И, вероятно, важнейшим проявлением этого подхода стал тезис о невозможности министерством контролировать ценообразование на вооружение и военную технику — об этом министр говорил и на военно-промышленной конференции в марте, и во время общения с парламентариями в мае. Однако было не совсем понятно, что же новое руководство оборонного ведомства хочет предложить взамен. За разъяснениями «МК» обратился к заместителю министра обороны Татьяне Шевцовой, курирующей в министерстве финансовый блок.

фото: Александр Корнющенко

— Татьяна Викторовна, расскажите, пожалуйста, подробней, что имел в виду министр, когда говорил о ценообразовании как о несвойственной функции?

— В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что государством выделяются значительные денежные средства для переоснащения войск современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники. Эти ассигнования должны быть не просто израсходованы, а израсходованы эффективно. Обоснованное определение цен как раз и является необходимым условием эффективного расходования выделенных средств.

Учитывая, что данная продукция не представлена на рынке, Минобороны России при формировании цен вынуждено анализировать значительный объем ценовых материалов предприятий ОПК (невозможно зайти в Интернет и посмотреть, сколько стоят подводные лодки и самолеты, как это фактически делается при госзакупках товаров гражданского назначения. — И.К.).

В процессе определения цены мы сталкиваемся с большим количеством экономических аспектов. Сейчас мы вынуждены анализировать основные экономические показатели предприятий ОПК: уровень заработной платы, трудоемкости, уровень материальных и накладных расходов, поэтому формирование цены становится очень серьезной и непростой задачей. Все это делается для того, чтобы в конечном итоге заключить государственный контракт по экономически обоснованной цене.

Следует отметить, что в сложившейся ситуации Министерство обороны находится один на один с предприятиями ОПК. Другие ведомства (Минпромторг, Минэкономразвития. — И.К.) не принимают участия в процессе ценообразования.

Принимая во внимание, что основной задачей Минобороны является перевооружение армии и флота, ценообразование, на наш взгляд, является несвойственной для оборонного ведомства функцией.

По нашему мнению, мы должны говорить лишь о том, каким оружием необходимо воевать, сколько его должно быть, с какими тактико-техническими характеристиками, а цена — это не тот вопрос, которым должно заниматься Министерство обороны. Именно об этом министр и говорил в своих заявлениях на эту тему.

— Неужели исследовать ценообразование так сложно и затратно?

— Да, безусловно. Производство вооружения, военной и специальной техники предполагает наличие обширной многоуровневой кооперации, в которую входят предприятия, поставляющие комплектующие изделия для головного исполнителя, с которым Минобороны заключает государственный контракт.

При этом доля комплектующих изделий в цене продукции достигает в среднем 70%, а получить информацию о порядке формирования их стоимости достаточно сложно, поскольку обязанность предоставления такой информации от соисполнителей ГОЗ законодательством не предусмотрена.

Кроме того, ежегодный рост цен, заявляемый предприятиями промышленности как на поставляемое изделие в целом, так и на комплектующие изделия, который в ряде случаев значительно опережает инфляцию, вынуждает нас выяснять причины заявленного роста, углубляться в ценовую политику предприятия, разбираться в особенностях их финансово-хозяйственной деятельности. При этом мы не можем учесть все факторы, влияющие на уровень цен. В результате длительные ценовые споры приводили в ряде случаев к затягиванию сроков заключения государственных контрактов.

Именно поэтому мы выходим с предложением более системно организовать данную работу.

— Как? Кто тогда, по мнению Минобороны, должен заниматься ценообразованием? Ведь без вашего вмешательства промышленность может называть какие угодно цены на свою продукцию.

— Необходимо поднимать роль в этом процессе всех участников формирования государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа: Минпромторга, Министерства экономического развития и органа, одной из основных задач которого сегодня, согласно положению о его деятельности, является определение цен на продукцию оборонного назначения, — Федеральной службы по тарифам. Но, еще раз повторю, не одно только ведомство должно участвовать в процессе — это очень серьезная совместная работа. И как результат такой работы цена государственного контракта должна стать экономически обоснованной.

— Такая схема с большим количеством участников, всей перепиской между ними — не затянет ли она слишком процесс заключения контрактов?

— Процесс как раз затягивают долгие и безрезультатные споры о цене между государственным заказчиком в лице Минобороны и поставщиком — предприятием ОПК. Когда нет системной работы, мы спорим. В интересах заказчика — стремление к снижению цены на продукцию, у поставщика — ее завышение всеми доступными способами. В данных условиях невозможно быстро прийти к согласию, когда нет других незаинтересованных ведомств (не являющихся стороной государственного контракта. — И.К.).

— Вы упомянули Министерство экономического развития. Как оно должно участвовать в процессе ценообразования, с вашей точки зрения?

— Минэкономразвития должно помогать с определением макропараметров, используемых при расчете цен на продукцию оборонного назначения. В первую очередь ценовых индексов, дефляторов и так далее.

— То есть если камень преткновения в «ценовых войнах» последних нескольких лет был в цене продукции, если Минобороны заявляло, что цена завышена, то теперь кто, по вашему мнению, должен давать такую оценку?

— По нашему мнению, Минобороны России должно сосредоточить свои усилия на том, чтобы правильно формулировать задания предприятиям ОПК по параметрам и техническим характеристикам вооружения и военной техники, имея в виду необходимость оснащения Вооруженных сил самыми современными образцами. В рамках данной работы мы должны осуществлять комплексный военно-экономический анализ, включающий в себя оценку продукции по критерию «эффект—затраты», то есть определять предельную стоимость оборонной продукции, при превышении которой ее закупка будет нецелесообразна с военно-экономической точки зрения. Это позволит исключить расходование бюджетных средств на закупку морально устаревшей продукции.

В свою очередь предприятия ОПК на основе заданных нами параметров формируют цены на планируемые к закупке вооружение и военную технику, исходя из состава и величины всех необходимых затрат, связанных с их производством и реализацией, а также прибыли. Так называемым «затратным методом».

В дальнейшем подготовленные предприятием ценовые материалы направляются в Минпромторг, в функции которого должна входить в том числе оценка влияния мер государственной поддержки предприятий ОПК.

ФСТ России осуществляет анализ цены, сформированной предприятием ОПК, определяет окончательную цену и регистрирует ее.

И только после этого Минобороны формирует цену государственного контракта уже действительно по экономически обоснованной цене на продукцию оборонного назначения с учетом стоимости вспомогательных работ и услуг, предусмотренных условиями государственного контракта (транспортировки, страхования, пусконаладочных и монтажных работ и др. — И.К.).

— То есть Минобороны фактически предлагает некую систему сдержек и противовесов вокруг процесса закупок вооружения? Здесь несколько интересов балансируют друг друга, верно?

— Конечно. По сравнению с существующим порядком роль Минпромторга и ФСТ в определении цены должна быть значительно повышена, что позволит учесть баланс интересов государственного заказчика и исполнителя ГОЗ.

Как было отмечено ранее, Минобороны заявляет о предельном уровне цены, при превышении которой ее закупка будет нецелесообразна с военно-экономической точки зрения. ФСТ проверяет и регистрирует цену, заявленную предприятием ОПК, а Министерство промышленности имеет возможность оценивать, как оказываемая государственная поддержка влияет на снижение издержек производства и стоимость изделий.

— То есть, таким образом, Минпромторгу легче будет осуществлять контроль за исполнением ФЦП?

— Да. Предлагаемая нами схема позволит повысить согласованность действий федеральных органов исполнительной власти при реализации государственного оборонного заказа и федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию оборонно-промышленного комплекса.

Государство выделяет немалые бюджетные средства по ФЦП на модернизацию и обновление производственных мощностей предприятий ОПК для обеспечения их готовности к производству современных образцов вооружения и военной техники. В связи с этим мы ожидаем от предприятий снижения себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ, за счет оптимизации производства и повышения производительности труда.

Однако в настоящее время мы не видим эффекта от вложенных средств — деньги на модернизацию производства промышленности государством выделяются, а цены только растут.

И Минпромторг, являясь непосредственным участником процесса ценообразования, сможет всесторонне оценить влияние мер государственной поддержки на уровень цен продукции оборонного назначения и при необходимости корректировать инвестиции, направляемые предприятиям ОПК в рамках федеральной целевой программы.

Таким образом, предлагаемая нами схема позволит эффективно расходовать бюджетные средства. Ведь в конечном счете, как бы к производителю средства ни попадали, — бюджет у государства один.

Как видно из сказанного Татьяной Шевцовой, команда Сергея Шойгу планирует решить эту чрезвычайно болезненную проблему на стратегическом уровне: предложить правительству создать такую умную систему, при которой конфликт будет сниматься автоматически, интересы всех заинтересованных сторон будут соблюдены, а триллионные затраты на перевооружение не будут тратиться впустую.

материал: Игнат Калинин

Источник : Московский комсомолец

Татьяна Шевцова: «Мы должны говорить лишь о том, каким оружием необходимо воевать, а цена — это не тот вопрос, которым должно заниматься Минобороны»

Одной из основных идей Сергея Шойгу на посту министра обороны не раз заявлялось «освобождение Вооруженных сил от несвойственных функций». И, вероятно, важнейшим проявлением этого подхода стал тезис о невозможности министерством контролировать ценообразование на вооружение и военную технику — об этом министр говорил и на военно-промышленной конференции в марте, и во время общения с парламентариями в мае. Однако было не совсем понятно, что же новое руководство оборонного ведомства хочет предложить взамен. За разъяснениями «МК» обратился к заместителю министра обороны Татьяне Шевцовой, курирующей в министерстве финансовый блок.

фото: Александр Корнющенко

— Татьяна Викторовна, расскажите, пожалуйста, подробней, что имел в виду министр, когда говорил о ценообразовании как о несвойственной функции?

— В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что государством выделяются значительные денежные средства для переоснащения войск современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники. Эти ассигнования должны быть не просто израсходованы, а израсходованы эффективно. Обоснованное определение цен как раз и является необходимым условием эффективного расходования выделенных средств.

Учитывая, что данная продукция не представлена на рынке, Минобороны России при формировании цен вынуждено анализировать значительный объем ценовых материалов предприятий ОПК (невозможно зайти в Интернет и посмотреть, сколько стоят подводные лодки и самолеты, как это фактически делается при госзакупках товаров гражданского назначения. — И.К.).

В процессе определения цены мы сталкиваемся с большим количеством экономических аспектов. Сейчас мы вынуждены анализировать основные экономические показатели предприятий ОПК: уровень заработной платы, трудоемкости, уровень материальных и накладных расходов, поэтому формирование цены становится очень серьезной и непростой задачей. Все это делается для того, чтобы в конечном итоге заключить государственный контракт по экономически обоснованной цене.

Следует отметить, что в сложившейся ситуации Министерство обороны находится один на один с предприятиями ОПК. Другие ведомства (Минпромторг, Минэкономразвития. — И.К.) не принимают участия в процессе ценообразования.

Принимая во внимание, что основной задачей Минобороны является перевооружение армии и флота, ценообразование, на наш взгляд, является несвойственной для оборонного ведомства функцией.

По нашему мнению, мы должны говорить лишь о том, каким оружием необходимо воевать, сколько его должно быть, с какими тактико-техническими характеристиками, а цена — это не тот вопрос, которым должно заниматься Министерство обороны. Именно об этом министр и говорил в своих заявлениях на эту тему.

— Неужели исследовать ценообразование так сложно и затратно?

— Да, безусловно. Производство вооружения, военной и специальной техники предполагает наличие обширной многоуровневой кооперации, в которую входят предприятия, поставляющие комплектующие изделия для головного исполнителя, с которым Минобороны заключает государственный контракт.

При этом доля комплектующих изделий в цене продукции достигает в среднем 70%, а получить информацию о порядке формирования их стоимости достаточно сложно, поскольку обязанность предоставления такой информации от соисполнителей ГОЗ законодательством не предусмотрена.

Кроме того, ежегодный рост цен, заявляемый предприятиями промышленности как на поставляемое изделие в целом, так и на комплектующие изделия, который в ряде случаев значительно опережает инфляцию, вынуждает нас выяснять причины заявленного роста, углубляться в ценовую политику предприятия, разбираться в особенностях их финансово-хозяйственной деятельности. При этом мы не можем учесть все факторы, влияющие на уровень цен. В результате длительные ценовые споры приводили в ряде случаев к затягиванию сроков заключения государственных контрактов.

Именно поэтому мы выходим с предложением более системно организовать данную работу.

— Как? Кто тогда, по мнению Минобороны, должен заниматься ценообразованием? Ведь без вашего вмешательства промышленность может называть какие угодно цены на свою продукцию.

— Необходимо поднимать роль в этом процессе всех участников формирования государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа: Минпромторга, Министерства экономического развития и органа, одной из основных задач которого сегодня, согласно положению о его деятельности, является определение цен на продукцию оборонного назначения, — Федеральной службы по тарифам. Но, еще раз повторю, не одно только ведомство должно участвовать в процессе — это очень серьезная совместная работа. И как результат такой работы цена государственного контракта должна стать экономически обоснованной.

— Такая схема с большим количеством участников, всей перепиской между ними — не затянет ли она слишком процесс заключения контрактов?

— Процесс как раз затягивают долгие и безрезультатные споры о цене между государственным заказчиком в лице Минобороны и поставщиком — предприятием ОПК. Когда нет системной работы, мы спорим. В интересах заказчика — стремление к снижению цены на продукцию, у поставщика — ее завышение всеми доступными способами. В данных условиях невозможно быстро прийти к согласию, когда нет других незаинтересованных ведомств (не являющихся стороной государственного контракта. — И.К.).

— Вы упомянули Министерство экономического развития. Как оно должно участвовать в процессе ценообразования, с вашей точки зрения?

— Минэкономразвития должно помогать с определением макропараметров, используемых при расчете цен на продукцию оборонного назначения. В первую очередь ценовых индексов, дефляторов и так далее.

— То есть если камень преткновения в «ценовых войнах» последних нескольких лет был в цене продукции, если Минобороны заявляло, что цена завышена, то теперь кто, по вашему мнению, должен давать такую оценку?

— По нашему мнению, Минобороны России должно сосредоточить свои усилия на том, чтобы правильно формулировать задания предприятиям ОПК по параметрам и техническим характеристикам вооружения и военной техники, имея в виду необходимость оснащения Вооруженных сил самыми современными образцами. В рамках данной работы мы должны осуществлять комплексный военно-экономический анализ, включающий в себя оценку продукции по критерию «эффект—затраты», то есть определять предельную стоимость оборонной продукции, при превышении которой ее закупка будет нецелесообразна с военно-экономической точки зрения. Это позволит исключить расходование бюджетных средств на закупку морально устаревшей продукции.

В свою очередь предприятия ОПК на основе заданных нами параметров формируют цены на планируемые к закупке вооружение и военную технику, исходя из состава и величины всех необходимых затрат, связанных с их производством и реализацией, а также прибыли. Так называемым «затратным методом».

В дальнейшем подготовленные предприятием ценовые материалы направляются в Минпромторг, в функции которого должна входить в том числе оценка влияния мер государственной поддержки предприятий ОПК.

ФСТ России осуществляет анализ цены, сформированной предприятием ОПК, определяет окончательную цену и регистрирует ее.

И только после этого Минобороны формирует цену государственного контракта уже действительно по экономически обоснованной цене на продукцию оборонного назначения с учетом стоимости вспомогательных работ и услуг, предусмотренных условиями государственного контракта (транспортировки, страхования, пусконаладочных и монтажных работ и др. — И.К.).

— То есть Минобороны фактически предлагает некую систему сдержек и противовесов вокруг процесса закупок вооружения? Здесь несколько интересов балансируют друг друга, верно?

— Конечно. По сравнению с существующим порядком роль Минпромторга и ФСТ в определении цены должна быть значительно повышена, что позволит учесть баланс интересов государственного заказчика и исполнителя ГОЗ.

Как было отмечено ранее, Минобороны заявляет о предельном уровне цены, при превышении которой ее закупка будет нецелесообразна с военно-экономической точки зрения. ФСТ проверяет и регистрирует цену, заявленную предприятием ОПК, а Министерство промышленности имеет возможность оценивать, как оказываемая государственная поддержка влияет на снижение издержек производства и стоимость изделий.

— То есть, таким образом, Минпромторгу легче будет осуществлять контроль за исполнением ФЦП?

— Да. Предлагаемая нами схема позволит повысить согласованность действий федеральных органов исполнительной власти при реализации государственного оборонного заказа и федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию оборонно-промышленного комплекса.

Государство выделяет немалые бюджетные средства по ФЦП на модернизацию и обновление производственных мощностей предприятий ОПК для обеспечения их готовности к производству современных образцов вооружения и военной техники. В связи с этим мы ожидаем от предприятий снижения себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ, за счет оптимизации производства и повышения производительности труда.

Однако в настоящее время мы не видим эффекта от вложенных средств — деньги на модернизацию производства промышленности государством выделяются, а цены только растут.

И Минпромторг, являясь непосредственным участником процесса ценообразования, сможет всесторонне оценить влияние мер государственной поддержки на уровень цен продукции оборонного назначения и при необходимости корректировать инвестиции, направляемые предприятиям ОПК в рамках федеральной целевой программы.

Таким образом, предлагаемая нами схема позволит эффективно расходовать бюджетные средства. Ведь в конечном счете, как бы к производителю средства ни попадали, — бюджет у государства один.

Как видно из сказанного Татьяной Шевцовой, команда Сергея Шойгу планирует решить эту чрезвычайно болезненную проблему на стратегическом уровне: предложить правительству создать такую умную систему, при которой конфликт будет сниматься автоматически, интересы всех заинтересованных сторон будут соблюдены, а триллионные затраты на перевооружение не будут тратиться впустую.

материал: Игнат Калинин

Источник : Московский комсомолец