Поиск

Поводом для публикации стал второй фотоальбом известного мастера света и тени, дошедший по почте до США.

Эдуарда Савина знают журналисты сразу нескольких поколений, когда-то работавших или продолжающих это делать в омских СМИ. К примеру, автор публикации об омском фотокоре в чикагском еженедельнике «Обзор Weekly» Евсей Цейтлин более полувека назад начинал печататься в «Молодом Сибиряке». Но его воспоминания о коллеге из далекой юности на удивление свежи.

«Среди других журналистов молодежки (интеллигентных и доброжелательных) выделялся всегда улыбающийся фотокорреспондент Эдуард Савин. Он был гораздо старше всех в редакции и почти все время молчал – будто знал нечто такое, о чем лучше не говорить… Он колесил по всей области, казалось, ему интересен каждый встречный. Я всегда восхищался снимками Савина: его камера загадочно и вдумчиво смотрела в душу человека, – пишет Цейтлин. – Ни одного постановочного кадра, отметят потом исследователи».

Заглянуть в душу, уловить там что-то самое главное, остановить мгновение. Увидеть в обыденной жизни то, чего не видят другие, успеть нажать на спусковую кнопку затвора фотокамеры в нужную секунду. Можно ли этому научиться? Фотографов много, но с искрой Божьей, их единицы. Альбом, кстати, так и называется «Эдуард Савин. Фотограф по призванию».

В это трудно поверить, но Эдуард Исакович впервые взял в руки фотоаппарат 80 лет назад! Фотографией он увлекся восьмилетним мальчишкой, первые азы будущей профессии постигал в Московском дворце пионеров. В Москве Эдуард Мерлис (это его настоящая фамилия) родился в 1925 году. Его отец был репрессирован в 37-м году, а с отчимом Эдуард не ужился, и в 16 лет сбежал в Среднюю Азию. Беспризорником скитался по разным городам. Только весной 1942 поступил в пехотное училище. Проучился там недолго, чуть больше чем через год курсантов бросили форсировать Днепр.

Восемнадцатилетний Савин был тяжело ранен, но после лечения вернулся в строй, в секретную часть, полк «Катюш», с которым прошел через Польшу, Германию, Венгрию, до Австрии. После Победы еще год прослужил в Башкирии в ракетных войсках. Но все время мечтал, что в мирной жизни, на гражданке станет фотографом.

После демобилизации поехал в Москву с желанием поучиться фотомастерству. Через полгода понял: чтобы выжить, нужна постоянная работа. В столице ее не нашлось, работал фотокором в газетах Тюмени и Коми АССР, пока не осел в Омске.

Его коллега по «Молодому Сибиряку», написавший вступительную статью к фотоальбому, вспоминает: «Многие его снимки попадали на страницы советских и даже зарубежных изданий. В ту пору, да еще для провинциального журналиста, это дорогого стоило… А добывались такие звездные кадры порой в самых экстремальных условиях». Рискуя жизнью, Савин снимал зимой, под шквалистым ветром, стоя на узкой дуге строящегося моста через Иртыш. Спускался в шахту в Воркуте. И подобных примеров масса.

Эдуард Исакович сделал много уникальных снимков бурно строящегося Омска. Нефтезавод, кислородный, судоремонтный, телевизионный заводы, целина.

В разделе «Незабываемые встречи» – известные спортсмены и тренеры, писатели, актеры, режиссеры, художники, композиторы, журналисты, врачи. На снимках 70-80 годов молодые Алла Пугачева и Давид Тухманов. Кадр 1947 года – народный артист СССР Николай Крючков. 1953-го – не менее народный Леонид Утесов. Татьяна Ожигова в разные годы. Знамений снимок Махмуда Эсамбаева в гримерке. Артист наотрез отказывался сниматься без папахи, и только Савину, единственному из советских фотографов, удалось найти подход к танцору и уговорить его обнажить голову.

В разделе «Путешествия» – Грузия, Польша, Крайний Север...

А начинается фотоальбом с фронтовых фотографий, где запечатлен двадцатилетний Савин в военной форме – не пацан, мужчина, успевший много пережить и повидать.

…Есть какая-то особая магия в черно-белых снимках, с альбомом не хочется расставаться, его перелистываешь снова и снова, перескакивая их 50-х в 80-е, и снова возвращаясь в 40-е.

К сожалению, издание вышло небольшим тиражом по заказу регионального министерства культуры и в основном разошлось по организациям. Остается надеяться, что этот альбом – не последний.

1370

Поводом для публикации стал второй фотоальбом известного мастера света и тени, дошедший по почте до США.

Эдуарда Савина знают журналисты сразу нескольких поколений, когда-то работавших или продолжающих это делать в омских СМИ. К примеру, автор публикации об омском фотокоре в чикагском еженедельнике «Обзор Weekly» Евсей Цейтлин более полувека назад начинал печататься в «Молодом Сибиряке». Но его воспоминания о коллеге из далекой юности на удивление свежи.

«Среди других журналистов молодежки (интеллигентных и доброжелательных) выделялся всегда улыбающийся фотокорреспондент Эдуард Савин. Он был гораздо старше всех в редакции и почти все время молчал – будто знал нечто такое, о чем лучше не говорить… Он колесил по всей области, казалось, ему интересен каждый встречный. Я всегда восхищался снимками Савина: его камера загадочно и вдумчиво смотрела в душу человека, – пишет Цейтлин. – Ни одного постановочного кадра, отметят потом исследователи».

Заглянуть в душу, уловить там что-то самое главное, остановить мгновение. Увидеть в обыденной жизни то, чего не видят другие, успеть нажать на спусковую кнопку затвора фотокамеры в нужную секунду. Можно ли этому научиться? Фотографов много, но с искрой Божьей, их единицы. Альбом, кстати, так и называется «Эдуард Савин. Фотограф по призванию».

В это трудно поверить, но Эдуард Исакович впервые взял в руки фотоаппарат 80 лет назад! Фотографией он увлекся восьмилетним мальчишкой, первые азы будущей профессии постигал в Московском дворце пионеров. В Москве Эдуард Мерлис (это его настоящая фамилия) родился в 1925 году. Его отец был репрессирован в 37-м году, а с отчимом Эдуард не ужился, и в 16 лет сбежал в Среднюю Азию. Беспризорником скитался по разным городам. Только весной 1942 поступил в пехотное училище. Проучился там недолго, чуть больше чем через год курсантов бросили форсировать Днепр.

Восемнадцатилетний Савин был тяжело ранен, но после лечения вернулся в строй, в секретную часть, полк «Катюш», с которым прошел через Польшу, Германию, Венгрию, до Австрии. После Победы еще год прослужил в Башкирии в ракетных войсках. Но все время мечтал, что в мирной жизни, на гражданке станет фотографом.

После демобилизации поехал в Москву с желанием поучиться фотомастерству. Через полгода понял: чтобы выжить, нужна постоянная работа. В столице ее не нашлось, работал фотокором в газетах Тюмени и Коми АССР, пока не осел в Омске.

Его коллега по «Молодому Сибиряку», написавший вступительную статью к фотоальбому, вспоминает: «Многие его снимки попадали на страницы советских и даже зарубежных изданий. В ту пору, да еще для провинциального журналиста, это дорогого стоило… А добывались такие звездные кадры порой в самых экстремальных условиях». Рискуя жизнью, Савин снимал зимой, под шквалистым ветром, стоя на узкой дуге строящегося моста через Иртыш. Спускался в шахту в Воркуте. И подобных примеров масса.

Эдуард Исакович сделал много уникальных снимков бурно строящегося Омска. Нефтезавод, кислородный, судоремонтный, телевизионный заводы, целина.

В разделе «Незабываемые встречи» – известные спортсмены и тренеры, писатели, актеры, режиссеры, художники, композиторы, журналисты, врачи. На снимках 70-80 годов молодые Алла Пугачева и Давид Тухманов. Кадр 1947 года – народный артист СССР Николай Крючков. 1953-го – не менее народный Леонид Утесов. Татьяна Ожигова в разные годы. Знамений снимок Махмуда Эсамбаева в гримерке. Артист наотрез отказывался сниматься без папахи, и только Савину, единственному из советских фотографов, удалось найти подход к танцору и уговорить его обнажить голову.

В разделе «Путешествия» – Грузия, Польша, Крайний Север...

А начинается фотоальбом с фронтовых фотографий, где запечатлен двадцатилетний Савин в военной форме – не пацан, мужчина, успевший много пережить и повидать.

…Есть какая-то особая магия в черно-белых снимках, с альбомом не хочется расставаться, его перелистываешь снова и снова, перескакивая их 50-х в 80-е, и снова возвращаясь в 40-е.

К сожалению, издание вышло небольшим тиражом по заказу регионального министерства культуры и в основном разошлось по организациям. Остается надеяться, что этот альбом – не последний.

1370