Поиск

С 2011 по 2013 годы объем реализации продукции ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» вырос с 2 до 7 млрд рублей – в 2,5 раза. Основа роста – системная реструктуризация производства, модернизация мощностей, тщательная работа с потребителем. Но главное – современная система управления и планирования.

Диалог с бизнесом

ИГОРЬ ЛОБОВ

ЮРИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ

 

– Давайте от печки, Игорь Эдуардович: каковы основные параметры развития?

– Цифры вы видите. Предприятие работает нормально, стабильно. Есть заказ на 3 года вперед. Постепенно повышается средняя зарплата, сейчас она чуть больше 23 тысяч. Конечно, пока мы не достигли необходимого уровня зарплаты, но к этому уверенно идем. Можно сказать, что если не полное возрождение Трансмаша, то, по крайней мере, стабильная надежная работа на ближайшее годы здесь обеспечена.

– Сколько человек сейчас работает в КБТМ?

– 4 тысячи. Мы перешли эту границу в марте. Еще надо принять человек 200. 30% работников – до 35 лет, а должно быть 70%. Пока средний возраст работающих остается выше 40 лет, но в последнее время молодые люди в нас поверили. Настроение людей хорошо видно, когда они идут на работу и с работы на проходной. Конечно, основная работа все равно лежит на взрослых опытных работниках, но такого, как 3 года назад, когда молодежи на заводе вообще не было, такого уже нет.

– Какую продукцию сейчас выпускает предприятие?

– Наш основной бизнес – это модернизация и ремонт танков Т-72 для российской армии. Ремонтируем, ставим современные узлы, агрегаты, двигатели, пушки, прицелы. Кроме того, очень большой экспортный заказ, на несколько лет вперед.

– Узлы ставите иногородние?

– В основном, да. Получаем их из разных городов – Челябинска, Минска, Екатеринбурга. С омскими заводами тоже работаем по военной и гражданской продукции.

– Как вы оцениваете тренд Путина на наращивание производства вооружений, военных разработок и выделение ОПК страны заказа в 23 триллиона рублей? Оборонка оживает?

– Положительно, потому что это – рынок, на котором есть стабильный спрос. Если люди хотят купить оружие, они его купят. Но пусть купят российское оружие, а не французское, не американское. Наше оружие по многим параметрам лучшее в мире, это все признают. В том числе по соотношению цены и качества.

По ситуации в ОПК могу судить по заводам, с которыми мы работаем. У предприятий, входящих в нашу корпорацию, как и у тех, с кем мы работаем по кооперации, заказов тоже много.

– За счет чего достигаете наращивания объемов производства?

– До вхождения в корпорацию постоянного заказа не было, завод работал в режиме: аврал, потом остановка, потом опять аврал и снова остановка. Заказ нам давали по остаточному принципу, когда все основные заказы Минобороны были уже розданы. После вхождения в «Уралвагонзавод» мы получили стабильный заказ и можем планировать производство. Раньше людей приходилось набирать под аврал, потом многие увольнялись, потому что работы не было. Сейчас люди понимают, что будут с постоянной работой и зарплатой.

Что касается развития. Во-первых, серьезный технический потенциал на предприятии уже был заложен. Во-вторых, сейчас идет установка нового оборудования, оптимизируются технологическое процессы. Стараемся создать условия, чтобы люди были мотивированы на результат. Разработаны и применяются различные премиальные положения для работников, действует положение о наставничестве. Стараемся и будем стараться, чтобы люди получали нормальные деньги.

– Создавались ли для наращивания объемов производства дополнительные управленческие или контролирующие подразделения?

Специально ничего не создавалось, а развивались уже существующие отделы предприятия. Ряд цехов объединили в ремонтное производство. Введено новое структурное подразделение – отдел информационного обеспечения производства, реорганизован отдел менеджмента качества. Изменена структура отдела технического контроля, отдела главного метролога, отдела материально-технического снабжения.

– Ваши основные принципы в работе?

– Во-первых, максимальная удовлетворенность клиентов. Тот, кто работает с нашей продукцией, неважно, гражданской или военной – не должен испытывать никаких трудностей. Наша задача – по минимальной цене поставить максимально качественный продукт, который потом будет сервисно поддерживаться нашими специалистами. Клиентам сейчас есть с чем сравнивать, на военные выставки ездят все, поэтому потребности растут, и эти потребности должны быть полной мере удовлетворены.

Второй принцип – мы должны зарабатывать прибыль и увеличивать зарплату работникам и дивиденды акционерам.

– В прошлом году на ОКР КБТМ было выделено около 200 млн рублей. В этом году эта цифра выросла?

– Не буду ее озвучивать, потому что мы все-таки военное предприятие, и данная информация не для всеобщего обозрения. Но скажу точно – рост идет и существенный.

– Во сколько начинаете рабочий день?

– Утром объезжаю цеха, в 9.30 у меня в кабинете собираются заместители с планами работы на день. В 18.00 провожу совещание по итогам дня. Стараюсь не перегружать сотрудников совещаниями, чтобы больше времени оставалось на работу.

– На НПО «Полет» раньше всегда мониторили ситуацию на мировом рынке, чтобы повысить конкурентоспособность наших ракет, и знали, что сегодня делают англичане, французы и американцы. Как поставлен этот мониторинг у вас?

– Конечно, отслеживаем. Наши конструкторы в курсе всего, что происходит и как это осуществляется. Хотя сейчас нет общего понятия мирового рынка бронетехники, все очень зависит от политической ситуации. Что касается технических решений и развития военной и инженерной техники, то мы за этим очень серьезно следим. Ездим на выставки, смотрим, что и как делают другие компании. В составе корпорации участвуем практически во всех серьезных выставках. Делается большой красочный двухэтажный стенд, на котором выставлена продукция всех предприятий корпорации «Уралвагонзавод». В этом году прошли выставки в Арабских Эмиратах, в Перу; в сентябре будет большая выставка в Нижнем Тагиле.

– Какую сверхзадачу ставите перед коллективом?

– У нас 2 основных коллектива: КБ и завод. Сверхзадача завода – создать на его базе всероссийский сервисный центр по тяжелой бронетанковой технике. На базе конструкторского бюро – создать единый всероссийский центр по разработке, производству, модернизации техники для инженерных войск и войск РХБЗ.

– Где берете управленцев?

– В основном, это омские сотрудники, а также специалисты из Екатеринбурга, Москвы, Барнаула. Все конструкторы, главный инженер, руководители производств, большинство моих замов – омичи.

Недавно мой заместитель по персоналу Сергей Владимирович Крупко стал победителем общероссийского конкурса «Менеджер года – 2012», который проводится Вольным экономическим обществом России и Международной Академией менеджмента при поддержке Совета Федерации.

А в целом опираемся на собственные силы, в Омске много вузов, здесь мощная техническая учебная и научная база. В ОмГТУ готовят нормальных специалистов, там неплохая кафедра литейного производства. Ежегодно ОАО КБТМ проводится набор в ОмГТУ и Уральский федеральный университет. Сейчас по целевому набору обучаем 126 студентов, взяли шефство над 122-й школой. Летом 30 ребят оттуда будут на территории предприятия заниматься озеленением, уборкой. Работает Совет молодежи, недавно четыре наших сотрудника стали победителями первого тура всероссийского конкурса «Инженер года».

Конечно, задачи стоят большие, но в целом люди справляются. Дальше посмотрим.

– С какой проблемой в первую очередь приходится сталкиваться при развитии производства?

– С организацией работы на уровне мастеров, начальников участков. Освоение новой машины – это внедрение новой технологии сборки, нового производства деталей. Главное – это системная организация производства. Дело сложное, особенно когда набирается новый коллектив и из него организуется новый производственный комплекс по выполнению гособоронзаказа. Нужно, чтобы руководители, определяющие техническую политику, могли правильно организовать технологический процесс. Что касается вопросов набора людей, финансирования, жизнеобеспечения, площадки – это вопросы уже менее важные. Самое сложное – организовать работу руководителей среднего звена.

И второе – это освоить технологии.

– Сколько лично у вас уходит времени на планирование?

– Примерно 30%.

– Как идет сотрудничество с РЖД?

– Мы изготавливаем несколько деталей для производства полувагонов, которые выпускает «Уралвагонзавод». Делаем ряд запчастей. Сейчас в процессе сертификации автосцепное устройство. Работа идет нормально, но, к сожалению, рынок железнодорожной техники сейчас «упал». Объем заказа по этой тематике составляет примерно 30-50 млн рублей в месяц, большого бизнеса, как нам хотелось, пока нет.

В свое время было принято правильное решение – развивать традиционные компетенции завода. Сейчас мы видим, что расчет руководства корпорации оказался верен, и стратегия развития в области сервиса дает свои плоды

– Вы заканчиваете модернизацию производства?

– Продолжаем. Сейчас у нас идет модернизация производства гусеничных лент, летом ждем первые пять станков из Германии. Это хорошая дорогая техника. Также в этом году ожидаем поступления молота для штамповки деталей. Залили фундаменты, подготовили энергетику, готовим помещение, где он будет работать. Сейчас модернизируются все омские оборонные предприятия, но мы стараемся не отставать от лидеров. Современное оборудование устанавливать нужно, другой вопрос – какое именно и под какую конкретную задачу.

А такая задача у нас на сегодня есть.

Юрий Епанчинцев

3073

С 2011 по 2013 годы объем реализации продукции ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» вырос с 2 до 7 млрд рублей – в 2,5 раза. Основа роста – системная реструктуризация производства, модернизация мощностей, тщательная работа с потребителем. Но главное – современная система управления и планирования.

Диалог с бизнесом

ИГОРЬ ЛОБОВ

ЮРИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ

 

– Давайте от печки, Игорь Эдуардович: каковы основные параметры развития?

– Цифры вы видите. Предприятие работает нормально, стабильно. Есть заказ на 3 года вперед. Постепенно повышается средняя зарплата, сейчас она чуть больше 23 тысяч. Конечно, пока мы не достигли необходимого уровня зарплаты, но к этому уверенно идем. Можно сказать, что если не полное возрождение Трансмаша, то, по крайней мере, стабильная надежная работа на ближайшее годы здесь обеспечена.

– Сколько человек сейчас работает в КБТМ?

– 4 тысячи. Мы перешли эту границу в марте. Еще надо принять человек 200. 30% работников – до 35 лет, а должно быть 70%. Пока средний возраст работающих остается выше 40 лет, но в последнее время молодые люди в нас поверили. Настроение людей хорошо видно, когда они идут на работу и с работы на проходной. Конечно, основная работа все равно лежит на взрослых опытных работниках, но такого, как 3 года назад, когда молодежи на заводе вообще не было, такого уже нет.

– Какую продукцию сейчас выпускает предприятие?

– Наш основной бизнес – это модернизация и ремонт танков Т-72 для российской армии. Ремонтируем, ставим современные узлы, агрегаты, двигатели, пушки, прицелы. Кроме того, очень большой экспортный заказ, на несколько лет вперед.

– Узлы ставите иногородние?

– В основном, да. Получаем их из разных городов – Челябинска, Минска, Екатеринбурга. С омскими заводами тоже работаем по военной и гражданской продукции.

– Как вы оцениваете тренд Путина на наращивание производства вооружений, военных разработок и выделение ОПК страны заказа в 23 триллиона рублей? Оборонка оживает?

– Положительно, потому что это – рынок, на котором есть стабильный спрос. Если люди хотят купить оружие, они его купят. Но пусть купят российское оружие, а не французское, не американское. Наше оружие по многим параметрам лучшее в мире, это все признают. В том числе по соотношению цены и качества.

По ситуации в ОПК могу судить по заводам, с которыми мы работаем. У предприятий, входящих в нашу корпорацию, как и у тех, с кем мы работаем по кооперации, заказов тоже много.

– За счет чего достигаете наращивания объемов производства?

– До вхождения в корпорацию постоянного заказа не было, завод работал в режиме: аврал, потом остановка, потом опять аврал и снова остановка. Заказ нам давали по остаточному принципу, когда все основные заказы Минобороны были уже розданы. После вхождения в «Уралвагонзавод» мы получили стабильный заказ и можем планировать производство. Раньше людей приходилось набирать под аврал, потом многие увольнялись, потому что работы не было. Сейчас люди понимают, что будут с постоянной работой и зарплатой.

Что касается развития. Во-первых, серьезный технический потенциал на предприятии уже был заложен. Во-вторых, сейчас идет установка нового оборудования, оптимизируются технологическое процессы. Стараемся создать условия, чтобы люди были мотивированы на результат. Разработаны и применяются различные премиальные положения для работников, действует положение о наставничестве. Стараемся и будем стараться, чтобы люди получали нормальные деньги.

– Создавались ли для наращивания объемов производства дополнительные управленческие или контролирующие подразделения?

Специально ничего не создавалось, а развивались уже существующие отделы предприятия. Ряд цехов объединили в ремонтное производство. Введено новое структурное подразделение – отдел информационного обеспечения производства, реорганизован отдел менеджмента качества. Изменена структура отдела технического контроля, отдела главного метролога, отдела материально-технического снабжения.

– Ваши основные принципы в работе?

– Во-первых, максимальная удовлетворенность клиентов. Тот, кто работает с нашей продукцией, неважно, гражданской или военной – не должен испытывать никаких трудностей. Наша задача – по минимальной цене поставить максимально качественный продукт, который потом будет сервисно поддерживаться нашими специалистами. Клиентам сейчас есть с чем сравнивать, на военные выставки ездят все, поэтому потребности растут, и эти потребности должны быть полной мере удовлетворены.

Второй принцип – мы должны зарабатывать прибыль и увеличивать зарплату работникам и дивиденды акционерам.

– В прошлом году на ОКР КБТМ было выделено около 200 млн рублей. В этом году эта цифра выросла?

– Не буду ее озвучивать, потому что мы все-таки военное предприятие, и данная информация не для всеобщего обозрения. Но скажу точно – рост идет и существенный.

– Во сколько начинаете рабочий день?

– Утром объезжаю цеха, в 9.30 у меня в кабинете собираются заместители с планами работы на день. В 18.00 провожу совещание по итогам дня. Стараюсь не перегружать сотрудников совещаниями, чтобы больше времени оставалось на работу.

– На НПО «Полет» раньше всегда мониторили ситуацию на мировом рынке, чтобы повысить конкурентоспособность наших ракет, и знали, что сегодня делают англичане, французы и американцы. Как поставлен этот мониторинг у вас?

– Конечно, отслеживаем. Наши конструкторы в курсе всего, что происходит и как это осуществляется. Хотя сейчас нет общего понятия мирового рынка бронетехники, все очень зависит от политической ситуации. Что касается технических решений и развития военной и инженерной техники, то мы за этим очень серьезно следим. Ездим на выставки, смотрим, что и как делают другие компании. В составе корпорации участвуем практически во всех серьезных выставках. Делается большой красочный двухэтажный стенд, на котором выставлена продукция всех предприятий корпорации «Уралвагонзавод». В этом году прошли выставки в Арабских Эмиратах, в Перу; в сентябре будет большая выставка в Нижнем Тагиле.

– Какую сверхзадачу ставите перед коллективом?

– У нас 2 основных коллектива: КБ и завод. Сверхзадача завода – создать на его базе всероссийский сервисный центр по тяжелой бронетанковой технике. На базе конструкторского бюро – создать единый всероссийский центр по разработке, производству, модернизации техники для инженерных войск и войск РХБЗ.

– Где берете управленцев?

– В основном, это омские сотрудники, а также специалисты из Екатеринбурга, Москвы, Барнаула. Все конструкторы, главный инженер, руководители производств, большинство моих замов – омичи.

Недавно мой заместитель по персоналу Сергей Владимирович Крупко стал победителем общероссийского конкурса «Менеджер года – 2012», который проводится Вольным экономическим обществом России и Международной Академией менеджмента при поддержке Совета Федерации.

А в целом опираемся на собственные силы, в Омске много вузов, здесь мощная техническая учебная и научная база. В ОмГТУ готовят нормальных специалистов, там неплохая кафедра литейного производства. Ежегодно ОАО КБТМ проводится набор в ОмГТУ и Уральский федеральный университет. Сейчас по целевому набору обучаем 126 студентов, взяли шефство над 122-й школой. Летом 30 ребят оттуда будут на территории предприятия заниматься озеленением, уборкой. Работает Совет молодежи, недавно четыре наших сотрудника стали победителями первого тура всероссийского конкурса «Инженер года».

Конечно, задачи стоят большие, но в целом люди справляются. Дальше посмотрим.

– С какой проблемой в первую очередь приходится сталкиваться при развитии производства?

– С организацией работы на уровне мастеров, начальников участков. Освоение новой машины – это внедрение новой технологии сборки, нового производства деталей. Главное – это системная организация производства. Дело сложное, особенно когда набирается новый коллектив и из него организуется новый производственный комплекс по выполнению гособоронзаказа. Нужно, чтобы руководители, определяющие техническую политику, могли правильно организовать технологический процесс. Что касается вопросов набора людей, финансирования, жизнеобеспечения, площадки – это вопросы уже менее важные. Самое сложное – организовать работу руководителей среднего звена.

И второе – это освоить технологии.

– Сколько лично у вас уходит времени на планирование?

– Примерно 30%.

– Как идет сотрудничество с РЖД?

– Мы изготавливаем несколько деталей для производства полувагонов, которые выпускает «Уралвагонзавод». Делаем ряд запчастей. Сейчас в процессе сертификации автосцепное устройство. Работа идет нормально, но, к сожалению, рынок железнодорожной техники сейчас «упал». Объем заказа по этой тематике составляет примерно 30-50 млн рублей в месяц, большого бизнеса, как нам хотелось, пока нет.

В свое время было принято правильное решение – развивать традиционные компетенции завода. Сейчас мы видим, что расчет руководства корпорации оказался верен, и стратегия развития в области сервиса дает свои плоды

– Вы заканчиваете модернизацию производства?

– Продолжаем. Сейчас у нас идет модернизация производства гусеничных лент, летом ждем первые пять станков из Германии. Это хорошая дорогая техника. Также в этом году ожидаем поступления молота для штамповки деталей. Залили фундаменты, подготовили энергетику, готовим помещение, где он будет работать. Сейчас модернизируются все омские оборонные предприятия, но мы стараемся не отставать от лидеров. Современное оборудование устанавливать нужно, другой вопрос – какое именно и под какую конкретную задачу.

А такая задача у нас на сегодня есть.

Юрий Епанчинцев

3073