Поиск

Кадровый голод в Омском регионе сегодня поразил все сектора экономики. Особенно остро страдает от недостатка квалифицированных кадров машино- и приборостроение, представленное наукоемкими предприятиями ОПК.

Генеральный директор ООО «Высокие технологии» Дмитрий Шишкин выступил в Совете Федерации РФ с конкретной программой по решению кадрового вопроса для российской промышленности. Совет Федерации поддержал предложения директорского корпуса Омского ОПК.

Диалог с бизнесом

ДМИТРИЙ ШИШКИН

ЮРИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ

 

– Сразу вопрос, Дмитрий Сергеевич – говорим о дефиците кадров для промышленности – при чем тут ЕГЭ по физике, который вы предлагаете?

– Считаю, что причина кроется в системе итоговой аттестации школьников. Они сдают два обязательных экзамена – русский язык и математику. Физика, необходимая для поступления в технический вуз, является предметом по выбору. В этом заключается жуткая системная ошибка. Для школьников физика – сложный, плохо подкрепленный учебными часами предмет. Более того, педагоги, заинтересованные в общешкольном высоком балле, отговаривают детей сдавать физику и ориентируют их на выбор гуманитарных дисциплин.

В моем депутатском округе в Омске процент сдачи физики в школах – меньше 20%. Ситуация с физикой в селе вообще дошла до абсурда. Во всем Муромцевском районе выпускной ЕГЭ по физике сдает 8 человек! Физику в селе преподают учителя литературы, биологии, физкультуры.

В 2013 году мы подошли к критической точке: количество абитуриентов, имеющих право поступать на инженерные специальности, сравнялось с количеством бюджетных мест в технических вузах Омска.

В реальности ситуация еще трагичнее – в статистике не видны абитуриенты, которые поступают в столичные вузы и военные училища, а также дети, которые не имеют амбиций и не планируют получать высшее образование.

– Такое только в Омской области происходит?

– По всей стране. Постоянно слышу сетования коллег из Москвы, Уфы, Челябинска, Перми. Столкнувшись с этой проблемой Правительство страны вроде начинает принимать меры. С 2010 года предприятиям ОПК выделяются целевые места в технических вузах. Хотя до этого мы за счет завода уже выучили 74 студента. Когда появились государственные места, мы в прошлом году по специальности «Технология машиностроения» забрали в ОмГТУ 60% этих целевых мест. Остальные 40% – ПО «Полет», ОМПО им. Баранова, МКБ. Из ОмГАУ забрали выпускников мехфака. Они хоть чертежи читать умеют, остальному – научим. Но студентов-целевиков в вуз я набрал только потому, что ходил и агитировал в каждой школе. Фильмы про завод показывал, убеждал. Просто мы этим живем. Предприятия, которые профориентационной работой в городе не занимались, вынуждены были ехать за абитуриентами в село.

– Хотите сказать, что кадровики промышленных предприятий ездят по районам Омской области и ищут «своих» будущих студентов?

– Даже так. Мы все готовы взять человека пусть с тройками, лишь бы потом его до станка довести. Мы готовы дочитать предметы, которые ему в школе не додали, мы лоботомию ему готовы сделать! Мы же его на руках несем к профессии! В кои веки было, чтобы директор завода так с детьми нянчился! Мы нашего студента все 5 лет ведем, он у нас курсовые делает, диплом. В случае «залетов» с деканатом договариваемся: не выгоняйте, сами воспитаем его в заводском коллективе. К точке невозврата по кадрам все заводы страны подошли уже вплотную. Сейчас пока еще работают специалисты, которые получили образование в советское время. Через 3-4 года они уйдут на пенсию и все. Некоторые технические специальности мы вообще потеряли, например материаловедение. А это то, на чем стоит машиностроение. Попробуйте сегодня найти на завод главного металлурга. Хоть где, хоть в Москве, хоть за какие деньги! Нет таких специалистов! Есть люди, которых учили стали и сплавам. А новым материалам, композитам не учили. Это же основа всех инноваций. Я был на многих заводах в Швейцарии, Японии – вопросы обработки, ресурсных показателей стали там совершенно иные. Поэтому зарубежные образцы сегодня лучше, дальше и т.д. Там кадры есть, есть кому думать и делать.

Мы готовы увеличить производственные мощности в 2 раза – нет специалистов. Мне надо, чтобы оборудование в 3 смены работало. А я увеличиваю производство не вдвое, а, скрипя зубами, на 10-20%. У нас сейчас идет 2-я волна перевооружения, производство расширяется – людей нет! Нужны немедленные корректирующие меры. На уровне страны. Совета Федерации. На региональном уровне нужны меры по поддержке сельских учителей. Им в разы надо зарплату поднимать.

– В подготовке рабочих специальностей для промышленности такая же дыра?

– Главная проблема профтехобразования – то, что его передали субъектам РФ. Это завершилась в 2007 году и привело к негативным последствиям. Сегодня подготовка рабочего для высоких технологий – кропотливый наукоемкий процесс. Преемственность и единая идеология в программах подготовки технических кадров от рабочего до инженера нарушилась. Идет дублирование и неэффективное использование материально-технических баз учреждений профессионального образования.

Алгоритм обучения требует увязки с системой высшего образования. Этот процесс надо скоординировать, выстроить: методологически, идеологически, организационно.

Ни один регион не может самостоятельно обеспечить устойчивость вертикали профессионального образования. Необходимо принять срочные меры по реабилитации учреждений начального и среднего профессионального образования с возвратом их на федеральный уровень. Без устранения озвученных проблем невозможна реализация не только региональных, но и федеральных Программ и Стратегий развития.

– Какие моменты вы предложили внести в проект решения Комитета Совета Федерации для рекомендации Правительству страны?

– Вот наша программа:

1. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в подзаконные акты Министерства образования и науки Российской Федерации дополнения по внесению в ЕГЭ обязательного экзамена по физике.

2. До принятия решения по п.1 предусмотреть возможность подачи выпускниками заявления о сдаче ЕГЭ по физике в дополнительные сроки проведения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, начиная с 2013-2014 учебного года.

3. Рассмотреть вопрос об обеспечении государственного регулирования количества бюджетных мест на инженерно-технические специальности, включая очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения в соответствии с объективными потребностями отраслей экономики.

4. Обеспечить передачу полномочий по использованию материально-технических баз учреждений профессионального образования и реализации программ начального профессионального и среднего профессионального образования на федеральный уровень.

5. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерно-технических профессий.

6. Реализовать в образовательных учреждениях программы дополнительного образования инженерно-технической направленности.

– Сколько у вас на заводе получают выпускники технических вузов?

– Ребята, которые работают на станке и сами могут сделать его наладку, получают по 40-50 тыс. Специалисты в отделах – 20 тыс., и там есть стимулирующие и премиальные системы.

– Несколько лет назад мне рассказывали про двух ваших уникальных рабочих, которые микроны на детали чувствовали руками. Специалист заболел, завод встал?

– Раньше доводка делалась вручную, сейчас – на обрабатывающем центре с компьютерной программой. Поэтому перешли на универсальное оборудование, исключаем человеческий фактор. Мы не делаем товаров народного потребления или технического назначения. У нас лицензия: авиационная техника, вооружение и военная техника.

Это тоже хорошо надо делать.    

2662

Кадровый голод в Омском регионе сегодня поразил все сектора экономики. Особенно остро страдает от недостатка квалифицированных кадров машино- и приборостроение, представленное наукоемкими предприятиями ОПК.

Генеральный директор ООО «Высокие технологии» Дмитрий Шишкин выступил в Совете Федерации РФ с конкретной программой по решению кадрового вопроса для российской промышленности. Совет Федерации поддержал предложения директорского корпуса Омского ОПК.

Диалог с бизнесом

ДМИТРИЙ ШИШКИН

ЮРИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ

 

– Сразу вопрос, Дмитрий Сергеевич – говорим о дефиците кадров для промышленности – при чем тут ЕГЭ по физике, который вы предлагаете?

– Считаю, что причина кроется в системе итоговой аттестации школьников. Они сдают два обязательных экзамена – русский язык и математику. Физика, необходимая для поступления в технический вуз, является предметом по выбору. В этом заключается жуткая системная ошибка. Для школьников физика – сложный, плохо подкрепленный учебными часами предмет. Более того, педагоги, заинтересованные в общешкольном высоком балле, отговаривают детей сдавать физику и ориентируют их на выбор гуманитарных дисциплин.

В моем депутатском округе в Омске процент сдачи физики в школах – меньше 20%. Ситуация с физикой в селе вообще дошла до абсурда. Во всем Муромцевском районе выпускной ЕГЭ по физике сдает 8 человек! Физику в селе преподают учителя литературы, биологии, физкультуры.

В 2013 году мы подошли к критической точке: количество абитуриентов, имеющих право поступать на инженерные специальности, сравнялось с количеством бюджетных мест в технических вузах Омска.

В реальности ситуация еще трагичнее – в статистике не видны абитуриенты, которые поступают в столичные вузы и военные училища, а также дети, которые не имеют амбиций и не планируют получать высшее образование.

– Такое только в Омской области происходит?

– По всей стране. Постоянно слышу сетования коллег из Москвы, Уфы, Челябинска, Перми. Столкнувшись с этой проблемой Правительство страны вроде начинает принимать меры. С 2010 года предприятиям ОПК выделяются целевые места в технических вузах. Хотя до этого мы за счет завода уже выучили 74 студента. Когда появились государственные места, мы в прошлом году по специальности «Технология машиностроения» забрали в ОмГТУ 60% этих целевых мест. Остальные 40% – ПО «Полет», ОМПО им. Баранова, МКБ. Из ОмГАУ забрали выпускников мехфака. Они хоть чертежи читать умеют, остальному – научим. Но студентов-целевиков в вуз я набрал только потому, что ходил и агитировал в каждой школе. Фильмы про завод показывал, убеждал. Просто мы этим живем. Предприятия, которые профориентационной работой в городе не занимались, вынуждены были ехать за абитуриентами в село.

– Хотите сказать, что кадровики промышленных предприятий ездят по районам Омской области и ищут «своих» будущих студентов?

– Даже так. Мы все готовы взять человека пусть с тройками, лишь бы потом его до станка довести. Мы готовы дочитать предметы, которые ему в школе не додали, мы лоботомию ему готовы сделать! Мы же его на руках несем к профессии! В кои веки было, чтобы директор завода так с детьми нянчился! Мы нашего студента все 5 лет ведем, он у нас курсовые делает, диплом. В случае «залетов» с деканатом договариваемся: не выгоняйте, сами воспитаем его в заводском коллективе. К точке невозврата по кадрам все заводы страны подошли уже вплотную. Сейчас пока еще работают специалисты, которые получили образование в советское время. Через 3-4 года они уйдут на пенсию и все. Некоторые технические специальности мы вообще потеряли, например материаловедение. А это то, на чем стоит машиностроение. Попробуйте сегодня найти на завод главного металлурга. Хоть где, хоть в Москве, хоть за какие деньги! Нет таких специалистов! Есть люди, которых учили стали и сплавам. А новым материалам, композитам не учили. Это же основа всех инноваций. Я был на многих заводах в Швейцарии, Японии – вопросы обработки, ресурсных показателей стали там совершенно иные. Поэтому зарубежные образцы сегодня лучше, дальше и т.д. Там кадры есть, есть кому думать и делать.

Мы готовы увеличить производственные мощности в 2 раза – нет специалистов. Мне надо, чтобы оборудование в 3 смены работало. А я увеличиваю производство не вдвое, а, скрипя зубами, на 10-20%. У нас сейчас идет 2-я волна перевооружения, производство расширяется – людей нет! Нужны немедленные корректирующие меры. На уровне страны. Совета Федерации. На региональном уровне нужны меры по поддержке сельских учителей. Им в разы надо зарплату поднимать.

– В подготовке рабочих специальностей для промышленности такая же дыра?

– Главная проблема профтехобразования – то, что его передали субъектам РФ. Это завершилась в 2007 году и привело к негативным последствиям. Сегодня подготовка рабочего для высоких технологий – кропотливый наукоемкий процесс. Преемственность и единая идеология в программах подготовки технических кадров от рабочего до инженера нарушилась. Идет дублирование и неэффективное использование материально-технических баз учреждений профессионального образования.

Алгоритм обучения требует увязки с системой высшего образования. Этот процесс надо скоординировать, выстроить: методологически, идеологически, организационно.

Ни один регион не может самостоятельно обеспечить устойчивость вертикали профессионального образования. Необходимо принять срочные меры по реабилитации учреждений начального и среднего профессионального образования с возвратом их на федеральный уровень. Без устранения озвученных проблем невозможна реализация не только региональных, но и федеральных Программ и Стратегий развития.

– Какие моменты вы предложили внести в проект решения Комитета Совета Федерации для рекомендации Правительству страны?

– Вот наша программа:

1. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в подзаконные акты Министерства образования и науки Российской Федерации дополнения по внесению в ЕГЭ обязательного экзамена по физике.

2. До принятия решения по п.1 предусмотреть возможность подачи выпускниками заявления о сдаче ЕГЭ по физике в дополнительные сроки проведения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, начиная с 2013-2014 учебного года.

3. Рассмотреть вопрос об обеспечении государственного регулирования количества бюджетных мест на инженерно-технические специальности, включая очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения в соответствии с объективными потребностями отраслей экономики.

4. Обеспечить передачу полномочий по использованию материально-технических баз учреждений профессионального образования и реализации программ начального профессионального и среднего профессионального образования на федеральный уровень.

5. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерно-технических профессий.

6. Реализовать в образовательных учреждениях программы дополнительного образования инженерно-технической направленности.

– Сколько у вас на заводе получают выпускники технических вузов?

– Ребята, которые работают на станке и сами могут сделать его наладку, получают по 40-50 тыс. Специалисты в отделах – 20 тыс., и там есть стимулирующие и премиальные системы.

– Несколько лет назад мне рассказывали про двух ваших уникальных рабочих, которые микроны на детали чувствовали руками. Специалист заболел, завод встал?

– Раньше доводка делалась вручную, сейчас – на обрабатывающем центре с компьютерной программой. Поэтому перешли на универсальное оборудование, исключаем человеческий фактор. Мы не делаем товаров народного потребления или технического назначения. У нас лицензия: авиационная техника, вооружение и военная техника.

Это тоже хорошо надо делать.    

2662