Поиск

Кто-то шьёт, кто-то вяжет, а Татьяна предпочитает экстрим. Она - инструктор по спелеотуризму и каждый год уходит под землю. Без приключений, как правило, не обходится.

Глиняный призрак

Темно как в могиле - не просто крылатое выражение. Те, кто спускался в пещеры, знают про это не понаслышке. У входа солнышко слепит глаза, но дальше ему путь заказан. - Пройдешь всего метров двадцать и словно ослеп, - поясняет Татьяна. - Руки подносишь к лицу и не видишь ладоней. Фонари бьют на полную мощность, но всё равно непроглядная темнота. Новичков она пугает, и они хотят поскорее вернуться. К солнышку, к свету, подальше от «склепа». А бывалые знают, что панике поддаваться нельзя. Нужно расслабиться, отпустить нервы и выждать какое-то время. Глаза привыкают, перенастраиваются, и в лучах фонаря уже кое-что различаешь. Иногда вдруг такое увидишь! Например, пещерных призраков. С одним из них Татьяна столкнулась в Саянах, в пещере Большая Орешная. - Узкий проход, по которому я пробиралась, спускался под землю, - вспоминает она. - А потом, изменив направление, вдруг пошел резко вверх. Правда, что там, вверху, было не разобрать. Омичка посветила фонариком над головой и застыла как зачарованная. Возле прохода, наклонившись к самому краю, сидел... призрак с горящими, словно фары, глазами.

Наверное у собаки Баскервилей были такие же, - говорит Татьяна Исакова. - Страшно, аж жуть! И лишь потом, присмотревшись, она поняла, что это не призрак - скульптура из глины, выполненная в натуральную величину. А на носу - большие очки с желтой фольгой вместо стекол. Эти очки, отражая свет фонаря, и нагоняли на ничего не подозреющих спелеотуристов. Шутка неизвестного подземного скульптора удалась на все сто процентов.

Пещерные Церетели

Отшельники древности все же не зря уходили в пещеры в поисках просветления. Там, глубоко под землей, у многих людей открываются творческие способности. Даже у тех, кто на поверхности был далек от искусства. Но почему, отчего? - Может быть, так на нас свечи влияют? - шутит Исакова. - Ведь они да еще фонари под землей заменяют нам солнце. Под землей же спелеотуристы могут находиться дней по десять и даже больше. Протяженность, к примеру, пещеры Большая Орешная около сорока километров. А пещеры Золушка, это на Украине, вообще до семидесяти. Понятно, что обойти все за день невозможно. Выход один - разбить подземный базовый лагерь и оттуда выходить на маршрут. А вечером, когда все дела переделаны, экстремалы берутся за глину. - Это какой-то психоз, иначе не скажешь, - смеется Татьяна. - Все начинают лепить, лепить и лепить, тем более что во многих пещерах глины достаточно. Обычно лепят чертей, древние замки или людей, которых потом новички принимают за призраков. Но бывают и эксклюзивные вещи. К примеру, в той же пещере Большая Орешная Татьяна Исакова, протиснувшись через очередной шкуродер, обнаружила прямо перед собой... здание омского музыкального театра. Точнее, его точную копию, но сильно уменьшенную. Привет, так сказать, от побывавших здесь ранее земляков. - А в Саянах, в Баджейской пещере, поселился дракон, - рассказывает Татьяна.  - Огромный, метра, наверное, три. И каждая чешуйка столь тщательно проработана, что он выглядит как живой. Под землей для творчества спелеологов даже отведены специальные залы. Их так и называют - музеи. А те, в ком не проснулся талант Церетели, оставляют автографы. Например, «Здесь был Вася». Как говорится, дешево и сердито.

Спасательная операция

Спелеотуризмом Татьяна Исакова занимается вот уже тридцать три года. Была и в Приморье, и в Средней Азии, а Россию объездила от Владивостока до Кавказа. Там ей даже пришлось участвовать в спасательной операции. Причиной всему - особенности кавказских пещер. - Они в основном вертикального типа, - поясняет Исакова. - К примеру, чтобы попасть в пещеру Величественную, нужно спуститься по скальному уступу, идущему под углом градусов шестьдесят. Когда в горах дождь, потоки воды бегут прямо в пещеру. А с ними все, что окажется на плаву. В тот раз «на плаву» оказались лягушки. Их утащило аж на двадцатиметровую глубину. Несчастные земноводные прыгали по камням, стараясь забраться повыше. А те, что уже обессилели, просто сидели в холодной воде. Подняться самостоятельно на поверхность они не могли. Многие девушки боятся лягушек, а Татьяне квакух стало жалко. Она хватала их и... совала за пазуху. Набрала столько, что даже идти тяжело. Выбравшись на поверхность, Татьяна выпустила спасенных лягушек на волю. Но они... тут же стали прыгать обратно. - Зачем, непонятно, - вздыхает Исакова. - А я лишь смотрела им вслед и кричала: «Эй, куда вы? Назад!» Но лягушки омичку не слушались. Наверное, вообразили себя спелеологами. К слову, «воображают себя спелеологами» не только лягушки. Допустим, на Южном Урале, в пещере Победа, Татьяна встретила... спелеопса. - Эта дворняга ростом с теленка увязалась за нами от самого входа, - рассказывает она. - Мы думали, что собака пробежит всего пару метров да и отстанет - ан нет. Пройдя вглубь пещеры, мы снова увидели эту псину. Она прошла вслед за нами через ледник и даже забралась по деревянной лестнице. И это при том, что лестница была около четырех метров в длину и стояла под углом градусов сорок пять! Потом дворняжка куда-то пропала и встретила спелеотуристов уже на поверхности. Теперь они знают, откуда берутся легенды про всяких подземных монстров.

Дикари XXI века

Татьяна Исакова не только сама «обживает» пещеры, но и руководит детско-юношеским спелеотуристическим клубом «Протей». С этими ребятами она каждый год отправляется в экспедиции. И это отнюдь не походы выходного дня. - Мы с ними даже спускались под землю на пятьсот метров, - рассказывает Татьяна. - А в пещере Игнатовской, что на Южном Урале, работали бок о бок с учеными. Эту пещеру люди облюбовали еще в каменном веке. Тогда же на стенах Игнатовской появились рисунки первобытного человека. Они оставались нетронутыми тысячелетия, но современные дикари едва не разрушили эту древнюю живопись. - Мы в пещеры берем фонари, а местные жители предпочитают чадящие факелы, - поясняет Исакова. - Гарь от них поднимается к потолку и оседает на стенах. Они были настолько загажены, что казалось, будто рисунки первобытных людей закрасили черной краской. Дошло до того, что археологи организовали специальную экспедицию в Игнатовскую пещеру. С помощью мочалки и мыла ученые отмыли все стены от гари и копоти. Но как только уехали, сюда опять потянулись местные жители с факелами. Что с них взять, современные дикари. А Татьяна Исакова и ребята из клуба «Протей» уже планируют новую экспедицию. В этом году они хотят побывать на Алтае.

Николай ЗВЯГИНЦЕВ Вечерний Омск

Кто-то шьёт, кто-то вяжет, а Татьяна предпочитает экстрим. Она - инструктор по спелеотуризму и каждый год уходит под землю. Без приключений, как правило, не обходится.

Глиняный призрак

Темно как в могиле - не просто крылатое выражение. Те, кто спускался в пещеры, знают про это не понаслышке. У входа солнышко слепит глаза, но дальше ему путь заказан. - Пройдешь всего метров двадцать и словно ослеп, - поясняет Татьяна. - Руки подносишь к лицу и не видишь ладоней. Фонари бьют на полную мощность, но всё равно непроглядная темнота. Новичков она пугает, и они хотят поскорее вернуться. К солнышку, к свету, подальше от «склепа». А бывалые знают, что панике поддаваться нельзя. Нужно расслабиться, отпустить нервы и выждать какое-то время. Глаза привыкают, перенастраиваются, и в лучах фонаря уже кое-что различаешь. Иногда вдруг такое увидишь! Например, пещерных призраков. С одним из них Татьяна столкнулась в Саянах, в пещере Большая Орешная. - Узкий проход, по которому я пробиралась, спускался под землю, - вспоминает она. - А потом, изменив направление, вдруг пошел резко вверх. Правда, что там, вверху, было не разобрать. Омичка посветила фонариком над головой и застыла как зачарованная. Возле прохода, наклонившись к самому краю, сидел... призрак с горящими, словно фары, глазами.

Наверное у собаки Баскервилей были такие же, - говорит Татьяна Исакова. - Страшно, аж жуть! И лишь потом, присмотревшись, она поняла, что это не призрак - скульптура из глины, выполненная в натуральную величину. А на носу - большие очки с желтой фольгой вместо стекол. Эти очки, отражая свет фонаря, и нагоняли на ничего не подозреющих спелеотуристов. Шутка неизвестного подземного скульптора удалась на все сто процентов.

Пещерные Церетели

Отшельники древности все же не зря уходили в пещеры в поисках просветления. Там, глубоко под землей, у многих людей открываются творческие способности. Даже у тех, кто на поверхности был далек от искусства. Но почему, отчего? - Может быть, так на нас свечи влияют? - шутит Исакова. - Ведь они да еще фонари под землей заменяют нам солнце. Под землей же спелеотуристы могут находиться дней по десять и даже больше. Протяженность, к примеру, пещеры Большая Орешная около сорока километров. А пещеры Золушка, это на Украине, вообще до семидесяти. Понятно, что обойти все за день невозможно. Выход один - разбить подземный базовый лагерь и оттуда выходить на маршрут. А вечером, когда все дела переделаны, экстремалы берутся за глину. - Это какой-то психоз, иначе не скажешь, - смеется Татьяна. - Все начинают лепить, лепить и лепить, тем более что во многих пещерах глины достаточно. Обычно лепят чертей, древние замки или людей, которых потом новички принимают за призраков. Но бывают и эксклюзивные вещи. К примеру, в той же пещере Большая Орешная Татьяна Исакова, протиснувшись через очередной шкуродер, обнаружила прямо перед собой... здание омского музыкального театра. Точнее, его точную копию, но сильно уменьшенную. Привет, так сказать, от побывавших здесь ранее земляков. - А в Саянах, в Баджейской пещере, поселился дракон, - рассказывает Татьяна.  - Огромный, метра, наверное, три. И каждая чешуйка столь тщательно проработана, что он выглядит как живой. Под землей для творчества спелеологов даже отведены специальные залы. Их так и называют - музеи. А те, в ком не проснулся талант Церетели, оставляют автографы. Например, «Здесь был Вася». Как говорится, дешево и сердито.

Спасательная операция

Спелеотуризмом Татьяна Исакова занимается вот уже тридцать три года. Была и в Приморье, и в Средней Азии, а Россию объездила от Владивостока до Кавказа. Там ей даже пришлось участвовать в спасательной операции. Причиной всему - особенности кавказских пещер. - Они в основном вертикального типа, - поясняет Исакова. - К примеру, чтобы попасть в пещеру Величественную, нужно спуститься по скальному уступу, идущему под углом градусов шестьдесят. Когда в горах дождь, потоки воды бегут прямо в пещеру. А с ними все, что окажется на плаву. В тот раз «на плаву» оказались лягушки. Их утащило аж на двадцатиметровую глубину. Несчастные земноводные прыгали по камням, стараясь забраться повыше. А те, что уже обессилели, просто сидели в холодной воде. Подняться самостоятельно на поверхность они не могли. Многие девушки боятся лягушек, а Татьяне квакух стало жалко. Она хватала их и... совала за пазуху. Набрала столько, что даже идти тяжело. Выбравшись на поверхность, Татьяна выпустила спасенных лягушек на волю. Но они... тут же стали прыгать обратно. - Зачем, непонятно, - вздыхает Исакова. - А я лишь смотрела им вслед и кричала: «Эй, куда вы? Назад!» Но лягушки омичку не слушались. Наверное, вообразили себя спелеологами. К слову, «воображают себя спелеологами» не только лягушки. Допустим, на Южном Урале, в пещере Победа, Татьяна встретила... спелеопса. - Эта дворняга ростом с теленка увязалась за нами от самого входа, - рассказывает она. - Мы думали, что собака пробежит всего пару метров да и отстанет - ан нет. Пройдя вглубь пещеры, мы снова увидели эту псину. Она прошла вслед за нами через ледник и даже забралась по деревянной лестнице. И это при том, что лестница была около четырех метров в длину и стояла под углом градусов сорок пять! Потом дворняжка куда-то пропала и встретила спелеотуристов уже на поверхности. Теперь они знают, откуда берутся легенды про всяких подземных монстров.

Дикари XXI века

Татьяна Исакова не только сама «обживает» пещеры, но и руководит детско-юношеским спелеотуристическим клубом «Протей». С этими ребятами она каждый год отправляется в экспедиции. И это отнюдь не походы выходного дня. - Мы с ними даже спускались под землю на пятьсот метров, - рассказывает Татьяна. - А в пещере Игнатовской, что на Южном Урале, работали бок о бок с учеными. Эту пещеру люди облюбовали еще в каменном веке. Тогда же на стенах Игнатовской появились рисунки первобытного человека. Они оставались нетронутыми тысячелетия, но современные дикари едва не разрушили эту древнюю живопись. - Мы в пещеры берем фонари, а местные жители предпочитают чадящие факелы, - поясняет Исакова. - Гарь от них поднимается к потолку и оседает на стенах. Они были настолько загажены, что казалось, будто рисунки первобытных людей закрасили черной краской. Дошло до того, что археологи организовали специальную экспедицию в Игнатовскую пещеру. С помощью мочалки и мыла ученые отмыли все стены от гари и копоти. Но как только уехали, сюда опять потянулись местные жители с факелами. Что с них взять, современные дикари. А Татьяна Исакова и ребята из клуба «Протей» уже планируют новую экспедицию. В этом году они хотят побывать на Алтае.

Николай ЗВЯГИНЦЕВ Вечерний Омск