Поиск

В Омском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Смерть не велосипед, чтобы её у тебя украли», поставленного по одноимённой пьесе сербского драматурга Биляны Срблянович. За новую постановку взялся режиссёр Анджей Бубень, известный омскому зрителю по работе над спектаклем «Август. Графство Осэйдж». «Когда я прочёл «Велосипед», я понял, что это произведение «моё», - рассказал режиссёр в одном из своих интервью. - Оно написано простым языком, а касается очень важных тем: жизни, смерти, взаимоотношений с близкими людьми. Ведь мы живём в мире, в котором эти взаимоотношения становятся всё менее прочными». Анджей Бубень является давним поклонником творчества Срблянович: в 2009 году он уже ставил её пьесу «Саранча» на сцене Санкт-Петербургского театра, причём этот спектакль был признан лучшим в Европе. «Смерть не велосипед» - пьеса новая не только для Омска, но и для всей страны, в России она ставится впервые. Как и в «Саранче», автор касается проблемы одиночества и изолированности людей. Если даже близкие люди остаются глухи друг к другу, то что говорить о взаимоотношениях людей посторонних? Вот что хочет донести до нас в своём произведении Биляна Срблянович.

ЗАРИСОВКА О ПУСТОТЕ

В центре повествования три семьи, в каждой из которых назрели свои противоречия. Вот женщина средних лет по имени Надежда, которая вынуждена заботиться о старом больном отце. Она осознаёт, что жить ему осталось недолго, но вместе с тем они продолжают постоянно ссориться и разговаривать на повышенных тонах. Потом мы видим влиятельную женщину, строящую свою карьеру в политике. В её семье также не всё гладко. Она вынуждена жить со своим сыном, которого старается не замечать. Третья сюжетная линия - школьница-хулиганка по имени Малая, пытающаяся казаться взрослее и устраивающая скандалы своей гувернантке. Разлад в их отношениях усугубляется, когда они узнают, что обе влюблены в одного и того же мужчину. При просмотре этого спектакля складывается ощущение, что автор пьесы Биляна Срблянович специально не хочет нравиться своему читателю и зрителю. Истории, рассказанные ею, нарочито мрачны, герои не вызывают особой симпатии. Также Срблянович не стесняется в выражениях, создавая диалоги для своих персонажей. Так что многие . из тех, кто пришёл в театр насладиться литературным языком, пусть будут готовы к весьма грубой лексике.

ОСОБЫЙ СТИЛЬ И МИНИМАЛИЗМ НА СЦЕНЕ

После просмотра спектакля у зрителя остаётся много вопросов без ответов. Автор пьесы не даёт понять, какова же дальнейшая судьба героев, и даже не даёт внятного объяснения странному названию своего произведения. Фразу «Смерть не велосипед, чтобы её у тебя украли» произносит полоумный прапорщик Йокич в разговоре с умирающим стариком. Кажется, что все герои с избытком философствуют на сцене, говорят о честности и стремлении к взаимопониманию, но поступают совершенно противоположно своим словам. Да и вообще, персонажи пьесы скорее похожи на зарисовки, типажи, а не на реально существующих людей: драматург даже не даёт некоторым персонажам имена и очень скупо обозначает характеры. Этот минимализм, проявляющийся во всём, в омской постановке решили перенести и на художественное оформление спектакля. Декорации очень конструктивны и функциональны: одна обстановка с лёгкостью трансформируется в другую, третью... Пожалуй, именно визуальный ряд вызывает в спектакле самые положительные эмоции. Оригинальная пластика актёров, их движения, костюмы, освещение, театральные эффекты - всё это можно описать одним словом: стильно. Ещё одним удачным решением режиссёра было введение на сцену живого оркестра, исполняющего музыку в стиле арт-кабаре, специально написанную для постановки петербургским композитором Виталием Истоминым.

Ваш Ореол

В Омском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Смерть не велосипед, чтобы её у тебя украли», поставленного по одноимённой пьесе сербского драматурга Биляны Срблянович. За новую постановку взялся режиссёр Анджей Бубень, известный омскому зрителю по работе над спектаклем «Август. Графство Осэйдж». «Когда я прочёл «Велосипед», я понял, что это произведение «моё», - рассказал режиссёр в одном из своих интервью. - Оно написано простым языком, а касается очень важных тем: жизни, смерти, взаимоотношений с близкими людьми. Ведь мы живём в мире, в котором эти взаимоотношения становятся всё менее прочными». Анджей Бубень является давним поклонником творчества Срблянович: в 2009 году он уже ставил её пьесу «Саранча» на сцене Санкт-Петербургского театра, причём этот спектакль был признан лучшим в Европе. «Смерть не велосипед» - пьеса новая не только для Омска, но и для всей страны, в России она ставится впервые. Как и в «Саранче», автор касается проблемы одиночества и изолированности людей. Если даже близкие люди остаются глухи друг к другу, то что говорить о взаимоотношениях людей посторонних? Вот что хочет донести до нас в своём произведении Биляна Срблянович.

ЗАРИСОВКА О ПУСТОТЕ

В центре повествования три семьи, в каждой из которых назрели свои противоречия. Вот женщина средних лет по имени Надежда, которая вынуждена заботиться о старом больном отце. Она осознаёт, что жить ему осталось недолго, но вместе с тем они продолжают постоянно ссориться и разговаривать на повышенных тонах. Потом мы видим влиятельную женщину, строящую свою карьеру в политике. В её семье также не всё гладко. Она вынуждена жить со своим сыном, которого старается не замечать. Третья сюжетная линия - школьница-хулиганка по имени Малая, пытающаяся казаться взрослее и устраивающая скандалы своей гувернантке. Разлад в их отношениях усугубляется, когда они узнают, что обе влюблены в одного и того же мужчину. При просмотре этого спектакля складывается ощущение, что автор пьесы Биляна Срблянович специально не хочет нравиться своему читателю и зрителю. Истории, рассказанные ею, нарочито мрачны, герои не вызывают особой симпатии. Также Срблянович не стесняется в выражениях, создавая диалоги для своих персонажей. Так что многие . из тех, кто пришёл в театр насладиться литературным языком, пусть будут готовы к весьма грубой лексике.

ОСОБЫЙ СТИЛЬ И МИНИМАЛИЗМ НА СЦЕНЕ

После просмотра спектакля у зрителя остаётся много вопросов без ответов. Автор пьесы не даёт понять, какова же дальнейшая судьба героев, и даже не даёт внятного объяснения странному названию своего произведения. Фразу «Смерть не велосипед, чтобы её у тебя украли» произносит полоумный прапорщик Йокич в разговоре с умирающим стариком. Кажется, что все герои с избытком философствуют на сцене, говорят о честности и стремлении к взаимопониманию, но поступают совершенно противоположно своим словам. Да и вообще, персонажи пьесы скорее похожи на зарисовки, типажи, а не на реально существующих людей: драматург даже не даёт некоторым персонажам имена и очень скупо обозначает характеры. Этот минимализм, проявляющийся во всём, в омской постановке решили перенести и на художественное оформление спектакля. Декорации очень конструктивны и функциональны: одна обстановка с лёгкостью трансформируется в другую, третью... Пожалуй, именно визуальный ряд вызывает в спектакле самые положительные эмоции. Оригинальная пластика актёров, их движения, костюмы, освещение, театральные эффекты - всё это можно описать одним словом: стильно. Ещё одним удачным решением режиссёра было введение на сцену живого оркестра, исполняющего музыку в стиле арт-кабаре, специально написанную для постановки петербургским композитором Виталием Истоминым.

Ваш Ореол