Поиск

Наверное, сложно найти в Омске человека, который ни разу не слышал бы или не видел Валерия Алексеева, который уже 40 лет выходит на сцену драматического театра. А совсем недавно Валерий Иванович отметил 65-летний юбилей. Однако он уверен, что в театре у актёров возраста не существует. О жизни на сцене и о том, как культура может спасти душу, - в интервью «АиФ в Омске».

Жизнь по минутам

- Валерий Иванович, Вы сами себя на какой возраст ощущаете? - Когда в хорошем настроении, то на 48-50. Молодым себя чувствуешь, когда в жизни есть радость, работа с интересными людьми. Когда вокруг все складывается не очень хорошо, я догоняю свой возраст. Имеет ли значения для меня эти цифры? Не знаю. Я вообще удивляюсь тому, что мне столько лет. Когда начинаешь задумываться об этом, становится страшно, а потом забываешь. Я как-то летним утром отправился на репетицию в театр. Время до работы у меня точно рассчитано, я вообще по минутам живу, а тут в городе марафон. Понял, что вовремя до театра не доберусь, и побежал. И какая-то девушка спрашивает меня «Вы что, бежите? А сколько вам лет?». Я отвечаю: «50. Нет, 55. Точнее 60. Нет, больше!». Я забыл, понимаете?  В театре вообще нет возраста. Когда в какой-то роли мне нужно быть физически по летам моложе, то рождается энергия, запал. Однако старика играть тоже непросто.

- В последнем премьерном спектакле драмы «Смерть не велосипед, чтобы у тебя её украли» по пьесе Срблянович, Вы 80-летнего немощного мужчину сыграли очень убедительно... Темы болезни и смерти близких людей на театральной сцене поднимать вообще нужно? - Тело иногда пластически и ритмически живёт отдельно от тех чувств, которые ты переживаешь. Однажды я сыграл 80-летнего старика, когда мне ещё не исполнилось и 40 лет. Сейчас снова к нему вернулся. Последняя роль меня греет. Думаю, эта история не может оставить равнодушным ни одного человека в зрительном зале. Подобная ситуация, родители болеют, бывала в каждой семье. В спектакле затронуты многие ос трые нелицеприятные веши, которые нужно показывать, потому что театры иногда начинают превращаться в развлекательный центр.

- Может, театры стали развлекательными центрами потому, что идут на поводу у зрителей? - Людей отучили думать. Я уверен, что зритель скоро устанет от комедий, как в своё время устал от чернухи. Помните когда открыли шлюзы и со всех театров полилась чернуха - пошлость, раздевание... А потом всё это надоело, захотелось чего-то человеческого, глотка свежего воздуха. Люди часто говорят, что устали от жизни, но она протекает так быстро, что в последние минуты ты и не успеешь подумать о том, как её прожил. Искусство ведёт к тому, чтобы немножко задуматься о душе, оглянуться по сторонам в этом потоке. В репертуарном театре должны быть и развлекательные спектакли, но без пошлости. Я часто вижу, что многое в театре делается на потребу зрителю: ну посмейтесь, ну поаплодируйте. А зритель, между прочим, уважает, когда к нему не идут с протянутой рукой, а общаются с ним на равных. Я раньше думал, что молодёжь у нас другая, всё-таки старшее поколение больше воспитано на театре. Но сейчас к нам на спектакли приходят молодые люди, которые тоже могут тонко чувствовать. Не всегда объяснят, какие ощущения вызывает у них театр, но самое главное, чтобы человек попал в этот чувственный ряд, а уж потом он сообразит, что его тронуло. - В Омск часто привозят антрепризы с известными медийными лицами, на которые люди скупают все билеты , за любые деньги, хотя антрепризы настоящим искусством назвать сложно. - Может быть, среди таких спектаклей и есть хорошие вещи, но очень часто антрепризы слеплены наспех. Берут какую-нибудь «звезду» и ещё пару человек и отправляют на гастроли. Хорошо ещё, если эта «звезда» - хороший актёр, который работал в профессиональном театре и умеет своей энергетикой брать зрительный зал. Но чаще всего киноартисты этим качеством не обладают. Зрителю бываетне важно, что он видел, В главное, что он попал на спектакль со «звездой».

«Люблю Сибирь»

- Чего сегодня не хватает провинциальным театрам? - Внимания критиков, должного отношения со стороны властей, денег... В советское время мы могли позволить себе выехать на гастроли на два месяца. Сейчас, чтобы уехать на неделю, нужны миллионы. Хотя в провинции есть театры, которым могут позавидовать некоторые столичные. В провинции актёры не бегают по киносъёмкам, у нас есть время, чтобы вырастить роль. - Кстати, большинство столичных актёров родом из провинции. - Это действительно так. И меня иногда обижает, когда говорят, что дальше Садового кольца искусства нет. Но вы посмотрите, кто откуда в столицу приехал, и сразу всё будет понятно. Я горжусь тем, что я из провинции, люблю Сибирь, люблю людей, которые здесь живут.

Живая энергия

- В той же Москве цена на билеты в театры сумасшедшая - по 10-15 тысяч рублей... А у нас в Омске иногда билет в кино стоит дороже, чем в театр... - Никакой фильм никогда не заменит живой энергии актёра. Что касается стоимости билетов, то в расчёт идёт цена костюмов, аппаратуры, декораций... Ну нельзя сейчас работать на две копейки. Точнее, артист может коврик расстелить и на нём сыграть спектакль. Но дело в том, что на сегодняшний день оформление зачастую решает многое, бедный спектакль видно сразу. Конечно, важнее, чтобы была в театрах русская психологическая школа. Чтобы душа у артиста на сцене вибрировала, чтобы публика была потрясена. Нет потрясения - спектакль погиб. - Чего Вы не приемлите на театральной сцене? - Много чего. Ненавижу тех режиссёров, которые считают актёров бездарями и всячески стараются показать собственную гениальность. Не люблю артистов, которые работают по принципу «я в центре, я звезда». Успех любой ценой может привести к краху театра. - Валерий Иванович, это только в России актёры после того, как перестают выходить на сцену, оказываются всеми забытыми? - Когда у меня был очередной приступ ухода из театра, я спросил у актёров в Америке, могут ли они позволить бросить сцену и жить для себя? Они могут. У нас в стране всё наоборот. За звания народных и заслуженных артистов пенсию, увы,.не повышают.

Ольга МИНАЙЛО АИФ

Наверное, сложно найти в Омске человека, который ни разу не слышал бы или не видел Валерия Алексеева, который уже 40 лет выходит на сцену драматического театра. А совсем недавно Валерий Иванович отметил 65-летний юбилей. Однако он уверен, что в театре у актёров возраста не существует. О жизни на сцене и о том, как культура может спасти душу, - в интервью «АиФ в Омске».

Жизнь по минутам

- Валерий Иванович, Вы сами себя на какой возраст ощущаете? - Когда в хорошем настроении, то на 48-50. Молодым себя чувствуешь, когда в жизни есть радость, работа с интересными людьми. Когда вокруг все складывается не очень хорошо, я догоняю свой возраст. Имеет ли значения для меня эти цифры? Не знаю. Я вообще удивляюсь тому, что мне столько лет. Когда начинаешь задумываться об этом, становится страшно, а потом забываешь. Я как-то летним утром отправился на репетицию в театр. Время до работы у меня точно рассчитано, я вообще по минутам живу, а тут в городе марафон. Понял, что вовремя до театра не доберусь, и побежал. И какая-то девушка спрашивает меня «Вы что, бежите? А сколько вам лет?». Я отвечаю: «50. Нет, 55. Точнее 60. Нет, больше!». Я забыл, понимаете?  В театре вообще нет возраста. Когда в какой-то роли мне нужно быть физически по летам моложе, то рождается энергия, запал. Однако старика играть тоже непросто.

- В последнем премьерном спектакле драмы «Смерть не велосипед, чтобы у тебя её украли» по пьесе Срблянович, Вы 80-летнего немощного мужчину сыграли очень убедительно... Темы болезни и смерти близких людей на театральной сцене поднимать вообще нужно? - Тело иногда пластически и ритмически живёт отдельно от тех чувств, которые ты переживаешь. Однажды я сыграл 80-летнего старика, когда мне ещё не исполнилось и 40 лет. Сейчас снова к нему вернулся. Последняя роль меня греет. Думаю, эта история не может оставить равнодушным ни одного человека в зрительном зале. Подобная ситуация, родители болеют, бывала в каждой семье. В спектакле затронуты многие ос трые нелицеприятные веши, которые нужно показывать, потому что театры иногда начинают превращаться в развлекательный центр.

- Может, театры стали развлекательными центрами потому, что идут на поводу у зрителей? - Людей отучили думать. Я уверен, что зритель скоро устанет от комедий, как в своё время устал от чернухи. Помните когда открыли шлюзы и со всех театров полилась чернуха - пошлость, раздевание... А потом всё это надоело, захотелось чего-то человеческого, глотка свежего воздуха. Люди часто говорят, что устали от жизни, но она протекает так быстро, что в последние минуты ты и не успеешь подумать о том, как её прожил. Искусство ведёт к тому, чтобы немножко задуматься о душе, оглянуться по сторонам в этом потоке. В репертуарном театре должны быть и развлекательные спектакли, но без пошлости. Я часто вижу, что многое в театре делается на потребу зрителю: ну посмейтесь, ну поаплодируйте. А зритель, между прочим, уважает, когда к нему не идут с протянутой рукой, а общаются с ним на равных. Я раньше думал, что молодёжь у нас другая, всё-таки старшее поколение больше воспитано на театре. Но сейчас к нам на спектакли приходят молодые люди, которые тоже могут тонко чувствовать. Не всегда объяснят, какие ощущения вызывает у них театр, но самое главное, чтобы человек попал в этот чувственный ряд, а уж потом он сообразит, что его тронуло. - В Омск часто привозят антрепризы с известными медийными лицами, на которые люди скупают все билеты , за любые деньги, хотя антрепризы настоящим искусством назвать сложно. - Может быть, среди таких спектаклей и есть хорошие вещи, но очень часто антрепризы слеплены наспех. Берут какую-нибудь «звезду» и ещё пару человек и отправляют на гастроли. Хорошо ещё, если эта «звезда» - хороший актёр, который работал в профессиональном театре и умеет своей энергетикой брать зрительный зал. Но чаще всего киноартисты этим качеством не обладают. Зрителю бываетне важно, что он видел, В главное, что он попал на спектакль со «звездой».

«Люблю Сибирь»

- Чего сегодня не хватает провинциальным театрам? - Внимания критиков, должного отношения со стороны властей, денег... В советское время мы могли позволить себе выехать на гастроли на два месяца. Сейчас, чтобы уехать на неделю, нужны миллионы. Хотя в провинции есть театры, которым могут позавидовать некоторые столичные. В провинции актёры не бегают по киносъёмкам, у нас есть время, чтобы вырастить роль. - Кстати, большинство столичных актёров родом из провинции. - Это действительно так. И меня иногда обижает, когда говорят, что дальше Садового кольца искусства нет. Но вы посмотрите, кто откуда в столицу приехал, и сразу всё будет понятно. Я горжусь тем, что я из провинции, люблю Сибирь, люблю людей, которые здесь живут.

Живая энергия

- В той же Москве цена на билеты в театры сумасшедшая - по 10-15 тысяч рублей... А у нас в Омске иногда билет в кино стоит дороже, чем в театр... - Никакой фильм никогда не заменит живой энергии актёра. Что касается стоимости билетов, то в расчёт идёт цена костюмов, аппаратуры, декораций... Ну нельзя сейчас работать на две копейки. Точнее, артист может коврик расстелить и на нём сыграть спектакль. Но дело в том, что на сегодняшний день оформление зачастую решает многое, бедный спектакль видно сразу. Конечно, важнее, чтобы была в театрах русская психологическая школа. Чтобы душа у артиста на сцене вибрировала, чтобы публика была потрясена. Нет потрясения - спектакль погиб. - Чего Вы не приемлите на театральной сцене? - Много чего. Ненавижу тех режиссёров, которые считают актёров бездарями и всячески стараются показать собственную гениальность. Не люблю артистов, которые работают по принципу «я в центре, я звезда». Успех любой ценой может привести к краху театра. - Валерий Иванович, это только в России актёры после того, как перестают выходить на сцену, оказываются всеми забытыми? - Когда у меня был очередной приступ ухода из театра, я спросил у актёров в Америке, могут ли они позволить бросить сцену и жить для себя? Они могут. У нас в стране всё наоборот. За звания народных и заслуженных артистов пенсию, увы,.не повышают.

Ольга МИНАЙЛО АИФ