Поиск

Директор ГЭПИЦентра-2 о кадровой политике правительства Омской области, о критериях оценки губернатора, о присоединении Омского региона к Тюмени, и о том, стоит ли уже сегодня собирать чемоданы.

– Вадим Владиславович, создается впечатление, что кадровая политика правительства Омской области ведется, мягко говоря, сумбурно. И, опять же – впечатление – вследствие этого мы не видим четкого, отлаженного руководства регионом. А ведь с назначения губернатором Виктора Назарова прошел почти год. Bот опять эта «загадочная» отставка Бутакова…

Я думаю, что состав правительства будет утрясаться и дальше. Перерабатывается сама кадровая концепция регионального управления. И насколько я понимаю, она еще не готова. Поэтому и кадровые изменения. На мой взгляд, за этот год много чего сдвинулось с места. Так или иначе, распределились полномочия. На это ушло полгода, ведь не все посты были сразу там заняты. Плюс практически любое кадровое назначение подвергалось критике в СМИ.

Ну, не безосновательно же…

Не безосновательно. Потому что некоторые назначения после какого-то времени вызывали серию скандалов. Я думаю, что нынешний состав правительства только подошел к осознанию того, чем они будут заниматься в регионе. И сейчас вырисовываются цели и задачи. На самом-то деле ни одного заявления о концептуальности политики нового правительства не было. Кроме как, в журнале «Мужские слабости», где руководитель главного управления по делам печати Омской области Андрей Ткачук рассказал о том, что принцип назаровской администрации – это делегирование полномочий. Все. Никаких других заявлений не было. Тем не менее, процесс, думаю, подходит к концу. Потому как люди, пришедшие в правительство, уже осознали свое место. Хотя многие еще осознают. По причине того, что помимо формального назначения устанавливается система взаимоотношений.

 Но ведь все равно долго. И ладно бы появлялись в правительстве какие-то Личности, типа Луппова, Третьякова того же Бутакова, которые могли отстаивать свою точку зрения даже перед Полежаевым, а так на вскидку и не вспомнишь никого.

По большому счету, все 20 лет полежаевской администрации – это 20 лет установлений системы взаимоотношений. Составы правительства при Леониде Полежаеве менялись более десятка раз. Думаю, зазвучат фамилии и этого состава. Есть как бы два подхода взгляда на любую кадровую политику – позитивная и негативная. В первом случае человек сразу попадает на свое место и, как говорится, сразу «входит в обойму». А есть те, кто находит себя позже. Эти процессы естественны для любой организации, любой фирмы. Где-то быстрее, где-то медленнее. А что касается личностей, которые могут противостоять существующему мнению, так как раз критика нынешнего правительства и заключается в том, что многие решения не принимаются категорично. Потому что, несмотря на позицию первого лица, возникают иные точки зрения и решение может быть не принято или отложено. Да, многих раздражает, что решения принимаются долго или откладываются. Но с другой стороны  как раз все и ждали, что руководство регионом не будет носить такого авторитарного характера как раньше. Все хотели свободы от этого стиля управления, и теперь этой же свободе не рады.

Отсутствие, как вы говорите, авторитарного характера руководства регионом воспринимается как слабость этого руководства. То есть, возвращаясь к первому вопросу, как отличить сумбур от ухода от авторитаризма?

Существует схема принципиальных взаимоотношений с бизнесом, с общественностью, со СМИ. Совокупность этих взаимоотношений называется политика. Такой программы мы, безусловно, сейчас не видим. Поэтому оценивать действия нынешнего состава правительства как системные, сейчас, конечно, рановато. Хотя проблема не в том, что слабый или не слабый у нас правитель, а в том как мы подходим к оценке – что такое власть. У Маркса недавно шикарную фразу вспомнил – «государство находится в частной собственности у бюрократии». Находится ли сейчас наше региональное правительство в частной собственности нашей региональной бюрократии – вопрос открытый. Если буквально два года назад на это ответить можно было однозначно, и определить там два центра влияния и борьбы,  региональное правительство и мэрия города Омска, то сейчас можно говорить о том, что возникло много центров влияния. Много инициатив. А четкой позиции, той продуманной схемы, системы взаимоотношений, у  нынешнего состава региональной власти еще нет. Поэтому пока трудно давать оценку. Если в плане работы, то да, решения принимаются не так быстро, не так компетентно, не так однозначно, как хотелось бы, потому что вопрос компетенции – это тоже вопрос перспективы. Нареканий и к отдельным министрам, и к составу правительства в целом выше крыши. Но и мы не имеем права отнимать у них возможность сформировать эту внутреннюю политику.

Но даже на этом этапе население региона должно понимать цели и задачи своих лидеров. Общее впечатление – дальше деклараций дело не стронулось. Может, структуры правительства, отвечающие за пропаганду, не дорабатывают?

Декларация, с точки зрения привлечения общественности, важна сама по себе. И когда декларация становится позицией, она подкрепляется всяческими актами. Этого, к сожалению, пока во многих декларациях подтверждено не было. В том числе и во взаимоотношениях со СМИ. С другой стороны, при отсутствии цели и задач внутренней политики, есть ли что пропагандировать? Какова задача всех тех СМИ, которые находятся в управлении регионального правительства? Если популяризировать, то сами видите у главного управления по СМИ это пока не удачно происходит. Во-вторых, как мы уже говорили, что популяризировать? Это ведь разные цели – популяризация личности или популяризация методов управления, программы. Продуманной, внятной программы нет, нет политики нет и результатов. Половина проблем нашего правительства – отсутствие внятной информационной представленности действий. Об этом любому журналисту-профессионалу в Омске давно известно. Даже не знаю, что тут особо обсуждать.

Тогда почему губернатор Назаров, или кто там сейчас курирует вопросы пропаганды, не сменит руководителя правительственного управления по СМИ? Андрей Ткачук им, если мне не изменяет память, руководит. Тем более с его персоной, как пишут омские СМИ, связаны какие-то скандалы по распределению бюджетных средств «своим»…

Я думаю, Ткачук не убиваем. Яркий пример личного фаворитизма, если говорить об институтах фаворитизма в частном случае. И вот к чему это приводит. Прощается многое, что не простимо многим. Значит, тут какие-то есть личные симпатии. Другой момент фаворитизм может иметь невинный смысл, когда он не оплачивается деньгами налогоплательщиков. Мы же, пусть конституционно, пусть формально, но живем в демократическом государстве. И вопрос о том, оправдывает ли аппарат выделяемые деньги, есть ли отдача, в этом плане остается вопросом. И он уже поднимался фракцией ЛДПР в Заксобрании области неоднократно. Запрос от омской общественности – в чем смысл деятельности того же Ткачука давно существует. Но власть на это никак не реагирует.

 Когда кто-то пытается на эту тему заговорить, стрелки тут же переводятся на финансирование «полежаевских» СМИ…

При Полежаеве не было предмета личного обогащения, в полежаевской администрации на этот счет было жестко. Опять же невнятность понимания в правительстве, для чего это нужно, оставляет свободу за ткачуками: по рукам никто не бьет, вот они и безобразничают. Смысл их модели поведения? Ну, может, сейчас успеть захватить ресурсы, получить финансирование, а затем развивать частный бизнес.

А вообще существуют какие-то критерии оценки регионального правительства, губернатора? Должен он быть личностью, или достаточно того, чтобы он правильно выполнял задачи Кремля?

На повестке дня этот вопрос стоит постоянно – а что такое региональное правительство в России? Ответа нет. Если это выполнение регионами пожеланий Кремля, то это вопрос к Кремлю – насколько они довольны своим приказчиками на местах. А если поставлен вопрос – насколько правительство, губернатор соответствуют общественному запросу региона – на это ответа нет. Потому что главная загадка – роль бюрократической структуры РФ в интересах населения – до сих пор не разгадана. Потому что мы живем в стране, в которой на общественный запрос, который поступает от нас, государство, как правило, до сих пор отвечает тем, что, по мнению властей, дает наибольшую с их точки зрения эффективность. И потом в течение многих лет государственный аппарат только и отвечает этим вариантом ответа на все запросы населения: «не трогать, как бы ничего не произошло, не сгущать лишний раз, не рисковать» и, вне всякого сомнения, сохранять абсолютную монополию власти во внутренней политике в интересах аппарата. Это как бы общероссийский тренд, в связи с этим нас и пугают американскими угрозами, шпионами у нас  перечень врагов очень широк. А в интересах этой потенциальной угрозы к патриотизму формируется соответствующее отношение. То есть мы, ребята, в своем правительстве заняты защитой нашей многострадальной родины и поэтому мы должны жертвовать многими демократическими институтами в интересах спасения страны и т.д. А в регионах, на местах эти особенности задаются личностями лидеров. И вот богатство этой личности, или его интерес к делу, или его отношение к своей малой родине – вот это-то в принципе и является его настоящей ценой. Плюс то, безусловно, что он умеет находить баланс сохранения хороших отношений с вышестоящим начальством. Такие начальники всегда ценились у населения. Человека в составе нашего регионального правительства, который умудрился бы балансировать между жесткими запросами центральной власти и запросами региона, мы пока не видим.

Еще к вопросу о невнятной политике регионального правительства. Не видя целей, не понимая задач, во многих омских СМИ проходило предположение, что Омскую область где-то там наверху уже решили «пришить» к какому-нибудь более благополучному региону. И тут еще эта Матвиенко с идеей укрупнения регионов России. Жизнеспособна версия? И к кому нас логичнее присоединить?

Вряд ли это произойдет. Для меня непонятен этот ход с точки зрения социального и экономического развития. С точки зрения бюрократического, наверно, да, но какие там другие интересы – я не знаю. Экономический рынок, так или иначе, в регионе пока развивается, то есть население само себя устраивает. По крайней мере, такая тенденция сохранялась до 2013 года, с началом которого в два раза выросли пенсионные отчисления для индивидуальных предпринимателей, что повлекло за собой закрытие бизнеса: по данным омских чиновников, уже более трех тысяч ИП прекратили свою деятельность. В течение ряда лет разворачивался мелкий бизнес, росла доля частного предпринимательства. Так ты им помогай или хотя бы не мешай.

И никто не знает кто мы такие и какими должны быть. Более того, у самого федерального правительства нет внятного представления – кем мы должны быть или стать.

Еще один аргумент против административное управление с расширением территории, вспомните историю, всегда опасно для центральных бюрократий. То есть там, где объединяли субъекты, всегда усиливались оппозиционные настроения. А это потенциальная угроза сепаратизма… Ну, а если предположить в качестве бреда, – к Тюмени, и географическое положение соответствует, и бюджет у них толще.

У Леонида Полежаева, кстати, было понимание, что уникальность Омска – только в его географическом положении. Действительно, мы посередине – создай мощный транспортно-логистический центр, развязки. На юг, на Индию, на восток и так далее.

Торговый узел, перевалочная база. Но на сегодня этих вложений региону не потянуть. Хотя, это – решение многих проблем.

Есть статистика – отток молодежи из региона растет. Не видят перспективы. Вот вы говорили про развитие частного бизнеса. А масса моих знакомых бизнес сворачивают, мечтая подсесть на хороший оклад. И по моим впечатлениям, Омск сегодня состоит процентов на 80 из бюджетников, как какой-нибудь вымирающий сельский райцентр. Это ли не симптом стагнации? И ведь у взрослого, так сказать, лабильного населения, все чаще возникают мысли «бежать». Даст ли нам надежду на светлое будущее новая Стратегия развития региона?

Даже тупая бюрократия методом проб и ошибок находит решения по занятости своего населения. В любой бюрократии, стоящей у власти все хорошо. Есть один недостаток – есть еще население, с которым надо что-то делать. Эти умы и руки надо чем-то занимать.

Никуда мегаполис Омск просто так на наших глазах не денется. Все равно население применение этому большому городу найдет. С участием бюрократии – без – это вопрос второй. Другое дело, что, когда силы управления и запросы населения совпадают, то тогда процесс происходит мгновенно, быстро. У нас этого нет. У многих членов регионального правительства нет уверенности и понимания того, что в Омске может сложиться и получиться что-то позитивное.

В этом смысле надо сюда больше вкладывать не только денежных инвестиций, но и культурных, социальных. Сделать жизнь интереснее, потому что интересная жизнь порождает новые инициативы, в том числе предпринимательские. Пессимизм в том, что я действительно не вижу, что правительство России в целом не заинтересовано в том, чтобы нам было здесь жить хорошо. Такого прямого запроса у них нет. Приход к власти Путина ознаменовался тем, что был побежден дефицит бюджета, установили вертикаль власти, достаточно успешно восстановили плановый национальный доход.  И началось насыщение бюджетной сферы, чтобы не было национального конфликта. Власть сразу же апеллировала к бюджетной сфере, а бизнес являлся просто приварком. Причем, который особо и жалеть не надо, они сами там, если что, выживут. Бизнес сразу же был встроен в иерархическую модель, где попадает в подчинение бюрократии.

Что касается Стратегии развития региона. Для нас слова «стратегия», «программа» из-за их заношенности, общих фраз потеряли всякий смысл. Должны быть пошаговые действия, которые должны привести к тому-то и к тому-то. Вопрос о том, что должно быть градообразующим в городе Омске – так и остался открытым. А начинается все с этого. Возведение сибирских мегаполисов не вызвано никаким экономическим смыслом. Это места миграции военной оборонной промышленности в период войны. По тем временам, действительно –  сильный стратегический ход, и благодаря этому мы победили. Грамотное решение, но существование этих конгломератов, в том числе и переработка нефтехимии, тоже было обусловлено во многом искусственно. То есть, инфраструктура СССР – это города-мегаполисы, созданные под правильную распределительную экономику. Мы фигурки расставили для игры в шашки, а сейчас приходится играть в шахматы. Понятно, что мы с нашими сибирскими городами не вписываемся ни в какие законы цивилизованной урбанистки. Собственно, инфраструктура всей промышленной России создавалась Сталиным в довоенный период по иным законам. А сейчас мы влезли в рыночную систему взаимоотношений и никак не можем решить возникающие в связи с этим проблемы развития региона. Нужны инвесторы – это, безусловно, основополагающая тема. Какие инвесторы? Во что инвестировать? Для начала необходимо определиться с запросом на кадровые ресурсы. Например, хорошая идея была у Зуги И.М. – специализация региона как проектно-инжинирингового центра. Соответственно под это нужны и квалифицированные кадры. Тогда становится понятно, развитие каких вузов нам нужно стимулировать и каких инвесторов привлекать. То есть, сначала нужно решить, кем мы, омичи, будем в этом мире, что для нас перспективно и выгодно, и в соответствии с этим проводить нашу внутреннюю политику.

Спасибо, Вадим Владиславович.

Директор ГЭПИЦентра-2 о кадровой политике правительства Омской области, о критериях оценки губернатора, о присоединении Омского региона к Тюмени, и о том, стоит ли уже сегодня собирать чемоданы.

– Вадим Владиславович, создается впечатление, что кадровая политика правительства Омской области ведется, мягко говоря, сумбурно. И, опять же – впечатление – вследствие этого мы не видим четкого, отлаженного руководства регионом. А ведь с назначения губернатором Виктора Назарова прошел почти год. Bот опять эта «загадочная» отставка Бутакова…

Я думаю, что состав правительства будет утрясаться и дальше. Перерабатывается сама кадровая концепция регионального управления. И насколько я понимаю, она еще не готова. Поэтому и кадровые изменения. На мой взгляд, за этот год много чего сдвинулось с места. Так или иначе, распределились полномочия. На это ушло полгода, ведь не все посты были сразу там заняты. Плюс практически любое кадровое назначение подвергалось критике в СМИ.

Ну, не безосновательно же…

Не безосновательно. Потому что некоторые назначения после какого-то времени вызывали серию скандалов. Я думаю, что нынешний состав правительства только подошел к осознанию того, чем они будут заниматься в регионе. И сейчас вырисовываются цели и задачи. На самом-то деле ни одного заявления о концептуальности политики нового правительства не было. Кроме как, в журнале «Мужские слабости», где руководитель главного управления по делам печати Омской области Андрей Ткачук рассказал о том, что принцип назаровской администрации – это делегирование полномочий. Все. Никаких других заявлений не было. Тем не менее, процесс, думаю, подходит к концу. Потому как люди, пришедшие в правительство, уже осознали свое место. Хотя многие еще осознают. По причине того, что помимо формального назначения устанавливается система взаимоотношений.

 Но ведь все равно долго. И ладно бы появлялись в правительстве какие-то Личности, типа Луппова, Третьякова того же Бутакова, которые могли отстаивать свою точку зрения даже перед Полежаевым, а так на вскидку и не вспомнишь никого.

По большому счету, все 20 лет полежаевской администрации – это 20 лет установлений системы взаимоотношений. Составы правительства при Леониде Полежаеве менялись более десятка раз. Думаю, зазвучат фамилии и этого состава. Есть как бы два подхода взгляда на любую кадровую политику – позитивная и негативная. В первом случае человек сразу попадает на свое место и, как говорится, сразу «входит в обойму». А есть те, кто находит себя позже. Эти процессы естественны для любой организации, любой фирмы. Где-то быстрее, где-то медленнее. А что касается личностей, которые могут противостоять существующему мнению, так как раз критика нынешнего правительства и заключается в том, что многие решения не принимаются категорично. Потому что, несмотря на позицию первого лица, возникают иные точки зрения и решение может быть не принято или отложено. Да, многих раздражает, что решения принимаются долго или откладываются. Но с другой стороны  как раз все и ждали, что руководство регионом не будет носить такого авторитарного характера как раньше. Все хотели свободы от этого стиля управления, и теперь этой же свободе не рады.

Отсутствие, как вы говорите, авторитарного характера руководства регионом воспринимается как слабость этого руководства. То есть, возвращаясь к первому вопросу, как отличить сумбур от ухода от авторитаризма?

Существует схема принципиальных взаимоотношений с бизнесом, с общественностью, со СМИ. Совокупность этих взаимоотношений называется политика. Такой программы мы, безусловно, сейчас не видим. Поэтому оценивать действия нынешнего состава правительства как системные, сейчас, конечно, рановато. Хотя проблема не в том, что слабый или не слабый у нас правитель, а в том как мы подходим к оценке – что такое власть. У Маркса недавно шикарную фразу вспомнил – «государство находится в частной собственности у бюрократии». Находится ли сейчас наше региональное правительство в частной собственности нашей региональной бюрократии – вопрос открытый. Если буквально два года назад на это ответить можно было однозначно, и определить там два центра влияния и борьбы,  региональное правительство и мэрия города Омска, то сейчас можно говорить о том, что возникло много центров влияния. Много инициатив. А четкой позиции, той продуманной схемы, системы взаимоотношений, у  нынешнего состава региональной власти еще нет. Поэтому пока трудно давать оценку. Если в плане работы, то да, решения принимаются не так быстро, не так компетентно, не так однозначно, как хотелось бы, потому что вопрос компетенции – это тоже вопрос перспективы. Нареканий и к отдельным министрам, и к составу правительства в целом выше крыши. Но и мы не имеем права отнимать у них возможность сформировать эту внутреннюю политику.

Но даже на этом этапе население региона должно понимать цели и задачи своих лидеров. Общее впечатление – дальше деклараций дело не стронулось. Может, структуры правительства, отвечающие за пропаганду, не дорабатывают?

Декларация, с точки зрения привлечения общественности, важна сама по себе. И когда декларация становится позицией, она подкрепляется всяческими актами. Этого, к сожалению, пока во многих декларациях подтверждено не было. В том числе и во взаимоотношениях со СМИ. С другой стороны, при отсутствии цели и задач внутренней политики, есть ли что пропагандировать? Какова задача всех тех СМИ, которые находятся в управлении регионального правительства? Если популяризировать, то сами видите у главного управления по СМИ это пока не удачно происходит. Во-вторых, как мы уже говорили, что популяризировать? Это ведь разные цели – популяризация личности или популяризация методов управления, программы. Продуманной, внятной программы нет, нет политики нет и результатов. Половина проблем нашего правительства – отсутствие внятной информационной представленности действий. Об этом любому журналисту-профессионалу в Омске давно известно. Даже не знаю, что тут особо обсуждать.

Тогда почему губернатор Назаров, или кто там сейчас курирует вопросы пропаганды, не сменит руководителя правительственного управления по СМИ? Андрей Ткачук им, если мне не изменяет память, руководит. Тем более с его персоной, как пишут омские СМИ, связаны какие-то скандалы по распределению бюджетных средств «своим»…

Я думаю, Ткачук не убиваем. Яркий пример личного фаворитизма, если говорить об институтах фаворитизма в частном случае. И вот к чему это приводит. Прощается многое, что не простимо многим. Значит, тут какие-то есть личные симпатии. Другой момент фаворитизм может иметь невинный смысл, когда он не оплачивается деньгами налогоплательщиков. Мы же, пусть конституционно, пусть формально, но живем в демократическом государстве. И вопрос о том, оправдывает ли аппарат выделяемые деньги, есть ли отдача, в этом плане остается вопросом. И он уже поднимался фракцией ЛДПР в Заксобрании области неоднократно. Запрос от омской общественности – в чем смысл деятельности того же Ткачука давно существует. Но власть на это никак не реагирует.

 Когда кто-то пытается на эту тему заговорить, стрелки тут же переводятся на финансирование «полежаевских» СМИ…

При Полежаеве не было предмета личного обогащения, в полежаевской администрации на этот счет было жестко. Опять же невнятность понимания в правительстве, для чего это нужно, оставляет свободу за ткачуками: по рукам никто не бьет, вот они и безобразничают. Смысл их модели поведения? Ну, может, сейчас успеть захватить ресурсы, получить финансирование, а затем развивать частный бизнес.

А вообще существуют какие-то критерии оценки регионального правительства, губернатора? Должен он быть личностью, или достаточно того, чтобы он правильно выполнял задачи Кремля?

На повестке дня этот вопрос стоит постоянно – а что такое региональное правительство в России? Ответа нет. Если это выполнение регионами пожеланий Кремля, то это вопрос к Кремлю – насколько они довольны своим приказчиками на местах. А если поставлен вопрос – насколько правительство, губернатор соответствуют общественному запросу региона – на это ответа нет. Потому что главная загадка – роль бюрократической структуры РФ в интересах населения – до сих пор не разгадана. Потому что мы живем в стране, в которой на общественный запрос, который поступает от нас, государство, как правило, до сих пор отвечает тем, что, по мнению властей, дает наибольшую с их точки зрения эффективность. И потом в течение многих лет государственный аппарат только и отвечает этим вариантом ответа на все запросы населения: «не трогать, как бы ничего не произошло, не сгущать лишний раз, не рисковать» и, вне всякого сомнения, сохранять абсолютную монополию власти во внутренней политике в интересах аппарата. Это как бы общероссийский тренд, в связи с этим нас и пугают американскими угрозами, шпионами у нас  перечень врагов очень широк. А в интересах этой потенциальной угрозы к патриотизму формируется соответствующее отношение. То есть мы, ребята, в своем правительстве заняты защитой нашей многострадальной родины и поэтому мы должны жертвовать многими демократическими институтами в интересах спасения страны и т.д. А в регионах, на местах эти особенности задаются личностями лидеров. И вот богатство этой личности, или его интерес к делу, или его отношение к своей малой родине – вот это-то в принципе и является его настоящей ценой. Плюс то, безусловно, что он умеет находить баланс сохранения хороших отношений с вышестоящим начальством. Такие начальники всегда ценились у населения. Человека в составе нашего регионального правительства, который умудрился бы балансировать между жесткими запросами центральной власти и запросами региона, мы пока не видим.

Еще к вопросу о невнятной политике регионального правительства. Не видя целей, не понимая задач, во многих омских СМИ проходило предположение, что Омскую область где-то там наверху уже решили «пришить» к какому-нибудь более благополучному региону. И тут еще эта Матвиенко с идеей укрупнения регионов России. Жизнеспособна версия? И к кому нас логичнее присоединить?

Вряд ли это произойдет. Для меня непонятен этот ход с точки зрения социального и экономического развития. С точки зрения бюрократического, наверно, да, но какие там другие интересы – я не знаю. Экономический рынок, так или иначе, в регионе пока развивается, то есть население само себя устраивает. По крайней мере, такая тенденция сохранялась до 2013 года, с началом которого в два раза выросли пенсионные отчисления для индивидуальных предпринимателей, что повлекло за собой закрытие бизнеса: по данным омских чиновников, уже более трех тысяч ИП прекратили свою деятельность. В течение ряда лет разворачивался мелкий бизнес, росла доля частного предпринимательства. Так ты им помогай или хотя бы не мешай.

И никто не знает кто мы такие и какими должны быть. Более того, у самого федерального правительства нет внятного представления – кем мы должны быть или стать.

Еще один аргумент против административное управление с расширением территории, вспомните историю, всегда опасно для центральных бюрократий. То есть там, где объединяли субъекты, всегда усиливались оппозиционные настроения. А это потенциальная угроза сепаратизма… Ну, а если предположить в качестве бреда, – к Тюмени, и географическое положение соответствует, и бюджет у них толще.

У Леонида Полежаева, кстати, было понимание, что уникальность Омска – только в его географическом положении. Действительно, мы посередине – создай мощный транспортно-логистический центр, развязки. На юг, на Индию, на восток и так далее.

Торговый узел, перевалочная база. Но на сегодня этих вложений региону не потянуть. Хотя, это – решение многих проблем.

Есть статистика – отток молодежи из региона растет. Не видят перспективы. Вот вы говорили про развитие частного бизнеса. А масса моих знакомых бизнес сворачивают, мечтая подсесть на хороший оклад. И по моим впечатлениям, Омск сегодня состоит процентов на 80 из бюджетников, как какой-нибудь вымирающий сельский райцентр. Это ли не симптом стагнации? И ведь у взрослого, так сказать, лабильного населения, все чаще возникают мысли «бежать». Даст ли нам надежду на светлое будущее новая Стратегия развития региона?

Даже тупая бюрократия методом проб и ошибок находит решения по занятости своего населения. В любой бюрократии, стоящей у власти все хорошо. Есть один недостаток – есть еще население, с которым надо что-то делать. Эти умы и руки надо чем-то занимать.

Никуда мегаполис Омск просто так на наших глазах не денется. Все равно население применение этому большому городу найдет. С участием бюрократии – без – это вопрос второй. Другое дело, что, когда силы управления и запросы населения совпадают, то тогда процесс происходит мгновенно, быстро. У нас этого нет. У многих членов регионального правительства нет уверенности и понимания того, что в Омске может сложиться и получиться что-то позитивное.

В этом смысле надо сюда больше вкладывать не только денежных инвестиций, но и культурных, социальных. Сделать жизнь интереснее, потому что интересная жизнь порождает новые инициативы, в том числе предпринимательские. Пессимизм в том, что я действительно не вижу, что правительство России в целом не заинтересовано в том, чтобы нам было здесь жить хорошо. Такого прямого запроса у них нет. Приход к власти Путина ознаменовался тем, что был побежден дефицит бюджета, установили вертикаль власти, достаточно успешно восстановили плановый национальный доход.  И началось насыщение бюджетной сферы, чтобы не было национального конфликта. Власть сразу же апеллировала к бюджетной сфере, а бизнес являлся просто приварком. Причем, который особо и жалеть не надо, они сами там, если что, выживут. Бизнес сразу же был встроен в иерархическую модель, где попадает в подчинение бюрократии.

Что касается Стратегии развития региона. Для нас слова «стратегия», «программа» из-за их заношенности, общих фраз потеряли всякий смысл. Должны быть пошаговые действия, которые должны привести к тому-то и к тому-то. Вопрос о том, что должно быть градообразующим в городе Омске – так и остался открытым. А начинается все с этого. Возведение сибирских мегаполисов не вызвано никаким экономическим смыслом. Это места миграции военной оборонной промышленности в период войны. По тем временам, действительно –  сильный стратегический ход, и благодаря этому мы победили. Грамотное решение, но существование этих конгломератов, в том числе и переработка нефтехимии, тоже было обусловлено во многом искусственно. То есть, инфраструктура СССР – это города-мегаполисы, созданные под правильную распределительную экономику. Мы фигурки расставили для игры в шашки, а сейчас приходится играть в шахматы. Понятно, что мы с нашими сибирскими городами не вписываемся ни в какие законы цивилизованной урбанистки. Собственно, инфраструктура всей промышленной России создавалась Сталиным в довоенный период по иным законам. А сейчас мы влезли в рыночную систему взаимоотношений и никак не можем решить возникающие в связи с этим проблемы развития региона. Нужны инвесторы – это, безусловно, основополагающая тема. Какие инвесторы? Во что инвестировать? Для начала необходимо определиться с запросом на кадровые ресурсы. Например, хорошая идея была у Зуги И.М. – специализация региона как проектно-инжинирингового центра. Соответственно под это нужны и квалифицированные кадры. Тогда становится понятно, развитие каких вузов нам нужно стимулировать и каких инвесторов привлекать. То есть, сначала нужно решить, кем мы, омичи, будем в этом мире, что для нас перспективно и выгодно, и в соответствии с этим проводить нашу внутреннюю политику.

Спасибо, Вадим Владиславович.