Поиск

Власти себе не верят

- Сергей Владимирович, не кажется ли вам настоящим национальным позором то, что деньги российских госкорпораций хранились на Кипре? - Готов с вами согласиться. Это национальный позор, когда президент и премьер кричат, что на Кипре наши интересы ущемляются. Потому что никто на интересы России не покушается - еврозона, Кипр и МВФ просто решают свою проблему. Позорно то, что российские банки и компании, включая государственные, считают, что Кипр - лучшее место не только для хранения денег, но и для юридической защиты прав собственности. Получается, наши госкомпании согласны с тем, что в России суды не могут защитить права собственников. Они (госкомпании) готовы верить каким угодно судам - английским, кипрским, только не нашим. Ещё один «повод» для позора состоит в том, что наши бизнесмены, похоже, вообще не умеют адекватно анализировать информацию. Смотрите, статистика говорит о том, что в феврале резиденты еврозоны (европейские вкладчики и компании) вывели из кипрских банков более 1 млрд евро депозитов. А иностранцы (неевропейцы) сохранили свои вклады в полном объёме. Похоже, наши сограждане - государственные и негосударственные структуры, олигархи и менеджеры госбанков - европейских газет не читают... Повлияют ли кипрские события на ситуацию в России? В Центре развития ВШЭ мы посчитали, что в результате кипрского кризиса рост российской экономики, возможно, замедлится на 0,2-0,3% в год. Неприятно, конечно, но не катастрофа. Простым российским гражданам вообще можно ни о чём не беспокоиться - на себе ничего не почувствуют. Европа также сильно не пострадает. Кипрская экономика - это 0,2% ВВП еврозоны. Сказать, что из-за неё произойдёт какой-то глобальный кризис, нельзя. А вот самому Кипру придётся трудно. Такой раздутой банковской системы (а она производила 10% ВВП этой страны) там не будет больше никогда. - Зато у нас банков избыток, и они охотно раздают гражданам кредиты. В 2012 г. выдали на 40% больше, чем в предыдущем. Не много ли мы берём в долг? - В прошлом году население, увеличив потребление на 6,5%, было единственным мотором российской экономики. Половина этого роста была обеспечена кредитами. Да, рост на 40% в год - это в принципе много. Но нужно помнить, что это рост практически от нулевой отметки. Чтобы российские граждане стали столь же сильно закредитованными, как, например, американцы или немцы, сумма выданных займов должна вырасти ещё в 6-10 раз. - Но в США кредиты намного дешевле. Почему? - В Америке инфляция - 2%, а в России - 7%. Уже хотя бы поэтому у нас не может быть такой же ставки по кредитам, как в США. Но у вас резонно возникает следующий вопрос: а почему у нас такая высокая инфляция? Например, потому что в США принято решение сдерживать экспорт газа, чтобы держать цены на газ на более низком уровне, чем в Европе, а в России принято решение повышать их на 15% каждый год.

Проворовались

- «АиФ» проводит свои подсчёты, и мы видим, что официальная инфляция сильно занижена. Есть ли у вас рецепт борьбы с ростом цен и тарифов? - От 30 до 35% инфляции в нашей стране обеспечивает централизованное повышение тарифов - в первую очередь на газ. Повысили цены на газ - и тут же выросла цена на электроэнергию, ведь 60% электроэнергии производится из газа. А электроэнергия - это водоканал, горячая вода, в том числе отопление, услуги транспорта. Источник повышения цен - неэффективность и бесконтрольность «Газпрома». У этой компании есть огромные резервы: их мягко можно назвать неэффективностью, а можно более грубо - воровством. Газопроводы, которые они строят, по оценкам экспертов, обходятся в 2 раза дороже, чем в Европе, а бурение скважин в 3 раза дороже, чем в других компаниях. Считаю, что государство как главный акционер должно навести порядок, а не брать деньги с населения, чтобы отдавать их «Газпрому». - С начала 2012 г. вся российская промышленность в застое. Растут только розничная торговля и услуги населению. К чему это нас приведёт? - Темпы роста экономики 2 года назад показывали 5%, год назад - 4%, а сейчас - 1%. Если эту линию продолжать, она уйдёт в минус. Но я всё-таки надеюсь, что этого не произойдёт. Перспектива на ближайшие 5 лет - 1-2% роста. Перехода экономики в состояние спада я не предвижу, но и ускорения роста - тоже. А быстрый рост нужен в первую очередь правительству, чтобы получить доходы в бюджет и профинансировать объявленные социальные обязательства. - К слову, о социальных обязательствах. Пенсионную систему опять реформируют, в Пенсионном фонде - дыра. Людям сложно разобраться. Почему нельзя выплачивать достойные деньги? - Тот, кто не боится потерять своё кресло, не боится обманывать. Отсюда и постоянные ошибки. Вспомните, 10 лет назад была монетизация льгот для пенсионеров. Депутаты Госдумы тогда кричали правительству: у вас арифметические ошибки в расчётах! Их не послушали. Прошло 2 месяца, и пенсионеры вышли на улицы, потому что эти ошибки они увидели в своих кошельках. В результате правительство заплатило в 3 раза больше, чем хотело сэкономить. Я не большой поклонник нынешнего правительства, однако не могу не признать, что в последние годы пенсии существенно выросли. Но что дальше? Россия находится в неблагоприятной демографической ситуации. В ближайшие 10 лет количество работающих, приходящихся на одного пенсионера, будет падать. А действующая пенсионная система построена по такому принципу: те, кто работает сегодня, платят налоги, и эти налоги идут на выплаты тем, кто вышел на пенсию вчера. Так что эта дыра в Пенсионном фонде объективно обусловлена. Если на это закрыть глаза, через 20 лет Минфин станет отделом Пенсионного фонда: все налоговые доходы будут идти на финансирование пенсий. Как-то сбалансировать эту систему - безумно тяжёлая политическая задача. Есть 3 инструмента: либо повышение налогов, либо снижение пенсий, либо повышение пенсионного возраста. Любая их комбинация вызывает критику. Но, честно говоря, главная проблема пенсионной реформы даже не в этом. Пенсионная реформа будет успешной, если те, кто только начинает работать сегодня, смогут понять, как будет рассчитываться их пенсия через 40 лет. Вот так должна быть устроена пенсионная система. Но, чтобы такую пенсионную систему создать, нужно правительству в Государственной думе задавать неудобные для него вопросы. А это вряд ли случится без развития настоящей политической конкуренции.

АИФ

1380

Власти себе не верят

- Сергей Владимирович, не кажется ли вам настоящим национальным позором то, что деньги российских госкорпораций хранились на Кипре? - Готов с вами согласиться. Это национальный позор, когда президент и премьер кричат, что на Кипре наши интересы ущемляются. Потому что никто на интересы России не покушается - еврозона, Кипр и МВФ просто решают свою проблему. Позорно то, что российские банки и компании, включая государственные, считают, что Кипр - лучшее место не только для хранения денег, но и для юридической защиты прав собственности. Получается, наши госкомпании согласны с тем, что в России суды не могут защитить права собственников. Они (госкомпании) готовы верить каким угодно судам - английским, кипрским, только не нашим. Ещё один «повод» для позора состоит в том, что наши бизнесмены, похоже, вообще не умеют адекватно анализировать информацию. Смотрите, статистика говорит о том, что в феврале резиденты еврозоны (европейские вкладчики и компании) вывели из кипрских банков более 1 млрд евро депозитов. А иностранцы (неевропейцы) сохранили свои вклады в полном объёме. Похоже, наши сограждане - государственные и негосударственные структуры, олигархи и менеджеры госбанков - европейских газет не читают... Повлияют ли кипрские события на ситуацию в России? В Центре развития ВШЭ мы посчитали, что в результате кипрского кризиса рост российской экономики, возможно, замедлится на 0,2-0,3% в год. Неприятно, конечно, но не катастрофа. Простым российским гражданам вообще можно ни о чём не беспокоиться - на себе ничего не почувствуют. Европа также сильно не пострадает. Кипрская экономика - это 0,2% ВВП еврозоны. Сказать, что из-за неё произойдёт какой-то глобальный кризис, нельзя. А вот самому Кипру придётся трудно. Такой раздутой банковской системы (а она производила 10% ВВП этой страны) там не будет больше никогда. - Зато у нас банков избыток, и они охотно раздают гражданам кредиты. В 2012 г. выдали на 40% больше, чем в предыдущем. Не много ли мы берём в долг? - В прошлом году население, увеличив потребление на 6,5%, было единственным мотором российской экономики. Половина этого роста была обеспечена кредитами. Да, рост на 40% в год - это в принципе много. Но нужно помнить, что это рост практически от нулевой отметки. Чтобы российские граждане стали столь же сильно закредитованными, как, например, американцы или немцы, сумма выданных займов должна вырасти ещё в 6-10 раз. - Но в США кредиты намного дешевле. Почему? - В Америке инфляция - 2%, а в России - 7%. Уже хотя бы поэтому у нас не может быть такой же ставки по кредитам, как в США. Но у вас резонно возникает следующий вопрос: а почему у нас такая высокая инфляция? Например, потому что в США принято решение сдерживать экспорт газа, чтобы держать цены на газ на более низком уровне, чем в Европе, а в России принято решение повышать их на 15% каждый год.

Проворовались

- «АиФ» проводит свои подсчёты, и мы видим, что официальная инфляция сильно занижена. Есть ли у вас рецепт борьбы с ростом цен и тарифов? - От 30 до 35% инфляции в нашей стране обеспечивает централизованное повышение тарифов - в первую очередь на газ. Повысили цены на газ - и тут же выросла цена на электроэнергию, ведь 60% электроэнергии производится из газа. А электроэнергия - это водоканал, горячая вода, в том числе отопление, услуги транспорта. Источник повышения цен - неэффективность и бесконтрольность «Газпрома». У этой компании есть огромные резервы: их мягко можно назвать неэффективностью, а можно более грубо - воровством. Газопроводы, которые они строят, по оценкам экспертов, обходятся в 2 раза дороже, чем в Европе, а бурение скважин в 3 раза дороже, чем в других компаниях. Считаю, что государство как главный акционер должно навести порядок, а не брать деньги с населения, чтобы отдавать их «Газпрому». - С начала 2012 г. вся российская промышленность в застое. Растут только розничная торговля и услуги населению. К чему это нас приведёт? - Темпы роста экономики 2 года назад показывали 5%, год назад - 4%, а сейчас - 1%. Если эту линию продолжать, она уйдёт в минус. Но я всё-таки надеюсь, что этого не произойдёт. Перспектива на ближайшие 5 лет - 1-2% роста. Перехода экономики в состояние спада я не предвижу, но и ускорения роста - тоже. А быстрый рост нужен в первую очередь правительству, чтобы получить доходы в бюджет и профинансировать объявленные социальные обязательства. - К слову, о социальных обязательствах. Пенсионную систему опять реформируют, в Пенсионном фонде - дыра. Людям сложно разобраться. Почему нельзя выплачивать достойные деньги? - Тот, кто не боится потерять своё кресло, не боится обманывать. Отсюда и постоянные ошибки. Вспомните, 10 лет назад была монетизация льгот для пенсионеров. Депутаты Госдумы тогда кричали правительству: у вас арифметические ошибки в расчётах! Их не послушали. Прошло 2 месяца, и пенсионеры вышли на улицы, потому что эти ошибки они увидели в своих кошельках. В результате правительство заплатило в 3 раза больше, чем хотело сэкономить. Я не большой поклонник нынешнего правительства, однако не могу не признать, что в последние годы пенсии существенно выросли. Но что дальше? Россия находится в неблагоприятной демографической ситуации. В ближайшие 10 лет количество работающих, приходящихся на одного пенсионера, будет падать. А действующая пенсионная система построена по такому принципу: те, кто работает сегодня, платят налоги, и эти налоги идут на выплаты тем, кто вышел на пенсию вчера. Так что эта дыра в Пенсионном фонде объективно обусловлена. Если на это закрыть глаза, через 20 лет Минфин станет отделом Пенсионного фонда: все налоговые доходы будут идти на финансирование пенсий. Как-то сбалансировать эту систему - безумно тяжёлая политическая задача. Есть 3 инструмента: либо повышение налогов, либо снижение пенсий, либо повышение пенсионного возраста. Любая их комбинация вызывает критику. Но, честно говоря, главная проблема пенсионной реформы даже не в этом. Пенсионная реформа будет успешной, если те, кто только начинает работать сегодня, смогут понять, как будет рассчитываться их пенсия через 40 лет. Вот так должна быть устроена пенсионная система. Но, чтобы такую пенсионную систему создать, нужно правительству в Государственной думе задавать неудобные для него вопросы. А это вряд ли случится без развития настоящей политической конкуренции.

АИФ

1380