Поиск

По мнению омича Юрия Исаулова, к трагедии, случившейся весной 1968 года, могли привести сразу нескольких факторов. Основной – ошибка пилота.

Человеческий фактор стал причиной гибели первого космонавта Юрия Гагарина 27 марта 1968 года, уверен военный летчик, космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Юрий Исаулов. Об этом омский космонавт сообщил на встрече с журналистами, приуроченной ко Дню космонавтики.

Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя обычные упражнения – виражи с креном 30 градусов, витки малой спирали, пикирование, выводы боевым разворотом и в завершение – две «бочки» (поворот вокруг продольной оси на 360 градусов без изменения направления движения). В кабине самолета с ним находился опытнейший инструктор Владимир Серегин.

Причины и обстоятельства авиакатастрофы до сих пор остаются не вполне выясненными. Опытный военный летчик из Омска Юрий Исаулов проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что, скорее всего, Гагарин и Серегин просто дезориентировались и приняли неверное решение в ответственный момент.

– Как я предполагаю, Гагарин вместе с инструктором, когда возвращались, освобождали зону и, чтобы быстрее спуститься к аэродрому, перевернули самолет и полупетлей выходили вниз на высоту. Облачность у них была примерно 4 500 метров – верхний край и 600 метров размытой облачности внизу. Самолет Миг-15 имеет ряд особенностей – в перевернутом, вертикальном положении у него горизонт имеет отклонение. Если потянуть ручку, чтобы выйти из вертикального положения, и появится маленький крен или будет ошибка на крене, а ты ее примешь за чистые показания и будешь тянуть ручку на себя, то самолет, как штопор будет ввинчиваться в землю. Он будет ввинчиваться, а тебе будет казаться, что все нормально. Там же в облаках ничего не видно. Когда они ввинчивались в землю и когда, наверное, заметили, что есть крен, то могли убрать его и потянуть ручку на себя с такой силою, что самолет переломился. Он все равно имеет большую вертикальную скорость падения. Высота в 600 метров размытой облачности – это мгновение. Они даже испугаться не успели, как ударились о землю, – рассказал об одной из вероятных причин гибели Гагарина Юрий Исаулов.

Исаулов признается, что он сам много раз так делал и «горел на этом», правда, всегда ему удавалось выходить из таких ситуаций. Еще один вариант развития ситуации, по мнению космонавта из Омска – то, что самолет Гагарина попал в штопор.

– Сорвались, попали в штопор, и самолет то вверх, то вниз носом клевал. Они не знали, не могли сориентироваться, в каком они положении находятся. Если бы была земля, то видно было бы, а так вокруг облака, приборы хаотично прыгали, и они ударились о землю, – полагает Исаулов. – Это не был хвостовой удар, ведь нос самолета ушел в землю. Я думаю, что это крутая спираль.  

В своей автобиографической книге «Дорога к звездам» Исаулов подробно изложил обе озвученные версии гибели Гагарина.

1595

По мнению омича Юрия Исаулова, к трагедии, случившейся весной 1968 года, могли привести сразу нескольких факторов. Основной – ошибка пилота.

Человеческий фактор стал причиной гибели первого космонавта Юрия Гагарина 27 марта 1968 года, уверен военный летчик, космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Юрий Исаулов. Об этом омский космонавт сообщил на встрече с журналистами, приуроченной ко Дню космонавтики.

Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя обычные упражнения – виражи с креном 30 градусов, витки малой спирали, пикирование, выводы боевым разворотом и в завершение – две «бочки» (поворот вокруг продольной оси на 360 градусов без изменения направления движения). В кабине самолета с ним находился опытнейший инструктор Владимир Серегин.

Причины и обстоятельства авиакатастрофы до сих пор остаются не вполне выясненными. Опытный военный летчик из Омска Юрий Исаулов проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что, скорее всего, Гагарин и Серегин просто дезориентировались и приняли неверное решение в ответственный момент.

– Как я предполагаю, Гагарин вместе с инструктором, когда возвращались, освобождали зону и, чтобы быстрее спуститься к аэродрому, перевернули самолет и полупетлей выходили вниз на высоту. Облачность у них была примерно 4 500 метров – верхний край и 600 метров размытой облачности внизу. Самолет Миг-15 имеет ряд особенностей – в перевернутом, вертикальном положении у него горизонт имеет отклонение. Если потянуть ручку, чтобы выйти из вертикального положения, и появится маленький крен или будет ошибка на крене, а ты ее примешь за чистые показания и будешь тянуть ручку на себя, то самолет, как штопор будет ввинчиваться в землю. Он будет ввинчиваться, а тебе будет казаться, что все нормально. Там же в облаках ничего не видно. Когда они ввинчивались в землю и когда, наверное, заметили, что есть крен, то могли убрать его и потянуть ручку на себя с такой силою, что самолет переломился. Он все равно имеет большую вертикальную скорость падения. Высота в 600 метров размытой облачности – это мгновение. Они даже испугаться не успели, как ударились о землю, – рассказал об одной из вероятных причин гибели Гагарина Юрий Исаулов.

Исаулов признается, что он сам много раз так делал и «горел на этом», правда, всегда ему удавалось выходить из таких ситуаций. Еще один вариант развития ситуации, по мнению космонавта из Омска – то, что самолет Гагарина попал в штопор.

– Сорвались, попали в штопор, и самолет то вверх, то вниз носом клевал. Они не знали, не могли сориентироваться, в каком они положении находятся. Если бы была земля, то видно было бы, а так вокруг облака, приборы хаотично прыгали, и они ударились о землю, – полагает Исаулов. – Это не был хвостовой удар, ведь нос самолета ушел в землю. Я думаю, что это крутая спираль.  

В своей автобиографической книге «Дорога к звездам» Исаулов подробно изложил обе озвученные версии гибели Гагарина.

1595