Поиск

Школьное питание в Омске переходит на новый технический уровень. За последние 4 года число омских школьников, которые предпочли фастфуду нормальное горячее питание, выросло на 15%, и эта динамика сохраняется.

В омских школьных столовых идет модернизация. Сегодня в городе 152 школы, с ними по организации питания детей работает 12 организаций. Их задача – это разработка полноценного четырехнедельного меню, поставка продуктов, обеспечение условий их хранения. Контроль за качеством питания школьников ведут Роспотребнадзор и городской департамент образования.

Стоимость горячего школьного завтрака в прошлом году составила в среднем 35-37 рублей, обеда – 40-45 рублей (с учетом социальной поддержки). Эти цифры включают плату родителей и субсидии областного и городского бюджетов.

В 2012 году в ряде омских школ детям, чьи родители отказывались платить за полноценный завтрак или обед, за счет городского и областного бюджетов стали бесплатно выдавать первые блюда, хлеб и чай. Размер этой бюджетной дотации составил 6 рублей на каждого школьника. В нынешнем январе эта цифра выросла до 9 рублей. Сегодня на такое дотационное горячее питание перешли 85% омских школ. Нововведение коснулось большого количества школьников, потому что в Омске в многодетных семьях 6 261 школьник, а в неблагополучных — аж 23 тысячи детишек школьного возраста.

За последние 4 года число омских школьников, которые перешли на горячие завтраки и обеды, выросло на 23%. В 2008-2009 году горячее питание получали 54,78% учащихся, в 2009-2010 году – 56,8%, в 2010-2011 году – 63,14%, в 2011-2012 году – 67,2%. Охват всеми видами организованного питания составил 99,2%.

– В отличие от многих российских городов омские школы имеют серьезное преимущество – собственный пищеблок. В других городах питание в школы просто завозится. Мы считаем такой вариант неприемлемым, потому что при транспортировке растет время хранения, теряется качество, вкус блюд. Собственный пищеблок, особенно если он оснащен современной техникой, может обеспечить очень качественное питание детей, – говорит Светлана Козлова, руководитель сектора организации питания городского департамента образования.

Ряд омских школ эти технические новшества уже успешно освоил. Так, в гимназии №150 помещения столовой переоборудованы, установлены специальные стеллажи и пароконвектомат. В нем одновременно готовится несколько блюд, их остается только разложить по тарелкам. Большие кастрюли на электроплитах уходят в прошлое. Хлеб в столовой тоже выпекают сами, для его хранения есть специальное устройство, где он остается как свежевыпеченный. Современное оснащение отражается на вкусе еды – она получается как домашняя. А главное – никаких консервантов, красителей и усилителей вкуса, только натуральные продукты.

– Это новое оборудование было готово для использования уже к началу учебного года, – рассказывает директор гимназии №150 Светлана Хамкова. – Пароконвектомат мы получили в рамках программы модернизации. Он стал для нас огромным подспорьем, время на приготовление блюд сокращается, они получаются сочными и очень вкусными. Аппарат прост в обращении, а мармиты и стеллажи очень удобны. Мы благодарны департаменту образования за эту помощь. Новое оборудование позволило увеличить обеспечение горячим питанием школьников по сравнению с прошлым годом примерно на 100 человек, с 56 до 65%.

В результате бюджетных дотаций на питание объем порций вырос со 100 граммов до 200-220 граммов. По желанию дети могут докупить, например, котлету или гуляш. Буфеты работают с 12.00 до 14.00, чтобы школьники не бегали туда после первого урока, а сначала как следует поели во время большой перемены. И только потом покупали что-то дополнительное, в том числе и из категории «Дотационное питание».

Сегодня в школьных омских буфетах нет газировки с красителями и консервантами, чипсов, конфет и шоколада. Зато есть выпечка, соки, кисломолочные продукты, овощные салаты, первые и вторые блюда. Меню для школьных столовых составляется с учетом пожеланий учеников и их родителей. Но школы столкнулись с проблемой – дети, привыкшие к фастфудам и другой «вкусной» химии воротят нос от правильного сбалансированного питания в школьных столовых, говоря: «Это невкусно!» Родители не всегда понимают, в чем настоящая причина таких отзывов, и порой отказываются от жестко контролируемого врачами школьного питания, выдавая ребенку деньги, чтобы он сам купил что хочет. Зато ребята, которые до школы посещали детские сады, вообще не жалуются на еду в столовой, поскольку привыкли к здоровой пище.

– Нам приходится разъяснять детям и их родителям, что на самом деле полезно, – рассказывает Светлана Авинеровна. – В каждом классе начальной школы есть уголок здоровья, ребята сами собирают информацию о продуктах и их пользе для человека. Мы организовывали встречи детей с гастроэнтерологом, другие мероприятия.

По данным департамента образования, чем старше школьники, тем меньше они придерживаются правильного питания. Так, в 1-4 классах горячие завтраки и обеды получают 81% детей, в 5-8 классах – 50%, а в 9-11 классах – всего 49%. Ориентировать детей на полезные продукты – задача непростая, но выполнимая. В школах города проводятся родительские собрания и даже классные часы по этой теме.

Еще она проблема, связанная с питанием школьников, – нехватка поваров для школьных столовых. Это обусловлено низкой зарплатой и непрестижностью профессии. Выпускники соответствующих училищ и техникумов предпочитают работать в кафе и ресторанах, где больше платят. Как правило, в школьной столовой есть только одна штатная единица – завпроизводством. Этот человек отвечает за все. Иной раз складывается ситуация, что экспедиторы, привозящие продукты, зарабатывают больше, чем повара, которые готовят и кормят детей.

Сейчас департамент образования Омска работает над привлечением кадров в отрасль. Для решения этого вопроса необходимо реализовать целый комплекс мер. Также департамент образования планирует продолжить переоснащение школьных пищеблоков и проводить другие мероприятия по улучшению качества питания омских школьников.

Но самую главную оценку тому, что уже сделано в этой сфере, дают сами дети – это пустые тарелки, оставшиеся после обеда на большой перемене.

1897

Школьное питание в Омске переходит на новый технический уровень. За последние 4 года число омских школьников, которые предпочли фастфуду нормальное горячее питание, выросло на 15%, и эта динамика сохраняется.

В омских школьных столовых идет модернизация. Сегодня в городе 152 школы, с ними по организации питания детей работает 12 организаций. Их задача – это разработка полноценного четырехнедельного меню, поставка продуктов, обеспечение условий их хранения. Контроль за качеством питания школьников ведут Роспотребнадзор и городской департамент образования.

Стоимость горячего школьного завтрака в прошлом году составила в среднем 35-37 рублей, обеда – 40-45 рублей (с учетом социальной поддержки). Эти цифры включают плату родителей и субсидии областного и городского бюджетов.

В 2012 году в ряде омских школ детям, чьи родители отказывались платить за полноценный завтрак или обед, за счет городского и областного бюджетов стали бесплатно выдавать первые блюда, хлеб и чай. Размер этой бюджетной дотации составил 6 рублей на каждого школьника. В нынешнем январе эта цифра выросла до 9 рублей. Сегодня на такое дотационное горячее питание перешли 85% омских школ. Нововведение коснулось большого количества школьников, потому что в Омске в многодетных семьях 6 261 школьник, а в неблагополучных — аж 23 тысячи детишек школьного возраста.

За последние 4 года число омских школьников, которые перешли на горячие завтраки и обеды, выросло на 23%. В 2008-2009 году горячее питание получали 54,78% учащихся, в 2009-2010 году – 56,8%, в 2010-2011 году – 63,14%, в 2011-2012 году – 67,2%. Охват всеми видами организованного питания составил 99,2%.

– В отличие от многих российских городов омские школы имеют серьезное преимущество – собственный пищеблок. В других городах питание в школы просто завозится. Мы считаем такой вариант неприемлемым, потому что при транспортировке растет время хранения, теряется качество, вкус блюд. Собственный пищеблок, особенно если он оснащен современной техникой, может обеспечить очень качественное питание детей, – говорит Светлана Козлова, руководитель сектора организации питания городского департамента образования.

Ряд омских школ эти технические новшества уже успешно освоил. Так, в гимназии №150 помещения столовой переоборудованы, установлены специальные стеллажи и пароконвектомат. В нем одновременно готовится несколько блюд, их остается только разложить по тарелкам. Большие кастрюли на электроплитах уходят в прошлое. Хлеб в столовой тоже выпекают сами, для его хранения есть специальное устройство, где он остается как свежевыпеченный. Современное оснащение отражается на вкусе еды – она получается как домашняя. А главное – никаких консервантов, красителей и усилителей вкуса, только натуральные продукты.

– Это новое оборудование было готово для использования уже к началу учебного года, – рассказывает директор гимназии №150 Светлана Хамкова. – Пароконвектомат мы получили в рамках программы модернизации. Он стал для нас огромным подспорьем, время на приготовление блюд сокращается, они получаются сочными и очень вкусными. Аппарат прост в обращении, а мармиты и стеллажи очень удобны. Мы благодарны департаменту образования за эту помощь. Новое оборудование позволило увеличить обеспечение горячим питанием школьников по сравнению с прошлым годом примерно на 100 человек, с 56 до 65%.

В результате бюджетных дотаций на питание объем порций вырос со 100 граммов до 200-220 граммов. По желанию дети могут докупить, например, котлету или гуляш. Буфеты работают с 12.00 до 14.00, чтобы школьники не бегали туда после первого урока, а сначала как следует поели во время большой перемены. И только потом покупали что-то дополнительное, в том числе и из категории «Дотационное питание».

Сегодня в школьных омских буфетах нет газировки с красителями и консервантами, чипсов, конфет и шоколада. Зато есть выпечка, соки, кисломолочные продукты, овощные салаты, первые и вторые блюда. Меню для школьных столовых составляется с учетом пожеланий учеников и их родителей. Но школы столкнулись с проблемой – дети, привыкшие к фастфудам и другой «вкусной» химии воротят нос от правильного сбалансированного питания в школьных столовых, говоря: «Это невкусно!» Родители не всегда понимают, в чем настоящая причина таких отзывов, и порой отказываются от жестко контролируемого врачами школьного питания, выдавая ребенку деньги, чтобы он сам купил что хочет. Зато ребята, которые до школы посещали детские сады, вообще не жалуются на еду в столовой, поскольку привыкли к здоровой пище.

– Нам приходится разъяснять детям и их родителям, что на самом деле полезно, – рассказывает Светлана Авинеровна. – В каждом классе начальной школы есть уголок здоровья, ребята сами собирают информацию о продуктах и их пользе для человека. Мы организовывали встречи детей с гастроэнтерологом, другие мероприятия.

По данным департамента образования, чем старше школьники, тем меньше они придерживаются правильного питания. Так, в 1-4 классах горячие завтраки и обеды получают 81% детей, в 5-8 классах – 50%, а в 9-11 классах – всего 49%. Ориентировать детей на полезные продукты – задача непростая, но выполнимая. В школах города проводятся родительские собрания и даже классные часы по этой теме.

Еще она проблема, связанная с питанием школьников, – нехватка поваров для школьных столовых. Это обусловлено низкой зарплатой и непрестижностью профессии. Выпускники соответствующих училищ и техникумов предпочитают работать в кафе и ресторанах, где больше платят. Как правило, в школьной столовой есть только одна штатная единица – завпроизводством. Этот человек отвечает за все. Иной раз складывается ситуация, что экспедиторы, привозящие продукты, зарабатывают больше, чем повара, которые готовят и кормят детей.

Сейчас департамент образования Омска работает над привлечением кадров в отрасль. Для решения этого вопроса необходимо реализовать целый комплекс мер. Также департамент образования планирует продолжить переоснащение школьных пищеблоков и проводить другие мероприятия по улучшению качества питания омских школьников.

Но самую главную оценку тому, что уже сделано в этой сфере, дают сами дети – это пустые тарелки, оставшиеся после обеда на большой перемене.

1897