Поиск

Передел на рынке авиаперевозок «Почты России» и коррупция в системе управления привели к существенному замедлению и удорожанию доставки почты в сибирские города, в том числе в Омск. 

При этом руководство «Почты России», реформирование которой входит в зону прямой ответственности премьер-министра Дмитрия Медведева, рассчитывает на беспрецедентную сумму господдержки – 500 млрд рублей. Эта сумма, если она все-таки будет утверждена, – своего рода «приданое» для ожидающей акционирование «Почты России», на которое скинутся все россияне. Однако если эти бюджетные посевы упадут в коррупционную почву, которую мы наблюдаем сейчас, то мы рискуем получить буквально драконовские всходы – еще одну нить для подрыва доверия к госвласти.

Во все времена в любом государстве Почта являлась одним из столпов госуправления. Через нее реализуется большинство функций государства: от официальной корреспонденции и обеспечения выборных процессов до пенсионного обеспечения. В России Почта имеет особое значение – у нас несколько тысяч населенных пунктов, где нет даже сельских контор, а потому почтовое отделение остается единственным символом государственности.

В то же время «Почта России» в общественном мнении – это некий неповоротливый монстр, в чреве которого очень долго переваривается корреспонденция, нередко вовсе растворяются посылки и бандероли. Поэтому имидж «Почты России» в лучшем случае депрессивный, в худшем, а точнее в реальном – агрессивно-сатирический. Сами почтовики даже создали сайт «Анти-почта: Плохо. Дорого. Медленно».

Именно так – плохо, дорого, медленно – складывается в последнее время ситуация на рынке авиаперевозок почты. Мне по долгу службы довелось провести журналистское расследование, в ходе которого и вскрылись причины замедления и удорожания доставки почты самолетами. Вообще, сама история появления этого рынка заслуживает отдельного внимания. Он образовался совсем недавно – в середине нулевых, поэтому его можно считать одним из самых молодых видов среднего и малого бизнеса. Впрочем, коррупция убивает его, по сути, в зародыше.

В советские времена всю почту самолетами возил только «Аэрофлот». После появления частных авиакомпаний им эта почетная миссия досталась по наследству. Но в начале нулевых авиакомпании поняли, что это направление для них убыточно. Объемы минимальные, а хлопот больше, чем с основными грузами. Ведь кто-то должен обрабатывать почту, доставлять ее к терминалу, грузить на самолет, потом разгружать и если надо – доставлять автотранспортом в пункты обработки из аэропорта прибытия. А потом еще учитывать, вести претензионную работу и многое другое. Тогда и появились первые частные агенты авиаперевозчиков почты. Это действующие транспортные компании. Авиакомпании дали им тариф меньший, чем напрямую «Почте России», – и избавились от головной боли, то есть непрофильных для себя функций (для них – «первым делом – самолеты»). Низкий тариф – это скидка за большие объемы грузов, которые Почта сама обеспечить не может. Вот так и появился новый вид бизнеса.

В 2011 году Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП) – филиал ФГУП «Почта России» – провел конкурс на авиаперевозки. На него заявились многие новоявленные агенты авиаперевозчиков. Основные крупные игроки – «Аэродар» (семейный бизнес отца и сыновей Роговых, которым молва приписывает экстремальное прошлое девяностых годов), «Воздушный Мир» выходца из «Аэрофлота» Владимира Бунимова, «Внуково-карго» (действует при аэропорте «Внуково») и «ПСВ-Аэро» (учредитель – бывший сотрудник ГРУ Сергей Полторацкий). Победила «разведка» и некоторые мелкие участники рынка.

Победители быстро выстроили логистику (это договоры с контрагентами, грузоперевозчиками, создание целых отделов и так далее) – и почта до середины прошлого года летала нормально. 

Но вдруг в отделе авиаперевозок ГЦМПП появился новый сотрудник – Сергей Крупнов. Его очень хорошо знают все агенты авиаперевозок, потому что он в разное время работал в крупнейших компаниях – где-то был менеджером, где-то коммерческим директором, а также выступал и учредителем своих компаний. Начальником его сразу сделать не могли ввиду отсутствия высшего образования, но в итоге он возглавил этот ключевой для всех авиаперевозчиков отдел. По словам участников рынка (это они отражали в многочисленных письмах руководству «Почты России»), Крупнов стал задерживать оплаты победителям конкурса за авиаперевозки и заключил договоры с теми, кто его проиграл.

Это все сопровождалось рядом скандалов в СМИ, когда руководство ГЦМПП заявляло, что действующие авиаперевозчики не справляются со своими обязательствами, а порой вместо самолетов возят почту автотранспортом. По этому поводу даже проводилась проверка МВД, с результатами которой я ознакомился. Вышла комедия: сами полицейские, изъяв документы у агентов авиаперевозок («ПСВ-Аэро» и «Грузовой Дилижанс») ахнули: как вы могли возить себе в убыток?!

Дело в том, что во многие регионы Сибири авиарейсы нерегулярны. Поэтому почту в Омск, Кемерово, Иркутск, Барнаул часто приходилось возить транзитом через Новосибирск, куда самолеты летают с завидной регулярностью. А дальше приходилось везти на машине. Так вот транзитная схема всегда обходится дороже, чем прямая авиаперевозка. В итоге проверка закончилась ничем, но официально «Почта России» со слов руководства ГЦМПП продолжает стоять на своем: мол, прежние агенты «мышковали», а мы сейчас заключаем прямые договоры с авиакомпаниями и их генеральными агентами. Главным генеральным агентом почему-то оказались проигравший конкурс «Аэродар» семьи Роговых и ряд компаний, которых ранее никто и не знал. В том числе, компании, с которыми аффилирован Сергей Крупнов – ныне «генерал» рынка.

Что касается прямых договоров с авиакомпаниями, то здесь от чего ушли – к тому и пришли: с авиаторами начались конфликты, которые регулярно оборачиваются их отказами возить почту. Тот же родной «Аэрофлот» снизил объемы перевозки почты в шесть раз. Чем обернулся такой открытый передел рынка, можно понять из письма одного из бывших сотрудников ГЦМПП  первому заместителю ФГУП «Почта России» (я связан обещанием не называть имени автора, но оно хорошо известно и руководству «Почты России», и Россвязьнадзору, и Минкомсвязи, которым письмо чуть позднее тоже было адресовано).  

«Это привело к следующим результатам:

1​. Искусственное удвоение в обработке почты на предприятиях Московского авиаузла увеличило сроки перевозки почты, трудозатраты, простой автотранспорта (простои до трех суток). Объемы сверхнормативного остатка в сутки составляют до 60 тонн, что превышает обычный остаток в новогодний период. И это летом, при наличии большого числа рейсов.

2.​ Учитывая, что свободные провозные емкости авиакомпании «Сибирь» не смогли обеспечить перевозку увеличенного объема, часть почты отправляется транзитом или через другие города и по грузовым накладным, что приводит к еще большему замедлению на несколько дней и утратам почты. В итоге почта в такие города как Омск, Барнаул, Красноярск, Томск, Калининград, Мин. Воды, Новосибирск, доставлялась до 10 дней. При том что в мае никаких проблем с этими направлениями не было… а «ПСВ-Аэро» имел гарантированные квоты «Аэрофлота» и мог отправить данную почту день в день и по меньшим тарифам».

Полный текст здесь

Ситуация усугубилась под Новый год, когда объем авиаперевозок ожидаемо возрос, а авиакомпании снизили лимиты для почты ввиду увеличения пассажиропотока и грузов (увеличение объемов интернет-торговли). В ноябре, декабре и январе из городов и весей на ГЦМПП посыпались многочисленные телеграммы о претензиях со стороны потребителей на задержку почты. Ситуация по многим направлениям не исправилась и сейчас. Во всяком случае я совсем недавно лично наблюдал огромную очередь из груженых фур, которые больше недели не могли избавиться от авиапочты.  

Отчасти все это происходило потому, что у новых перевозчиков не хватило сил и времени выстроить технологический процесс. К тому же аффилированный с Крупновым «Аэродар» работал только с авиакомпанией «Сибирь», выходы на других, уже возивших ранее почту и прекративших это делать, только пришлось искать. Ну а если быть еще более точным, то причина, по мнению участников рынка, в откатных схемах. Откаты, по их расчетам, вполне окупаются за счет повышенных тарифов (документальные подтверждения удорожания авиаперевозок у нас тоже есть). В общем, все счастливы. Кроме получателей почты, особенно сибиряков, которые под Новый год подолгу не могли получить свои посылки.

Вообще, эта ситуация может оказаться для руководства «Почты России» миной замедленного действия. Генеральный директор ФГУП «Почта России» – протеже самого молодого в стране министра, ставленника Дмитрия Медведева – главы Минкомсвязи Николая Никифорова. А реформировать самый большой ФГУП страны – «Почту России» премьер-министру Медведеву поручил лично президент Владимир Путин. Здесь нельзя не учесть пресловутую борьбу кланов, развернувшуюся именно вокруг второй волны приватизации госактивов, курирует которую именно окружение Медведева. А значит ситуацию вокруг авиаперевозок «Почты России», которая так же подлежит акционированию, вполне могут разыграть как крапленую карту в борьбе кланов: здесь не упускают малейшую возможность упрекнуть Медведева в некомпетентности вопросах приватизации.

Тем более, что перед акционированием в «Почту России» предлагается закачать около 500 млрд рублей. 

Куда закачать? В болото, из которого последнюю чистую водицу по пригоршням черпают аффилированные с частными структурами руководящие сотрудники почты?!

Одним словом, на примере взаимодействия ФГУПа с частными структурами лишь в небольшом сегменте – авиаперевозках – мы видим, как мелкая коррупция может обрушить самые гигантские планы. Если здесь во время, политическим решением не наведут порядок.

Первое антикоррупционное

Передел на рынке авиаперевозок «Почты России» и коррупция в системе управления привели к существенному замедлению и удорожанию доставки почты в сибирские города, в том числе в Омск. 

При этом руководство «Почты России», реформирование которой входит в зону прямой ответственности премьер-министра Дмитрия Медведева, рассчитывает на беспрецедентную сумму господдержки – 500 млрд рублей. Эта сумма, если она все-таки будет утверждена, – своего рода «приданое» для ожидающей акционирование «Почты России», на которое скинутся все россияне. Однако если эти бюджетные посевы упадут в коррупционную почву, которую мы наблюдаем сейчас, то мы рискуем получить буквально драконовские всходы – еще одну нить для подрыва доверия к госвласти.

Во все времена в любом государстве Почта являлась одним из столпов госуправления. Через нее реализуется большинство функций государства: от официальной корреспонденции и обеспечения выборных процессов до пенсионного обеспечения. В России Почта имеет особое значение – у нас несколько тысяч населенных пунктов, где нет даже сельских контор, а потому почтовое отделение остается единственным символом государственности.

В то же время «Почта России» в общественном мнении – это некий неповоротливый монстр, в чреве которого очень долго переваривается корреспонденция, нередко вовсе растворяются посылки и бандероли. Поэтому имидж «Почты России» в лучшем случае депрессивный, в худшем, а точнее в реальном – агрессивно-сатирический. Сами почтовики даже создали сайт «Анти-почта: Плохо. Дорого. Медленно».

Именно так – плохо, дорого, медленно – складывается в последнее время ситуация на рынке авиаперевозок почты. Мне по долгу службы довелось провести журналистское расследование, в ходе которого и вскрылись причины замедления и удорожания доставки почты самолетами. Вообще, сама история появления этого рынка заслуживает отдельного внимания. Он образовался совсем недавно – в середине нулевых, поэтому его можно считать одним из самых молодых видов среднего и малого бизнеса. Впрочем, коррупция убивает его, по сути, в зародыше.

В советские времена всю почту самолетами возил только «Аэрофлот». После появления частных авиакомпаний им эта почетная миссия досталась по наследству. Но в начале нулевых авиакомпании поняли, что это направление для них убыточно. Объемы минимальные, а хлопот больше, чем с основными грузами. Ведь кто-то должен обрабатывать почту, доставлять ее к терминалу, грузить на самолет, потом разгружать и если надо – доставлять автотранспортом в пункты обработки из аэропорта прибытия. А потом еще учитывать, вести претензионную работу и многое другое. Тогда и появились первые частные агенты авиаперевозчиков почты. Это действующие транспортные компании. Авиакомпании дали им тариф меньший, чем напрямую «Почте России», – и избавились от головной боли, то есть непрофильных для себя функций (для них – «первым делом – самолеты»). Низкий тариф – это скидка за большие объемы грузов, которые Почта сама обеспечить не может. Вот так и появился новый вид бизнеса.

В 2011 году Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП) – филиал ФГУП «Почта России» – провел конкурс на авиаперевозки. На него заявились многие новоявленные агенты авиаперевозчиков. Основные крупные игроки – «Аэродар» (семейный бизнес отца и сыновей Роговых, которым молва приписывает экстремальное прошлое девяностых годов), «Воздушный Мир» выходца из «Аэрофлота» Владимира Бунимова, «Внуково-карго» (действует при аэропорте «Внуково») и «ПСВ-Аэро» (учредитель – бывший сотрудник ГРУ Сергей Полторацкий). Победила «разведка» и некоторые мелкие участники рынка.

Победители быстро выстроили логистику (это договоры с контрагентами, грузоперевозчиками, создание целых отделов и так далее) – и почта до середины прошлого года летала нормально. 

Но вдруг в отделе авиаперевозок ГЦМПП появился новый сотрудник – Сергей Крупнов. Его очень хорошо знают все агенты авиаперевозок, потому что он в разное время работал в крупнейших компаниях – где-то был менеджером, где-то коммерческим директором, а также выступал и учредителем своих компаний. Начальником его сразу сделать не могли ввиду отсутствия высшего образования, но в итоге он возглавил этот ключевой для всех авиаперевозчиков отдел. По словам участников рынка (это они отражали в многочисленных письмах руководству «Почты России»), Крупнов стал задерживать оплаты победителям конкурса за авиаперевозки и заключил договоры с теми, кто его проиграл.

Это все сопровождалось рядом скандалов в СМИ, когда руководство ГЦМПП заявляло, что действующие авиаперевозчики не справляются со своими обязательствами, а порой вместо самолетов возят почту автотранспортом. По этому поводу даже проводилась проверка МВД, с результатами которой я ознакомился. Вышла комедия: сами полицейские, изъяв документы у агентов авиаперевозок («ПСВ-Аэро» и «Грузовой Дилижанс») ахнули: как вы могли возить себе в убыток?!

Дело в том, что во многие регионы Сибири авиарейсы нерегулярны. Поэтому почту в Омск, Кемерово, Иркутск, Барнаул часто приходилось возить транзитом через Новосибирск, куда самолеты летают с завидной регулярностью. А дальше приходилось везти на машине. Так вот транзитная схема всегда обходится дороже, чем прямая авиаперевозка. В итоге проверка закончилась ничем, но официально «Почта России» со слов руководства ГЦМПП продолжает стоять на своем: мол, прежние агенты «мышковали», а мы сейчас заключаем прямые договоры с авиакомпаниями и их генеральными агентами. Главным генеральным агентом почему-то оказались проигравший конкурс «Аэродар» семьи Роговых и ряд компаний, которых ранее никто и не знал. В том числе, компании, с которыми аффилирован Сергей Крупнов – ныне «генерал» рынка.

Что касается прямых договоров с авиакомпаниями, то здесь от чего ушли – к тому и пришли: с авиаторами начались конфликты, которые регулярно оборачиваются их отказами возить почту. Тот же родной «Аэрофлот» снизил объемы перевозки почты в шесть раз. Чем обернулся такой открытый передел рынка, можно понять из письма одного из бывших сотрудников ГЦМПП  первому заместителю ФГУП «Почта России» (я связан обещанием не называть имени автора, но оно хорошо известно и руководству «Почты России», и Россвязьнадзору, и Минкомсвязи, которым письмо чуть позднее тоже было адресовано).  

«Это привело к следующим результатам:

1​. Искусственное удвоение в обработке почты на предприятиях Московского авиаузла увеличило сроки перевозки почты, трудозатраты, простой автотранспорта (простои до трех суток). Объемы сверхнормативного остатка в сутки составляют до 60 тонн, что превышает обычный остаток в новогодний период. И это летом, при наличии большого числа рейсов.

2.​ Учитывая, что свободные провозные емкости авиакомпании «Сибирь» не смогли обеспечить перевозку увеличенного объема, часть почты отправляется транзитом или через другие города и по грузовым накладным, что приводит к еще большему замедлению на несколько дней и утратам почты. В итоге почта в такие города как Омск, Барнаул, Красноярск, Томск, Калининград, Мин. Воды, Новосибирск, доставлялась до 10 дней. При том что в мае никаких проблем с этими направлениями не было… а «ПСВ-Аэро» имел гарантированные квоты «Аэрофлота» и мог отправить данную почту день в день и по меньшим тарифам».

Полный текст здесь

Ситуация усугубилась под Новый год, когда объем авиаперевозок ожидаемо возрос, а авиакомпании снизили лимиты для почты ввиду увеличения пассажиропотока и грузов (увеличение объемов интернет-торговли). В ноябре, декабре и январе из городов и весей на ГЦМПП посыпались многочисленные телеграммы о претензиях со стороны потребителей на задержку почты. Ситуация по многим направлениям не исправилась и сейчас. Во всяком случае я совсем недавно лично наблюдал огромную очередь из груженых фур, которые больше недели не могли избавиться от авиапочты.  

Отчасти все это происходило потому, что у новых перевозчиков не хватило сил и времени выстроить технологический процесс. К тому же аффилированный с Крупновым «Аэродар» работал только с авиакомпанией «Сибирь», выходы на других, уже возивших ранее почту и прекративших это делать, только пришлось искать. Ну а если быть еще более точным, то причина, по мнению участников рынка, в откатных схемах. Откаты, по их расчетам, вполне окупаются за счет повышенных тарифов (документальные подтверждения удорожания авиаперевозок у нас тоже есть). В общем, все счастливы. Кроме получателей почты, особенно сибиряков, которые под Новый год подолгу не могли получить свои посылки.

Вообще, эта ситуация может оказаться для руководства «Почты России» миной замедленного действия. Генеральный директор ФГУП «Почта России» – протеже самого молодого в стране министра, ставленника Дмитрия Медведева – главы Минкомсвязи Николая Никифорова. А реформировать самый большой ФГУП страны – «Почту России» премьер-министру Медведеву поручил лично президент Владимир Путин. Здесь нельзя не учесть пресловутую борьбу кланов, развернувшуюся именно вокруг второй волны приватизации госактивов, курирует которую именно окружение Медведева. А значит ситуацию вокруг авиаперевозок «Почты России», которая так же подлежит акционированию, вполне могут разыграть как крапленую карту в борьбе кланов: здесь не упускают малейшую возможность упрекнуть Медведева в некомпетентности вопросах приватизации.

Тем более, что перед акционированием в «Почту России» предлагается закачать около 500 млрд рублей. 

Куда закачать? В болото, из которого последнюю чистую водицу по пригоршням черпают аффилированные с частными структурами руководящие сотрудники почты?!

Одним словом, на примере взаимодействия ФГУПа с частными структурами лишь в небольшом сегменте – авиаперевозках – мы видим, как мелкая коррупция может обрушить самые гигантские планы. Если здесь во время, политическим решением не наведут порядок.

Первое антикоррупционное