Поиск

Начиная с 1660 года, в Сибири с большим размахом развернулся новый промысел -бугрование. Сплотившись в отряды по 200-300 лихих молодцов, русские и татары, служивые и просто жители из окрестных деревень отправлялись за 20-30 дней конного пути, грабить древние курганы. Занятие было тяжелое и чрезвычайно опасное. Орды кочевников, рыскающих на границе территорий, прочно охваченных государевой властью, в ножи и пики встречали охотников за удачей. Но барыш стоил смертельного риска. Курганы хранили сказочные богатства, и добыча на возу, укрытая попоной, иной раз тянула до 16 пудов одного только золота.

Так продолжалось более ста лет. Потом драгоценности стали скапливаться в руках первого сибирского губернатора Матвея Гагарина, а в последних числах 1715 года царь Петр I получил от него первую посылку - десять древних золотых вещей. Тучи над первым сибирским губернатором – казнокрадом и мздоимцем – сгущались, и он страстно желал  посильнее умаслить царя.  В последующем число презентов стремительно росло. В третьей посылке, отправленной в октябре 1717 года находилось два серебряных и  уже 60 золотых предметов. Затем была  четвертая посылка и, вероятно последняя. По указу Петра I Гагарин был арестован, отдан под суд и казнен. Так началась история Сибирской коллекции Петра I - жемчужины отечественных древностей, по точному определению специалистов. И «вечная проблема», потому что на протяжении столетий никто не знал, где она собрана.

Дело в том, что грабители древних могил, поставлявшие сокровища Матвею Гагарину,  путевых заметок о походах не делали, и где, что брали не записывали. Место происхождения того, что поступало царю, естественно, тоже не устанавливалось, вещи не описывались и научно не исследовались. Поэтому, очень скоро история происхождения Сибирской коллекции Петра I была уже тайной. А когда российские ученые взялись изучать ее подробно, мнения по этой проблеме разлетелись, как об стенку горох.

Одни считали, что предметы Сибирской коллекции были найдены в степях Восточного Казахстана и Кулунды. Другие раздвигали вероятную область их возникновения до реки Ишим - на запад, Горного Алтая - на восток, и вплоть до Северного Тянь-Шаня - на юг. География поиска расползалась, как опара.

В противовес сибирской версии возник и внесибирский вариант. Это идею выдвинули специалисты по Кубанским курганам эпохи Римской империи. Понятно, что ни о чем другом они уже   не  могли рассуждать. Место сбора петровской коллекции связывали с Балканами, Понтикапеем (Крым) и даже к самому термину «Сибирская коллекция» высказывали крайне негативное отношение. В целом получалось, что ее сокровища мистификатор Гагарин скупил у восточных купцов и «впарил» царю. Дух отрицания, как надувку из резинового пузыря,  вытеснил, похожую на детектив, тайну.

Так продолжалось до середины 60-х годов двадцатого века. Археологи копали в европейской части России. И лишь когда исследования стали проводить в Сибири, находить здесь невероятные вещи и внимательно изучать архивы, круг ответов на вечный вопрос, как окрестили его ученые, начал все более сужаться вокруг древних памятников саргатской культуры. При этом омские ученые из Национального археологического природного памятника Батаково и Омского педагогического университета  внесли в решение столетней проблемы свой убедительный довод: Сибирская коллекция Петра I вполне могла быть собрана в Сибири и частично даже на территории Омской области. Их аргумент - уникальная коллекция золота, найденного ими в курганах Горьковского и Нижнеомского районов.

Когда с ней знакомишься, становится ясно, почему так долго недоумевали и спорили российские ученые. Омская коллекция из тех, что сокрушает представления о древних людях, населявших территорию нашей области, как о полудиких племенах, прозябавших в изоляции и убожестве. Их общественный уклад был весьма организован, а связи с другими народами гораздо более тесными, чем можно вообразить.

В Омской коллекции, например, есть объемные золотые подвески, некогда украшавшие кинжал саргатского воина. Сюжет и рисунок изделия поразительно напоминает то, что знакомо каждому по рисункам в школьном учебнике истории.  На массивной пластине объемного литья изображен тигр в момент удачной охоты. Он совершил бросок и замер, яростно вцепившись в добычу. Но положение антилопы на каждой подвеске различное, и мы понимаем, что идет борьба, хотя исход ее предрешен. Происхождение этих подвесок специалисты связывают с культурой кочевников восточного Туркестана. Однако не надо быть специалистом, чтобы найти, подобные вещи -схожие по теме, исполнению и рисунку - в Сибирской коллекции Петра I.

Или возьмем поясную пластину, богато инкрустированную кораллами, бирюзой и гранатом. Здесь снова характерная сцена вечного противостояния:  огромный тяжелый верблюд сцепился с фантастическим животным - волком, увенчанным короной и короткими рогами. Это украшение выполнено в традициях гуннов. «Однако здесь,-поясняет директор парка Батаково Л.И. Погодин,- уже чувствуется влияние народов, населявших Северный Афганистан».

Есть в Омском собрании древностей серебряные чаши с надписями – единственные находки за Уралом, –  которые тоже могут о многом рассказать. На одной, например, короткая арамейская вязь. Она указывает вес. Это значит, что чашей не пользовались. Она находилась в сокровищнице знатного человека и являлась, говоря современным языком, частью его валютного запаса.

Кто знает, как эта чаша оказалась в далекой Сибири - прибыла с купцами, подарена дорогому другу или наоборот, мечом добыта в дальнем походе?..

Не менее волнующее чувство вызывает еще одна серебряная с надписью пиала. Когда ее нашли, она была накрыта крышкой из многослойной фанеры - очень большая редкость в древнем мире. Техника ее производства в последствии была утеряна. Так вот, пиала была изготовлена III-II веке до н.э. и в течение нескольких веков служила царственной особе. Потом, видимо, учитывая фамильный характер вещи, а может быть связанные с ней какие-то важные события, на серебре вывели две дарственные надписи. Возможно, даже в разное время. Одна из них красноречиво указывает на «уровень» людей, которым эта пиала принадлежала: «Государь царь Амурджан сын царя Вардана в дар ему сосуд сделал». (Последнее, вероятно, следует понимать, как - приказал надписать. Прим. Авт.) Происхождение чаши связывают с Хорезмом. Маловероятно, что она попала в омское Прииртышье непосредственно от этих людей, но окольные пути и в древнем мире были поистине неисповедимы.

Впрочем, сегодня, как уже говорилось, мы и про главные связи мало что знаем. Например, в курганах урочища Батаково на юге Большереченского района Омской области были найдены вещи, которые в силу своей чрезвычайной дороговизны не могло быть предметом обычной купли-продажи. Прежде всего, это китайские шелка с вышивкой из пряденого золота. Секрет его производства был также утерян, и только в средние века, в более грубом виде воспроизведен в Византии. Но золотое шитье, и тогда оставалось таким дорогими, что составляло удел женской половины царствующих семей. Например, при Иване Грозном золотошвейным производством ведала его жена. А в курганах Батаково древние шелка, расшитые золотом были найдены в большом количестве.

Или такая милая вещица, как декоративный лаковый сосуд на тканевой основе. Сумма признаков позволила точно установить время и место его происхождения - Китай, не позднее I века н.э. Но зачем хрупкий, как цветок, и по стоимости достойный царей сосуд, за тысячи километров, привезли в Омскую лесостепь?

Кстати, омские археологи передали его в Эрмитаж, и он оказался первым и единственным экспонатом в коллекции знаменитого музея.

Вывод напрашивается один - это были подарки. А их общее количество наталкивает на мысль о том, что это были не разовые подношения, но, скорее всего, элемент постоянных, культурных взаимоотношений знати, сложившегося этикета, часть, говоря по-современному, дипломатического протокола. И вольностей в таком допущении не так много, если добавить, что в то время на территориях омского Прииртышья, Северного Афганистана и Причерноморья уже существовал совершенно одинаковый обряд погребения аристократии. Словно речь идет не о разных народах, а некой общности, представлявшей собой подобие огромной кочевой империи. Только происходило это за тысячу лет до Чингисхана.

Более того, известно, что рисунок шелковой одежде в древнем Китае часто соответствовал конкретной жизненной ситуации. А теперь представьте, что на расшитых золотом шелках, найденных в Батаково, есть рисунки,  соответствующие свадебному наряду. Это значит, что уже в те древнейшие  времена царствующие семьи разных, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга народов,  создавали родственные союзы, скрепляли  своими семейными узами отношения с теми, кто населял омское Прииртышье… Впрочем, достоверно об этом можно будет говорить лишь после проведения очень интересных, но весьма дорогостоящий реставрационных работ, которые омским археологам не по карману. А иначе почему, вы думаете, декоративный лаковый сосуд на тканевой основе оказался в экспозиции Эрмитажа? Да  потому что  его, необходимо было срочно реставрировать, а денег на это не было. Вот и отдали, чтобы окончательно не утратить для истории отечества уникальный предмет. 

Но вернемся к золотой коллекции Национального археологического природного парка Батаково. Хранится в Омске. Всего коллекция насчитывает более тысячи предметов - самая крупная в Сибири. Ее особая ценность - в разнообразии. Поэтому экспонаты коллекции позволяют наглядно проследить этапы развития ювелирного искусства в древности, смену эпох, вкусов и стилей. В то же время следует заметить, что сочетание в ювелирных изделиях, найденных в Батаково, традиций многих народов вовсе не означает, что все они были привозными. Саргатские мастера, если принять во внимание богатый опыт, наработанный ими еще в эпоху бронзы, вполне могли изготавливать украшения сами, творчески соединяя в них черты местной культуры и признаки, характерные для культуры других народов. И тому есть подтверждения. Омский вариант Сибирской коллекции подобен большой энциклопедии. Но это уже другой рассказ о людях, чья история так богата на загадки и неожиданности.

2027

Начиная с 1660 года, в Сибири с большим размахом развернулся новый промысел -бугрование. Сплотившись в отряды по 200-300 лихих молодцов, русские и татары, служивые и просто жители из окрестных деревень отправлялись за 20-30 дней конного пути, грабить древние курганы. Занятие было тяжелое и чрезвычайно опасное. Орды кочевников, рыскающих на границе территорий, прочно охваченных государевой властью, в ножи и пики встречали охотников за удачей. Но барыш стоил смертельного риска. Курганы хранили сказочные богатства, и добыча на возу, укрытая попоной, иной раз тянула до 16 пудов одного только золота.

Так продолжалось более ста лет. Потом драгоценности стали скапливаться в руках первого сибирского губернатора Матвея Гагарина, а в последних числах 1715 года царь Петр I получил от него первую посылку - десять древних золотых вещей. Тучи над первым сибирским губернатором – казнокрадом и мздоимцем – сгущались, и он страстно желал  посильнее умаслить царя.  В последующем число презентов стремительно росло. В третьей посылке, отправленной в октябре 1717 года находилось два серебряных и  уже 60 золотых предметов. Затем была  четвертая посылка и, вероятно последняя. По указу Петра I Гагарин был арестован, отдан под суд и казнен. Так началась история Сибирской коллекции Петра I - жемчужины отечественных древностей, по точному определению специалистов. И «вечная проблема», потому что на протяжении столетий никто не знал, где она собрана.

Дело в том, что грабители древних могил, поставлявшие сокровища Матвею Гагарину,  путевых заметок о походах не делали, и где, что брали не записывали. Место происхождения того, что поступало царю, естественно, тоже не устанавливалось, вещи не описывались и научно не исследовались. Поэтому, очень скоро история происхождения Сибирской коллекции Петра I была уже тайной. А когда российские ученые взялись изучать ее подробно, мнения по этой проблеме разлетелись, как об стенку горох.

Одни считали, что предметы Сибирской коллекции были найдены в степях Восточного Казахстана и Кулунды. Другие раздвигали вероятную область их возникновения до реки Ишим - на запад, Горного Алтая - на восток, и вплоть до Северного Тянь-Шаня - на юг. География поиска расползалась, как опара.

В противовес сибирской версии возник и внесибирский вариант. Это идею выдвинули специалисты по Кубанским курганам эпохи Римской империи. Понятно, что ни о чем другом они уже   не  могли рассуждать. Место сбора петровской коллекции связывали с Балканами, Понтикапеем (Крым) и даже к самому термину «Сибирская коллекция» высказывали крайне негативное отношение. В целом получалось, что ее сокровища мистификатор Гагарин скупил у восточных купцов и «впарил» царю. Дух отрицания, как надувку из резинового пузыря,  вытеснил, похожую на детектив, тайну.

Так продолжалось до середины 60-х годов двадцатого века. Археологи копали в европейской части России. И лишь когда исследования стали проводить в Сибири, находить здесь невероятные вещи и внимательно изучать архивы, круг ответов на вечный вопрос, как окрестили его ученые, начал все более сужаться вокруг древних памятников саргатской культуры. При этом омские ученые из Национального археологического природного памятника Батаково и Омского педагогического университета  внесли в решение столетней проблемы свой убедительный довод: Сибирская коллекция Петра I вполне могла быть собрана в Сибири и частично даже на территории Омской области. Их аргумент - уникальная коллекция золота, найденного ими в курганах Горьковского и Нижнеомского районов.

Когда с ней знакомишься, становится ясно, почему так долго недоумевали и спорили российские ученые. Омская коллекция из тех, что сокрушает представления о древних людях, населявших территорию нашей области, как о полудиких племенах, прозябавших в изоляции и убожестве. Их общественный уклад был весьма организован, а связи с другими народами гораздо более тесными, чем можно вообразить.

В Омской коллекции, например, есть объемные золотые подвески, некогда украшавшие кинжал саргатского воина. Сюжет и рисунок изделия поразительно напоминает то, что знакомо каждому по рисункам в школьном учебнике истории.  На массивной пластине объемного литья изображен тигр в момент удачной охоты. Он совершил бросок и замер, яростно вцепившись в добычу. Но положение антилопы на каждой подвеске различное, и мы понимаем, что идет борьба, хотя исход ее предрешен. Происхождение этих подвесок специалисты связывают с культурой кочевников восточного Туркестана. Однако не надо быть специалистом, чтобы найти, подобные вещи -схожие по теме, исполнению и рисунку - в Сибирской коллекции Петра I.

Или возьмем поясную пластину, богато инкрустированную кораллами, бирюзой и гранатом. Здесь снова характерная сцена вечного противостояния:  огромный тяжелый верблюд сцепился с фантастическим животным - волком, увенчанным короной и короткими рогами. Это украшение выполнено в традициях гуннов. «Однако здесь,-поясняет директор парка Батаково Л.И. Погодин,- уже чувствуется влияние народов, населявших Северный Афганистан».

Есть в Омском собрании древностей серебряные чаши с надписями – единственные находки за Уралом, –  которые тоже могут о многом рассказать. На одной, например, короткая арамейская вязь. Она указывает вес. Это значит, что чашей не пользовались. Она находилась в сокровищнице знатного человека и являлась, говоря современным языком, частью его валютного запаса.

Кто знает, как эта чаша оказалась в далекой Сибири - прибыла с купцами, подарена дорогому другу или наоборот, мечом добыта в дальнем походе?..

Не менее волнующее чувство вызывает еще одна серебряная с надписью пиала. Когда ее нашли, она была накрыта крышкой из многослойной фанеры - очень большая редкость в древнем мире. Техника ее производства в последствии была утеряна. Так вот, пиала была изготовлена III-II веке до н.э. и в течение нескольких веков служила царственной особе. Потом, видимо, учитывая фамильный характер вещи, а может быть связанные с ней какие-то важные события, на серебре вывели две дарственные надписи. Возможно, даже в разное время. Одна из них красноречиво указывает на «уровень» людей, которым эта пиала принадлежала: «Государь царь Амурджан сын царя Вардана в дар ему сосуд сделал». (Последнее, вероятно, следует понимать, как - приказал надписать. Прим. Авт.) Происхождение чаши связывают с Хорезмом. Маловероятно, что она попала в омское Прииртышье непосредственно от этих людей, но окольные пути и в древнем мире были поистине неисповедимы.

Впрочем, сегодня, как уже говорилось, мы и про главные связи мало что знаем. Например, в курганах урочища Батаково на юге Большереченского района Омской области были найдены вещи, которые в силу своей чрезвычайной дороговизны не могло быть предметом обычной купли-продажи. Прежде всего, это китайские шелка с вышивкой из пряденого золота. Секрет его производства был также утерян, и только в средние века, в более грубом виде воспроизведен в Византии. Но золотое шитье, и тогда оставалось таким дорогими, что составляло удел женской половины царствующих семей. Например, при Иване Грозном золотошвейным производством ведала его жена. А в курганах Батаково древние шелка, расшитые золотом были найдены в большом количестве.

Или такая милая вещица, как декоративный лаковый сосуд на тканевой основе. Сумма признаков позволила точно установить время и место его происхождения - Китай, не позднее I века н.э. Но зачем хрупкий, как цветок, и по стоимости достойный царей сосуд, за тысячи километров, привезли в Омскую лесостепь?

Кстати, омские археологи передали его в Эрмитаж, и он оказался первым и единственным экспонатом в коллекции знаменитого музея.

Вывод напрашивается один - это были подарки. А их общее количество наталкивает на мысль о том, что это были не разовые подношения, но, скорее всего, элемент постоянных, культурных взаимоотношений знати, сложившегося этикета, часть, говоря по-современному, дипломатического протокола. И вольностей в таком допущении не так много, если добавить, что в то время на территориях омского Прииртышья, Северного Афганистана и Причерноморья уже существовал совершенно одинаковый обряд погребения аристократии. Словно речь идет не о разных народах, а некой общности, представлявшей собой подобие огромной кочевой империи. Только происходило это за тысячу лет до Чингисхана.

Более того, известно, что рисунок шелковой одежде в древнем Китае часто соответствовал конкретной жизненной ситуации. А теперь представьте, что на расшитых золотом шелках, найденных в Батаково, есть рисунки,  соответствующие свадебному наряду. Это значит, что уже в те древнейшие  времена царствующие семьи разных, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга народов,  создавали родственные союзы, скрепляли  своими семейными узами отношения с теми, кто населял омское Прииртышье… Впрочем, достоверно об этом можно будет говорить лишь после проведения очень интересных, но весьма дорогостоящий реставрационных работ, которые омским археологам не по карману. А иначе почему, вы думаете, декоративный лаковый сосуд на тканевой основе оказался в экспозиции Эрмитажа? Да  потому что  его, необходимо было срочно реставрировать, а денег на это не было. Вот и отдали, чтобы окончательно не утратить для истории отечества уникальный предмет. 

Но вернемся к золотой коллекции Национального археологического природного парка Батаково. Хранится в Омске. Всего коллекция насчитывает более тысячи предметов - самая крупная в Сибири. Ее особая ценность - в разнообразии. Поэтому экспонаты коллекции позволяют наглядно проследить этапы развития ювелирного искусства в древности, смену эпох, вкусов и стилей. В то же время следует заметить, что сочетание в ювелирных изделиях, найденных в Батаково, традиций многих народов вовсе не означает, что все они были привозными. Саргатские мастера, если принять во внимание богатый опыт, наработанный ими еще в эпоху бронзы, вполне могли изготавливать украшения сами, творчески соединяя в них черты местной культуры и признаки, характерные для культуры других народов. И тому есть подтверждения. Омский вариант Сибирской коллекции подобен большой энциклопедии. Но это уже другой рассказ о людях, чья история так богата на загадки и неожиданности.

2027