Поиск

«Дивные лики...», «Изумительные иконы, от них исходит благодать...», «Я зрела Чудо! Спасибо за талант...» Это отзывы о работах омского мастера, члена Союза художников РФ Павла Минина. Недавно у омичей была возможность увидеть некоторые резные иконы на выставке, приуроченной к 50-летию мастера. 

Павел Минин, ОмскВ образы, созданные резчиком, не устаёшь всматриваться. Они не отпускают, к ним хочется прикоснуться, почувствовать свет и тепло, которыми они напитаны. Не удивительно, что его произведения не только украшают православные храмы, например собор Воскресения Господня в Калачинске, но и находятся в частных собраниях, в том числе в семье первого Президента России Бориса Ельцина, во многих городах России, а также за рубежом. Павел Минин работает резчиком уже тридцать лет. Он взялся за резец в одиннадцать лет, помогая старшим братьям готовить дипломные проекты. И уже тогда, мальчишкой, понял, что резьба - это вовсе не искусство для избранных, а непростое ремесло, в котором профессионализм и мастерство приходят с годами кропотливого труда. Как и братья, после школы он поступил на художественно-графический факультет Омского пединститута, понимая, насколько важно для художника классическое образование, владение техникой академического рисунка. От сказки - к иконе Первой самостоятельной работой, которую Минин в 1984 году предъявил публике как резчик, стал его дипломный проект «Славянская сказка»: на доске, напоминающей расписную ставенку, среди резных ветвей и цветов чудо-дерева он словно играючи создал с десяток симпатичных портретов героев сказок, вроде леших и домовых. Конечно, славянская мифология - это кладезь интереснейших сюжетов, однако Минин, получив диплом и пустившись в самостоятельный творческий поиск, все чаще стал присматриваться к работам художников, которые через творчество обрели Веру, нашли путь к Богу. Как-то на глаза ему попалась икона, выполненная одним из омских резчиков. Постояв около неё в раздумьях, Павел Георгиевич поймал себя на мысли, что и он мог бы сделать икону не хуже. Однако взявшись за дело, он очень быстро понял, что не всё так просто, как казалось на первый взгляд. Резная икона - это очень тонкое искусство. Оно не терпит суеты, небрежности, но требует ясного ума, горячего сердца, духовных знаний и, разумеется, твёрдой руки. Первой иконой, за которую он взялся в 1991 году, стал Корсунский образ Божьей Матери. Вырезал её дома, на обычной табуретке. Этот Богородичный образ он выбрал случайно... Позднее Павел Георгиевич узнал, что празднование Касперовской иконы Божьей Матери, схожей по иконографии с Корсунской, выпадает на день его бракосочетания (12 июля), а потому эта икона и сегодня хранится дома как семейная реликвия. «Этот образ я заканчивал в воскресенье, нечаянно поранился, даже кровь брызнула на икону, - вспоминает он. - Ведь я тогда не знал, что за такую работу нельзя браться без благословения, без молитвы. Потом уже и владыка благословил, и молитву резчика икон узнал. Каноны и импровизация Он присматривался к резным работам коллег, дотошно изучал опыт иконописи великих предшественников - Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека. Пробовал работать с разными древесными породами, выбирая подходящие по текстуре и оттенкам деревья. В конце концов резчик остановился на такой палитре: ясень, липа, тополь, кедр, вяз, ильм, груша, орех. Ориентируясь на творчество древнерусских мастеров, он в то же время всё смелее использовал собственные наработки, идеи, импровизируя в рамках канона. К примеру, для обрамления святых ликов и силуэтов начал применять широкую полосу славянской буквенной вязи и растительный орнамент (этому приёму, ставшему отличительной чертой его стиля, Минин остался верен и по сей день). Если первые его работы с высоким рельефом смотрелись немного тяжеловесно, то постепенно фигуры святых на иконах стали обретать лёгкость, тоньше становились иконные доски, проще - композиция. Среди самых ярких икон омского мастера - изображения Христа. И прежде, и сейчас Павел Георгиевич работает над созданием образа Спасителя с особым волнением и душевным настроем. Потому, наверное, Христос на иконах Минина - это не суровый, грозный и карающий судья, а милосердный, всепонимающий, сострадающий Господь. Одна из первых его икон «Господь Вседержитель» была преподнесена в дар Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II во время его визита в Омск в сентябре 1993 года. Лик Спасителя на доске из липы (30х25 см) был проработан иконником до мельчайших деталей, как и каждая складка его одежды и нимб. Но особенно в этой иконе поражает взгляд Христа - спокойный, проницательный, внимательный. Вообще, «работать со взглядом», который позволяет уловить и передать состояние святого, могут далеко не все резчики, некоторые, как говорят специалисты, «ослепляют» святые лики, делают взгляды пустыми. В образах, исполненных Павлом Мининым, взгляд всегда живой, выразительный и притягательный... Светлые лики святых Отдавая приоритет образу Спасителя и Богородичным иконам, художник, конечно же, не обходит своим вниманием избранных святых, ведь за каждым мучеником, апостолом и подвижником стоит непростая история о борьбе и мужестве, страданиях и лишениях, чудесных явлениях и вере. К примеру, авторскую интерпретацию обрели в иконах резчика образы юного великомученика Пантелеймона, Преподобного Сергия Радонежского, святого князя Александра Невского, смиренной молитвенницы Ксении Петербургской, святого воина Георгия Победоносца... Не раз мастер обращался к образу наиболее почитаемого и любимого православными верующими святого - Николая Чудотворца. Первую икону Николая Чудотворца он вырезал в 1995 году из ильма (тяжелая, прочная древесина которого схожа с текстурой дуба), на доске, по форме напоминающей контуры древнерусского храма, где фигуры Христа и Богоматери в Никейском чуде представлены как будто в крошечных оконцах темницы святителя. Сегодня эта икона хранится в семье первого Президента России: она была подарена Борису Ельцину в 1996 году, когда он был в Омске с визитом. Иконостас для главного храма Чукотки Знаковым этапом в жизни омского иконника стала работа в составе творческой группы над оформлением внутреннего убранства Троицкого кафедрального собора в городе Анадыре, построенного в самом центре столицы Чукотки, на берегу лимана. Высота храма, сложенного из бревен, - около 25 метров, площадь более 600 кв. метров. Таких крупных деревянных храмовых зданий в мире нет, тем более на Крайнем Севере. Архитектор Павел Аверченко спроектировал этот храм в виде пирамиды или чукотской яранги. Совершенно уникальный в нём и иконостас, над которым работали омские художники. Резные иконы создавал резчик Павел Минин, живописные образа - Сергей Патрахин, обрамлением иконостаса занимался Сергей Диянов. - В проект иконостаса, выполненный нами в апреле 2003 года, - вспоминает Павел Минин, - епископ Анадырский и Чукотский Диомид внёс свои изменения. Он, к примеру, пожелал, чтобы фон икон был не золотым, а лазурным, чтобы они были выдержаны в древнерусском стиле. Владыка сам отбирал образа для храма. Среди них - Герман Аляскинский, Илия Пророк, Святитель Николай, Георгий Победоносец, Архистратиг Михаил, Мученик Уар - покровитель умерших и погибших некрещеными... За два года Павел Минин выполнил 72 резные иконы и 12 напольных киотов - «одеяний» для некоторых из них. Работал над ними в Омске, в своей мастерской, где всё было под рукой, да и супруга Лариса, преподаватель детской школы искусств № 14, помогала, освоив технику золочения. Готовые иконы, а также другие резные церковные атрибуты - груз общим весом больше трёх тонн - в Анадырь доставляли самолётом. За изготовление внутреннего убранства Троицкого кафедрального собора Павел Минин (а также его товарищи Патрахин и Диянов) был награждён медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Посмотреть и помолиться Павел Минин - постоянный участник различных вернисажей. Однако самой значимой в своей творческой биографии он считает выставку в Третьяковской галерее 1997 года, посвящённую 850-летию Москвы, ставшую своего рода точкой отсчёта на избранной им стезе иконника. В экспозиции была представлена только одна его работа - «Корсунская икона Божьей Матери» (та самая, что стала семейной реликвией). Но эта икона омского резчика не осталась не замеченной столичными искусствоведами и художниками, она принесла ему известность. Потом были вернисажи в Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, в Литве и Черногории... Резные иконы Павла Минина экспонировались на таких престижных международных выставках, как «Православная Русь», «Ассамблея искусств», «Символ Отечества», «Art Week». Икона, утверждают специалисты, - это каноническое, «закостенелое» искусство, в которое трудно добавить что-то новое, оригинальное. Этот стереотип давно развенчал Павел Минин. Исполненные сибиряком резные иконы - не просто его собственное видение устоявшихся образов и библейских сюжетов, это иконы нового типа. Уникальные по материалу, почерку, эмоциональности.

Комментарии

Сергей Патрахин, член Союза художников РФ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства ОмГПУ:  - При нынешнем разнообразии художественных стилей и направлений в резной иконе, Павел Минин - один из интереснейших художников России в этом сегменте искусства. Его произведения отличает подлинная монументальность, тонкий художественный вкус, безукоризненное владение пластикой, изысканность деталей и свой, особый творческий почерк мастера. Екатерина Кудряшова, искусствовед: - Творчество омского художника Павла Минина, основанное на верности традициям канонического искусства и в то же время стремлении к освоению нового, безусловно, является уникальным явлением в современной православной художественной культуре.

Татьяна Березовская

1652

«Дивные лики...», «Изумительные иконы, от них исходит благодать...», «Я зрела Чудо! Спасибо за талант...» Это отзывы о работах омского мастера, члена Союза художников РФ Павла Минина. Недавно у омичей была возможность увидеть некоторые резные иконы на выставке, приуроченной к 50-летию мастера. 

Павел Минин, ОмскВ образы, созданные резчиком, не устаёшь всматриваться. Они не отпускают, к ним хочется прикоснуться, почувствовать свет и тепло, которыми они напитаны. Не удивительно, что его произведения не только украшают православные храмы, например собор Воскресения Господня в Калачинске, но и находятся в частных собраниях, в том числе в семье первого Президента России Бориса Ельцина, во многих городах России, а также за рубежом. Павел Минин работает резчиком уже тридцать лет. Он взялся за резец в одиннадцать лет, помогая старшим братьям готовить дипломные проекты. И уже тогда, мальчишкой, понял, что резьба - это вовсе не искусство для избранных, а непростое ремесло, в котором профессионализм и мастерство приходят с годами кропотливого труда. Как и братья, после школы он поступил на художественно-графический факультет Омского пединститута, понимая, насколько важно для художника классическое образование, владение техникой академического рисунка. От сказки - к иконе Первой самостоятельной работой, которую Минин в 1984 году предъявил публике как резчик, стал его дипломный проект «Славянская сказка»: на доске, напоминающей расписную ставенку, среди резных ветвей и цветов чудо-дерева он словно играючи создал с десяток симпатичных портретов героев сказок, вроде леших и домовых. Конечно, славянская мифология - это кладезь интереснейших сюжетов, однако Минин, получив диплом и пустившись в самостоятельный творческий поиск, все чаще стал присматриваться к работам художников, которые через творчество обрели Веру, нашли путь к Богу. Как-то на глаза ему попалась икона, выполненная одним из омских резчиков. Постояв около неё в раздумьях, Павел Георгиевич поймал себя на мысли, что и он мог бы сделать икону не хуже. Однако взявшись за дело, он очень быстро понял, что не всё так просто, как казалось на первый взгляд. Резная икона - это очень тонкое искусство. Оно не терпит суеты, небрежности, но требует ясного ума, горячего сердца, духовных знаний и, разумеется, твёрдой руки. Первой иконой, за которую он взялся в 1991 году, стал Корсунский образ Божьей Матери. Вырезал её дома, на обычной табуретке. Этот Богородичный образ он выбрал случайно... Позднее Павел Георгиевич узнал, что празднование Касперовской иконы Божьей Матери, схожей по иконографии с Корсунской, выпадает на день его бракосочетания (12 июля), а потому эта икона и сегодня хранится дома как семейная реликвия. «Этот образ я заканчивал в воскресенье, нечаянно поранился, даже кровь брызнула на икону, - вспоминает он. - Ведь я тогда не знал, что за такую работу нельзя браться без благословения, без молитвы. Потом уже и владыка благословил, и молитву резчика икон узнал. Каноны и импровизация Он присматривался к резным работам коллег, дотошно изучал опыт иконописи великих предшественников - Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека. Пробовал работать с разными древесными породами, выбирая подходящие по текстуре и оттенкам деревья. В конце концов резчик остановился на такой палитре: ясень, липа, тополь, кедр, вяз, ильм, груша, орех. Ориентируясь на творчество древнерусских мастеров, он в то же время всё смелее использовал собственные наработки, идеи, импровизируя в рамках канона. К примеру, для обрамления святых ликов и силуэтов начал применять широкую полосу славянской буквенной вязи и растительный орнамент (этому приёму, ставшему отличительной чертой его стиля, Минин остался верен и по сей день). Если первые его работы с высоким рельефом смотрелись немного тяжеловесно, то постепенно фигуры святых на иконах стали обретать лёгкость, тоньше становились иконные доски, проще - композиция. Среди самых ярких икон омского мастера - изображения Христа. И прежде, и сейчас Павел Георгиевич работает над созданием образа Спасителя с особым волнением и душевным настроем. Потому, наверное, Христос на иконах Минина - это не суровый, грозный и карающий судья, а милосердный, всепонимающий, сострадающий Господь. Одна из первых его икон «Господь Вседержитель» была преподнесена в дар Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II во время его визита в Омск в сентябре 1993 года. Лик Спасителя на доске из липы (30х25 см) был проработан иконником до мельчайших деталей, как и каждая складка его одежды и нимб. Но особенно в этой иконе поражает взгляд Христа - спокойный, проницательный, внимательный. Вообще, «работать со взглядом», который позволяет уловить и передать состояние святого, могут далеко не все резчики, некоторые, как говорят специалисты, «ослепляют» святые лики, делают взгляды пустыми. В образах, исполненных Павлом Мининым, взгляд всегда живой, выразительный и притягательный... Светлые лики святых Отдавая приоритет образу Спасителя и Богородичным иконам, художник, конечно же, не обходит своим вниманием избранных святых, ведь за каждым мучеником, апостолом и подвижником стоит непростая история о борьбе и мужестве, страданиях и лишениях, чудесных явлениях и вере. К примеру, авторскую интерпретацию обрели в иконах резчика образы юного великомученика Пантелеймона, Преподобного Сергия Радонежского, святого князя Александра Невского, смиренной молитвенницы Ксении Петербургской, святого воина Георгия Победоносца... Не раз мастер обращался к образу наиболее почитаемого и любимого православными верующими святого - Николая Чудотворца. Первую икону Николая Чудотворца он вырезал в 1995 году из ильма (тяжелая, прочная древесина которого схожа с текстурой дуба), на доске, по форме напоминающей контуры древнерусского храма, где фигуры Христа и Богоматери в Никейском чуде представлены как будто в крошечных оконцах темницы святителя. Сегодня эта икона хранится в семье первого Президента России: она была подарена Борису Ельцину в 1996 году, когда он был в Омске с визитом. Иконостас для главного храма Чукотки Знаковым этапом в жизни омского иконника стала работа в составе творческой группы над оформлением внутреннего убранства Троицкого кафедрального собора в городе Анадыре, построенного в самом центре столицы Чукотки, на берегу лимана. Высота храма, сложенного из бревен, - около 25 метров, площадь более 600 кв. метров. Таких крупных деревянных храмовых зданий в мире нет, тем более на Крайнем Севере. Архитектор Павел Аверченко спроектировал этот храм в виде пирамиды или чукотской яранги. Совершенно уникальный в нём и иконостас, над которым работали омские художники. Резные иконы создавал резчик Павел Минин, живописные образа - Сергей Патрахин, обрамлением иконостаса занимался Сергей Диянов. - В проект иконостаса, выполненный нами в апреле 2003 года, - вспоминает Павел Минин, - епископ Анадырский и Чукотский Диомид внёс свои изменения. Он, к примеру, пожелал, чтобы фон икон был не золотым, а лазурным, чтобы они были выдержаны в древнерусском стиле. Владыка сам отбирал образа для храма. Среди них - Герман Аляскинский, Илия Пророк, Святитель Николай, Георгий Победоносец, Архистратиг Михаил, Мученик Уар - покровитель умерших и погибших некрещеными... За два года Павел Минин выполнил 72 резные иконы и 12 напольных киотов - «одеяний» для некоторых из них. Работал над ними в Омске, в своей мастерской, где всё было под рукой, да и супруга Лариса, преподаватель детской школы искусств № 14, помогала, освоив технику золочения. Готовые иконы, а также другие резные церковные атрибуты - груз общим весом больше трёх тонн - в Анадырь доставляли самолётом. За изготовление внутреннего убранства Троицкого кафедрального собора Павел Минин (а также его товарищи Патрахин и Диянов) был награждён медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Посмотреть и помолиться Павел Минин - постоянный участник различных вернисажей. Однако самой значимой в своей творческой биографии он считает выставку в Третьяковской галерее 1997 года, посвящённую 850-летию Москвы, ставшую своего рода точкой отсчёта на избранной им стезе иконника. В экспозиции была представлена только одна его работа - «Корсунская икона Божьей Матери» (та самая, что стала семейной реликвией). Но эта икона омского резчика не осталась не замеченной столичными искусствоведами и художниками, она принесла ему известность. Потом были вернисажи в Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, в Литве и Черногории... Резные иконы Павла Минина экспонировались на таких престижных международных выставках, как «Православная Русь», «Ассамблея искусств», «Символ Отечества», «Art Week». Икона, утверждают специалисты, - это каноническое, «закостенелое» искусство, в которое трудно добавить что-то новое, оригинальное. Этот стереотип давно развенчал Павел Минин. Исполненные сибиряком резные иконы - не просто его собственное видение устоявшихся образов и библейских сюжетов, это иконы нового типа. Уникальные по материалу, почерку, эмоциональности.

Комментарии

Сергей Патрахин, член Союза художников РФ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства ОмГПУ:  - При нынешнем разнообразии художественных стилей и направлений в резной иконе, Павел Минин - один из интереснейших художников России в этом сегменте искусства. Его произведения отличает подлинная монументальность, тонкий художественный вкус, безукоризненное владение пластикой, изысканность деталей и свой, особый творческий почерк мастера. Екатерина Кудряшова, искусствовед: - Творчество омского художника Павла Минина, основанное на верности традициям канонического искусства и в то же время стремлении к освоению нового, безусловно, является уникальным явлением в современной православной художественной культуре.

Татьяна Березовская