Поиск

На прошлой неделе в РЦСО прошел круглый стол по животрепещущей теме платы за общедомовые нужды, на котором журналисты надеялись получить ответы на многочисленные вопросы. Не случилось.

Хотя к разговору были приглашены около двух десятков чиновников и представителей ресурсоснабжающих организаций, речь шла в основном лишь об одной из них – Омскводоканале. Именно к плате за ОДН на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение больше всего претензий омичей. Люди просто не могут понять, за что с них берут деньги. По квитанциям получается, что в месяц многоквартирный дом расходует на «общие нужды» сотни тысяч литров воды, тогда как в реальности она не идет ни на что, кроме мытья подъездов.

Самое интересное, объяснить это не смогла даже директор по сбыту ОАО «ОмскВодоканал» Ольга Смиковская. Я пять раз задал ей один и тот же прямой вопрос: «Какие расходы воды входят в понятие «общедомовые нужды»? И ни разу не получил ответа – ни одного вида «утекания» воды на ОДН директор по сбыту этой самой воды назвать не смогла. Или не захотела.

Не внес ясности и Константин Марченко, глава Региональной энергетической комиссии, которая и установила норматив потребления воды на ОДН. В беседе со мной он рассказал, что комиссия руководствовалась некоей формулой, определенной правительственным постановлением. Такая формула есть, но в нее надо подставить общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, число жителей, этажность, другие параметры, все это соответствующим образом перемножить и поделить. Любой математик скажет, что при таких действиях с произвольно взятыми числами вероятность равенства полученного результата единице ничтожно мала. У РЭК же норматив получился 0,1 (с точки зрения математики в данном случае то же самое, что 1), и одно это заставляет сильно сомневаться в корректности расчетов.

Как известно, сомневаются в них не только жители и журналисты. Прокурор области, например, считает недопустимой саму методику расчета, по поводу чего обратился с иском в суд, требуя признать приказ РЭК, которым были утверждены нормативы потребления воды на ОДН, недействующим с момента вступления в силу. Мало того, что не была применена аналоговая система расчета, никто не знает, каковы эти самые площади общедомового имущества ни в городе в целом, ни в конкретных домах. Нет таких данных. А цифры площадей в квитанциях Омскводоканала, по словам начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан облпрокуратуры Григория Сухорукова, расходятся с реальными в четыре-пять раз. Между тем именно от этого показателя в основном зависит сумма, предъявляемая к оплате за ОДН.

Надо сказать, подобные проблемы возникали и пять лет назад, когда население впервые познакомилось с термином ОДН, имевшим тогда отношение только к электроэнергии. Но сегодня о них никто не вспоминает – энергетики достаточно быстро урегулировали этот вопрос, установив общедомовые счетчики. Аналогично собираются поступить и поставщики тепла, расход которого также будет начисляться на ОДН с 2015 года. Уже сейчас они обещают, что к этому времени установят общедомовые счетчики. Оплатить их придется жильцам, но зато и брать с них деньги будут по-честному.

С водоканалом ситуация другая. Выяснилось, что областной минстрой еще в 2011 году предлагал ему составить графики установки на многоквартирных домах приборов учета воды, но монополист это дело саботировал. Водоканал и сейчас не выражает никакого желания заниматься установкой счетчиков, пытаясь переложить эти заботы на управляющие компании или жителей. Но при этом его руководство почему-то начисто забывает, что обеспечение общедомовыми счетчиками не право ресурсоснабжающих организаций, а обязанность, вмененная им федеральным законом №197-ФЗ, ст. 13 п. 12.

Сегодня в нашей области лишь 17% многоквартирных домов оснащены общедомовыми счетчиками учета воды. То есть пять из шести домов платят за ОДН не по факту потребления, а по взятым с потолка нормативам. Конечно, монополисту выгоднее драть с граждан три шкуры, чем заниматься хлопотным процессом установки счетчиков. Но кто для кого существует – коммунальщики для жителей или наоборот? Вправе ли коммунальщики с энтузиазмом выполнять постановление, которое им выгодно, и игнорировать закон, противоречащий их интересам?

Непонятна и позиция РЭК. Президент России, федеральное правительство требуют от регулирующих органов соблюдения полной прозрачности, а глава областной комиссии не может разъяснить, какие показатели легли в основу расчета нормативов, не может заставить монополиста раскрыть, какие затраты закладываются в эти нормативы. И это при том, что в число основных задач РЭК официально входит «обеспечение экономической обоснованности затрат, включаемых в состав регулируемых цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары, услуги». То есть она обязана знать эти затраты и предоставлять информацию о них потребителям. И следить за тем, чтобы они были экономически обоснованы. Как показывает ситуация с ОДН, в нашем регионе РЭК от этой обязанности активно уклоняется.

Так или иначе, но польза от обсуждения все же была. Его участники согласились (все, кроме Омскводоканала), что для нормального восприятия жильцами новых граф в квитанциях за коммунальные услуги их поставщики должны установить общедомовые счетчики. Чтобы люди понимали, за что они платят. Кстати, согласно тому же ФЗ-197 сделать это надо до 1 июля будущего года. Так что Омскводоканалу неплохо бы не спорить с жителями и прокуратурой, а начать исполнять закон. Времени осталось немного.

Игорь Спиридонов

На прошлой неделе в РЦСО прошел круглый стол по животрепещущей теме платы за общедомовые нужды, на котором журналисты надеялись получить ответы на многочисленные вопросы. Не случилось.

Хотя к разговору были приглашены около двух десятков чиновников и представителей ресурсоснабжающих организаций, речь шла в основном лишь об одной из них – Омскводоканале. Именно к плате за ОДН на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение больше всего претензий омичей. Люди просто не могут понять, за что с них берут деньги. По квитанциям получается, что в месяц многоквартирный дом расходует на «общие нужды» сотни тысяч литров воды, тогда как в реальности она не идет ни на что, кроме мытья подъездов.

Самое интересное, объяснить это не смогла даже директор по сбыту ОАО «ОмскВодоканал» Ольга Смиковская. Я пять раз задал ей один и тот же прямой вопрос: «Какие расходы воды входят в понятие «общедомовые нужды»? И ни разу не получил ответа – ни одного вида «утекания» воды на ОДН директор по сбыту этой самой воды назвать не смогла. Или не захотела.

Не внес ясности и Константин Марченко, глава Региональной энергетической комиссии, которая и установила норматив потребления воды на ОДН. В беседе со мной он рассказал, что комиссия руководствовалась некоей формулой, определенной правительственным постановлением. Такая формула есть, но в нее надо подставить общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, число жителей, этажность, другие параметры, все это соответствующим образом перемножить и поделить. Любой математик скажет, что при таких действиях с произвольно взятыми числами вероятность равенства полученного результата единице ничтожно мала. У РЭК же норматив получился 0,1 (с точки зрения математики в данном случае то же самое, что 1), и одно это заставляет сильно сомневаться в корректности расчетов.

Как известно, сомневаются в них не только жители и журналисты. Прокурор области, например, считает недопустимой саму методику расчета, по поводу чего обратился с иском в суд, требуя признать приказ РЭК, которым были утверждены нормативы потребления воды на ОДН, недействующим с момента вступления в силу. Мало того, что не была применена аналоговая система расчета, никто не знает, каковы эти самые площади общедомового имущества ни в городе в целом, ни в конкретных домах. Нет таких данных. А цифры площадей в квитанциях Омскводоканала, по словам начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан облпрокуратуры Григория Сухорукова, расходятся с реальными в четыре-пять раз. Между тем именно от этого показателя в основном зависит сумма, предъявляемая к оплате за ОДН.

Надо сказать, подобные проблемы возникали и пять лет назад, когда население впервые познакомилось с термином ОДН, имевшим тогда отношение только к электроэнергии. Но сегодня о них никто не вспоминает – энергетики достаточно быстро урегулировали этот вопрос, установив общедомовые счетчики. Аналогично собираются поступить и поставщики тепла, расход которого также будет начисляться на ОДН с 2015 года. Уже сейчас они обещают, что к этому времени установят общедомовые счетчики. Оплатить их придется жильцам, но зато и брать с них деньги будут по-честному.

С водоканалом ситуация другая. Выяснилось, что областной минстрой еще в 2011 году предлагал ему составить графики установки на многоквартирных домах приборов учета воды, но монополист это дело саботировал. Водоканал и сейчас не выражает никакого желания заниматься установкой счетчиков, пытаясь переложить эти заботы на управляющие компании или жителей. Но при этом его руководство почему-то начисто забывает, что обеспечение общедомовыми счетчиками не право ресурсоснабжающих организаций, а обязанность, вмененная им федеральным законом №197-ФЗ, ст. 13 п. 12.

Сегодня в нашей области лишь 17% многоквартирных домов оснащены общедомовыми счетчиками учета воды. То есть пять из шести домов платят за ОДН не по факту потребления, а по взятым с потолка нормативам. Конечно, монополисту выгоднее драть с граждан три шкуры, чем заниматься хлопотным процессом установки счетчиков. Но кто для кого существует – коммунальщики для жителей или наоборот? Вправе ли коммунальщики с энтузиазмом выполнять постановление, которое им выгодно, и игнорировать закон, противоречащий их интересам?

Непонятна и позиция РЭК. Президент России, федеральное правительство требуют от регулирующих органов соблюдения полной прозрачности, а глава областной комиссии не может разъяснить, какие показатели легли в основу расчета нормативов, не может заставить монополиста раскрыть, какие затраты закладываются в эти нормативы. И это при том, что в число основных задач РЭК официально входит «обеспечение экономической обоснованности затрат, включаемых в состав регулируемых цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары, услуги». То есть она обязана знать эти затраты и предоставлять информацию о них потребителям. И следить за тем, чтобы они были экономически обоснованы. Как показывает ситуация с ОДН, в нашем регионе РЭК от этой обязанности активно уклоняется.

Так или иначе, но польза от обсуждения все же была. Его участники согласились (все, кроме Омскводоканала), что для нормального восприятия жильцами новых граф в квитанциях за коммунальные услуги их поставщики должны установить общедомовые счетчики. Чтобы люди понимали, за что они платят. Кстати, согласно тому же ФЗ-197 сделать это надо до 1 июля будущего года. Так что Омскводоканалу неплохо бы не спорить с жителями и прокуратурой, а начать исполнять закон. Времени осталось немного.

Игорь Спиридонов