Поиск

Последствия вступления в силу антитабачного закона могут быть весьма неоднозначными

В ближайшие 2–3 года российское антитабачное законодательство ждут грандиозные перемены. И этого уже не отменить. Законопроект Минздрава «О защите здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» будет принят депутатами Госдумы не позже весны 2013 года. Согласно документу, в России к 1 января 2015 года будут введены практически все запретительные и оградительные меры в отношении табачной продукции, которые используются другими странами на сегодняшний день. Большинство из них касается тотального ограничения курения в общественных местах, однако некоторые пункты законопроекта напрямую относятся как к производителям, так и к предпринимателям, работающим в розничном секторе. Среди инициатив Минздрава есть и абсолютно эксклюзивные, например распространение запрета на реализацию сигарет в зависимости от расположения торговой точки и ее площади. «МК», ориентируясь на иностранный опыт, попробовал разобраться в возможных последствиях вступления в силу в России нового антитабачного закона.

После того как правительство Мексики решило резко повысить табачный акциз, на улицы Мехико вернулись спекулянты, легко организовавшие поштучную торговлю сигаретами.

Ну и где теперь курить?

По данным исследовательского центра Superjob.ru, документ Минздрава одобряют 66% экономически активных граждан страны. Они считают, что законопроект в первую очередь направлен на сокращение распространения вредной привычки среди подростков и снижение потребления табака в целом. Интересно, что 42% из опрошенных — сами курильщики. А это значит, что нововведения в отечественном антитабачном законодательстве действительно назрели. Затруднились однозначно ответить на вопросы портала только 13% респондентов. При этом доля сомневающихся одинакова и среди потребителей табачной продукции, и среди сторонников здорового образа жизни.

«Сейчас у нас курильщики курят везде где хотят. Абсолютно не считаясь с тем, что рядом находятся некурящие — женщины, дети, больные, беременные, — комментирует появление законопроекта Минздрава в Госдуме первый зампред Комитета по охране здоровья Николай Герасименко. — При этом в странах, которые мы считаем менее цивилизованными — в странах Африки, Таиланде, Турции, Китае, — эти законы введены. И получается, что только мы не можем защитить некурящее население».

В итоге ограничения курения в общественных местах будут вводиться поэтапно. Запрет для школ, спортивных заведений и больниц начнет действовать уже с момента опубликования документа. Курить в ресторанах, кафе, аэропортах, поездах дальнего следования, вокзалах и портах нельзя будет только после 1 января 2014 года.

Однако опыт введения подобных ограничительных мер за рубежом весьма неоднозначен. По данным Национальной ассоциации владельцев предприятий общественного питания и гостиниц Испании, индустрия обслуживания после запрета курения в общественных местах в 2005 году потеряла около 10 млрд евро и разорила порядка 125 тысяч ресторанов и баров. В то время как число испанских курильщиков увеличилось на 0,5% и достигло 17,65% от общего числа населения.

Существуют в Европе и примеры альтернативного решения этой проблемы. Так, в 2010 году польский сейм принял закон, разрешающий владельцам небольших заведений общепита (менее 100 посадочных мест) самостоятельно решать, можно ли у них будет курить. По подсчетам экспертов, введение тотального запрета привело бы к сокращению 40 тысяч рабочих мест в ресторанном секторе страны.

Есть также случаи несоблюдения регулирующих правил. Некоторые владельцы баров и кафе Германии, где также не разрешено курение в общественных местах, превратили свои заведения в закрытые клубы курильщиков. Таким образом, формально они перестали быть общественными заведениями и, пользуясь лазейкой в законодательстве, выходят из-под жестких ограничений. Кроме того, пятая часть баров Голландии сознательно игнорирует закон: на случай штрафа от контролирующих органов многие из них держат специальную «копилку», в которую вносят пожертвования сами посетители.

Проводя параллели с Россией, не грех было бы вспомнить о том, что у нас давно действует запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах. Есть ли у кого-то сомнения в том, что курильщики будут строже выполнять требования закона?

С киосками и ларьками можно проститься?

Аргументы против нового антитабачного закона нашлись у 21% граждан, участвовавших в исследовании (45% среди некурящих и 12% среди курильщиков). Их опасения сродни тем, что высказывают производители и предприниматели: ряд предлагаемых мер серьезно ударит по малому бизнесу, который может потерять большое количество рабочих мест. К тому же, по мнению опрошенных, велика угроза роста «серого рынка» и возвращения нелегальной поштучной торговли сигаретами на улицах. «Чем сигареты из ларьков отличаются от таких же сигарет из рядом находящегося магазина?» — задаются вопросом респонденты.

Напомним, что, согласно документу Минздрава, с 1 января 2014 года реализация табачной продукции будет производиться только в торговых точках, площадь которых превышает 50 кв. м в городе и 25 кв. м в сельском поселении. По подсчетам агентства INFOLine, в первый год действия этих норм более 60 тысяч мелких магазинов будет закрыто, а сумма дополнительной выручки крупных торговых сетей составит порядка 2,75 трлн рублей. Отток потребителей в крупную розницу, по мнению экспертов, приведет не только к росту продаж пива и табака (пенный напиток не будет продаваться в ларьках уже с 1 января 2013 года), но и других видов продовольственных товаров. Сейчас же на долю пива и табака у киосков приходится до 80% продаж, у павильонов — до 55%, у маленьких магазинов — 15–40%. В исследовании агентства также отмечается, что к 2014 году объем продаж в торговых точках площадью менее 50 кв. м сократится на 1,3 трлн руб. Доля малого бизнеса в общем обороте розничной торговли сократится с 28% в 2011 году до 10% в 2014 году. В сельской местности, где практически отсутствуют магазины современных форматов, специалисты предсказывают формирование нелегального рынка объемом более 320 млрд руб., в работу которого будет вовлечено более 300 тыс. человек.

Зам.министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин подобную критику отвергает: «Давайте не будем подменять понятия. Малый бизнес — это не табачный бизнес. Не больше 15% продаж в этом секторе приходится на табак. Я не понимаю, почему нельзя заменить на другие товары 15% ассортимента», — заявил он на парламентских слушаниях, посвященных антитабачному законопроекту.

Не учитывает Вельмяйкин одного простого последствия введения запретных мер для торговых точек — а именно неминуемый наплыв покупателей в торговые сети. Ведь со вступлением в силу ограничений по продаже курильщики будут посещать супермаркеты гораздо чаще, тем самым затрудняя пропускную способность касс. По подсчетам опрошенных «МК» экспертов в области ритейла, нагрузка на торговые сети может возрасти до 70%.

На эту проблему бизнес-сообщество не раз пыталось обратить внимание высших эшелонов власти. В середине октября 165 тыс. владельцев киосков и небольших торговых объектов обратились к президенту Путину и премьеру Медведеву с просьбой «защитить свободу предпринимательства и равные права предпринимателей независимо от размеров бизнеса». По мнению киоскеров, ограничения торговли, предлагаемые авторами законопроекта, могут привести к росту социальной напряженности.

«Киоскам запретят торговлю сигаретами немедленно, сразу же после вступления закона в силу. При этом под киосками понимаются вообще все нестационарные торговые объекты, в том числе и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь. Следует подчеркнуть, что не существует аргументированного обоснования запрета продажи сигарет в торговых точках площадью именно до 50 кв. метров. Подобных ограничений нет ни в одной стране мира», — подчеркивают в своем открытом письме предприниматели.

Дошло ли их послание до адресатов, станет понятно только в том случае, если глава государства посчитает нужным высказаться на антитабачную тему. До сегодняшнего дня Путин хранил молчание. Что же касается премьера Медведева, то он сначала в своем видеообращении, а затем и в большом интервью пяти телеканалам прекрасно дал понять, что нормы, содержащиеся в антитабачном законопроекте, его в целом устраивают.

Дымить или не дымить?

Ко всему прочему документ Минздрава предусматривает и запрет на продажу некурительных табачных изделий. Ведомство считает, что в той ситуации, когда возможность покупки никотинсодержащих товаров будет сведена до минимума, а цены на один из самых популярных таких товаров — сигареты — будут расти год от года, количество курильщиков в конечном счете уменьшится за счет тех, кто в целях экономии средств решит вообще отказаться от своей вредной привычки.

Небезынтересным на этом фоне может показаться пример одного из таких некурительных табачных изделий, как снюс — бездымный табак из Швеции, который за свою более чем двухсотлетнюю историю успел стать традиционным продуктом этой северной страны. Когда в 1995 году королевство присоединилось к Евросоюзу, вопрос реализации снюса оговаривался в особом порядке — в специальном приложении к договору о членстве в ЕС, согласно которому этот товар мог продолжать продаваться на территории Швеции, но без экспорта в другие страны союза. Единственная уступка заключалась в том, что выезжавшим за пределы королевства гражданам разрешалось брать с собой несколько банок для личного пользования.

Тем не менее правительство Швеции не оставляет попыток избежать наложенных на снюс ограничений, мотивируя это тем, что продукт менее вреден для здоровья по сравнению с курительным табаком, а значит, он может помочь курильщикам в их борьбе с вредной привычкой. «Если основываться на научных фактах, то окажется, что шведский табак является менее вредоносным в сравнении с другими видами аналогичного табака, процветающими сегодня на рынках стран — членов Евросоюза», — говорит министр торговли Швеции Эва Бьёрлинг.

В свою очередь представители табачной отрасли уже не раз обозначали свои стремления развивать категорию бездымных табачных продуктов в долгосрочной перспективе. А согласно данным Шведского национального института общественного здравоохранения, общий уровень распространенности табака в стране сравним с этим показателем для многих других европейских государств (22% против 28%). Однако количество человек, употребляющих снюс, фактически равно количеству тех, кто курит сигареты. Причем у мужчин эта тенденция выражена ярче — 18% из них употребляют некурительные табачные изделия, тогда как 10% предпочитают дымить. Это беспрецедентно низкий уровень курения не только для Евросоюза, но и вообще для всего мира.

Судьба законности некурительных табачных изделий теперь в руках депутатов Госдумы. Интересно, что в начале этой недели сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина в беседе с корреспондентом «МК» призналась в том, что этот запрет из законопроекта Минздрава после совещаний в комитете по экономической политике и предпринимательству скорее всего будет убран.

Завалят ли Россию табачным суррогатом?

Как уже говорилось выше, участвовавшие в опросе портала Superjob.ru граждане также обратили внимание на угрозу наплыва контрабандной и контрафактной табачной продукции. Связаны они в первую очередь с более агрессивной акцизной политикой после 2012 года и планами по введению запрета на выкладку сигарет на витринах.

Действительно, сегодня в России сложились весьма благоприятные условия для ведения табачного бизнеса. До недавнего времени акцизы на «вредные привычки» (табак и алкоголь) росли хотя и существенными темпами, но довольно плавно, что позволяло рознице переписывать ценники на товары, не отпугивая покупателей. Доля «серого рынка» сигарет в последние годы не превышала 1% от общих объемов рынка. Ситуацию может «поправить» Китай, который является крупнейшим мировым поставщиком контрафактной продукции и уже работает на рынках Европы, Канады и Ирландии. В последней, по данным Euromonitor, в 2010 году объем нелегального рынка сигарет составил 33,2%. На улицах в открытую продаются контрабандные пачки сигарет, суммарные продажи которых оцениваются в 42 млн евро, а это значит, что ирландская казна недополучила порядка 33 млн евро.

Схожая ситуация развернулась и в Мексике, правительство которой в прошлом году решило поднять акциз на табак сразу на 40%. Наплыв нелегальной продукции не заставил себя долго ждать. На сегодняшний день доля «серого» табачного рынка Мексики — 16,6%, что в переводе на доллары составляет примерно 800 млн.

Для сравнения: бюджет Мексики в 2011 году планировалось пополнить на 42 млрд песо, а в итоге удалось собрать только 30 млрд, что только на 4 млрд больше показателей 2010 года.

Спрос на более дешевую табачную продукцию родил предложение от недобросовестных дельцов, понятно, что в такой ситуации речи о снижении процента курильщиков идти не может. Директор по корпоративным отношениям табачной компании BAT-Мексика Карлос Умберто Суарез рассказывает о том, что доля курящего населения в его стране сегодня составляет порядка 30%, или более 33 млн человек из 112 млн всего населения.

В случае с Россией опасность создания «серого рынка» исходит не только от Китая, с которым у нас одна из самых протяженных сухопутных границ, но и от партнеров по Таможенному союзу. В Белоруссии и Казахстане табачный акциз установлен куда ниже отечественного — соответственно, и цены в рознице на одни и те же марки сигарет существенно различаются (цена за пачку в России в среднем — 35 рублей, в Белоруссии — 18, в Казахстане — 24 рубля). В приграничных зонах фиксируется рост теневого табачного рынка до 2%. Цифры пока маленькие и не пугающие, но тенденция уже намечена. Предложения о покупке дешевых сигарет, приехавших из стран-союзников, сегодня можно найти как в Интернете, так и на рекламных щитах в спальных районах Москвы.

Об этой проблеме в Минздраве также знают, однако особого значения пока ей не придают. «По заявлению табачных лоббистов, уровень контрабанды в России может достичь 30% от объемов рынка, это означает, что необходимо ввезти из соседних стран и продать через легальную сеть около 6 млрд пачек, или 12 тыс. 600 контейнеров. Такой объем поставок просто не смогут не заметить пограничные службы, таможня, органы внутренних дел и ФСБ России, Роспотребнадзор и ФНС», — заявляют в ведомстве.

материал: Евгений Красников

Последствия вступления в силу антитабачного закона могут быть весьма неоднозначными

В ближайшие 2–3 года российское антитабачное законодательство ждут грандиозные перемены. И этого уже не отменить. Законопроект Минздрава «О защите здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» будет принят депутатами Госдумы не позже весны 2013 года. Согласно документу, в России к 1 января 2015 года будут введены практически все запретительные и оградительные меры в отношении табачной продукции, которые используются другими странами на сегодняшний день. Большинство из них касается тотального ограничения курения в общественных местах, однако некоторые пункты законопроекта напрямую относятся как к производителям, так и к предпринимателям, работающим в розничном секторе. Среди инициатив Минздрава есть и абсолютно эксклюзивные, например распространение запрета на реализацию сигарет в зависимости от расположения торговой точки и ее площади. «МК», ориентируясь на иностранный опыт, попробовал разобраться в возможных последствиях вступления в силу в России нового антитабачного закона.

После того как правительство Мексики решило резко повысить табачный акциз, на улицы Мехико вернулись спекулянты, легко организовавшие поштучную торговлю сигаретами.

Ну и где теперь курить?

По данным исследовательского центра Superjob.ru, документ Минздрава одобряют 66% экономически активных граждан страны. Они считают, что законопроект в первую очередь направлен на сокращение распространения вредной привычки среди подростков и снижение потребления табака в целом. Интересно, что 42% из опрошенных — сами курильщики. А это значит, что нововведения в отечественном антитабачном законодательстве действительно назрели. Затруднились однозначно ответить на вопросы портала только 13% респондентов. При этом доля сомневающихся одинакова и среди потребителей табачной продукции, и среди сторонников здорового образа жизни.

«Сейчас у нас курильщики курят везде где хотят. Абсолютно не считаясь с тем, что рядом находятся некурящие — женщины, дети, больные, беременные, — комментирует появление законопроекта Минздрава в Госдуме первый зампред Комитета по охране здоровья Николай Герасименко. — При этом в странах, которые мы считаем менее цивилизованными — в странах Африки, Таиланде, Турции, Китае, — эти законы введены. И получается, что только мы не можем защитить некурящее население».

В итоге ограничения курения в общественных местах будут вводиться поэтапно. Запрет для школ, спортивных заведений и больниц начнет действовать уже с момента опубликования документа. Курить в ресторанах, кафе, аэропортах, поездах дальнего следования, вокзалах и портах нельзя будет только после 1 января 2014 года.

Однако опыт введения подобных ограничительных мер за рубежом весьма неоднозначен. По данным Национальной ассоциации владельцев предприятий общественного питания и гостиниц Испании, индустрия обслуживания после запрета курения в общественных местах в 2005 году потеряла около 10 млрд евро и разорила порядка 125 тысяч ресторанов и баров. В то время как число испанских курильщиков увеличилось на 0,5% и достигло 17,65% от общего числа населения.

Существуют в Европе и примеры альтернативного решения этой проблемы. Так, в 2010 году польский сейм принял закон, разрешающий владельцам небольших заведений общепита (менее 100 посадочных мест) самостоятельно решать, можно ли у них будет курить. По подсчетам экспертов, введение тотального запрета привело бы к сокращению 40 тысяч рабочих мест в ресторанном секторе страны.

Есть также случаи несоблюдения регулирующих правил. Некоторые владельцы баров и кафе Германии, где также не разрешено курение в общественных местах, превратили свои заведения в закрытые клубы курильщиков. Таким образом, формально они перестали быть общественными заведениями и, пользуясь лазейкой в законодательстве, выходят из-под жестких ограничений. Кроме того, пятая часть баров Голландии сознательно игнорирует закон: на случай штрафа от контролирующих органов многие из них держат специальную «копилку», в которую вносят пожертвования сами посетители.

Проводя параллели с Россией, не грех было бы вспомнить о том, что у нас давно действует запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах. Есть ли у кого-то сомнения в том, что курильщики будут строже выполнять требования закона?

С киосками и ларьками можно проститься?

Аргументы против нового антитабачного закона нашлись у 21% граждан, участвовавших в исследовании (45% среди некурящих и 12% среди курильщиков). Их опасения сродни тем, что высказывают производители и предприниматели: ряд предлагаемых мер серьезно ударит по малому бизнесу, который может потерять большое количество рабочих мест. К тому же, по мнению опрошенных, велика угроза роста «серого рынка» и возвращения нелегальной поштучной торговли сигаретами на улицах. «Чем сигареты из ларьков отличаются от таких же сигарет из рядом находящегося магазина?» — задаются вопросом респонденты.

Напомним, что, согласно документу Минздрава, с 1 января 2014 года реализация табачной продукции будет производиться только в торговых точках, площадь которых превышает 50 кв. м в городе и 25 кв. м в сельском поселении. По подсчетам агентства INFOLine, в первый год действия этих норм более 60 тысяч мелких магазинов будет закрыто, а сумма дополнительной выручки крупных торговых сетей составит порядка 2,75 трлн рублей. Отток потребителей в крупную розницу, по мнению экспертов, приведет не только к росту продаж пива и табака (пенный напиток не будет продаваться в ларьках уже с 1 января 2013 года), но и других видов продовольственных товаров. Сейчас же на долю пива и табака у киосков приходится до 80% продаж, у павильонов — до 55%, у маленьких магазинов — 15–40%. В исследовании агентства также отмечается, что к 2014 году объем продаж в торговых точках площадью менее 50 кв. м сократится на 1,3 трлн руб. Доля малого бизнеса в общем обороте розничной торговли сократится с 28% в 2011 году до 10% в 2014 году. В сельской местности, где практически отсутствуют магазины современных форматов, специалисты предсказывают формирование нелегального рынка объемом более 320 млрд руб., в работу которого будет вовлечено более 300 тыс. человек.

Зам.министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин подобную критику отвергает: «Давайте не будем подменять понятия. Малый бизнес — это не табачный бизнес. Не больше 15% продаж в этом секторе приходится на табак. Я не понимаю, почему нельзя заменить на другие товары 15% ассортимента», — заявил он на парламентских слушаниях, посвященных антитабачному законопроекту.

Не учитывает Вельмяйкин одного простого последствия введения запретных мер для торговых точек — а именно неминуемый наплыв покупателей в торговые сети. Ведь со вступлением в силу ограничений по продаже курильщики будут посещать супермаркеты гораздо чаще, тем самым затрудняя пропускную способность касс. По подсчетам опрошенных «МК» экспертов в области ритейла, нагрузка на торговые сети может возрасти до 70%.

На эту проблему бизнес-сообщество не раз пыталось обратить внимание высших эшелонов власти. В середине октября 165 тыс. владельцев киосков и небольших торговых объектов обратились к президенту Путину и премьеру Медведеву с просьбой «защитить свободу предпринимательства и равные права предпринимателей независимо от размеров бизнеса». По мнению киоскеров, ограничения торговли, предлагаемые авторами законопроекта, могут привести к росту социальной напряженности.

«Киоскам запретят торговлю сигаретами немедленно, сразу же после вступления закона в силу. При этом под киосками понимаются вообще все нестационарные торговые объекты, в том числе и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь. Следует подчеркнуть, что не существует аргументированного обоснования запрета продажи сигарет в торговых точках площадью именно до 50 кв. метров. Подобных ограничений нет ни в одной стране мира», — подчеркивают в своем открытом письме предприниматели.

Дошло ли их послание до адресатов, станет понятно только в том случае, если глава государства посчитает нужным высказаться на антитабачную тему. До сегодняшнего дня Путин хранил молчание. Что же касается премьера Медведева, то он сначала в своем видеообращении, а затем и в большом интервью пяти телеканалам прекрасно дал понять, что нормы, содержащиеся в антитабачном законопроекте, его в целом устраивают.

Дымить или не дымить?

Ко всему прочему документ Минздрава предусматривает и запрет на продажу некурительных табачных изделий. Ведомство считает, что в той ситуации, когда возможность покупки никотинсодержащих товаров будет сведена до минимума, а цены на один из самых популярных таких товаров — сигареты — будут расти год от года, количество курильщиков в конечном счете уменьшится за счет тех, кто в целях экономии средств решит вообще отказаться от своей вредной привычки.

Небезынтересным на этом фоне может показаться пример одного из таких некурительных табачных изделий, как снюс — бездымный табак из Швеции, который за свою более чем двухсотлетнюю историю успел стать традиционным продуктом этой северной страны. Когда в 1995 году королевство присоединилось к Евросоюзу, вопрос реализации снюса оговаривался в особом порядке — в специальном приложении к договору о членстве в ЕС, согласно которому этот товар мог продолжать продаваться на территории Швеции, но без экспорта в другие страны союза. Единственная уступка заключалась в том, что выезжавшим за пределы королевства гражданам разрешалось брать с собой несколько банок для личного пользования.

Тем не менее правительство Швеции не оставляет попыток избежать наложенных на снюс ограничений, мотивируя это тем, что продукт менее вреден для здоровья по сравнению с курительным табаком, а значит, он может помочь курильщикам в их борьбе с вредной привычкой. «Если основываться на научных фактах, то окажется, что шведский табак является менее вредоносным в сравнении с другими видами аналогичного табака, процветающими сегодня на рынках стран — членов Евросоюза», — говорит министр торговли Швеции Эва Бьёрлинг.

В свою очередь представители табачной отрасли уже не раз обозначали свои стремления развивать категорию бездымных табачных продуктов в долгосрочной перспективе. А согласно данным Шведского национального института общественного здравоохранения, общий уровень распространенности табака в стране сравним с этим показателем для многих других европейских государств (22% против 28%). Однако количество человек, употребляющих снюс, фактически равно количеству тех, кто курит сигареты. Причем у мужчин эта тенденция выражена ярче — 18% из них употребляют некурительные табачные изделия, тогда как 10% предпочитают дымить. Это беспрецедентно низкий уровень курения не только для Евросоюза, но и вообще для всего мира.

Судьба законности некурительных табачных изделий теперь в руках депутатов Госдумы. Интересно, что в начале этой недели сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина в беседе с корреспондентом «МК» призналась в том, что этот запрет из законопроекта Минздрава после совещаний в комитете по экономической политике и предпринимательству скорее всего будет убран.

Завалят ли Россию табачным суррогатом?

Как уже говорилось выше, участвовавшие в опросе портала Superjob.ru граждане также обратили внимание на угрозу наплыва контрабандной и контрафактной табачной продукции. Связаны они в первую очередь с более агрессивной акцизной политикой после 2012 года и планами по введению запрета на выкладку сигарет на витринах.

Действительно, сегодня в России сложились весьма благоприятные условия для ведения табачного бизнеса. До недавнего времени акцизы на «вредные привычки» (табак и алкоголь) росли хотя и существенными темпами, но довольно плавно, что позволяло рознице переписывать ценники на товары, не отпугивая покупателей. Доля «серого рынка» сигарет в последние годы не превышала 1% от общих объемов рынка. Ситуацию может «поправить» Китай, который является крупнейшим мировым поставщиком контрафактной продукции и уже работает на рынках Европы, Канады и Ирландии. В последней, по данным Euromonitor, в 2010 году объем нелегального рынка сигарет составил 33,2%. На улицах в открытую продаются контрабандные пачки сигарет, суммарные продажи которых оцениваются в 42 млн евро, а это значит, что ирландская казна недополучила порядка 33 млн евро.

Схожая ситуация развернулась и в Мексике, правительство которой в прошлом году решило поднять акциз на табак сразу на 40%. Наплыв нелегальной продукции не заставил себя долго ждать. На сегодняшний день доля «серого» табачного рынка Мексики — 16,6%, что в переводе на доллары составляет примерно 800 млн.

Для сравнения: бюджет Мексики в 2011 году планировалось пополнить на 42 млрд песо, а в итоге удалось собрать только 30 млрд, что только на 4 млрд больше показателей 2010 года.

Спрос на более дешевую табачную продукцию родил предложение от недобросовестных дельцов, понятно, что в такой ситуации речи о снижении процента курильщиков идти не может. Директор по корпоративным отношениям табачной компании BAT-Мексика Карлос Умберто Суарез рассказывает о том, что доля курящего населения в его стране сегодня составляет порядка 30%, или более 33 млн человек из 112 млн всего населения.

В случае с Россией опасность создания «серого рынка» исходит не только от Китая, с которым у нас одна из самых протяженных сухопутных границ, но и от партнеров по Таможенному союзу. В Белоруссии и Казахстане табачный акциз установлен куда ниже отечественного — соответственно, и цены в рознице на одни и те же марки сигарет существенно различаются (цена за пачку в России в среднем — 35 рублей, в Белоруссии — 18, в Казахстане — 24 рубля). В приграничных зонах фиксируется рост теневого табачного рынка до 2%. Цифры пока маленькие и не пугающие, но тенденция уже намечена. Предложения о покупке дешевых сигарет, приехавших из стран-союзников, сегодня можно найти как в Интернете, так и на рекламных щитах в спальных районах Москвы.

Об этой проблеме в Минздраве также знают, однако особого значения пока ей не придают. «По заявлению табачных лоббистов, уровень контрабанды в России может достичь 30% от объемов рынка, это означает, что необходимо ввезти из соседних стран и продать через легальную сеть около 6 млрд пачек, или 12 тыс. 600 контейнеров. Такой объем поставок просто не смогут не заметить пограничные службы, таможня, органы внутренних дел и ФСБ России, Роспотребнадзор и ФНС», — заявляют в ведомстве.

материал: Евгений Красников