Поиск

Василий Евстратенко – фигура в культурной жизни Омска знаковая и значительная. Около 10 лет он возглавлял Омскую филармонию. В 2009 году оставил этот пост, но спустя три года снова получил приглашение вернуться в директорское кресло.

филармония омкс

Сегодня, когда в самом разгаре обсуждение творческих планов на следующий год и определение путей дальнейшего развития, мы разговариваем с директором Омской филармонии Василием Евстратенко.

– Василий Иванович, с чего начали работу, вернувшись на должность руководителя?

– С анализа зрительского интереса. Первые шаги мы предприняли еще в 2007-2008 годах, теперь решили продолжить. Назрела необходимость сделать некий социальный срез омского зрителя: кто ходит, на что, из каких образовательных слоев, каковы их пожелания. Это нужно для того, чтобы прояснить, в каком направлении расширять систему предложений и как ее конкретизировать. В следующем году, скорее всего, резких изменений в работе филармонии наши исследования не произведут – на это потребуется время. А вот планировать 2014-й будем уже исходя из полученных данных.

Страна духовного оптимизма

– В какую сторону, на ваш взгляд, меняется интерес среднестатистического посетителя филармонии?

– Знаю точно, что поп-культура в массовом понимании сегодня большинству уже надоела. Зрители начинают выбирать, на каких исполнителей пойти – на тех, кто поет под фонограмму, или тех, кто работает творчески, честно. Последний концерт Александра Розенбаума был показательным. Он из тех, кто востребован до сих пор и будет таковым оставаться. Как раз по степени творческой честности. Растет интерес к классической музыке, инструментальной, к песням с хорошими и понятными текстами, на сцену возвращается джаз. Недавно Омская филармония подписала договор с Новосибирской оперой об эксклюзивном совместном проекте. 26 марта мы организуем в Омске такую вот встречу культур двух сибирских городов. Кроме этого, ведутся переговоры с артистами омских театров о совместных программах, рассчитанных для семейного посещения.

– Что же спровоцировало такие перемены в «культурном спросе»?

– Мы немного отошли от катаклизмов и пытаемся осознать происходящие изменения. В каком мире живем, среди каких ценностей? В поиске человеком самого себя и своего места один из инструментов идентификации – искусство.

– Приятно, что прогнозы у вас оптимистические.

– У нас страна такая – она духовно остается оптимистичной. Это ее всегда спасало.

Рискуем и движемся вперед

– У Концертного зала сегодня новые технические возможности. Означает ли это, что для гастролеров будут установлены некие «фильтры», или площадка открыта для всего и всех?

– Фильтр один – качество исполнения и необходимость в этом сегодня.

– Значит, бывает, что кому-то отказываете?

– Конечно.

– Сейчас верстаются творческие планы на следующий год. Какие события нас ждут?

– Весной в третий раз пройдет Международный конкурс скрипачей

им. Ю.И. Янкелевича. Затем мы планируем провести конкурс «Новые имена», в котором прослушивать и отбирать интересных ребят будет Денис Мацуев. И сразу два крупных события намечены на осень. В сентябре в Омск на гастроли приедет Мариинский театр вместе с главным дирижером Валерием Гергиевым, а в ноябре Юрий Башмет проведет фестиваль лучших камерных оркестров мира. Ну и кроме этого, естественно, ждем на выступления и отдельных исполнителей, дирижеров. Для органного зала в планах есть проект, направленный на синтез искусств, в котором органная музыка будет сочетаться с выступлением различных коллективов и исполнителей.

– Уже не первый сезон филармония подает классические произведения в доступной даже для неискушенного зрителя форме: концерт рингтонов, музыка из голливудских фильмов в исполнении Симфонического оркестра и т.д. Вы намерены продолжать эту линию?

– Не все готовы воспринимать классику в чистом виде. Ее нужно уметь подать так, чтобы молодежь поняла, но в то же время, чтобы такое исполнение принимали и знатоки. Здесь принципиально только одно – чувство вкуса. Не надо ради моды ставить музыкальное произведение с ног на голову. Нужно искать адекватные способы его донесения.

– Эксперименты не отвергаете?

– Ни в коем случае. Искусство – это риск. И если не пробовать, не искать ничего нового, то ничего и не получится. Со старым багажом далеко не уедешь.

Все силы – на Канны

– Будут ли в ближайшее время какие-то изменения в плане зрительского сервиса?

– Сейчас мы рассматриваем возможность наладить продажу билетов с помощью сайта Омской филармонии – техническая работа по обновлению ресурса уже идет. Возможно, в будущем появится и служба доставки билетов. Скажу в общем: есть вполне конкретные планы вывести технологию процесса продаж на столичный уровень.

– А гастролировать в 2013 году коллективы филармонии намерены?

– Филармонию должны знать. Поэтому чем больше она представляет себя в самых разных жанрах и возможностях, тем лучше. Конечно же, я имею в виду серьезные, масштабные проекты. Но говорить о какой-то активной гастрольной деятельности можно будет в 2014 году. Сейчас у нас все силы брошены на серьезную подготовку к представлению искусства Омской области в Каннах, которое состоится в августе следующего года. На наши коллективы ложится большая нагрузка и огромная ответственность. Задача – представить культуру Омского региона на самом высоком уровне.

1154

Василий Евстратенко – фигура в культурной жизни Омска знаковая и значительная. Около 10 лет он возглавлял Омскую филармонию. В 2009 году оставил этот пост, но спустя три года снова получил приглашение вернуться в директорское кресло.

филармония омкс

Сегодня, когда в самом разгаре обсуждение творческих планов на следующий год и определение путей дальнейшего развития, мы разговариваем с директором Омской филармонии Василием Евстратенко.

– Василий Иванович, с чего начали работу, вернувшись на должность руководителя?

– С анализа зрительского интереса. Первые шаги мы предприняли еще в 2007-2008 годах, теперь решили продолжить. Назрела необходимость сделать некий социальный срез омского зрителя: кто ходит, на что, из каких образовательных слоев, каковы их пожелания. Это нужно для того, чтобы прояснить, в каком направлении расширять систему предложений и как ее конкретизировать. В следующем году, скорее всего, резких изменений в работе филармонии наши исследования не произведут – на это потребуется время. А вот планировать 2014-й будем уже исходя из полученных данных.

Страна духовного оптимизма

– В какую сторону, на ваш взгляд, меняется интерес среднестатистического посетителя филармонии?

– Знаю точно, что поп-культура в массовом понимании сегодня большинству уже надоела. Зрители начинают выбирать, на каких исполнителей пойти – на тех, кто поет под фонограмму, или тех, кто работает творчески, честно. Последний концерт Александра Розенбаума был показательным. Он из тех, кто востребован до сих пор и будет таковым оставаться. Как раз по степени творческой честности. Растет интерес к классической музыке, инструментальной, к песням с хорошими и понятными текстами, на сцену возвращается джаз. Недавно Омская филармония подписала договор с Новосибирской оперой об эксклюзивном совместном проекте. 26 марта мы организуем в Омске такую вот встречу культур двух сибирских городов. Кроме этого, ведутся переговоры с артистами омских театров о совместных программах, рассчитанных для семейного посещения.

– Что же спровоцировало такие перемены в «культурном спросе»?

– Мы немного отошли от катаклизмов и пытаемся осознать происходящие изменения. В каком мире живем, среди каких ценностей? В поиске человеком самого себя и своего места один из инструментов идентификации – искусство.

– Приятно, что прогнозы у вас оптимистические.

– У нас страна такая – она духовно остается оптимистичной. Это ее всегда спасало.

Рискуем и движемся вперед

– У Концертного зала сегодня новые технические возможности. Означает ли это, что для гастролеров будут установлены некие «фильтры», или площадка открыта для всего и всех?

– Фильтр один – качество исполнения и необходимость в этом сегодня.

– Значит, бывает, что кому-то отказываете?

– Конечно.

– Сейчас верстаются творческие планы на следующий год. Какие события нас ждут?

– Весной в третий раз пройдет Международный конкурс скрипачей

им. Ю.И. Янкелевича. Затем мы планируем провести конкурс «Новые имена», в котором прослушивать и отбирать интересных ребят будет Денис Мацуев. И сразу два крупных события намечены на осень. В сентябре в Омск на гастроли приедет Мариинский театр вместе с главным дирижером Валерием Гергиевым, а в ноябре Юрий Башмет проведет фестиваль лучших камерных оркестров мира. Ну и кроме этого, естественно, ждем на выступления и отдельных исполнителей, дирижеров. Для органного зала в планах есть проект, направленный на синтез искусств, в котором органная музыка будет сочетаться с выступлением различных коллективов и исполнителей.

– Уже не первый сезон филармония подает классические произведения в доступной даже для неискушенного зрителя форме: концерт рингтонов, музыка из голливудских фильмов в исполнении Симфонического оркестра и т.д. Вы намерены продолжать эту линию?

– Не все готовы воспринимать классику в чистом виде. Ее нужно уметь подать так, чтобы молодежь поняла, но в то же время, чтобы такое исполнение принимали и знатоки. Здесь принципиально только одно – чувство вкуса. Не надо ради моды ставить музыкальное произведение с ног на голову. Нужно искать адекватные способы его донесения.

– Эксперименты не отвергаете?

– Ни в коем случае. Искусство – это риск. И если не пробовать, не искать ничего нового, то ничего и не получится. Со старым багажом далеко не уедешь.

Все силы – на Канны

– Будут ли в ближайшее время какие-то изменения в плане зрительского сервиса?

– Сейчас мы рассматриваем возможность наладить продажу билетов с помощью сайта Омской филармонии – техническая работа по обновлению ресурса уже идет. Возможно, в будущем появится и служба доставки билетов. Скажу в общем: есть вполне конкретные планы вывести технологию процесса продаж на столичный уровень.

– А гастролировать в 2013 году коллективы филармонии намерены?

– Филармонию должны знать. Поэтому чем больше она представляет себя в самых разных жанрах и возможностях, тем лучше. Конечно же, я имею в виду серьезные, масштабные проекты. Но говорить о какой-то активной гастрольной деятельности можно будет в 2014 году. Сейчас у нас все силы брошены на серьезную подготовку к представлению искусства Омской области в Каннах, которое состоится в августе следующего года. На наши коллективы ложится большая нагрузка и огромная ответственность. Задача – представить культуру Омского региона на самом высоком уровне.

1154