Поиск

Валерий Лось, член координационного совета отделения РСПП в СФО:

– Важнейшей проблемой для отрасли российского машиностроения сегодня является тотальная неконкурентоспособность наших предприятий. В условиях, связанных с вступлением страны в ВТО, это имеет первостепенное значение. Мы вряд ли сможем конкурировать на мировом рынке с тем же Китаем в цене на продукцию, но вполне способны бороться с ним за счет качества и инновационных предложений. В этой ситуации следует изменить подход к задачам производства как со стороны государства, так и со стороны предприятий.

До сих пор акцент делался на наращивании объемов производства, сегодня необходимо сделать его на техническом перевооружении. Его темпы сегодня составляют 1-3%, а надо минимум 10%. По данным Союза машиностроителей России, из семи тысяч предприятий отрасли бороться за место под солнцем мирового рынка сегодня могут не более сотни, а в Сибири – не более десяти. Надо не увлекаться глобальной «кластеризацией», а создавать центры технологической компетенции, направленные на создание новых технологий.

Центр технологической компетенции – это объединение держателей технологий. У него более высокая степень централизации и ответственности, чем у кластера, более высокий интеллектуальный уровень. Он создает не какой-то конкретный продукт, а способы, как этот продукт сделать. То есть создает технологию, опытные образцы, а потом передает их производителям конечной продукции. В ЦТК входят профильные научные и учебные заведения и предприятия, владеющие технологиями. В нашем регионе таких центров еще нет, хотя и кластеров у нас, по сути, тоже нет. Между тем, именно за ЦТК, на мой взгляд, будущее в конкурентной борьбе за мировые рынки.

Государство должно вкладывать средства не в структуру, подобные Оборонсервису, где их все равно разворуют, а в инновационные разработки. А то получается, что из 21 млрд рублей инвестиций, за пять лет привлечённых в рамках программы «Сибирское машиностроение», государственная поддержка составила лишь 600-700 млн рублей. Остальные вложения легли на предприятия. Но у них нет свободных средств, и это, естественно, тормозит развитие.

Мы говорили о необходимости изменить подходы к формированию долгосрочных программ развития промышленности в регионах СФО на заседании Координационного совета МАСС. Понимание есть, но программ пока нет, а мы уже в ВТО. Другие страны готовились к этому шагу загодя. Главный федеральный инспектор аппарата полпреда президента в СФО Василий Соколов привел хороший пример. Китайцы два года затачивали своих юристов исключительно на специфику ВТО. Подготовили три тысячи человек и выработали оригинальный подход взаимодействия со Всемирной торговой организацией – не выполнять те ее условия, которые не выгодны Китаю. А если ВТО недовольна – пожалуйста, в суд, где законники Поднебесной замотают любой иск до бесконечности. У нас об оборонительных мерах против иностранной экспансии не очень-то заботились.

5280

Валерий Лось, член координационного совета отделения РСПП в СФО:

– Важнейшей проблемой для отрасли российского машиностроения сегодня является тотальная неконкурентоспособность наших предприятий. В условиях, связанных с вступлением страны в ВТО, это имеет первостепенное значение. Мы вряд ли сможем конкурировать на мировом рынке с тем же Китаем в цене на продукцию, но вполне способны бороться с ним за счет качества и инновационных предложений. В этой ситуации следует изменить подход к задачам производства как со стороны государства, так и со стороны предприятий.

До сих пор акцент делался на наращивании объемов производства, сегодня необходимо сделать его на техническом перевооружении. Его темпы сегодня составляют 1-3%, а надо минимум 10%. По данным Союза машиностроителей России, из семи тысяч предприятий отрасли бороться за место под солнцем мирового рынка сегодня могут не более сотни, а в Сибири – не более десяти. Надо не увлекаться глобальной «кластеризацией», а создавать центры технологической компетенции, направленные на создание новых технологий.

Центр технологической компетенции – это объединение держателей технологий. У него более высокая степень централизации и ответственности, чем у кластера, более высокий интеллектуальный уровень. Он создает не какой-то конкретный продукт, а способы, как этот продукт сделать. То есть создает технологию, опытные образцы, а потом передает их производителям конечной продукции. В ЦТК входят профильные научные и учебные заведения и предприятия, владеющие технологиями. В нашем регионе таких центров еще нет, хотя и кластеров у нас, по сути, тоже нет. Между тем, именно за ЦТК, на мой взгляд, будущее в конкурентной борьбе за мировые рынки.

Государство должно вкладывать средства не в структуру, подобные Оборонсервису, где их все равно разворуют, а в инновационные разработки. А то получается, что из 21 млрд рублей инвестиций, за пять лет привлечённых в рамках программы «Сибирское машиностроение», государственная поддержка составила лишь 600-700 млн рублей. Остальные вложения легли на предприятия. Но у них нет свободных средств, и это, естественно, тормозит развитие.

Мы говорили о необходимости изменить подходы к формированию долгосрочных программ развития промышленности в регионах СФО на заседании Координационного совета МАСС. Понимание есть, но программ пока нет, а мы уже в ВТО. Другие страны готовились к этому шагу загодя. Главный федеральный инспектор аппарата полпреда президента в СФО Василий Соколов привел хороший пример. Китайцы два года затачивали своих юристов исключительно на специфику ВТО. Подготовили три тысячи человек и выработали оригинальный подход взаимодействия со Всемирной торговой организацией – не выполнять те ее условия, которые не выгодны Китаю. А если ВТО недовольна – пожалуйста, в суд, где законники Поднебесной замотают любой иск до бесконечности. У нас об оборонительных мерах против иностранной экспансии не очень-то заботились.

5280