Поиск

Объединения «Автодор» и «Профсоюз работников автотранспорта» вышли к мэру с предложением сформировать в Омске координационный совет, который бы позволил осуществлять нормальное производственное взаимодействие бизнеса и власти. 

Второй месяц Омск сотрясают «газельные» разборки. На ролике в YouTube человек с голосом, очень похожим на голос председателя СРО НП «Омские перевозчики» Владмира Геворгяна, угрожает конкуренту по перевозкам, говоря, что играть надо по его, человека, похожего на Владимира Геворгяна, правилам.

На конечных остановках «Газелей» дежурят бригады из ребят спортивного вида, которым поговаривают, платят ежемесячно по 50 тыс. рублей за запугивание участников рынка, не желающих работать «по правилам». Идет борьба за маршруты. Рынок пассажирских  перевозок  в 1,5 млрд рублей – это очень серьезно. Полиция на сигналы реагирует мгновенно, оперативно разворачивая на «горячих» остановках Омска патрульные машины и спецгруппы.

В ряде случаев, как, например, в этом сюжете на конечной остановке по ул. Труда полицейские даже перегибают палку, но не в их  компетенции погасить системный скандал между хозяйствующими субъектами, который решается не силовыми методами, а в арбитражном суде. 

– Конечные остановки  превратились в арену боевых действий. Давайте не будем возвращаться в 90-е годы. Вы спровоцировали такие битвы, вам и наводить порядок, – обратился на заседании комитета Омского горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства депутат Дмитрий Лицкевич директору городского департамента транспорта Олегу Осинскому.

Депутат прав. Борьба за маршруты разыгралась накануне конкурса за право работать на маршрутах, который объявил городской департамент транспорта. Чем так взбудоражили условия конкурса людей, десяток лет спокойно работающих на маршрутах?

– Это конкурс документов, а не лучших перевозчиков. Перевод  всех «газелистов» на «ручной» ГЛОНАСС позволит чиновникам не только контролировать движение маршруток, но и применить принцип избирательности по отношению к неугодным. Расписание составлено без учета дорожной ситуации. Из-за «пробок» его нарушают все. Но факт нарушения по условиям конкурса – основание для расторжения договора.

Переход на автобусы в Омске затруднен высокой стоимостью самих автобусов и узкими дорогами. Автобус за 4-5 миллионов не купит ни один газелист. Еще проблема конкурса – справки о доходах, потому что легальных доходов нет ни у одного перевозчика.

По-моему, этот конкурс придуман с одной целью – обновить за счет предпринимателей городской автобусный парк и уравнять цену на проезд на всем транспорте, – считает Евгений Краморов (индивидуальный предприниматель, 25 «Газелей» в пользовании).

В условиях конкурса перевозчиков не устраивает многое. Во-первых то, что преимущества сразу даются владельцам автобусов – плюс целых 150 баллов. Этим муниципальные пассажирские предприятия сразу получают карт-бланш. Во-вторых, обязательство перейти на информационную систему ГЛОНАСС, интегрированную в городском департаменте транспорта. Это затраты на программное обеспечение, оборудование, жесткая привязка и к поставщику продукта, к чиновникам.

По условиям конкурса, разработанным департаментом транспорта, газелисты, выигравшие конкурс, обязаны либо через 3 года перейти на  перевозку людей большими автобусами, либо через 6 лет купить средние. А такие критерии конкурса, как, например, гарантийное письмо о том, что перевозчик купит автобус повышенной вместимости, и ему поэтому идут дополнительные баллы, вообще вызывают серьезные вопросы.

И если депутаты Горсовета после продолжительных дебатов решение департамента транспорта о проведении конкурса поддержали, то добрая половина омских перевозчиков «встала на дыбы»:

– При заработках владельцев «Газелей» никто не станет менять ее на автобус. 2 года назад мы купили 10 автобусов Hyundai, готовились к конкурсу. А Hyundai стоит в 3 раза дороже «Газели». Но зарабатывает столько же, сколько обычная маршрутка. Потому что он, как и маршрутка, стоит час в очереди на конечной остановке. Закончится это тем, что департаменту транспорта через 3 года придется проводить еще один конкурс, и ничего не изменится, – заявляет председатель НКП «Безопасный город» Иван Меняйлов в одном из омских СМИ.

И хотя департамент транспорта уже готов похлопотать перед банками о предоставлении перевозчикам кредитов на автобусы, прибыльность работы этих автобусов там гарантировать не берутся.

Принцип «кто пришел – все победили» для конкурса не приемлем. Должен быть победитель. Хотя, проводя этот конкурс, департамент транспорта, пытается хоть что-то сделать, – говорит Михаил Локотков (индивидуальный предприниматель, в пользовании около 100 машин).

По отношению к конкурсу омские  газелисты разделились сегодня на несколько групп:  СРО Владимира Геворгяна «Содружество автоперевозчиков», НКП Ивана Меняйлова «Безопасный город», объединения «Автодор» Николая Артемьева и «Профсоюз работников автотранспорта». Последние два объединяют около 2 тысяч газелей, это около 50% омского рынка. И если Геворгян, сам в прошлом чиновник департамента транспорта, двумя руками поддерживает условия  конкурса, рожденные, наверное, не без его помощи, то остальная половина омских перевозчиков категорически против.

И для этого у них есть все юридические и профессиональные основания. Это признает сам Осинский. По федеральному законодательству деятельность перевозчика сегодня регламентирует только лицензия. Конкурс на право пользования маршрутом, который разработал департамент транспорта, 2 тысячи омских перевозчиков рассматривают как   искусственный барьер для ведения бизнеса.

– Договор с перевозчиками на 10 лет – это же монополия, запрет на работу для остальных участников рынка, – тоже недоумевает депутат Горсовета Евгений Сметанин.

Опасаются депутаты и того, что бюджетные деньги для льготников в течение следующих 10 лет будут передаваться в МУПы. Хотя во всех городах на эти дотационные деньги претендуют все участники рынка перевозок. В маршрутных такси уже большинства российских городов-миллионников установлены картридеры для пластиковых карт. Расчет за поездки безналичный, что дает возможность льготных поездок на маршрутках ветеранам и пенсионерам. А по окончании бухгалтерского периода перевозчик получает эти деньги на свой счет.

По мнению юристов «Автодора», конкурс, разработанный департаментом транспорта – это прямое нарушение административной реформы и дубляж функций тех же ГИБДД, налоговой инспекции, государственной транспортной инспекции и частных перевозчиков. А главное – попытка второй раз выдать перевозчикам право заниматься предпринимательской деятельностью.

Причем право это выдается определенной группе людей аж на 10 лет, что неминуемо повлечет за собой консервацию рынка, невозможность появления на нем новых компаний. И новых современных машин, отвечающих европейским требованиям. При этом сами «победители» могут самостоятельно брать или не брать перевозчиков на маршруты. Ничего подобного нет во всей России, потому что такая «инициатива» – это прямой клинч с федеральным законодательством.   

Но главное – конкурс не предусматривает механизмов регулирования. Например, что ждет перевозчика, если он, несмотря на гарантийное письмо, через 3 года не купит автобус? Или что будет с отраслью, если в конкурсе откажется участвовать половина перевозчиков дальше? Запретить работать по закону им нельзя. Что тогда регламентирует конкурс?

Простого решения здесь быть не может – слишком много составляющих. За состояние дорог отвечает департамент строительства, за нарушение правил движения – ГИБДД, за лицензирование и контроль лицензиатов – транспортная инспекция, за уплату налогов – налоговая инспекция, за перевозку пассажиров – частные перевозчики в рамках лицензионных требований и департамент транспорта. Единой структуры, обеспечивающей взаимодействие и увязку действий этих организаций, в Омске нет. Как, впрочем, нет научного подхода к проблеме, широкого транспортного аудита и глубокого анализа пассажиропотока. 

Если отбросить эмоции, то эта нормальная крупная проблема большого города. Но решать ее нужно не конкурсным наскоком отдельного департамента, а системным подходом, о чем не раз говорил новый мэр Омска Вячеслав Двораковский. У наших соседей в Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Тюмени, подходы к ее решению выработаны. В этих городах созданы городские координационные советы или другие орг. структуры под председательством мэров, вице-мэров, в которые там вошли все заинтересованные стороны. Сегодня  проблемы «газельных боев» там нет, зато ведется постоянная скоординированная совместная работа всех участников рынка перевозок. Более того, в сфере пассажирских перевозок в этих городах резко выросла эффективность работы и федеральных  ведомств – ГИБДД, налоговой и транспортной инспекций, и департаментов транспорта муниципалитетов.    

Такой же координационный совет при мэре нужен в Омске. Объединения «Автодор» и «Профсоюз работников автотранспорта» уже обратились в администрацию города с предложением провести общегородское совещание с участием всех служб, осуществляющих и регламентирующих пассажирские перевозки в Омске, включая силовиков, бизнесменов и лицензиатов. И сформировать в Омске координационный совет, который бы позволил осуществлять нормальное производственное взаимодействие бизнеса и власти. 

Чтобы перевозчик, который сутками работает с мокрой от напряжения спиной, не вставал в ступор от необходимости заполнения непонятных ему конкурсных бумаг с постоянно меняющимися критериями, а просто качественно делал свою работу – возил пассажиров. А местная власть качественно обеспечивала ему эту возможность.

Подменять бумажками выстраивание производственных отношений нельзя – получится неразбериха. Всем участникам рынка перевозок нужно садиться и договариваться как и по каким правилам работать дальше. И тем, у кого свои «правила», и тем, кто такого «решилова» не признает. Хватит Омску боев без правил.

Из истории вопроса:  «Черный департамент», газета «Омский вестник» 28 мая 2003 г.  

От редакции: Как ни странно, но во всей шумихе вокруг омских «маршруток» фигурирует фамилия Владимира Геворгяна. В 2003 году в расследовании областной газеты высвечивались его тесные связи с  городским департаментом транспорта и чиновниками мэрии. В 2012 году человек, с голосом, удивительно похожим на голос Геворгяна пытается продавить нужное ему решение уже силовыми методами. Только порядка от такой назойливой инициативы на рынке частных маршрутных перевозок как не было так и нет. Скорее совсем наоборот.  

3812

Объединения «Автодор» и «Профсоюз работников автотранспорта» вышли к мэру с предложением сформировать в Омске координационный совет, который бы позволил осуществлять нормальное производственное взаимодействие бизнеса и власти. 

Второй месяц Омск сотрясают «газельные» разборки. На ролике в YouTube человек с голосом, очень похожим на голос председателя СРО НП «Омские перевозчики» Владмира Геворгяна, угрожает конкуренту по перевозкам, говоря, что играть надо по его, человека, похожего на Владимира Геворгяна, правилам.

На конечных остановках «Газелей» дежурят бригады из ребят спортивного вида, которым поговаривают, платят ежемесячно по 50 тыс. рублей за запугивание участников рынка, не желающих работать «по правилам». Идет борьба за маршруты. Рынок пассажирских  перевозок  в 1,5 млрд рублей – это очень серьезно. Полиция на сигналы реагирует мгновенно, оперативно разворачивая на «горячих» остановках Омска патрульные машины и спецгруппы.

В ряде случаев, как, например, в этом сюжете на конечной остановке по ул. Труда полицейские даже перегибают палку, но не в их  компетенции погасить системный скандал между хозяйствующими субъектами, который решается не силовыми методами, а в арбитражном суде. 

– Конечные остановки  превратились в арену боевых действий. Давайте не будем возвращаться в 90-е годы. Вы спровоцировали такие битвы, вам и наводить порядок, – обратился на заседании комитета Омского горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства депутат Дмитрий Лицкевич директору городского департамента транспорта Олегу Осинскому.

Депутат прав. Борьба за маршруты разыгралась накануне конкурса за право работать на маршрутах, который объявил городской департамент транспорта. Чем так взбудоражили условия конкурса людей, десяток лет спокойно работающих на маршрутах?

– Это конкурс документов, а не лучших перевозчиков. Перевод  всех «газелистов» на «ручной» ГЛОНАСС позволит чиновникам не только контролировать движение маршруток, но и применить принцип избирательности по отношению к неугодным. Расписание составлено без учета дорожной ситуации. Из-за «пробок» его нарушают все. Но факт нарушения по условиям конкурса – основание для расторжения договора.

Переход на автобусы в Омске затруднен высокой стоимостью самих автобусов и узкими дорогами. Автобус за 4-5 миллионов не купит ни один газелист. Еще проблема конкурса – справки о доходах, потому что легальных доходов нет ни у одного перевозчика.

По-моему, этот конкурс придуман с одной целью – обновить за счет предпринимателей городской автобусный парк и уравнять цену на проезд на всем транспорте, – считает Евгений Краморов (индивидуальный предприниматель, 25 «Газелей» в пользовании).

В условиях конкурса перевозчиков не устраивает многое. Во-первых то, что преимущества сразу даются владельцам автобусов – плюс целых 150 баллов. Этим муниципальные пассажирские предприятия сразу получают карт-бланш. Во-вторых, обязательство перейти на информационную систему ГЛОНАСС, интегрированную в городском департаменте транспорта. Это затраты на программное обеспечение, оборудование, жесткая привязка и к поставщику продукта, к чиновникам.

По условиям конкурса, разработанным департаментом транспорта, газелисты, выигравшие конкурс, обязаны либо через 3 года перейти на  перевозку людей большими автобусами, либо через 6 лет купить средние. А такие критерии конкурса, как, например, гарантийное письмо о том, что перевозчик купит автобус повышенной вместимости, и ему поэтому идут дополнительные баллы, вообще вызывают серьезные вопросы.

И если депутаты Горсовета после продолжительных дебатов решение департамента транспорта о проведении конкурса поддержали, то добрая половина омских перевозчиков «встала на дыбы»:

– При заработках владельцев «Газелей» никто не станет менять ее на автобус. 2 года назад мы купили 10 автобусов Hyundai, готовились к конкурсу. А Hyundai стоит в 3 раза дороже «Газели». Но зарабатывает столько же, сколько обычная маршрутка. Потому что он, как и маршрутка, стоит час в очереди на конечной остановке. Закончится это тем, что департаменту транспорта через 3 года придется проводить еще один конкурс, и ничего не изменится, – заявляет председатель НКП «Безопасный город» Иван Меняйлов в одном из омских СМИ.

И хотя департамент транспорта уже готов похлопотать перед банками о предоставлении перевозчикам кредитов на автобусы, прибыльность работы этих автобусов там гарантировать не берутся.

Принцип «кто пришел – все победили» для конкурса не приемлем. Должен быть победитель. Хотя, проводя этот конкурс, департамент транспорта, пытается хоть что-то сделать, – говорит Михаил Локотков (индивидуальный предприниматель, в пользовании около 100 машин).

По отношению к конкурсу омские  газелисты разделились сегодня на несколько групп:  СРО Владимира Геворгяна «Содружество автоперевозчиков», НКП Ивана Меняйлова «Безопасный город», объединения «Автодор» Николая Артемьева и «Профсоюз работников автотранспорта». Последние два объединяют около 2 тысяч газелей, это около 50% омского рынка. И если Геворгян, сам в прошлом чиновник департамента транспорта, двумя руками поддерживает условия  конкурса, рожденные, наверное, не без его помощи, то остальная половина омских перевозчиков категорически против.

И для этого у них есть все юридические и профессиональные основания. Это признает сам Осинский. По федеральному законодательству деятельность перевозчика сегодня регламентирует только лицензия. Конкурс на право пользования маршрутом, который разработал департамент транспорта, 2 тысячи омских перевозчиков рассматривают как   искусственный барьер для ведения бизнеса.

– Договор с перевозчиками на 10 лет – это же монополия, запрет на работу для остальных участников рынка, – тоже недоумевает депутат Горсовета Евгений Сметанин.

Опасаются депутаты и того, что бюджетные деньги для льготников в течение следующих 10 лет будут передаваться в МУПы. Хотя во всех городах на эти дотационные деньги претендуют все участники рынка перевозок. В маршрутных такси уже большинства российских городов-миллионников установлены картридеры для пластиковых карт. Расчет за поездки безналичный, что дает возможность льготных поездок на маршрутках ветеранам и пенсионерам. А по окончании бухгалтерского периода перевозчик получает эти деньги на свой счет.

По мнению юристов «Автодора», конкурс, разработанный департаментом транспорта – это прямое нарушение административной реформы и дубляж функций тех же ГИБДД, налоговой инспекции, государственной транспортной инспекции и частных перевозчиков. А главное – попытка второй раз выдать перевозчикам право заниматься предпринимательской деятельностью.

Причем право это выдается определенной группе людей аж на 10 лет, что неминуемо повлечет за собой консервацию рынка, невозможность появления на нем новых компаний. И новых современных машин, отвечающих европейским требованиям. При этом сами «победители» могут самостоятельно брать или не брать перевозчиков на маршруты. Ничего подобного нет во всей России, потому что такая «инициатива» – это прямой клинч с федеральным законодательством.   

Но главное – конкурс не предусматривает механизмов регулирования. Например, что ждет перевозчика, если он, несмотря на гарантийное письмо, через 3 года не купит автобус? Или что будет с отраслью, если в конкурсе откажется участвовать половина перевозчиков дальше? Запретить работать по закону им нельзя. Что тогда регламентирует конкурс?

Простого решения здесь быть не может – слишком много составляющих. За состояние дорог отвечает департамент строительства, за нарушение правил движения – ГИБДД, за лицензирование и контроль лицензиатов – транспортная инспекция, за уплату налогов – налоговая инспекция, за перевозку пассажиров – частные перевозчики в рамках лицензионных требований и департамент транспорта. Единой структуры, обеспечивающей взаимодействие и увязку действий этих организаций, в Омске нет. Как, впрочем, нет научного подхода к проблеме, широкого транспортного аудита и глубокого анализа пассажиропотока. 

Если отбросить эмоции, то эта нормальная крупная проблема большого города. Но решать ее нужно не конкурсным наскоком отдельного департамента, а системным подходом, о чем не раз говорил новый мэр Омска Вячеслав Двораковский. У наших соседей в Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Тюмени, подходы к ее решению выработаны. В этих городах созданы городские координационные советы или другие орг. структуры под председательством мэров, вице-мэров, в которые там вошли все заинтересованные стороны. Сегодня  проблемы «газельных боев» там нет, зато ведется постоянная скоординированная совместная работа всех участников рынка перевозок. Более того, в сфере пассажирских перевозок в этих городах резко выросла эффективность работы и федеральных  ведомств – ГИБДД, налоговой и транспортной инспекций, и департаментов транспорта муниципалитетов.    

Такой же координационный совет при мэре нужен в Омске. Объединения «Автодор» и «Профсоюз работников автотранспорта» уже обратились в администрацию города с предложением провести общегородское совещание с участием всех служб, осуществляющих и регламентирующих пассажирские перевозки в Омске, включая силовиков, бизнесменов и лицензиатов. И сформировать в Омске координационный совет, который бы позволил осуществлять нормальное производственное взаимодействие бизнеса и власти. 

Чтобы перевозчик, который сутками работает с мокрой от напряжения спиной, не вставал в ступор от необходимости заполнения непонятных ему конкурсных бумаг с постоянно меняющимися критериями, а просто качественно делал свою работу – возил пассажиров. А местная власть качественно обеспечивала ему эту возможность.

Подменять бумажками выстраивание производственных отношений нельзя – получится неразбериха. Всем участникам рынка перевозок нужно садиться и договариваться как и по каким правилам работать дальше. И тем, у кого свои «правила», и тем, кто такого «решилова» не признает. Хватит Омску боев без правил.

Из истории вопроса:  «Черный департамент», газета «Омский вестник» 28 мая 2003 г.  

От редакции: Как ни странно, но во всей шумихе вокруг омских «маршруток» фигурирует фамилия Владимира Геворгяна. В 2003 году в расследовании областной газеты высвечивались его тесные связи с  городским департаментом транспорта и чиновниками мэрии. В 2012 году человек, с голосом, удивительно похожим на голос Геворгяна пытается продавить нужное ему решение уже силовыми методами. Только порядка от такой назойливой инициативы на рынке частных маршрутных перевозок как не было так и нет. Скорее совсем наоборот.  

3812