Поиск

Директор департамента транспорта мэрии Олег Осинский дал эксклюзивное интервью РИА «Омск-Информ», в котором попытался объяснить, зачем городские власти режут по живому автобусные маршруты.

– Олег Иванович, с чем все-таки связано решение об отмене ряда автобусных маршрутов при вводе нового зимнего расписания? Некоторые омичи к таким изменениям отнеслись очень болезненно.

– Сегодня мы пытаемся сделать маршрутную сеть оптимальной. Да, мы закрыли 5 маршрутов, но они не выполняли свою социальную функцию. Поймите, не может городской маршрут (тот же 65-й) двигаться с интервалом более 1 часа. Это уже спецподача какая-то. По четкому расписанию мы можем обслуживать какое-нибудь поселение – как, например, микрорайон Входной. Внутренний же городской маршрут не может работать с таким интервалом.

Или 57-й маршрут – он ходил с интервалом 40 минут по пустому Красноярскому тракту, где жителей просто нет. Пока люди по улицам Королева и Заозерной по утрам еле втискивались в автобусы, он ходил «с приветом» где-то сбоку. Теперь же мы поставили автобусы на улицу Королева на 29-й маршрут и продлили его до Первокирпичного поселка. Его жители будут ждать автобус не 40, а всего 12 минут.

С 29-м маршрутом ситуация какая? Тысячи людей расслабились сегодня, сели на него и поехали, но есть человек, которому было удобно на 57-м, на свободное сиденье садился и несся по Красноярскому тракту без пробок. А в это время люди вдавливались в автобусы на Королева. Это справедливо? Я же за весь город отвечаю. Я понимаю, что кому-то делаю больно. 257-й автобус мы гоняли для одной колонии №8. Но ее сотрудников область должна возить. Вы автобус в городе ждете, а он маячит там – погрузил 20 человек и везет. Стал разбираться, а в колонии, оказывается, есть автобус, на это даже деньги выделяют.

– Маршрут 1И сняли тоже из-за больших интервалов?

– Знаете, маршрут для инвалидов с интервалом в 55 минут – это кощунство какое-то. Мы сделали подсчет – в час на обычных маршрутах проезжает 12-13 инвалидов, а в 1И за час всего 9-10. Маломобильные группы населения ездят сегодня по разным маршрутам и на других автобусах, предназначенных для них. И это хорошо. Можно спокойно зайти на сайт «Мой маршрут», позвонить в диспетчерскую и отследить, когда подойдет низкопольный автобус. Водитель обязательно остановится и подберет пассажира, даже если он на коляске.

– Какие-то изменения в сети еще планируются?

– Изменений на самом деле много уже сейчас. Так, мы утром закрыли 28-й маршрут, а вечером – 78-й, и никто этого не заметил. Один автобус с левого берега на правый ходит по часовой стрелке, другой – против. Но утром все хотят проехать на «коротком плече» через Метромост, а вечером все хотят уехать через Ленинградский мост – пожалуйста, мы их вывозим 28-м автобусом.

Ряд мероприятий мы так и не провели: наверное, наше сознание не позволило это сделать, мы понимаем – зима все-таки. Но до весны будем продолжать активно изучать пассажиропотоки, и поэтому все еще впереди.

– Кто занимается разработкой и утверждением этих изменений? И как определяется – нужен маршрут или нет?

– Существует норматив по пешеходной доступности, рассчитанный еще в Советском Союзе. Он составляет 1 километр. Мы же рассматриваем целесообразность ввода маршрута, начиная от 500 метров. Разрабатываем маршруты совместно с СибАДИ и профессором Ольховским – у меня на столе целая гора папок лежит с исследованиями.

Знаете, что нужно сделать, чтобы создать идеальную маршрутную сеть? Опросить 100% населения. Но, уверяю вас, через месяц люди захотят другую сеть – приоритеты все-таки меняются.

–  Но омичи недовольны не только сетью, но и тем, что расписание движения не соблюдается.

– Пробки ведь в городе. Наши диспетчеры и так переставляют автобусы в течение всего дня. Все, что можем, делаем, но и этому конец приходит – город останавливается и смыкается. У меня спрашивают – после изменений перевозки станут лучше? Да дай бог, чтобы они остались на прежнем уровне – автомобилей в городе с каждым днем больше становится. Сейчас снег пойдет – сцепление с асфальтом ухудшится, с чего лучше-то будет? Но начинать менять систему нужно – тогда, может, следующей зимой увидим улучшение.

Буквально вчера директор крупного завода мне звонит и говорит – да что такое творится, с 7 до 9 утра уехать никуда не могу. Отвечаю ему: «Вы попробуйте сами приехать на работу к этому времени, вы тогда планерки будете в машине проводить». Мы же тоже не на вертолетах летаем. Со мной и семья беседует по этому поводу, и соседи, и все друзья – спрашивают, что вы делаете? Пытаемся как-то управлять этой ситуацией! Я не скрываю, что из года в год перевозки ухудшаются. Мы все резервы подключаем – сегодня на улицы выпустили еще 20 дополнительных машин, но вечером результат из-за пробок будет прежним. Дверь автобуса или «Газели» на остановке откроется – вы войдете, а потом еще долго будете сидеть и смотреть на пассажиров на остановке. Все стоит, все уезжают с работы! Я же не могу рекомендовать всем ездить после 7 вечера домой или, например, до 5.

– И где же искать выход?

– Посмотрите на зарубежный опыт – они на автомобилях уже накатались. Вот у вас есть автомобиль?

– Нет.

– А хотели бы?

– Ну, конечно.

– Правильно, это нормально, это жизнь. У нас в стране 250 машин на тысячу человек. А в Европе –  600-700. Вот пока мы не забьем все дороги к чертовой матери, мы не задумаемся, что нужно что-то менять. В Сеуле в 1995 году пробки были гораздо хуже наших, а сейчас там пусто, как во времена Советского Союза. И если в 95-м общественным транспортом пользовались 16% сеульцев, то сейчас – 60%. А как расширить, например, Прагу? Да никак. В старинных европейских городах просто запрещают въезд в центр города или делают его очень дорогим: 10 евро нужно, чтобы просто в центр попасть и 5 евро заплатить за часовую парковку.  Поэтому мэр Лондона, например, на велосипеде ездит. Мы пока к такому не готовы. Но и перспектива эта далекая – это когда вы купите машину себе, потом жене, накатаетесь и поймете, что это не решение проблемы.

– А как проблему решают в России?

– Москва уже «съехала» – было 19 улиц с выделенными полосами, а осталось всего шесть. Но и в Москве пока 400-450 автомобилей на душу населения. Когда будет 700, тогда все поедут на метро и общественном транспорте. Вот опять же, жители Сеула ездят на машинах только по выходным и то – за город, а в городе – на общественном транспорте.

– Со стороны населения после начала оптимизации сети почувствовали негативное отношение?

–  Чувствую и негатив, и ответственность. Знаете, можно выплескивать негатив, а можно сесть порассуждать – он самоубийца что ли, Осинский? Вы думаете, я специально сажусь и раздражаю население? Я представляю всю меру ответственности и ни с кем ее делить не собираюсь. Сторонников мало, в основном все критикуют, но, слава богу, меня понимают депутаты Горсовета, с которыми я третий месяц переговоры веду. Хорошо, если я не прав, предложите что-то другое, другие варианты. «Газелей» добавить, например. А вы заметили, что их на дорогах меньше стало? На них даже по одному водителю не набирается – люди работают, а потом думают – все-таки, наверное условия должны быть другие. Будет у бизнесмена автобус большой – можно двух водителей посадить, акционерное общество создать, трудовые книжки раздать. Надо прекращать эти «тараканьи бега». Мы же все видим, где стоят маршрутки – во дворах. Кто сегодня гарантирует, что водитель прошел медобследование, а автобус отремонтирован? Никто, даже сам владелец. Условий не было, а было только желание убрать всех на Луну и запустить автобусы. А мы сегодня говорим – нет, мы будем с вами сотрудничать и общаться с вами.

В принципе маршрутное такси должно ездить из точки А в точку Б, не подсаживая никого. Например, на железнодорожном вокзале люди зашли, сели, пристегнулись и едут до конечной остановки «Советский исполком». Водитель высаживает пассажиров только на остановках и никого не берет. Это маршрутное такси – попросите у водителя схему, там четко обозначено, где он должен останавливаться. Он же этого не делает, потому что мы из маршрутного такси сделали гибрид, похожий на автобус. Но это не автобус – в автобус вы должны входить в полный рост. В час пик в нем иногда будет не совсем комфортно – кому-то придется стоять, но в межпиковое время он будет возить людей «по сиденьям». Это во всем мире так – автобус берет на себя нагрузку в час пик, а днем «расслабляется». Никто при этом не говорит, что «Газели» нужно начисто убрать, мы говорим об их замене.

– Где вы будете размещать частных перевозчиков, которые заключат с вами новые контракты после покупки автобусов большой вместимости?

– Да, вопрос у частных перевозчиков есть такой – где мы будем обслуживаться? На базе бывшего ПП-9. Многие спрашивают, почему убрали ПП-9, а не ПП-7, например. Потому что ПП №9 требовал больших затрат, предприятие построено с размахом – с громадными потолками, переходами. Расходы на его содержание в два раза выше, чем в ПП №7. Сейчас на «семерке» уже третий месяц проходит инвентаризация – считаем все до болта. Авторучка даже на столе у директора останется. И частники  будут обслуживаться там – и заправим их, и бокс там предоставим.

– За чей счет?

– За счет перевозчика – он будет арендную плату вносить. Бесплатно это делать никто не будет, но никто не собирается их грабить и наживаться на этом. Муниципальное предприятие априори не может работать с прибылью, оно должно хотя бы в ноль уходить. Главная задача – перевозить пассажиров, а не зарабатывать. Во всех странах этот бизнес не гиперприбыльный. Да и перевозчики много и не просят.

– Населению необходимость реформ объясняете?

– А как иначе? Когда появилась информация о забастовке в ПП №9, утром поехал, зашел в диспетчерскую, с людьми поговорил. Это первое предприятие, которое закрыли без забастовки. С людьми нужно разговаривать и не надо бояться, что они тебе морду набьют. А если есть за что, ну что ж, подставляй щеки, что поделать?

3557

Директор департамента транспорта мэрии Олег Осинский дал эксклюзивное интервью РИА «Омск-Информ», в котором попытался объяснить, зачем городские власти режут по живому автобусные маршруты.

– Олег Иванович, с чем все-таки связано решение об отмене ряда автобусных маршрутов при вводе нового зимнего расписания? Некоторые омичи к таким изменениям отнеслись очень болезненно.

– Сегодня мы пытаемся сделать маршрутную сеть оптимальной. Да, мы закрыли 5 маршрутов, но они не выполняли свою социальную функцию. Поймите, не может городской маршрут (тот же 65-й) двигаться с интервалом более 1 часа. Это уже спецподача какая-то. По четкому расписанию мы можем обслуживать какое-нибудь поселение – как, например, микрорайон Входной. Внутренний же городской маршрут не может работать с таким интервалом.

Или 57-й маршрут – он ходил с интервалом 40 минут по пустому Красноярскому тракту, где жителей просто нет. Пока люди по улицам Королева и Заозерной по утрам еле втискивались в автобусы, он ходил «с приветом» где-то сбоку. Теперь же мы поставили автобусы на улицу Королева на 29-й маршрут и продлили его до Первокирпичного поселка. Его жители будут ждать автобус не 40, а всего 12 минут.

С 29-м маршрутом ситуация какая? Тысячи людей расслабились сегодня, сели на него и поехали, но есть человек, которому было удобно на 57-м, на свободное сиденье садился и несся по Красноярскому тракту без пробок. А в это время люди вдавливались в автобусы на Королева. Это справедливо? Я же за весь город отвечаю. Я понимаю, что кому-то делаю больно. 257-й автобус мы гоняли для одной колонии №8. Но ее сотрудников область должна возить. Вы автобус в городе ждете, а он маячит там – погрузил 20 человек и везет. Стал разбираться, а в колонии, оказывается, есть автобус, на это даже деньги выделяют.

– Маршрут 1И сняли тоже из-за больших интервалов?

– Знаете, маршрут для инвалидов с интервалом в 55 минут – это кощунство какое-то. Мы сделали подсчет – в час на обычных маршрутах проезжает 12-13 инвалидов, а в 1И за час всего 9-10. Маломобильные группы населения ездят сегодня по разным маршрутам и на других автобусах, предназначенных для них. И это хорошо. Можно спокойно зайти на сайт «Мой маршрут», позвонить в диспетчерскую и отследить, когда подойдет низкопольный автобус. Водитель обязательно остановится и подберет пассажира, даже если он на коляске.

– Какие-то изменения в сети еще планируются?

– Изменений на самом деле много уже сейчас. Так, мы утром закрыли 28-й маршрут, а вечером – 78-й, и никто этого не заметил. Один автобус с левого берега на правый ходит по часовой стрелке, другой – против. Но утром все хотят проехать на «коротком плече» через Метромост, а вечером все хотят уехать через Ленинградский мост – пожалуйста, мы их вывозим 28-м автобусом.

Ряд мероприятий мы так и не провели: наверное, наше сознание не позволило это сделать, мы понимаем – зима все-таки. Но до весны будем продолжать активно изучать пассажиропотоки, и поэтому все еще впереди.

– Кто занимается разработкой и утверждением этих изменений? И как определяется – нужен маршрут или нет?

– Существует норматив по пешеходной доступности, рассчитанный еще в Советском Союзе. Он составляет 1 километр. Мы же рассматриваем целесообразность ввода маршрута, начиная от 500 метров. Разрабатываем маршруты совместно с СибАДИ и профессором Ольховским – у меня на столе целая гора папок лежит с исследованиями.

Знаете, что нужно сделать, чтобы создать идеальную маршрутную сеть? Опросить 100% населения. Но, уверяю вас, через месяц люди захотят другую сеть – приоритеты все-таки меняются.

–  Но омичи недовольны не только сетью, но и тем, что расписание движения не соблюдается.

– Пробки ведь в городе. Наши диспетчеры и так переставляют автобусы в течение всего дня. Все, что можем, делаем, но и этому конец приходит – город останавливается и смыкается. У меня спрашивают – после изменений перевозки станут лучше? Да дай бог, чтобы они остались на прежнем уровне – автомобилей в городе с каждым днем больше становится. Сейчас снег пойдет – сцепление с асфальтом ухудшится, с чего лучше-то будет? Но начинать менять систему нужно – тогда, может, следующей зимой увидим улучшение.

Буквально вчера директор крупного завода мне звонит и говорит – да что такое творится, с 7 до 9 утра уехать никуда не могу. Отвечаю ему: «Вы попробуйте сами приехать на работу к этому времени, вы тогда планерки будете в машине проводить». Мы же тоже не на вертолетах летаем. Со мной и семья беседует по этому поводу, и соседи, и все друзья – спрашивают, что вы делаете? Пытаемся как-то управлять этой ситуацией! Я не скрываю, что из года в год перевозки ухудшаются. Мы все резервы подключаем – сегодня на улицы выпустили еще 20 дополнительных машин, но вечером результат из-за пробок будет прежним. Дверь автобуса или «Газели» на остановке откроется – вы войдете, а потом еще долго будете сидеть и смотреть на пассажиров на остановке. Все стоит, все уезжают с работы! Я же не могу рекомендовать всем ездить после 7 вечера домой или, например, до 5.

– И где же искать выход?

– Посмотрите на зарубежный опыт – они на автомобилях уже накатались. Вот у вас есть автомобиль?

– Нет.

– А хотели бы?

– Ну, конечно.

– Правильно, это нормально, это жизнь. У нас в стране 250 машин на тысячу человек. А в Европе –  600-700. Вот пока мы не забьем все дороги к чертовой матери, мы не задумаемся, что нужно что-то менять. В Сеуле в 1995 году пробки были гораздо хуже наших, а сейчас там пусто, как во времена Советского Союза. И если в 95-м общественным транспортом пользовались 16% сеульцев, то сейчас – 60%. А как расширить, например, Прагу? Да никак. В старинных европейских городах просто запрещают въезд в центр города или делают его очень дорогим: 10 евро нужно, чтобы просто в центр попасть и 5 евро заплатить за часовую парковку.  Поэтому мэр Лондона, например, на велосипеде ездит. Мы пока к такому не готовы. Но и перспектива эта далекая – это когда вы купите машину себе, потом жене, накатаетесь и поймете, что это не решение проблемы.

– А как проблему решают в России?

– Москва уже «съехала» – было 19 улиц с выделенными полосами, а осталось всего шесть. Но и в Москве пока 400-450 автомобилей на душу населения. Когда будет 700, тогда все поедут на метро и общественном транспорте. Вот опять же, жители Сеула ездят на машинах только по выходным и то – за город, а в городе – на общественном транспорте.

– Со стороны населения после начала оптимизации сети почувствовали негативное отношение?

–  Чувствую и негатив, и ответственность. Знаете, можно выплескивать негатив, а можно сесть порассуждать – он самоубийца что ли, Осинский? Вы думаете, я специально сажусь и раздражаю население? Я представляю всю меру ответственности и ни с кем ее делить не собираюсь. Сторонников мало, в основном все критикуют, но, слава богу, меня понимают депутаты Горсовета, с которыми я третий месяц переговоры веду. Хорошо, если я не прав, предложите что-то другое, другие варианты. «Газелей» добавить, например. А вы заметили, что их на дорогах меньше стало? На них даже по одному водителю не набирается – люди работают, а потом думают – все-таки, наверное условия должны быть другие. Будет у бизнесмена автобус большой – можно двух водителей посадить, акционерное общество создать, трудовые книжки раздать. Надо прекращать эти «тараканьи бега». Мы же все видим, где стоят маршрутки – во дворах. Кто сегодня гарантирует, что водитель прошел медобследование, а автобус отремонтирован? Никто, даже сам владелец. Условий не было, а было только желание убрать всех на Луну и запустить автобусы. А мы сегодня говорим – нет, мы будем с вами сотрудничать и общаться с вами.

В принципе маршрутное такси должно ездить из точки А в точку Б, не подсаживая никого. Например, на железнодорожном вокзале люди зашли, сели, пристегнулись и едут до конечной остановки «Советский исполком». Водитель высаживает пассажиров только на остановках и никого не берет. Это маршрутное такси – попросите у водителя схему, там четко обозначено, где он должен останавливаться. Он же этого не делает, потому что мы из маршрутного такси сделали гибрид, похожий на автобус. Но это не автобус – в автобус вы должны входить в полный рост. В час пик в нем иногда будет не совсем комфортно – кому-то придется стоять, но в межпиковое время он будет возить людей «по сиденьям». Это во всем мире так – автобус берет на себя нагрузку в час пик, а днем «расслабляется». Никто при этом не говорит, что «Газели» нужно начисто убрать, мы говорим об их замене.

– Где вы будете размещать частных перевозчиков, которые заключат с вами новые контракты после покупки автобусов большой вместимости?

– Да, вопрос у частных перевозчиков есть такой – где мы будем обслуживаться? На базе бывшего ПП-9. Многие спрашивают, почему убрали ПП-9, а не ПП-7, например. Потому что ПП №9 требовал больших затрат, предприятие построено с размахом – с громадными потолками, переходами. Расходы на его содержание в два раза выше, чем в ПП №7. Сейчас на «семерке» уже третий месяц проходит инвентаризация – считаем все до болта. Авторучка даже на столе у директора останется. И частники  будут обслуживаться там – и заправим их, и бокс там предоставим.

– За чей счет?

– За счет перевозчика – он будет арендную плату вносить. Бесплатно это делать никто не будет, но никто не собирается их грабить и наживаться на этом. Муниципальное предприятие априори не может работать с прибылью, оно должно хотя бы в ноль уходить. Главная задача – перевозить пассажиров, а не зарабатывать. Во всех странах этот бизнес не гиперприбыльный. Да и перевозчики много и не просят.

– Населению необходимость реформ объясняете?

– А как иначе? Когда появилась информация о забастовке в ПП №9, утром поехал, зашел в диспетчерскую, с людьми поговорил. Это первое предприятие, которое закрыли без забастовки. С людьми нужно разговаривать и не надо бояться, что они тебе морду набьют. А если есть за что, ну что ж, подставляй щеки, что поделать?

3557