на правах рекламы
11:39
+22 $ 74.16 +0.02
90.00 +0.5

По течению против ветра

от 31.10.12 в 17:24 версия для печати
По течению против ветра

Главный пункт в редакционном проекте, реализуя который, я двигался по пути Бухгольца, заключался в том, чтобы установить продолжительность пути русского отряда по Иртышу от озера Ямышево до устья Оми.

Преодолев 700 речных километров на веслах, я готов со всей ответственностью утверждать, сколько времени на самом деле потратил отряд, чтоб достичь устья Оми.

Широко распространенная версия о том, что отряд Бухгольца одолел маршрут за 7-8 дней, идет из книги «Из истории Омска (1716-1917). Очерки, документы, материалы». Там указывается, что, поскольку расстояние от Ямышева до Омска известно - около 450 километров, известен тип судов - дощаники, то, следовательно, зная скорость течения, нетрудно подсчитать время, затраченное Бухгольцем на путь, - 7-8 дней. Эти данные приводятся в подавляющем большинстве современных статей и монографий, связанных с основанием Омска.

Вроде бы все правильно. Скорость Иртыша согласно общим сведениям из справочников - 0,5-1,5 метра в секунду.
Или от 1,8 дс 5,4 км в час. Подчиняясь логике, возьмем за основу средние данные, скажем, четыре километра в час, и получим, что при 14-часовой продолжительности ежедневного сплава, когда команды только правят судами с помощью руля и весел, отряд за вссемьдней, но не за семьВ), добирается до Омска. Правда, тут есть несколько тонкостей, о которых мало кто догадывается. Вот одна из них. Оказывается, скорость течения четыре километра в час, выбранная нами на основе логики, это максимальная скорость реки в пределах степного Прииртышья.
Она зарегистрирована у городка Клин а период половодья. И вообще лишь на некоторых участках средняя скорость реки, как сообщили мне речники, может достигать значения 3,8 км в час. Лучше всего ориентироваться натри километра в час или даже чуть меньше. Вроде бы разница между расчетной скоростью и реальной скромная - всего один километр, но она составляет 25 процентов.

Но самое большое открытие делаешь тогда, когда узнаешь, что приведенные в книге 450 километров пути от Ямышева до Омска - это расстояние не по Иртышу, а посуху, о нем говорится еще в записках известного исследователя Сибири Палласа, датированных семидесятыми годами ХУП! столетия (правда, тогда длина дорог приводилась в верстах).

Готовясь к проекту «По пути Бухгольца», мы в редакции понимали, что идти в одиночку на обычной гребней лодке - это не совсем идентично условиям похода почти ЗОО-летней давности. Однако надо понимать, что в подобных экспериментах никогда нет возможности добиться полного сходства условий - века минули. Все изменилось; и река, и люди, и материалы, из которых строят плавсредства.

Сейчас автор этой книжки, как непосредственный исполнитель проекта, с полной уверенностью может говорить, что отряд Бухгольца потратил на свой путь как минимум три недели. Тс есть прибыл к месту слияния Иртыша и Оми около 18 мая по старому стилю, или 29 - по новому.

И еще добавлю: не только потому, что расстояние от села Ямышева до Омска по Иртышу действительно составляет не 450, а 700 километров. Есть еще несколько условий, кроме климатических и географических, увеличивающих срок плавания от озера Ямышевс до устья Оми, но сб этом будет сказано чуть ниже.
Самое занимательное заключается в том, что Бухгольц сам указывал почти верную длину пути от Ямышева до устья Оми: верст шестьсот или даже больше. Длина версты - около 1,1 километра.

Однако он для современного человека не может быть авторитетом: когда Иван Дмитриевич плыл по Иртышу, тогда километровых столбов на речных берегах еще не стояло. Да и открыл я эту цифру уже после возвращения в Омск. Пройдя его путем, записки подполковника я стал читать гораздо внимательнее.
Авдруг спрсситлюбознательныйчитатель, русло Иртыша так меняется с годами, что длину трехсотлетней давности и некорректно сравнивать с сегодняшней? Нет корректно, Ведь Иртыш течет вдоль излома земной коры, а ее очертания так быстро не меняются. И эта теория подтверждается практикой. Я видел карту Иртыша, изданную в 1904 году. Отдельные участки реки действительно стали иными, но общая длина реки от Ямыше ваде устья Оми осталась прежней - километр в километр. Существует, видимо, какая-то средняя мера, сродни равновесию в мире тяжестей, которая не позволяет реке меняться.


Поэтому сегодняшние результаты плавания по Иртышу на гребных судах вполне можно соотносить с давними, которым исполняется триста-четыреста лет. С полным основанием можно утверждать, что, если брать в расчет реальную среднюю скорость Иртыша, по словам бакенщиков, не больше 2,8-3,0 км в час, то она не позволяет преодолеть путь за семь-восемь дней не только нынче, но и в начале ХУП! века.


Кроме того, скорость очень разнится в зависимости от участка. На плесах, расширенных участках Иртыша, она вряд ли превышает один километр в час.
Тормозили плавание и мели. Их много на Иртыше. Порой прямо на середине реки лодка начинает дном шуршать о песок. Но у моей лодки какая осадка - сантиметров 15-20. Удощаников - полметра- метр.

Следовательно, суда Бухгольца не раз и не два садились на мели. Иртыш в Казахстане очень извилист, с множеством островов, они почти на каждом километре. Спрямить путь можно, проток множество, однако скорость течения в последних гораздо ниже, чем по основному руслу.
К тому же огромные суда, собранные из толстых плах, служивших крепостным и стенами, вряд ли могли двигаться быстро и не требовать постоянной починки. Допустим даже, что суда не разбирались, из них не строили крепостных стен, но все равно, простоявшие осень и весну в сырости, требовали просушки. А кто бы позволил их сушить? Вес же играет большую роль. На стоянках я обычно загружал влодкутри-четыре пятилитрсвых баллона чистой воды.

С десяток банок консервов. Хлеб. Конфеты. Постепенно я все это подьедал. И чем больше я уничтожал запасов, чем легче становилась лодка, тем она быстрее шла по Иртышу. Так ведь убавлялись жалкие десятки килограммов. Дсщаники же весили до тридцати тонн. Судно не успеет по прямой разогнаться - уже поворот. Изгибы на Иртыше часты. Через один-два километра. На повороте скорость резко падает. Инерция к берегу судно несет.


Надо знать еще одну тонкость, когда мы говорим о скорости течения. Максимум скорости - по фарватеру. Но максимум скорости приходится не на середину реки, а ближе к одному или другому - обрывистому - берегу. Следовательно, расстояние опять увеличивается.


Но дело не только в изгибах Иртыша. Были и другие факторы, не позволявшие Бухгольцу двигаться быстро.
За день в осажденной джунгарами крепости, как мы помним, умирало по 20-30 человек. Цинга и сибирская язва свирепствовали. Не мог Иван Дмитриевич, отступая перед противником, бросить больных солдат на произвол судьбы.
Значит, как это ни грустно, солдаты продолжали умирать и во время плавания.Их требовалось хоронить. Хоронить без спешки, по православному обычаю. С копанием могил, отпеванием: священник в войске был. Опять отрывалось время от плавания. Не могли солдаты обойтись и без еженедельных банных дней. Иначе сопрели бы от пота. Да и завщи еленны ми вышли из крепости. Баня же лучшее средство против паразитов.


И наголодались за время осады. На еду простую и незатейливую, поди, волками бросались. Питаться солдаты могли рыбой. Но чтобы ловить ее сетями в протоках, брать неводами на отмелях - опять требовалось время. Требовала времени и заготовка мяса.И еще. Мало кто из современных людей, даже живущих на берегах Ир«ттвт тыша, знает, что весной и в начале лета сплавляться по течению мешают сильные встречные ветры. Такова их роза.


На северо-западный ветер приходится 20-25 процентов, на северный 16-20 и на западный ветер около 15 процент 1 продолжительности в общей сумме направлений ветров. Такое распределение' направлений ветра связано с пресблада' нием летних циклонов, приходящих к нам с Атлантического океана. На попутный ветер надежда не велика, его доля - 10-15 процентов. И он не такой сильный, в отличие от своих противников, дующих в среднем со скоростью от 4,5 до 5 метров в секунду. То есть их средняя скорость выше средней скорости Иртыша. Когда' я первый раз услышал пословицу прииртышских казахов «Гребцу ветер всегда встречный», то посчитал ее иронической, Потом, намучившись, понял: это народная мудрость, проверенная веками.
Хотя отряд Бухгольца спускался вниз по реке, преодолевая. не течение, а встречный ветер, работать веслами требовалось почти с той же силой, как и против течения. Автор этих строк чистого времени на воде, только в лодке, провел двести тридцать часов. Потом понадобилось больше полумесяца, чтобы кожа, на пальцах рук, онемевшая от весел, хоть немного отошла. Это маленькая иллюстрация к нагрузкам.


Обо всех этих деталях здесь пишется для того, чтобы было понятно, почему дорога отряда подполковника Бухгольца не выглядела легкой увеселительной прогулкой. Им приходилось вкалывать на полную катушку. Дощаники - суда тяжелые. В каждом из восемнадцати дощаниксв, если исходить из числа русских солдат, выживших за время осады, находилось от тридцати до пятидесяти человек. Для сравнения: примерно столько же мест в салонах ааа тсбусовдальнегоследования. Спомощью' воображения поместите эту громадину в русло реки, и вы поймете, сколько усилий, требовалось солдатам, чтобы управляться с судном такого же размера. Но дощаники строились псвместительнее, ведь в них кроме людей перевозились пушки, ружья, большое количество инструментов и приспособлений, необходимыхдля возведения крепостей и долгого плавания.


Примерное представление о грузе отряда можно получить в трудах омского историка Андрея Палашенкова (1886-1971). По его данным, при отплытии из Тобольска в 1715 году на суда Бухгольца было погружено 40 пушек, около 14 тысяч ядер, пятьтысяч гранат 850пудовыхбомб, порох, ружья, копья и так далее. Конечно, многое из этого груза за тяжелые зиму и весну было потеряно, но многое и осталось. А количество-то судов уменьшилось в три раза. А имущество казенное, надо везти. Нехитрый солдатский скарб тоже со счетов не сбросишь - требовал себе места. Представляете величину судна?! Стандартный государственный дощаник строился около 26 метров длиной и около пяти метров шириной. Представляете, какой каторжный труд падал на гребцов и рулевых, чтобы при сильнейшем встречном или боковом ветре просто держать эту махину в границах фарватера?

 

Виктор Гоношилов (продолжение следует)

 

 




Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх