Поиск

Доступное жильё, разумные ставки по кредитам, отечественные продукты в ассортименте, авиабилеты, на которые не нужно копить, - миф или реальность? Об этом «АиФ» расспросил Александ­ра Лебедева, бизнесмена, доктора экономических наук.

Почём метр?

«АиФ»: - Нам много раз обещали доступное жильё, запускали разные госпрограммы... Но ничего не меняется. Почему?

А.Л.: - Да, власть обещала жильё по 30 тыс. руб. за 1 м², и это реально достижимая цифра, но только совместными усилиями власти и бизнеса. На моём опыте малоэтажного строительства в регионах могу сказать: в конечной цене жилья половина приходится на стройматериалы и собственно строительство, а вторая половина - это расходы на проектировку и согласование (нередко они занимают 4-5 лет!), коммуникации, сети, дороги и социальные объекты (дом культуры, детсад) в виде нагрузки. Метр будет стоить 30 тыс. руб., если эту вторую половину возьмёт на себя государство. Сейчас правитель­ство запустило новый пилотный проект в нескольких областях, в рамках которого оно возьмёт на себя выделение земли, подведение сетей и дорог, а в обмен власти станут контролировать верхнюю планку цены готовых квартир (обещают, что она будет на 20% ниже рынка). Это реальный путь к доступному жилью, но только если в проект возьмут компании, имеющие опыт и строительные мощности, а не только «своих».

Есть и другая проблема. В кризис фактически прекратилось кредитование строительства жилья эконом-класса. Госбанки реальный сектор мало кредитуют - они любят давать деньги только под что-то «сладкое», например под сырьевые потоки, «элитное» жильё и т. п. Ситуацию спасёт создание банка, который кредитовал бы только строительство. Но он опять будет «гос»...

«АиФ»: - Хотите сказать, что строительные компании совсем не получают прибыли?

А.Л.: - Прибыль есть в Москве и Подмосковье. А в регионах разрыв между затратами на строительство и реальными доходами населения таков, что дома стоят пустыми и плохо продаются.

«АиФ»: - Вы занимаетесь и сельским хозяйством. Объясните же, почему в магазинах сплошь импортные овощи и фрукты. Картошка - и та из Израиля и Египта!

А.Л.: - С российским товаром в торговые сети трудно пробиться - их сотрудники нередко коррумпированы. Всё имеет откатную логику: закупщики не возьмут товар, который может потеснить на прилавках иностранцев, потому что поставщики не переведут им «серые» деньги. Русская картошка в разы дешевле, чем импортная. Но товар идёт не напрямую в магазины, а перекупщикам, которые потом продают его под своим брендом. К ним картошка приходит по цене 5 руб. за 1 кг, а в магазине продаётся по 40! При этом за последние два года себестоимость этого продукта не росла.

«АиФ»: - И какова справедливая цена той же картошки?

А.Л.: - Её себестоимость - 3,5-4,5 руб. за 1 кг. На рынке нормальная цена картошки должна быть 20-25 руб., в сетях - 30 руб. В эту цену входят транспортные расходы (ещё минимум 5 руб. с 1 кг), обработка - мойка, сушка, упаковка и сортировка (плюс ещё 5 руб.) и торговая наценка. Значит, цена свыше 30 руб. за 1 кг говорит о чрезмерном обогащении всех участников цепочки и монополизме торговых сетей.

Заоблачный процент

«АиФ»: - Ощущение, что на тебе наживаются, возникает не только в магазине, но и при покупке авиабилета. Почему в Европе можно летать за 10 евро, а у нас - нет?

А.Л.: - Пока условий для работы бюджетных перевозчиков у нас нет. Нужны в первую очередь аэропорты второго эшелона. На Западе аэропорты платят авиакомпаниям за базирование. У нас же наоборот - перевозчик платит огромные деньги аэропорту. Ещё проблема - авиакеросин. Эта отрасль коррумпирована, монополизирована, цены на топливо завышаются.

«АиФ»: - Выходит, дешёвые авиабилеты в России - утопия?

А.Л.: - Смотрите: авиаперевозчики зарабатывают только на выгодных маршрутах, а они поделены среди узкого круга избранных, войти в него невозможно. Внутри страны почти все перевозки убыточны. Если бы авиакомпанию, летающую на внутренних маршрутах, пустили в Милан, Париж или на Кипр, она бы могла, заработав больше денег там, снижать тарифы на рейсах в Омск, Челябинск и др. А это заставило бы и всех на рынке опустить цены - так работает конкуренция.

«АиФ»: - Заоблачные цены приводят к тому, что люди хватают кредиты, а они ведь нам тоже обходятся дороже, чем за границей. Можно ли банковские ставки ограничить? Вроде бы готовят такой закон.

А.Л.: - Такой законопроект есть (автор его - депутат Анатолий Аксаков), но он чересчур мягкий, и его наверняка ещё смягчат - лобби ростовщиков очень мощное. Людям сейчас просто впаривают кредитные карты - высылают их по почте, суют в руки в аэропортах. Активируете такую карту - и попадаете в кабалу под 75-100% годовых, а микрофинансирование может стоить 2000% годовых! Такие кредиты предлагают в расчёте на то, что из 140 млн людей найдётся хотя бы 10 млн, которые ничего в экономике не понимают. Государство должно их уберечь. Ростовщичество надо запретить, как во Франции и Бельгии, где это уголовное преступление. Так было и в Российской империи до 1917 г.

Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/money/article/56609

Доступное жильё, разумные ставки по кредитам, отечественные продукты в ассортименте, авиабилеты, на которые не нужно копить, - миф или реальность? Об этом «АиФ» расспросил Александ­ра Лебедева, бизнесмена, доктора экономических наук.

Почём метр?

«АиФ»: - Нам много раз обещали доступное жильё, запускали разные госпрограммы... Но ничего не меняется. Почему?

А.Л.: - Да, власть обещала жильё по 30 тыс. руб. за 1 м², и это реально достижимая цифра, но только совместными усилиями власти и бизнеса. На моём опыте малоэтажного строительства в регионах могу сказать: в конечной цене жилья половина приходится на стройматериалы и собственно строительство, а вторая половина - это расходы на проектировку и согласование (нередко они занимают 4-5 лет!), коммуникации, сети, дороги и социальные объекты (дом культуры, детсад) в виде нагрузки. Метр будет стоить 30 тыс. руб., если эту вторую половину возьмёт на себя государство. Сейчас правитель­ство запустило новый пилотный проект в нескольких областях, в рамках которого оно возьмёт на себя выделение земли, подведение сетей и дорог, а в обмен власти станут контролировать верхнюю планку цены готовых квартир (обещают, что она будет на 20% ниже рынка). Это реальный путь к доступному жилью, но только если в проект возьмут компании, имеющие опыт и строительные мощности, а не только «своих».

Есть и другая проблема. В кризис фактически прекратилось кредитование строительства жилья эконом-класса. Госбанки реальный сектор мало кредитуют - они любят давать деньги только под что-то «сладкое», например под сырьевые потоки, «элитное» жильё и т. п. Ситуацию спасёт создание банка, который кредитовал бы только строительство. Но он опять будет «гос»...

«АиФ»: - Хотите сказать, что строительные компании совсем не получают прибыли?

А.Л.: - Прибыль есть в Москве и Подмосковье. А в регионах разрыв между затратами на строительство и реальными доходами населения таков, что дома стоят пустыми и плохо продаются.

«АиФ»: - Вы занимаетесь и сельским хозяйством. Объясните же, почему в магазинах сплошь импортные овощи и фрукты. Картошка - и та из Израиля и Египта!

А.Л.: - С российским товаром в торговые сети трудно пробиться - их сотрудники нередко коррумпированы. Всё имеет откатную логику: закупщики не возьмут товар, который может потеснить на прилавках иностранцев, потому что поставщики не переведут им «серые» деньги. Русская картошка в разы дешевле, чем импортная. Но товар идёт не напрямую в магазины, а перекупщикам, которые потом продают его под своим брендом. К ним картошка приходит по цене 5 руб. за 1 кг, а в магазине продаётся по 40! При этом за последние два года себестоимость этого продукта не росла.

«АиФ»: - И какова справедливая цена той же картошки?

А.Л.: - Её себестоимость - 3,5-4,5 руб. за 1 кг. На рынке нормальная цена картошки должна быть 20-25 руб., в сетях - 30 руб. В эту цену входят транспортные расходы (ещё минимум 5 руб. с 1 кг), обработка - мойка, сушка, упаковка и сортировка (плюс ещё 5 руб.) и торговая наценка. Значит, цена свыше 30 руб. за 1 кг говорит о чрезмерном обогащении всех участников цепочки и монополизме торговых сетей.

Заоблачный процент

«АиФ»: - Ощущение, что на тебе наживаются, возникает не только в магазине, но и при покупке авиабилета. Почему в Европе можно летать за 10 евро, а у нас - нет?

А.Л.: - Пока условий для работы бюджетных перевозчиков у нас нет. Нужны в первую очередь аэропорты второго эшелона. На Западе аэропорты платят авиакомпаниям за базирование. У нас же наоборот - перевозчик платит огромные деньги аэропорту. Ещё проблема - авиакеросин. Эта отрасль коррумпирована, монополизирована, цены на топливо завышаются.

«АиФ»: - Выходит, дешёвые авиабилеты в России - утопия?

А.Л.: - Смотрите: авиаперевозчики зарабатывают только на выгодных маршрутах, а они поделены среди узкого круга избранных, войти в него невозможно. Внутри страны почти все перевозки убыточны. Если бы авиакомпанию, летающую на внутренних маршрутах, пустили в Милан, Париж или на Кипр, она бы могла, заработав больше денег там, снижать тарифы на рейсах в Омск, Челябинск и др. А это заставило бы и всех на рынке опустить цены - так работает конкуренция.

«АиФ»: - Заоблачные цены приводят к тому, что люди хватают кредиты, а они ведь нам тоже обходятся дороже, чем за границей. Можно ли банковские ставки ограничить? Вроде бы готовят такой закон.

А.Л.: - Такой законопроект есть (автор его - депутат Анатолий Аксаков), но он чересчур мягкий, и его наверняка ещё смягчат - лобби ростовщиков очень мощное. Людям сейчас просто впаривают кредитные карты - высылают их по почте, суют в руки в аэропортах. Активируете такую карту - и попадаете в кабалу под 75-100% годовых, а микрофинансирование может стоить 2000% годовых! Такие кредиты предлагают в расчёте на то, что из 140 млн людей найдётся хотя бы 10 млн, которые ничего в экономике не понимают. Государство должно их уберечь. Ростовщичество надо запретить, как во Франции и Бельгии, где это уголовное преступление. Так было и в Российской империи до 1917 г.

Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/money/article/56609