на правах рекламы
15:45
+2 $ 69.55 -0.58
80.70 -1.04

Геля РУЗАЙКИН - «Куда идёт поколение Z?»

от 25.10.12 в 11:03 версия для печати
Геля РУЗАЙКИН - «Куда идёт поколение Z?»

Обилие информации обесценивает её. Но главное - оно подрывает здоровье населения.

Этого бодрого и жизнерадостного человека хорошо знают в кругах, связанных с информационными технологиями и программированием. Геля Рузайкин - в недавнем прошлом научный редактор компьютерного журнала. Ему стукнуло 77, но он активно участвует в специализированных выставках и конференциях. На одной из них его и застал «АиФ».

Плата за прогресс

- Геля Иванович, Интернет всё больше проникает в нашу жизнь. Люди сидят в социальных сетях, некоторые там почти «живут». К чему это приведёт?

Досье
Геля (Энгельс) Рузайкин родился в 1935 г. в Мордовии. Окончил мехмат МГУ. Автор более 80 научных работ, четырёх книг, рецензий к изданиям IT-тематики. Консультант журнала «Мир ПК». Женат, трое детей, четверо внуков, два правнука.

- Этот бум в значительной мере задан искусственно. Потребителю впаривают социальные сети, словно товар в супермаркете. Сначала он рад: ну как, я же могу написать другу детства Кольке, могу написать однокласснице, в которую был когда-то влюблён и которая теперь живёт в Америке! Могу через шесть «рукопожатий» дойти до любого! А потом выясняется, что это иллюзия: ну связался ты с человеком, а дальше что? «О, привет! Как дела?» - «Нормально. А у тебя?» - «У меня тоже. Ну пока». И чего ради всё это? Какова системная задача? Конечно, есть важные моменты, когда в Интернете создаются группы, чтобы деньги на лечение кому-то собрать, ещё для чего-то. Но в целом социальные сети - это пока болтовня, пустословие.

- Зато каждый может выложить там свои фото рядом с новенькой машиной или загородным домом. Показать, чего он добился, повысить свою значимость в глазах других.

- И в итоге вызвать у них не восторженные отклики, на которые рассчитывал, а зависть и раздражение! А на самом деле, если копнуть глубже, возможно, именно на это и рассчитывали создатели сети. Это же всё давно описано. Читайте Библию, 10-ю заповедь: не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего и т. д. Годы проходят, тысячелетия, а люди не меняются. Вот сейчас обилие гаджетов, электронных устройств. Из любопытства я иногда в метро смотрю: что люди с ними делают, чем заняты? Как правило, либо играют в некий аналог тетриса, либо раскладывают пасьянс. Пасьянс! То есть то, чем занимались ещё их прапрапрабабушки в XVIII-XIX веках! Иначе говоря, просто «тупят».

- Другое повальное увлечение - Твиттер, сервис микроблогов. Мне вот сдаётся, что это скорее для детей и подростков придумано. «Стою у стадиона, мимо прошёл Аршавин!» - «О, круто!» А у нас в Твиттер пишут чиновники, отчитываются о проделанной работе. Показуха?

- Конечно. Ещё хуже! Моё мнение: Твиттер - это отвлечение человека от дел, попытка дать ему почувствовать себя крутым и значимым. Но что это за крутизна? Помню, когда открыли станцию метро «Проспект Мира», все приезжали поглазеть на этот подземный зал-дворец, высокие сводчатые потолки. И кто-то в группе старшеклассников решил крикнуть: «Ж…а!» Остальные смеются, довольные: эхо-то разносится по всей станции.

Мне смешно видеть, как высокопоставленные чиновники с серьёзным видом рассказывают, что они написали в Твиттер. Уверен, за это время они могли бы сделать что-то более полезное и конкретное.

- Психологи говорят, что зависание в Интернете, постоянное скольжение по сайтам приводят к таким негативным последствиям, как клиповость сознания, неумение решать продолжительные задачи, поверхностное восприятие всего. Что добавите?

- Обилие информации обесценивает её. Всё труднее становится выискивать то, что действительно имеет смысл. Интернет стал пространством шума со всеми вытекающими проблемами - безопасностью, эффективностью общения, трудностью поиска. Человек получает больше информации, чем может переварить. Я называю это «синдром Лаокоона». Есть такая скульптура в Ватикане: на жреца Лаокоона наслали змей, и он борется с ними. Эти змеи и есть поток информации, которую мы не успеваем осмыслить. В результате начинаем ощущать свою ничтожность: я не справляюсь! Падает самооценка, развивается эмоциональная подавленность, возникает тревожность. Следом идут неврозы, страхи. Это серьёзная проблема, это здоровье населения. Такова плата за прогресс, за обилие информации.

Лекция от внука

- Но новое поколение, так называемое поколение Z, прекрасно чувствует себя в этих условиях. Сейчас дети даже инструкции к телефонам не читают - всё понимают интуитивно. Они что, умнее своих отцов и дедов?

- Ум тут ни при чём, это всего лишь навыки, а они достигаются быстро. С одной стороны, когда я смотрю, какие задачи школьники решают на олимпиадах по программированию, восхищаюсь. Они легко разбираются в тех вопросах, которые мы с трудом одолевали, будучи уже серьёзными специалистами. Но меня печалит то, что они невнимательны к истории. Они выросли на средствах разработки, на готовых решениях и не имеют вкуса работы с книгами, а это очень важно для развития. Есть мнение, что современная молодёжь - уже следующий этап эволюции. Но эволюция - долгий процесс, за одно поколение она не совершается. Думаю, мозг человека пока только претерпевает изменения. И куда придёт поколение Z, к каким ценностям и образу мыслей, зависит от того, что они сами будут предпринимать.

- Судя по их активности в митингах протеста, уже предпринимают?

- Здесь много путаницы и балабольства. На кухне поговорили, в Сети обсудили, давайте теперь в матюгальник на улице покричим. А газеты завтра про нас напишут! Мне нравятся те, кто мало говорит, но много делает. Скажем, блогеры, которые мусор убирают. Это целое движение: успешные люди, некоторые имеют свой бизнес, договариваются через Интернет, встречаются на досуге и собирают мусор в пригородных лесах, парках. Основная идея: поменьше говорить - побольше делать. Я вот тоже, как дурак, хожу по улицам, непотушенные окурки давлю (смеётся).

А те, кто громче всех кричит о демократии, видимо, не понимают, что демократия действует короткий промежуток времени. Даже в хвалёной Англии или США, как только возникает необходимость, демократию и свободы быстро ограничивают. Многие молятся на Интернет, думают, это рупор свободы и независимости. Но его тоже легко отключить - не только в Китае, но и во всём мире.

- А легко ли пожилому человеку освоить компьютер и Интернет?

- При желании - да. Например, он может попросить внука научить его работе с компьютером. Пусть внук подготовит лекцию, ему самому это будет полезно. Нарисует экран компьютера, покажет, где что расположено, как надо работать с текстами, как пользоваться калькулятором. А бабушка (или дедушка) сдаёт ему потом зачёт. Это важный просветительский момент, оба в этом заинтересованы.

- А нашим старикам оно надо? Цены в магазинах их волнуют, наверное, куда больше, чем информационные технологии?

- В России доля пожилых пользователей растёт, есть такая тенденция. Наши старики не ретрограды, несмотря на то что их таковыми считают и без устали вешают им лапшу на уши. Многие готовы обучаться, причём не механистически («нажмите вот эту кнопку, потом вот эту»), а вникая в суть и смысл процесса. Выросшим при советской системе старикам важно понимать, зачем они это делают, что в результате действия происходит. И они ещё способны принести пользу обществу. У них есть то, чего нет у молодых: опыт, жизненный и профессиональный. И они готовы его передавать в обмен на обучение.

http://www.aif.ru/society/article/56372

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх