Поиск

Одним из первых портфель в региональном кабинете министров получил министр экономики Омской области Александр Триппель, имеющий, кстати, весьма внушительный послужной список. Главный экономист области работал и в государственных, и в коммерческих структурах, шесть лет (как раз во времена дефолта) определял законодательную политику региона – два срока подряд, начиная с 1998 года, он избирался депутатом областного парламента. Обозреватель журнала NBвстретился с Александром Триппелем и узнал, на что делает ставку региональное правительство, во что готово вкладывать деньги и можно ли сделать дефицитный бюджет профицитным.

- Александр Фридрихович, вы долгое время занимались бизнесом. Какие предпринимательские качества помогают сейчас вам в новой должности? А какие, наоборот, мешают?

- Помогает не столько опыт предпринимательский деятельности, сколько большой опыт управленческой и законотворческой работы. Проще оценить ситуацию с разных сторон. Есть четкое понятие, как должна строиться работа министерства, и как в будущем те или иные решения отразятся на экономике региона, предпринимателях, жителях. Я не теоретик, а практик – поэтому мне легче работать. Экономику не нужно считать, ей необходимо управлять, чтобы добиться положительных результатов. Работая в коммерческих структурах, я видел немало проблем, которые необходимо было решать, в том числе с помощью функций органов власти. Скажем, вопросы, связанные с непомерным количеством проверок предпринимателей. Они сильно мешают развитию бизнеса. Контрольно-надзорные органы, приходя на проверку, уже считают предпринимателя нарушителем.

- Механизмы поддержки предпринимателей останутся прежними? Может, что-то новое появится, а от чего-то придется отказаться?

- Первый шаг – внесение поправок в областной закон «О квотировании рабочих мест». Проект рассматривался на недавнем заседании правительства Омской области. По сути, эти изменения снизят некоторое давление на бизнес. С трех до двух процентов уменьшится квота для приема на работу инвалидов на предприятия, где численность работников превышает сто человек. Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями законодательно была переложена на плечи бизнеса. Но предприниматели – самая активная часть населения, которой сегодня не безразлично не только свое будущее. Они ищут, рискуют, вкладывают свои деньги, привлекают кредитные средства. А также открывают новые рабочие места, платят налоги. Разве этим они не решают социальные вопросы? Власть в этом случае должна создать систему мотивации для бизнеса, при которой предприятию выгодно было бы увеличивать количество рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Сохранятся эффективные программы поддержки предпринимательской деятельности. Скажу больше, в регионе появится система поддержки инвестиционной предпринимательской деятельности. Иначе мы не то, что прорыв не сделаем, на месте будем топтаться. Расширится круг компаний, которые попадут в эту программу.

- Какие сферы предпринимательской деятельности больше всего нуждаются в поддержке? На какую деятельность в первую очередь обратите внимание?

- Проекты, связанные с переработкой, производством, потому что никакие другие направления предпринимательской деятельности не дадут большего экономического эффекта. Какие направления переработки? Не имеет принципиального значения. Абсолютно разные. К примеру, производство продуктов питания не так сильно развито в регионе. Неплохой рост может дать нефтехимия и машиностроение. Ничтожно низкий процент в деревообработке – всего лишь 0,4 процента от валового регионального продукта. И это несмотря на то, что в Омской области действую крупные лесообрабатывающие предприятия.

- А поддержка производителей молока?

- Поддерживать производителей молока, наверное, правильно. Но давайте задумаемся над тем, каков у нас рынок молочной продукции? Каково качество молока, какова конкурентоспособность тех же мини-молзаводов? Думаю, все же в долгосрочной перспективе в регионе нужно строить и развивать большие перерабатывающие комплексы, которые будут производить более качественную продукцию. Расширять их географию поставок. Молоко это сырье для нашего региона, также как для России нефть. И мы говорим: нефть не стоит вывозить за пределы страны, а перерабатывать в России. Точно также области нужно поступать и с молоком. Оно должно перерабатываться здесь, и здесь создаваться добавочная стоимость.

- Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между Омской областью и концерном «Кордиант». Что это даст региону?

- Также как и любое другое производство – инвестиции в экономику, новые рабочие места. Производство шин в России – отрасль достаточно непростая и весьма трудоемкая. Кстати, со вступлением в ВТО у этой отрасли проблем станет не меньше, чем у АПК. Руководство компании настроено серьезно, задачи перед ними стоят амбициозные. Произойдет не просто увеличение объемов выпуска шин. Поэтому по возможности будем поддерживать проект. Всегда легче развивать существующее производство, чем создавать новое.

- Как вы считаете, когда страна и наш регион уже почувствуют на себе все плюсы и минусы единого экономического пространства?

- Пока можно лишь прогнозировать ситуацию. Почему-то больше всего обсуждаются проблемы российской пищевой промышленности после вступления России в ВТО. Принято считать: наши производители многое потеряют. Возможно, но в России есть и современные компании с высокой производительностью труда, высоким качеством выпускаемой продукции. Неужели они уступят по всем позициям иностранным производителям? Вряд ли. А представляете, какая будет конечная цена продукта, привезенного в Омскую область из-за границы? Логистика в цене займет весомую долю. А кто-то испугался, что в Омске мы не сможем произвести конкурентоспособную продукцию. Конечно, иностранные предприятия могут и на нашей территории создавать производства. Но это не так уж и плохо. Здесь все равно будут работать наши люди, налоги поступать в российскую казну.

- Согласно договору о сотрудничестве со Сбербанком, банк, а точнее его дочерняя структура консалтинговая фирма Strategy Partners займетсяразработкой стратегии экономического развития Омской области. О деталях говорить, безусловно, рано, но в общих чертах, - что будет представлять из себя эта стратегия? Предполагается, - часть финансирования возьмет на себя омский бизнес. Предприниматели, раз уж они вложились в этот проект, возможно, рассчитывают на какие-то для себя преференции?

- Пока компания занимается изучением ситуации в Омской области, собирают информацию о регионе, естественно, с помощью министерства. И в последующем мы вместе разработаем программу развития Омской области до 2020 года – это среднесрочная перспектива, и долгосрочная – до 2030 года. Вначале, конечно, предстоит проанализировать потенциал региона, а уж потом предлагать какой-то комплекс действий. Не исключено – в будущем в области появится дополнительно какие-либо кластерные производства. Предприниматели сами предлагают финансовую помощь. Причина проста – им небезразлична судьба своей территории. Бизнесмены, как я уже говорил, весьма активные люди. Знают, что можно сделать, а чего делать не стоит и, порой, в каких-то вопросах разбираются гораздо лучше. Считается – предпринимателям все безразлично. Главное, чтоб его дело было в порядке. Но им важно быть не просто самим успешными, важно чтобы успешным был и регион. Если область не будет развиваться, то они и их бизнес здесь рано или поздно столкнутся с определенными трудностями.

- На днях стало известно, что губернатор Виктор Назаров намерен в течение следующего года максимально сократить государственный долг Омской области. Сокращение должно пройти за счет отказа от некоторых прошлых проектов, запланированных ранее к реализации. Но, наверное, можно не только сокращать издержки, но и искать дополнительные источники дохода в региональный бюджет. На ваш взгляд, какие альтернативные источники дохода можно найти?

- Мы только что с вами говорили об этом, обсуждая стратегию развития Омской области. Для этого она и разрабатывается, чтобы найти оптимальные варианты дальнейшего развития экономики, в том числе и поиск альтернативных источников доходов. Главная цель – определить точки роста. И если кто-то ожидает сиюминутных результатов – напрасно. Предстоит долгая, кропотливая работа.

- Региону уже пришлось отказаться от каких-либо проектов, чтобы сократить расходы бюджета?

- Пришлось и эти проекты уже  известны. Сейчас рассматриваются областные целевые программы. Какие-то будут оставлены, какие-то прекращены, а какие-то заморожены. Мы против того, чтобы финансировать их с большой растяжкой по срокам. Их необходимо реализовывать в максимально короткий период, а иначе теряется сам смысл такой программы. К примеру, принята областная программа, предусматривающая строительство аэропорта «Омск-Федоровка», на которую должны выделяться деньги из бюджета региона. Сегодня встал вопрос: а может ли бюджет позволить оплатить столь дорогостоящий проект? Возможно, есть более приоритетные? Нужно хорошо подумать, куда вкладывать деньги.

- А все-таки нужен аэропорт в Федоровке?

- Аэропорт нового уровня нужен. Но позволить себе тратить больше чем зарабатываем, мы не можем. Строительство аэропорта возможно только с помощью инвестора. А пока идет реконструкция действующего аэропорта с участием федеральных средств. На данный момент необходимо устранить основную проблему – взлет и посадку самолетов в черте города. Но к 300-летию города эта проблема будет решена.

- Похоже, работа исполнительных органов государственной власти  субъектов Федерации и их руководства в скором времени будет оцениваться по-другому. На днях президент поручил разработать новые критерии оценки. Как вы думаете, а какой же все-таки главный показатель эффективности работы губернатора и его команды?

- Форма оценки меняется, действующая уже изжила себя. Кто-то научился влиять на определенные показатели, тем самым получая хорошие рейтинги и оценки. При этом критерии, бравшиеся за основу, абсолютно не отражали реального положения дел на местах. Поэтому появился новый подход к такой проблеме. Показателей эффективности работы власти немного и они очевидны – уровень жизни, уровень доходов населения – показатели, которые обмануть невозможно.

NB

Одним из первых портфель в региональном кабинете министров получил министр экономики Омской области Александр Триппель, имеющий, кстати, весьма внушительный послужной список. Главный экономист области работал и в государственных, и в коммерческих структурах, шесть лет (как раз во времена дефолта) определял законодательную политику региона – два срока подряд, начиная с 1998 года, он избирался депутатом областного парламента. Обозреватель журнала NBвстретился с Александром Триппелем и узнал, на что делает ставку региональное правительство, во что готово вкладывать деньги и можно ли сделать дефицитный бюджет профицитным.

- Александр Фридрихович, вы долгое время занимались бизнесом. Какие предпринимательские качества помогают сейчас вам в новой должности? А какие, наоборот, мешают?

- Помогает не столько опыт предпринимательский деятельности, сколько большой опыт управленческой и законотворческой работы. Проще оценить ситуацию с разных сторон. Есть четкое понятие, как должна строиться работа министерства, и как в будущем те или иные решения отразятся на экономике региона, предпринимателях, жителях. Я не теоретик, а практик – поэтому мне легче работать. Экономику не нужно считать, ей необходимо управлять, чтобы добиться положительных результатов. Работая в коммерческих структурах, я видел немало проблем, которые необходимо было решать, в том числе с помощью функций органов власти. Скажем, вопросы, связанные с непомерным количеством проверок предпринимателей. Они сильно мешают развитию бизнеса. Контрольно-надзорные органы, приходя на проверку, уже считают предпринимателя нарушителем.

- Механизмы поддержки предпринимателей останутся прежними? Может, что-то новое появится, а от чего-то придется отказаться?

- Первый шаг – внесение поправок в областной закон «О квотировании рабочих мест». Проект рассматривался на недавнем заседании правительства Омской области. По сути, эти изменения снизят некоторое давление на бизнес. С трех до двух процентов уменьшится квота для приема на работу инвалидов на предприятия, где численность работников превышает сто человек. Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями законодательно была переложена на плечи бизнеса. Но предприниматели – самая активная часть населения, которой сегодня не безразлично не только свое будущее. Они ищут, рискуют, вкладывают свои деньги, привлекают кредитные средства. А также открывают новые рабочие места, платят налоги. Разве этим они не решают социальные вопросы? Власть в этом случае должна создать систему мотивации для бизнеса, при которой предприятию выгодно было бы увеличивать количество рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Сохранятся эффективные программы поддержки предпринимательской деятельности. Скажу больше, в регионе появится система поддержки инвестиционной предпринимательской деятельности. Иначе мы не то, что прорыв не сделаем, на месте будем топтаться. Расширится круг компаний, которые попадут в эту программу.

- Какие сферы предпринимательской деятельности больше всего нуждаются в поддержке? На какую деятельность в первую очередь обратите внимание?

- Проекты, связанные с переработкой, производством, потому что никакие другие направления предпринимательской деятельности не дадут большего экономического эффекта. Какие направления переработки? Не имеет принципиального значения. Абсолютно разные. К примеру, производство продуктов питания не так сильно развито в регионе. Неплохой рост может дать нефтехимия и машиностроение. Ничтожно низкий процент в деревообработке – всего лишь 0,4 процента от валового регионального продукта. И это несмотря на то, что в Омской области действую крупные лесообрабатывающие предприятия.

- А поддержка производителей молока?

- Поддерживать производителей молока, наверное, правильно. Но давайте задумаемся над тем, каков у нас рынок молочной продукции? Каково качество молока, какова конкурентоспособность тех же мини-молзаводов? Думаю, все же в долгосрочной перспективе в регионе нужно строить и развивать большие перерабатывающие комплексы, которые будут производить более качественную продукцию. Расширять их географию поставок. Молоко это сырье для нашего региона, также как для России нефть. И мы говорим: нефть не стоит вывозить за пределы страны, а перерабатывать в России. Точно также области нужно поступать и с молоком. Оно должно перерабатываться здесь, и здесь создаваться добавочная стоимость.

- Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между Омской областью и концерном «Кордиант». Что это даст региону?

- Также как и любое другое производство – инвестиции в экономику, новые рабочие места. Производство шин в России – отрасль достаточно непростая и весьма трудоемкая. Кстати, со вступлением в ВТО у этой отрасли проблем станет не меньше, чем у АПК. Руководство компании настроено серьезно, задачи перед ними стоят амбициозные. Произойдет не просто увеличение объемов выпуска шин. Поэтому по возможности будем поддерживать проект. Всегда легче развивать существующее производство, чем создавать новое.

- Как вы считаете, когда страна и наш регион уже почувствуют на себе все плюсы и минусы единого экономического пространства?

- Пока можно лишь прогнозировать ситуацию. Почему-то больше всего обсуждаются проблемы российской пищевой промышленности после вступления России в ВТО. Принято считать: наши производители многое потеряют. Возможно, но в России есть и современные компании с высокой производительностью труда, высоким качеством выпускаемой продукции. Неужели они уступят по всем позициям иностранным производителям? Вряд ли. А представляете, какая будет конечная цена продукта, привезенного в Омскую область из-за границы? Логистика в цене займет весомую долю. А кто-то испугался, что в Омске мы не сможем произвести конкурентоспособную продукцию. Конечно, иностранные предприятия могут и на нашей территории создавать производства. Но это не так уж и плохо. Здесь все равно будут работать наши люди, налоги поступать в российскую казну.

- Согласно договору о сотрудничестве со Сбербанком, банк, а точнее его дочерняя структура консалтинговая фирма Strategy Partners займетсяразработкой стратегии экономического развития Омской области. О деталях говорить, безусловно, рано, но в общих чертах, - что будет представлять из себя эта стратегия? Предполагается, - часть финансирования возьмет на себя омский бизнес. Предприниматели, раз уж они вложились в этот проект, возможно, рассчитывают на какие-то для себя преференции?

- Пока компания занимается изучением ситуации в Омской области, собирают информацию о регионе, естественно, с помощью министерства. И в последующем мы вместе разработаем программу развития Омской области до 2020 года – это среднесрочная перспектива, и долгосрочная – до 2030 года. Вначале, конечно, предстоит проанализировать потенциал региона, а уж потом предлагать какой-то комплекс действий. Не исключено – в будущем в области появится дополнительно какие-либо кластерные производства. Предприниматели сами предлагают финансовую помощь. Причина проста – им небезразлична судьба своей территории. Бизнесмены, как я уже говорил, весьма активные люди. Знают, что можно сделать, а чего делать не стоит и, порой, в каких-то вопросах разбираются гораздо лучше. Считается – предпринимателям все безразлично. Главное, чтоб его дело было в порядке. Но им важно быть не просто самим успешными, важно чтобы успешным был и регион. Если область не будет развиваться, то они и их бизнес здесь рано или поздно столкнутся с определенными трудностями.

- На днях стало известно, что губернатор Виктор Назаров намерен в течение следующего года максимально сократить государственный долг Омской области. Сокращение должно пройти за счет отказа от некоторых прошлых проектов, запланированных ранее к реализации. Но, наверное, можно не только сокращать издержки, но и искать дополнительные источники дохода в региональный бюджет. На ваш взгляд, какие альтернативные источники дохода можно найти?

- Мы только что с вами говорили об этом, обсуждая стратегию развития Омской области. Для этого она и разрабатывается, чтобы найти оптимальные варианты дальнейшего развития экономики, в том числе и поиск альтернативных источников доходов. Главная цель – определить точки роста. И если кто-то ожидает сиюминутных результатов – напрасно. Предстоит долгая, кропотливая работа.

- Региону уже пришлось отказаться от каких-либо проектов, чтобы сократить расходы бюджета?

- Пришлось и эти проекты уже  известны. Сейчас рассматриваются областные целевые программы. Какие-то будут оставлены, какие-то прекращены, а какие-то заморожены. Мы против того, чтобы финансировать их с большой растяжкой по срокам. Их необходимо реализовывать в максимально короткий период, а иначе теряется сам смысл такой программы. К примеру, принята областная программа, предусматривающая строительство аэропорта «Омск-Федоровка», на которую должны выделяться деньги из бюджета региона. Сегодня встал вопрос: а может ли бюджет позволить оплатить столь дорогостоящий проект? Возможно, есть более приоритетные? Нужно хорошо подумать, куда вкладывать деньги.

- А все-таки нужен аэропорт в Федоровке?

- Аэропорт нового уровня нужен. Но позволить себе тратить больше чем зарабатываем, мы не можем. Строительство аэропорта возможно только с помощью инвестора. А пока идет реконструкция действующего аэропорта с участием федеральных средств. На данный момент необходимо устранить основную проблему – взлет и посадку самолетов в черте города. Но к 300-летию города эта проблема будет решена.

- Похоже, работа исполнительных органов государственной власти  субъектов Федерации и их руководства в скором времени будет оцениваться по-другому. На днях президент поручил разработать новые критерии оценки. Как вы думаете, а какой же все-таки главный показатель эффективности работы губернатора и его команды?

- Форма оценки меняется, действующая уже изжила себя. Кто-то научился влиять на определенные показатели, тем самым получая хорошие рейтинги и оценки. При этом критерии, бравшиеся за основу, абсолютно не отражали реального положения дел на местах. Поэтому появился новый подход к такой проблеме. Показателей эффективности работы власти немного и они очевидны – уровень жизни, уровень доходов населения – показатели, которые обмануть невозможно.

NB