Поиск

Отмена доплат к пенсиям высокопоставленных чиновников может дать бюджету до 100 млн рублей. Да и начинать режим тотальной экономии всегда лучше с себя.

На последнем заседании весенней сессии Законодательное собрание приняло к рассмотрению протест прокурора области на статью 13 Кодекса о государственных должностях и государственной гражданской службе Омской области. Эта статья предусматривает выплату министрам, их заместителям и ряду других чиновников в случае прекращения полномочий единовременного пособия в размере их месячного денежного вознаграждения. Такие пособия не предусмотрены Трудовым кодексом РФ, а значит, по мнению прокуратуры, незаконны.

Из прежнего кабинета министров региона новый состав правительства области покинули два первых вице-премьера и семь министров. Если учесть, что ежемесячная зарплата первых вице-губернаторов составляет 285 тыс. рублей, а министров в среднем – 240 тыс. рублей (согласно официальным сведениям о доходах за 2011 год), протест прокурора экономит областному бюджету более 2,2 миллиона.

Но это далеко не вся экономия, которую могла бы принести региональной казне корректировка действующего с 2005 года Кодекса о государственных должностях и государственной гражданской службе Омской области и нормативных актов, касающихся муниципальных служащих. Речь о доплатах к пенсиям чиновников. В нынешнем году на эти доплаты в областном и городском бюджетах предусмотрено 99 млн 336 тыс. рублей.

Сигнал к пересмотру этого положения подал бывший губернатор области Леонид Полежаев. Перед тем, как оставить свой пост, он обратился к Законодательному собранию с просьбой не предоставлять ему предусмотренные Кодексом льготы, в том числе доплату к пенсии в размере 85% ежемесячного губернаторского вознаграждения. Если исходить из декларации Полежаева за 2011 год, эта доплата составляет примерно 450 тыс. рублей в месяц. Депутаты в этой части главе региона отказали. Что неудивительно, так как решение об отмене доплаты к пенсии губернатора логически вело к аналогичному шагу по отношению к спикеру, его заму и депутатам, работающим в ЗС на постоянной основе. Не исключено, что с народными избранниками в кулуарах поговорили и чиновники областного правительства, которым подобная тенденция также ничего хорошего не обещает.

Областной Кодекс предусматривает пенсионные доплаты для всех госслужащих, правда, делит их при этом на две категории – тех, кто находится на государственных должностях, и тех, кто несет государственную гражданскую службу. К первой относятся губернатор, спикер ЗС, председатели комитетов и комиссий ЗС, председатели КСП и Облизбиркома, заместители всех этих высокопоставленных лиц, министры областного правительства и еще ряд чиновников. Всем им назначается пенсия за выслугу лет в размере 55% от ежемесячного вознаграждения тем, кто проработал на государственной должности до 1 года, 65% – от года до 3 лет и 75% – если этот срок составил более 3 лет.

Остальные чиновники относятся к категории гражданских госслужащих и после 15 лет стажа получают право на получение пенсии в размере 45% своей зарплаты (оклада и всех надбавок к нему). За каждый год, проработанный на госслужбе сверх этих 15, добавляется еще по 3%, но не более чем до 75% зарплаты. Разницу между пенсией, начисленной по федеральному законодательству и выплачиваемой из Пенсионного фонда, и пенсией за выслугу лет доплачивает областной бюджет. Причем размер этой доплаты увеличивается с ростом оплаты работы на посту, который занимал чиновник-пенсионер.

Следует отметить, что значительная доля этих выплат приходится на тех, кто занимал государственные должности – их, конечно, меньше, чем рядовых госслужащих, но зарплаты у них несоизмеримо выше. Например, зарплата областного министра в прошлом году составляла в среднем 240 тыс. рублей, то есть достаточно проработать на этом посту более трех лет, и тебе гарантирована пенсия в 180 тыс. рублей. Госслужащему же, чтобы выйти на пенсию в 75% от зарплаты, надо тянуть чиновничью лямку 25 лет, а зарплата у него на порядок меньше министерской. Главный специалист, например, получает 15–20 тыс. рублей в месяц, и пенсию в 12–15 тысяч за четверть века далеко не самой интересной работы вряд ли можно назвать сверхвысокой наградой.

Аналогичный порядок назначения пенсий существует и для муниципальных служащих. Тут, правда, наблюдается некоторая путаница. Как, например, назначать пенсию Виктору Шрейдеру, пожелай он сегодня на нее отправиться? С одной стороны, он не отработал на выборной должности мэра двух сроков и не вправе претендовать на положенную ему по областному закону от 21 октября 2010 года пенсию в 55% ежемесячного заработка – 110 тыс. рублей. С другой, Шрейдер четыре с лишним года был первым вице-премьером областного правительства, за что ему по Кодексу следует начислить пенсию в 215 тыс. рублей.

Понятное дело, подобные суммы среднестатистическому пенсионеру представляются заоблачными, и он не понимает, почему, скажем, бывшему депутату-коммунисту Николаю Куторгину начислена пенсия в 10 тыс. рублей, а за то, что он два срока пробыл зампредом Омского городского Совета, городской бюджет доплачивает к ней ежемесячно еще 66 тыс. рублей.

С ростом числа «государственных» и «муниципальных» пенсионеров, а особенно с ростом зарплат работающих на этих должностях, увеличивается и бремя бюджетных выплат. Если в прошлом году областной бюджет затратил на доплаты к пенсиям до определенного региональным законодательством уровня 50 млн, а городской – около 20 млн рублей, то нынче объем доплат составит уже 76 млн и 23 млн 336 тыс. рублей соответственно.

Ситуация с наполнением бюджета области складывается не очень благополучно. Доходы отстают от запланированных, а тут еще беда с засухой. По неофициальной информации, губернатор уже объявил режим тотальной экономии на 2013 год. Возможно, с учетом этих обстоятельств есть смысл урезать расходы на доплаты к пенсиям чиновников. Хотя бы тем, у кого они в десятки раз превышают пособия среднероссийских пенсионеров.

Дмитрий Веретенников

Отмена доплат к пенсиям высокопоставленных чиновников может дать бюджету до 100 млн рублей. Да и начинать режим тотальной экономии всегда лучше с себя.

На последнем заседании весенней сессии Законодательное собрание приняло к рассмотрению протест прокурора области на статью 13 Кодекса о государственных должностях и государственной гражданской службе Омской области. Эта статья предусматривает выплату министрам, их заместителям и ряду других чиновников в случае прекращения полномочий единовременного пособия в размере их месячного денежного вознаграждения. Такие пособия не предусмотрены Трудовым кодексом РФ, а значит, по мнению прокуратуры, незаконны.

Из прежнего кабинета министров региона новый состав правительства области покинули два первых вице-премьера и семь министров. Если учесть, что ежемесячная зарплата первых вице-губернаторов составляет 285 тыс. рублей, а министров в среднем – 240 тыс. рублей (согласно официальным сведениям о доходах за 2011 год), протест прокурора экономит областному бюджету более 2,2 миллиона.

Но это далеко не вся экономия, которую могла бы принести региональной казне корректировка действующего с 2005 года Кодекса о государственных должностях и государственной гражданской службе Омской области и нормативных актов, касающихся муниципальных служащих. Речь о доплатах к пенсиям чиновников. В нынешнем году на эти доплаты в областном и городском бюджетах предусмотрено 99 млн 336 тыс. рублей.

Сигнал к пересмотру этого положения подал бывший губернатор области Леонид Полежаев. Перед тем, как оставить свой пост, он обратился к Законодательному собранию с просьбой не предоставлять ему предусмотренные Кодексом льготы, в том числе доплату к пенсии в размере 85% ежемесячного губернаторского вознаграждения. Если исходить из декларации Полежаева за 2011 год, эта доплата составляет примерно 450 тыс. рублей в месяц. Депутаты в этой части главе региона отказали. Что неудивительно, так как решение об отмене доплаты к пенсии губернатора логически вело к аналогичному шагу по отношению к спикеру, его заму и депутатам, работающим в ЗС на постоянной основе. Не исключено, что с народными избранниками в кулуарах поговорили и чиновники областного правительства, которым подобная тенденция также ничего хорошего не обещает.

Областной Кодекс предусматривает пенсионные доплаты для всех госслужащих, правда, делит их при этом на две категории – тех, кто находится на государственных должностях, и тех, кто несет государственную гражданскую службу. К первой относятся губернатор, спикер ЗС, председатели комитетов и комиссий ЗС, председатели КСП и Облизбиркома, заместители всех этих высокопоставленных лиц, министры областного правительства и еще ряд чиновников. Всем им назначается пенсия за выслугу лет в размере 55% от ежемесячного вознаграждения тем, кто проработал на государственной должности до 1 года, 65% – от года до 3 лет и 75% – если этот срок составил более 3 лет.

Остальные чиновники относятся к категории гражданских госслужащих и после 15 лет стажа получают право на получение пенсии в размере 45% своей зарплаты (оклада и всех надбавок к нему). За каждый год, проработанный на госслужбе сверх этих 15, добавляется еще по 3%, но не более чем до 75% зарплаты. Разницу между пенсией, начисленной по федеральному законодательству и выплачиваемой из Пенсионного фонда, и пенсией за выслугу лет доплачивает областной бюджет. Причем размер этой доплаты увеличивается с ростом оплаты работы на посту, который занимал чиновник-пенсионер.

Следует отметить, что значительная доля этих выплат приходится на тех, кто занимал государственные должности – их, конечно, меньше, чем рядовых госслужащих, но зарплаты у них несоизмеримо выше. Например, зарплата областного министра в прошлом году составляла в среднем 240 тыс. рублей, то есть достаточно проработать на этом посту более трех лет, и тебе гарантирована пенсия в 180 тыс. рублей. Госслужащему же, чтобы выйти на пенсию в 75% от зарплаты, надо тянуть чиновничью лямку 25 лет, а зарплата у него на порядок меньше министерской. Главный специалист, например, получает 15–20 тыс. рублей в месяц, и пенсию в 12–15 тысяч за четверть века далеко не самой интересной работы вряд ли можно назвать сверхвысокой наградой.

Аналогичный порядок назначения пенсий существует и для муниципальных служащих. Тут, правда, наблюдается некоторая путаница. Как, например, назначать пенсию Виктору Шрейдеру, пожелай он сегодня на нее отправиться? С одной стороны, он не отработал на выборной должности мэра двух сроков и не вправе претендовать на положенную ему по областному закону от 21 октября 2010 года пенсию в 55% ежемесячного заработка – 110 тыс. рублей. С другой, Шрейдер четыре с лишним года был первым вице-премьером областного правительства, за что ему по Кодексу следует начислить пенсию в 215 тыс. рублей.

Понятное дело, подобные суммы среднестатистическому пенсионеру представляются заоблачными, и он не понимает, почему, скажем, бывшему депутату-коммунисту Николаю Куторгину начислена пенсия в 10 тыс. рублей, а за то, что он два срока пробыл зампредом Омского городского Совета, городской бюджет доплачивает к ней ежемесячно еще 66 тыс. рублей.

С ростом числа «государственных» и «муниципальных» пенсионеров, а особенно с ростом зарплат работающих на этих должностях, увеличивается и бремя бюджетных выплат. Если в прошлом году областной бюджет затратил на доплаты к пенсиям до определенного региональным законодательством уровня 50 млн, а городской – около 20 млн рублей, то нынче объем доплат составит уже 76 млн и 23 млн 336 тыс. рублей соответственно.

Ситуация с наполнением бюджета области складывается не очень благополучно. Доходы отстают от запланированных, а тут еще беда с засухой. По неофициальной информации, губернатор уже объявил режим тотальной экономии на 2013 год. Возможно, с учетом этих обстоятельств есть смысл урезать расходы на доплаты к пенсиям чиновников. Хотя бы тем, у кого они в десятки раз превышают пособия среднероссийских пенсионеров.

Дмитрий Веретенников