Поиск

18 июля в 17.00 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля состоится презентация картины художника, морского офицера Николая Гриценко «Ночь на Тихом океане». Картину никогда ранее не экспонировали в Омске из-за ее больших размеров, около 80 лет она находилось в фондах музея, оставаясь недоступной для исследователей. «Ночь на Тихом океане» – самое крупноформатное из хранящихся в музее произведений русской живописи второй половины XIX века высотой 260 сантиметров и длиной 390 с половиной сантиметров. В 1902 году произведение экспонировалась на посмертной выставке художника, и затем хранилось в Государственном Русском музее в Ленинграде. В 1927 году по настоянию первого директора омского музея Ф. В. Мелехина была передана в Омский областной музей имени Врубеля. По словам научного сотрудника музея имени Врубеля Ольги Гайдук, основной причиной того, что картину не показывали, были ее большие габариты. «Когда в 1928 году картина была привезена в Омск, музей располагался еще в Генерал-Губернаторском дворце, где был очень большой дефицит со свободным пространством, и многие масштабные произведения не могли быть экспонированы, - рассказывает Ольга Гайдук, - позднее, когда музей переехал в новое здание начался большой реставрационный процесс». Экспозиция музея уже пополнилась двумя уникальными шедеврами русского академического искусства: «Снятие со креста» В. М. Васнецова и «Жены, издали смотрящие на Голгофу» М. П. Боткина. Как рассказала корреспонденту РИА «Омск-Информ» хранитель фонда музея Ирина Девятьярова, полотна, хранящиеся в фондах, достаются лишь раз в два-три года. Длительное пребывание в скрученном на валу виде сказывается на полотне: для устранения деформации, восстановления фрагментов красочного слоя необходима реставрация. В 2007 году силами музейных специалистов – художниками-реставраторами Минько (руководитель проекта) и Ефименко - картина реставрирована, введена в экспозицию, и открыта для общественности. Проект реализован в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, министерства культуры Омской области. Справка: Николай Николаевич Гриценко (1856 - 1900) родился в городе Кузнецке Томской губернии в семье врача. Годы учения связаны с Томской классической гимназией, где рисование преподавал П. М. Кошаров - выпускник Академии художеств, ученик К. П. Брюллова. Он и привил Николаю Гриценко любовь к рисованию. Творческая судьба художника была определена с юных лет. После окончания кронштадского инженерного училища в 1880 году плавал на военных судах, учился в качестве вольнослушателя в Императорской Академии художеств пользуясь советами Л.Ф. Лагорио. Командированный Морским министерством в Париж для занятия живописью, Гриценко работал под руководством знаменитого мариниста А.И. Боголюбова, посещал мастерскую Ф. Кормона. В качестве морского офицера участвовал в ряде заграничных походов на военных кораблях, в том числе в кругосветном плавании на броненосце «Крейсер» (1889-1890). Стал создателем интереснейшей по своему историческому значению серии картин, воспроизводящих «облик кораблей» ВМФ России. С июля 1890 по август 1891 на корабле «Память Азова» сопровождал наследника русского престола великого князя Николая Александровича в путешествии на Восток. За время поездки с будущим государем Гриценко создал огромное количество акварельных пейзажей и марин, в которых запечатлел природу тех экзотических стран, где побывала эскадра. После вступления в брак с дочерью П. М. Третьякова Любовью Павловной в 1894 году вышел в отставку и полностью посвятил себя творчеству, участвуя на выставках в Париже и Петербурге. Периодически совершая поездки по России (Поволжье, Кавказ, Крым, Сибирь), сделал много этюдов. Один из них «Группа судов Российского флота на Байкале» (1899) находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

18 июля в 17.00 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля состоится презентация картины художника, морского офицера Николая Гриценко «Ночь на Тихом океане». Картину никогда ранее не экспонировали в Омске из-за ее больших размеров, около 80 лет она находилось в фондах музея, оставаясь недоступной для исследователей. «Ночь на Тихом океане» – самое крупноформатное из хранящихся в музее произведений русской живописи второй половины XIX века высотой 260 сантиметров и длиной 390 с половиной сантиметров. В 1902 году произведение экспонировалась на посмертной выставке художника, и затем хранилось в Государственном Русском музее в Ленинграде. В 1927 году по настоянию первого директора омского музея Ф. В. Мелехина была передана в Омский областной музей имени Врубеля. По словам научного сотрудника музея имени Врубеля Ольги Гайдук, основной причиной того, что картину не показывали, были ее большие габариты. «Когда в 1928 году картина была привезена в Омск, музей располагался еще в Генерал-Губернаторском дворце, где был очень большой дефицит со свободным пространством, и многие масштабные произведения не могли быть экспонированы, - рассказывает Ольга Гайдук, - позднее, когда музей переехал в новое здание начался большой реставрационный процесс». Экспозиция музея уже пополнилась двумя уникальными шедеврами русского академического искусства: «Снятие со креста» В. М. Васнецова и «Жены, издали смотрящие на Голгофу» М. П. Боткина. Как рассказала корреспонденту РИА «Омск-Информ» хранитель фонда музея Ирина Девятьярова, полотна, хранящиеся в фондах, достаются лишь раз в два-три года. Длительное пребывание в скрученном на валу виде сказывается на полотне: для устранения деформации, восстановления фрагментов красочного слоя необходима реставрация. В 2007 году силами музейных специалистов – художниками-реставраторами Минько (руководитель проекта) и Ефименко - картина реставрирована, введена в экспозицию, и открыта для общественности. Проект реализован в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, министерства культуры Омской области. Справка: Николай Николаевич Гриценко (1856 - 1900) родился в городе Кузнецке Томской губернии в семье врача. Годы учения связаны с Томской классической гимназией, где рисование преподавал П. М. Кошаров - выпускник Академии художеств, ученик К. П. Брюллова. Он и привил Николаю Гриценко любовь к рисованию. Творческая судьба художника была определена с юных лет. После окончания кронштадского инженерного училища в 1880 году плавал на военных судах, учился в качестве вольнослушателя в Императорской Академии художеств пользуясь советами Л.Ф. Лагорио. Командированный Морским министерством в Париж для занятия живописью, Гриценко работал под руководством знаменитого мариниста А.И. Боголюбова, посещал мастерскую Ф. Кормона. В качестве морского офицера участвовал в ряде заграничных походов на военных кораблях, в том числе в кругосветном плавании на броненосце «Крейсер» (1889-1890). Стал создателем интереснейшей по своему историческому значению серии картин, воспроизводящих «облик кораблей» ВМФ России. С июля 1890 по август 1891 на корабле «Память Азова» сопровождал наследника русского престола великого князя Николая Александровича в путешествии на Восток. За время поездки с будущим государем Гриценко создал огромное количество акварельных пейзажей и марин, в которых запечатлел природу тех экзотических стран, где побывала эскадра. После вступления в брак с дочерью П. М. Третьякова Любовью Павловной в 1894 году вышел в отставку и полностью посвятил себя творчеству, участвуя на выставках в Париже и Петербурге. Периодически совершая поездки по России (Поволжье, Кавказ, Крым, Сибирь), сделал много этюдов. Один из них «Группа судов Российского флота на Байкале» (1899) находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.