Поиск

Что ждет пассажиров электричек этим летом? Будет ли дорожать проезд, появятся ли в вагонах кондиционеры? Когда билеты можно будет покупать через Интернет?

Обо всем этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер

РЕФОРМА ИЛИ СМЕНА ВЫВЕСКИ

 

- Максим Александрович, реформа пригородного комплекса началась несколько лет назад. Созданы пассажирские пригородные компании (ППК). Что это дало РЖД, пассажирам?

- Правительство разделило сферы ответственности: раньше РЖД обеспечивало и инфраструктуру, и одновременно являлось перевозчиком. Теперь в России создано 26 пригородных компаний с участием региональных властей. И для ППК - это на 100 процентов их бизнес, их зона ответственности. Что должно сказаться на качестве оказываемых пассажирам услуг.

- А какие функции в пригородном сообщении остались за РЖД?

- Мы выполняем системообразующую функцию, обеспечиваем инфраструктуру: содержание и ремонт путевого хозяйства, вокзалов, остановочных платформ. Кроме того, учитывая, что ППК пока не владеют собственным подвижным составом, его предоставляет РЖД. И выполняет большую часть функций по его обслуживанию.

- А за тарифы, за частоту движения электричек кто отвечает?

- Это зона ответственности региональных властей. Регион определяет, в каком объеме должны выполняться перевозки, с каким временным интервалом. Власти устанавливают и тарифы. Чтобы они не стали неподъемными для пассажиров, регион вправе их дотировать.

- То есть почему мою электричку отменили, у кого теперь спрашивать?

- Возможны две причины отмены. Это либо временные меры, связанные с ремонтом пути. Летом, как правило, вводятся регламентные «окна», из-за чего происходят изменения в расписании или даже отмена некоторых поездов.

Вторая причина, основная - это политика региональных властей, направленная на экономию бюджета.

КОНДИЦИОНЕР НЕ РОСКОШЬ, НО...

 

- Но ведь РЖД не снимает с себя ответственности за то, что вагоны старые, без кондиционеров?

- Не снимает и не снимало. Но, я думаю, большинство пассажиров все-таки заметили, что пригородный комплекс сейчас находится в лучшем состоянии, чем еще несколько лет назад. Да, вагоны зачастую не новые, но они отремонтированы, покрашены и убраны, стеклопакеты на месте.

Ежедневно в путь отправляется 6500 поездов по всей стране, а если взять только Московский узел, то это 450 составов. И по итогам прошлого года расходы холдинга РЖД на пригородный комплекс в целом по стране составили 90 млрд. рублей, а доходы только 41 млрд. Но, несмотря на это, РЖД опережающими темпами вкладывает средства в обновление подвижного состава, за последние три года - 33 млрд. рублей, а за 5 лет с 2007 года более 50 млрд. руб.

- Сколько новых электричек можно купить на эти деньги?

- Если состав с полной системой кондиционирования, другими новыми решениями, он стоит 200 - 250 млн. рублей. То есть на эти деньги приобретено около 200 новых составов.

- На всю страну это мало.

- Учитывая убытки, о которых я говорил, это не так уж и немало. Добавьте к этому еще две тысячи вагонов, которые были полностью отремонтированы.

Но по-хорошему, конечно же, нужно покупать 30 - 40, а лучше 50 новых электропоездов в год. Для этого регионам нужно закладывать в экономически обоснованный тариф инвестиционную составляющую. По нашим расчетам - это 20%.

- Приходит новая электричка на дорогу. Через какое время она превращается в старую и разбитую?

- В регионах серьезные работы по обновлению требуются примерно через 10 лет. В Москве и Санкт-Петербурге уже через три-четыре года: здесь составы эксплуатируются более интенсивно, и случаев вандализма довольно много.

- С вандалами можно как-то бороться?

- Этот вопрос находится на стыке взаимодействия с транспортной полицией, с органами власти, с самими пассажирами. Когда едут футбольные фанаты, там взвод спецназа нужно на каждый вагон. В то же время у болельщиков есть лидеры, пользующиеся авторитетом, почему бы им не обратить внимание на то, как члены их фанклубов ведут себя в поездах?

ВЫТЕСНИТЬ КОРОБЕЙНИКОВ

 

- Недавно появились сообщения, что правительство Московской области и РЖД намерены продать пакет акций Центральной ППК. Из-за этого билеты могут подорожать уже этим летом.

- Тарифы и размеры дотаций устанавливает регион, к структуре собственности это никакого отношения не имеет, подорожания билетов по этой причине произойти не может.

В самой продаже пакета акций нет ничего плохого. Напротив, очень здорово, когда приходят частные инвесторы и хотят вкладывать деньги в развитие пригородного сообщения, в сервис для пассажира.

- То есть этот бизнес все-таки выгоден, электрички могут окупаться за счет продажи билетов?

- Если регион полностью оплачивает выпадающие доходы перевозчика, то выгоден. Но таких регионов у нас пока меньшинство, только 25 из 73.

- Торговля в электричках страшно раздражает: постоянные выкрики коробейников, антисанитария, низкое качество товаров. Можно ли с этим что-то сделать?

- Пригородные компании не вправе противодействовать, нельзя ни высадить коробейников, ни тем более конфисковать товар. Поэтому мы развиваем легальную торговлю, создана Железнодорожная торговая компания, и если мы предоставим качественную альтернативу, то сможем вытеснить нелегальных торговцев.

Что ждет пассажиров электричек этим летом? Будет ли дорожать проезд, появятся ли в вагонах кондиционеры? Когда билеты можно будет покупать через Интернет?

Обо всем этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер

РЕФОРМА ИЛИ СМЕНА ВЫВЕСКИ

 

- Максим Александрович, реформа пригородного комплекса началась несколько лет назад. Созданы пассажирские пригородные компании (ППК). Что это дало РЖД, пассажирам?

- Правительство разделило сферы ответственности: раньше РЖД обеспечивало и инфраструктуру, и одновременно являлось перевозчиком. Теперь в России создано 26 пригородных компаний с участием региональных властей. И для ППК - это на 100 процентов их бизнес, их зона ответственности. Что должно сказаться на качестве оказываемых пассажирам услуг.

- А какие функции в пригородном сообщении остались за РЖД?

- Мы выполняем системообразующую функцию, обеспечиваем инфраструктуру: содержание и ремонт путевого хозяйства, вокзалов, остановочных платформ. Кроме того, учитывая, что ППК пока не владеют собственным подвижным составом, его предоставляет РЖД. И выполняет большую часть функций по его обслуживанию.

- А за тарифы, за частоту движения электричек кто отвечает?

- Это зона ответственности региональных властей. Регион определяет, в каком объеме должны выполняться перевозки, с каким временным интервалом. Власти устанавливают и тарифы. Чтобы они не стали неподъемными для пассажиров, регион вправе их дотировать.

- То есть почему мою электричку отменили, у кого теперь спрашивать?

- Возможны две причины отмены. Это либо временные меры, связанные с ремонтом пути. Летом, как правило, вводятся регламентные «окна», из-за чего происходят изменения в расписании или даже отмена некоторых поездов.

Вторая причина, основная - это политика региональных властей, направленная на экономию бюджета.

КОНДИЦИОНЕР НЕ РОСКОШЬ, НО...

 

- Но ведь РЖД не снимает с себя ответственности за то, что вагоны старые, без кондиционеров?

- Не снимает и не снимало. Но, я думаю, большинство пассажиров все-таки заметили, что пригородный комплекс сейчас находится в лучшем состоянии, чем еще несколько лет назад. Да, вагоны зачастую не новые, но они отремонтированы, покрашены и убраны, стеклопакеты на месте.

Ежедневно в путь отправляется 6500 поездов по всей стране, а если взять только Московский узел, то это 450 составов. И по итогам прошлого года расходы холдинга РЖД на пригородный комплекс в целом по стране составили 90 млрд. рублей, а доходы только 41 млрд. Но, несмотря на это, РЖД опережающими темпами вкладывает средства в обновление подвижного состава, за последние три года - 33 млрд. рублей, а за 5 лет с 2007 года более 50 млрд. руб.

- Сколько новых электричек можно купить на эти деньги?

- Если состав с полной системой кондиционирования, другими новыми решениями, он стоит 200 - 250 млн. рублей. То есть на эти деньги приобретено около 200 новых составов.

- На всю страну это мало.

- Учитывая убытки, о которых я говорил, это не так уж и немало. Добавьте к этому еще две тысячи вагонов, которые были полностью отремонтированы.

Но по-хорошему, конечно же, нужно покупать 30 - 40, а лучше 50 новых электропоездов в год. Для этого регионам нужно закладывать в экономически обоснованный тариф инвестиционную составляющую. По нашим расчетам - это 20%.

- Приходит новая электричка на дорогу. Через какое время она превращается в старую и разбитую?

- В регионах серьезные работы по обновлению требуются примерно через 10 лет. В Москве и Санкт-Петербурге уже через три-четыре года: здесь составы эксплуатируются более интенсивно, и случаев вандализма довольно много.

- С вандалами можно как-то бороться?

- Этот вопрос находится на стыке взаимодействия с транспортной полицией, с органами власти, с самими пассажирами. Когда едут футбольные фанаты, там взвод спецназа нужно на каждый вагон. В то же время у болельщиков есть лидеры, пользующиеся авторитетом, почему бы им не обратить внимание на то, как члены их фанклубов ведут себя в поездах?

ВЫТЕСНИТЬ КОРОБЕЙНИКОВ

 

- Недавно появились сообщения, что правительство Московской области и РЖД намерены продать пакет акций Центральной ППК. Из-за этого билеты могут подорожать уже этим летом.

- Тарифы и размеры дотаций устанавливает регион, к структуре собственности это никакого отношения не имеет, подорожания билетов по этой причине произойти не может.

В самой продаже пакета акций нет ничего плохого. Напротив, очень здорово, когда приходят частные инвесторы и хотят вкладывать деньги в развитие пригородного сообщения, в сервис для пассажира.

- То есть этот бизнес все-таки выгоден, электрички могут окупаться за счет продажи билетов?

- Если регион полностью оплачивает выпадающие доходы перевозчика, то выгоден. Но таких регионов у нас пока меньшинство, только 25 из 73.

- Торговля в электричках страшно раздражает: постоянные выкрики коробейников, антисанитария, низкое качество товаров. Можно ли с этим что-то сделать?

- Пригородные компании не вправе противодействовать, нельзя ни высадить коробейников, ни тем более конфисковать товар. Поэтому мы развиваем легальную торговлю, создана Железнодорожная торговая компания, и если мы предоставим качественную альтернативу, то сможем вытеснить нелегальных торговцев.