Поиск

Юзеф Матвеевич Мосенкис для омских проектировщиков и строителей личность известная. Будучи выпускником Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он еще в молодости сделал стремительную карьеру в Дорпроекте Забайкальской железной дороги, пройдя там путь от инженера до директора и защитив кандидатскую диссертацию. Чуть позже перспективного, талантливого руководителя назначили директором Омского отделения института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока». Параллельно он вел активную преподавательскую деятельность в СибАДИ, вырастив немало профессионалов своего дела.

За тридцать лет, в течение которых Юзеф Матвеевич возглавлял «Омскжелдорпроект», эта организация стала одной из ведущих проектных организаций города. Ее специалисты занимаются не только железнодорожным, но и гражданским проектированием, техническим обследованием и реконструкцией зданий и сооружений. Торгово-выставочный центр «Каскад», пригородный железнодорожный вокзал на ст. Омск-Пассажирский, реконструкция корпусов ОмГУПС – это только небольшая часть успешно реализованных организацией проектов, которые знает каждый омич.

Много времени и сил было отдано Юзефом Матвеевичем жизненно важному направлению – обследованию и реконструкции старых серий жилых домов, в частности, 335-й серии. Вместе с коллегами он разработал и запатентовал новые технологии по усилению этих зданий, и результатом этого труда стали преобразившиеся, помолодевшие «хрущевки». К сожалению, средств, требующихся на регенерацию старого жилья, отпускается очень мало по сравнению с потребностью…

Его труд по достоинству оценен: Юзеф Матвеевич награжден орденом «Знак почета», знаком «Почетному железнодорожнику», званием «Заслуженный строитель России», юбилейной медалью «100 лет транссибирской магистрали», памятной медалью «ХХХ лет Байкало-Амурской магистрали».

 

Быть профессионалом значит уметь нести ответственность

 

Казалось бы, можно уже начать почивать на лаврах. Но Юзеф Матвеевич по прежнему очень активен: в 2008-м создал экспертный центр негосударственной экспертизы «Желдорэксперт», а пару лет назад организовал и возглавил саморегулируемую организацию «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири». Создание СРО было продиктовано жизнью – с 1 января 2010 года было отменено лицензирование в сфере проектирования и строительства, и организации, работающие на этом рынке, получили право самостоятельно регулировать свою деятельность и выдавать проектным организациям допуск на различные виды работ. Ну а главной целью создания СРО является, безусловно, повышение качества проектирования и строительства.

Юзеф Мосенкис во главу угла всегда ставит главное условие работы – безопасность, а значит, качество. Качество же возводимого в регионе жилья, к примеру, зачастую оставляет желать лучшего. Причина этого – не только бракованные стройматериалы и непрофессиональные проекты, но и несовершенство нашего законодательства, изменившего уровень контроля за строительством.

– Плохо то, что в строительной отрасли вообще и в проектной в частности, за последние 15-20 лет та функция ответственности, которая раньше была со стороны государства, исчезла, – с болью говорит Юзеф Матвеевич. – Многие руководители придерживаются мнения, что эти функции теперь должны выполнять саморегулируемые организации. Я считаю, это в корне неправильный подход, потому что СРО все разные, и организации, в них входящие, тоже разные – по количеству и уровню персонала, по видам деятельности. В итоге ни у кого нет информации, кто что из себя представляет – кто действительно опытный профессионал, а где работают дилетанты. По закону, мы должны принимать в СРО всех, кто соответствует минимальным требованиям градостроительного кодекса. При этом люди, написавшие закон, забыли о главном – о безопасности объектов и людей. Чтобы в нашей отрасли стать профессионалом, требуется 10, а то и больше, лет практической работы. Просто наличие диплома о высшем образовании еще ни о чем не говорит. В итоге появились десятки тысяч проектных организаций с численностью 8-10 человек. Как в них может быть технический отдел, нормоконтроль и другие структуры, которые в советские времена были в проектных институтах? А ведь взаимодействие этих структур и обеспечивает, прежде всего, ту самую безопасность объекта, которая всегда должна стоять во главе угла, если мы не хотим бесконечных «Трансваалей».

Вообще, с законодательной базой у нас беда. Взять пресловутый федеральный закон №94-ФЗ о государственных закупках. Как можно было принять решение, что конкурс выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену? В итоге профессионалы, отвечающие за работу в полной мере, проигрывают фирмам-однодневкам, которые потом не выполняют своих обязательств. Это касается не только проектирования и строительства, но и других сфер деятельности. Восемь лет об этом говорят, а воз и ныне там…

 

Отсутствие экспертизы – отсутствие гарантий

 

В конце прошлого года вышел долгожданный закон о том, что подобные «Желдорэксперту» организации негосударственной экспертизы приравнены к государственной экспертизе. Но и тут ложка дегтя – лишь спустя полгода, в двадцатых числах апреля 2012-го, был прописан порядок прохождения аттестации эксперта на право проведения экспертизы, а пройти аттестацию эксперты должны были… до 1 апреля 2012 года! Понятно, что сделать это было абсолютно невозможно.

– В результате сейчас по всей стране деятельность организаций негосударственной экспертизы – а их порядка пятисот – приостановлена, – констатирует Юзеф Матвеевич. – Аттестацию должны пройти тысячи экспертов – где? В какие сроки? Это будет длиться до конца года…

Отсутствие экспертизы многих объектов на стадии проектирования – еще одна причина низкого качества и снижение безопасности строительства, уверен Мосенкис.

– По закону, примерно для 40% проектов зданий в стране не требуется прохождения экспертизы, – продолжает он  разговор. – А это здания до 2 этажей площадью до 1,5 тысячи кв. метров. При этом высота здания может быть и 10, и 15 метров. В них могут размещаться магазины, офисы, детские сады, гаражи, склады – все что угодно. Также не подлежат экспертизе жилые дома до 3 этажей. Таким образом, по 60% омских объектов нам Госэкспертиза представляет результаты экспертизы, и мы используем эту ценную информацию, а 40% никто не проверяет. И никто не может поручиться, что с этими объектами все в порядке. Более того, никто даже не знает,  сколько таких объектов было спроектировано, сколько уже построено – элементарной статистики нет. А то, что не подлежит экспертизе, не подлежит также и государственному надзору.

В случае же обрушения такого здания все претензии будут к саморегулируемой организации – она должна будет возместить ущерб, потому что СРО по закону – это институт общей финансовой ответственности…

 

«На все нужно терпение и время…»

 

О несовершенствах законодательства в сфере проектирования и строительства известно многим. «Выход один – принимать поправки в закон, – резюмирует Юзеф Матвеевич. – Не хочется, чтобы их принимали после каких-то аварий и обрушений. Кстати, официальной статистики таких происшествий в стране тоже нет.

О необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс и федеральное законодательство, касающееся сферы строительства и проектирования, Юзеф Матвеевич неоднократно говорил на различных областных совещаниях, будет выступать с этой темой и на конференции саморегулируемых организаций Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, которая пройдет в конце мая в Красноярске. Хочется надеяться, что здравые голоса регионов будут услышаны в столице.

Блиц-опрос: «Ваш наказ новой власти в городе и области»

 

– Я бы так сказал – один человек не может знать все, это физически невозможно. Поэтому у любого руководителя главная задача – подобрать себе грамотную команду и уметь их слушать. А у членов команды, в свою очередь, должны быть какие-то свои экспертные советы, которые могли бы давать квалифицированные рекомендации по стратегическим направлениям. Если этого не будет – ничего хорошего в управлении города и нашей области не будет.

2215

Юзеф Матвеевич Мосенкис для омских проектировщиков и строителей личность известная. Будучи выпускником Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он еще в молодости сделал стремительную карьеру в Дорпроекте Забайкальской железной дороги, пройдя там путь от инженера до директора и защитив кандидатскую диссертацию. Чуть позже перспективного, талантливого руководителя назначили директором Омского отделения института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока». Параллельно он вел активную преподавательскую деятельность в СибАДИ, вырастив немало профессионалов своего дела.

За тридцать лет, в течение которых Юзеф Матвеевич возглавлял «Омскжелдорпроект», эта организация стала одной из ведущих проектных организаций города. Ее специалисты занимаются не только железнодорожным, но и гражданским проектированием, техническим обследованием и реконструкцией зданий и сооружений. Торгово-выставочный центр «Каскад», пригородный железнодорожный вокзал на ст. Омск-Пассажирский, реконструкция корпусов ОмГУПС – это только небольшая часть успешно реализованных организацией проектов, которые знает каждый омич.

Много времени и сил было отдано Юзефом Матвеевичем жизненно важному направлению – обследованию и реконструкции старых серий жилых домов, в частности, 335-й серии. Вместе с коллегами он разработал и запатентовал новые технологии по усилению этих зданий, и результатом этого труда стали преобразившиеся, помолодевшие «хрущевки». К сожалению, средств, требующихся на регенерацию старого жилья, отпускается очень мало по сравнению с потребностью…

Его труд по достоинству оценен: Юзеф Матвеевич награжден орденом «Знак почета», знаком «Почетному железнодорожнику», званием «Заслуженный строитель России», юбилейной медалью «100 лет транссибирской магистрали», памятной медалью «ХХХ лет Байкало-Амурской магистрали».

 

Быть профессионалом значит уметь нести ответственность

 

Казалось бы, можно уже начать почивать на лаврах. Но Юзеф Матвеевич по прежнему очень активен: в 2008-м создал экспертный центр негосударственной экспертизы «Желдорэксперт», а пару лет назад организовал и возглавил саморегулируемую организацию «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири». Создание СРО было продиктовано жизнью – с 1 января 2010 года было отменено лицензирование в сфере проектирования и строительства, и организации, работающие на этом рынке, получили право самостоятельно регулировать свою деятельность и выдавать проектным организациям допуск на различные виды работ. Ну а главной целью создания СРО является, безусловно, повышение качества проектирования и строительства.

Юзеф Мосенкис во главу угла всегда ставит главное условие работы – безопасность, а значит, качество. Качество же возводимого в регионе жилья, к примеру, зачастую оставляет желать лучшего. Причина этого – не только бракованные стройматериалы и непрофессиональные проекты, но и несовершенство нашего законодательства, изменившего уровень контроля за строительством.

– Плохо то, что в строительной отрасли вообще и в проектной в частности, за последние 15-20 лет та функция ответственности, которая раньше была со стороны государства, исчезла, – с болью говорит Юзеф Матвеевич. – Многие руководители придерживаются мнения, что эти функции теперь должны выполнять саморегулируемые организации. Я считаю, это в корне неправильный подход, потому что СРО все разные, и организации, в них входящие, тоже разные – по количеству и уровню персонала, по видам деятельности. В итоге ни у кого нет информации, кто что из себя представляет – кто действительно опытный профессионал, а где работают дилетанты. По закону, мы должны принимать в СРО всех, кто соответствует минимальным требованиям градостроительного кодекса. При этом люди, написавшие закон, забыли о главном – о безопасности объектов и людей. Чтобы в нашей отрасли стать профессионалом, требуется 10, а то и больше, лет практической работы. Просто наличие диплома о высшем образовании еще ни о чем не говорит. В итоге появились десятки тысяч проектных организаций с численностью 8-10 человек. Как в них может быть технический отдел, нормоконтроль и другие структуры, которые в советские времена были в проектных институтах? А ведь взаимодействие этих структур и обеспечивает, прежде всего, ту самую безопасность объекта, которая всегда должна стоять во главе угла, если мы не хотим бесконечных «Трансваалей».

Вообще, с законодательной базой у нас беда. Взять пресловутый федеральный закон №94-ФЗ о государственных закупках. Как можно было принять решение, что конкурс выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену? В итоге профессионалы, отвечающие за работу в полной мере, проигрывают фирмам-однодневкам, которые потом не выполняют своих обязательств. Это касается не только проектирования и строительства, но и других сфер деятельности. Восемь лет об этом говорят, а воз и ныне там…

 

Отсутствие экспертизы – отсутствие гарантий

 

В конце прошлого года вышел долгожданный закон о том, что подобные «Желдорэксперту» организации негосударственной экспертизы приравнены к государственной экспертизе. Но и тут ложка дегтя – лишь спустя полгода, в двадцатых числах апреля 2012-го, был прописан порядок прохождения аттестации эксперта на право проведения экспертизы, а пройти аттестацию эксперты должны были… до 1 апреля 2012 года! Понятно, что сделать это было абсолютно невозможно.

– В результате сейчас по всей стране деятельность организаций негосударственной экспертизы – а их порядка пятисот – приостановлена, – констатирует Юзеф Матвеевич. – Аттестацию должны пройти тысячи экспертов – где? В какие сроки? Это будет длиться до конца года…

Отсутствие экспертизы многих объектов на стадии проектирования – еще одна причина низкого качества и снижение безопасности строительства, уверен Мосенкис.

– По закону, примерно для 40% проектов зданий в стране не требуется прохождения экспертизы, – продолжает он  разговор. – А это здания до 2 этажей площадью до 1,5 тысячи кв. метров. При этом высота здания может быть и 10, и 15 метров. В них могут размещаться магазины, офисы, детские сады, гаражи, склады – все что угодно. Также не подлежат экспертизе жилые дома до 3 этажей. Таким образом, по 60% омских объектов нам Госэкспертиза представляет результаты экспертизы, и мы используем эту ценную информацию, а 40% никто не проверяет. И никто не может поручиться, что с этими объектами все в порядке. Более того, никто даже не знает,  сколько таких объектов было спроектировано, сколько уже построено – элементарной статистики нет. А то, что не подлежит экспертизе, не подлежит также и государственному надзору.

В случае же обрушения такого здания все претензии будут к саморегулируемой организации – она должна будет возместить ущерб, потому что СРО по закону – это институт общей финансовой ответственности…

 

«На все нужно терпение и время…»

 

О несовершенствах законодательства в сфере проектирования и строительства известно многим. «Выход один – принимать поправки в закон, – резюмирует Юзеф Матвеевич. – Не хочется, чтобы их принимали после каких-то аварий и обрушений. Кстати, официальной статистики таких происшествий в стране тоже нет.

О необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс и федеральное законодательство, касающееся сферы строительства и проектирования, Юзеф Матвеевич неоднократно говорил на различных областных совещаниях, будет выступать с этой темой и на конференции саморегулируемых организаций Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, которая пройдет в конце мая в Красноярске. Хочется надеяться, что здравые голоса регионов будут услышаны в столице.

Блиц-опрос: «Ваш наказ новой власти в городе и области»

 

– Я бы так сказал – один человек не может знать все, это физически невозможно. Поэтому у любого руководителя главная задача – подобрать себе грамотную команду и уметь их слушать. А у членов команды, в свою очередь, должны быть какие-то свои экспертные советы, которые могли бы давать квалифицированные рекомендации по стратегическим направлениям. Если этого не будет – ничего хорошего в управлении города и нашей области не будет.

2215