Поиск

Известный политолог рассуждает о том, когда наши чиновники перестанут писать программы и начнут работать

Незадолго до вступления в должность президента Владимир Путин раскритиковал разного рода красивые прожекты, которые у нас в стране называли то госпрограммами, то нац­проектами, то федеральными целевыми программами, и предложил отказаться от тех, что явно не работают.

Хорошо — на бумаге

Всякий раз попытки власти закрыть эти «кормушки» сталкиваются с противодействием умелых лоббистов. Из смекалистых бюрократов давно сформировалась группа крепких профессионалов по написанию программ по любой теме, вплоть до спасения мальков в северных реках. Плюс они научились виртуозно выбивать деньги из бюджета на финансирование этой на самом деле бесполезной работы. А потом доят и руководителей различных ведомств, обещая включить в текст научное обоснование, почему именно этой структуре должна выделить деньги казна.

Ещё к 2005 году число начатых и забытых госпрограмм перевалило за сотню-другую. Количество вложенных в них денег уже не подсчитать, но, как говорят эксперты, оно сопоставимо с объёмами теневой экономики страны. И тогда президент Владимир Путин решил, что надо наконец избавиться от неэффективных программ, а те, которые впрямь полезны и необходимы, назвать национальными проектами и щедро профинансировать. Через три года стало ясно, что чиновники так же быстро размножили и превратили в фикцию нацпрограммы, как это уже произошло с их предшественниками — госпрограммами. При этом они оказались так же бесполезны и недейственны. Тогда их опять рассмотрели пристально, переименовали в федеральные целевые программы (ФЦП) и, главное, подключили к контролю расходов казначейство. По сути такой шаг был верным, но он опять оказался недейственным. ФЦП имели все недостатки своих предшественников.

Вот по медицинской линии накупили опять, к примеру, знаменитых томографов, как и много другой действительно великолепной техники. Нужна техника? Конечно. Только вдруг вспомнилось, что нужны ещё и люди, которые умеют на ней работать. А для подготовки таких людей нужны преподаватели, которые умеют готовить профессионалов. Ещё — к ужасу Минфина — и преподавателям, и профессионалам-техникам, и тем, кто умеет понять выдаваемые умными машинами данные, надо платить всё-таки больше, чем таджикским подметальщикам. И тут подошли к тому, что всему миру давно известно: ни одно государст­во, самое-самое богатое, не может обеспечить современный уровень медобслуживания лишь за счёт денег налогоплательщиков.

То же — с доступным жильём. Если нет у большинства людей денег на покупку квартиры, то не будет и строительного бума, как ни колдуй. Кто может вспомнить положительные примеры от исправного финансирования ФЦП «Жилище»? А вот аграриям, наоборот, финансирование по госпрограммам год от года срезали, зато принимали другие якобы действенные меры: облегчали доступ к кредитам, использовали иные сложные финансовые инструменты. Несмотря на увеличивающиеся год от года препоны, аграрии, кстати, регулярно пугают бюрократию рекордными урожаями зерновых.

Новые фавориты — армия и Сибирь

Критики сокращения финансирования ФЦП отчасти правы, когда говорят, что бюджетные деньги в результате очередной реформы всё равно не спасти. Их просто перенаправят с одних программ, пусть и проваленных с треском, но зато имеющих социальную направленность, на другие — в том числе по освоению Сибири и по оборонке. Но вообще на социалку новый президент и так заложил рекордное количество денег, из-за чего у него даже вышел спор с Минфином: Путин доказывает, что его обещания стоят меньше 2% ВВП, а чиновники считают — больше. Так что проблема не столько в социальных расходах.

Президент Путин, похоже, делает ставку на то, что оборонный комплекс станет локомотивом экономики, что одно рабочее место в нём поможет создать десяток-другой мест у смежников. И в итоге страна получит 25 млн хорошо оплачиваемых граждан. Для этого и ПТУ в каком-то несколько изменённом виде думают возрождать. Ещё ставка — на развитие Сибири. Одни эксперты считают эти затеи реальными, у других есть на них серьёзные возражения.

Но в любом случае мы видим попытку что-то предпринять для того, чтобы люди не ждали обещаемого ещё со времён Никиты Хрущёва ответа власти на жилищный вопрос, а просто зарабатывали и покупали квартиры. В таком случае и у строителей будут деньги, и у производителей сантехники, ковриков для ванных комнат, кормушек для кошек, стёкол, тканей, электрики, рамок для фотографий, тапочек и т. д.

В экономике всё связано, и нельзя решить одну проблему, не распутав весь клубок задач и задачек. Конечно, надо было бы это начинать лет двенадцать назад. Успеем ли мы наверстать упущенное? Главное, чтобы власть опять не отступила к простым решениям-лозунгам и не продолжила плодить, на радость чиновникам, неисполнимые программы.

Известный политолог рассуждает о том, когда наши чиновники перестанут писать программы и начнут работать

Незадолго до вступления в должность президента Владимир Путин раскритиковал разного рода красивые прожекты, которые у нас в стране называли то госпрограммами, то нац­проектами, то федеральными целевыми программами, и предложил отказаться от тех, что явно не работают.

Хорошо — на бумаге

Всякий раз попытки власти закрыть эти «кормушки» сталкиваются с противодействием умелых лоббистов. Из смекалистых бюрократов давно сформировалась группа крепких профессионалов по написанию программ по любой теме, вплоть до спасения мальков в северных реках. Плюс они научились виртуозно выбивать деньги из бюджета на финансирование этой на самом деле бесполезной работы. А потом доят и руководителей различных ведомств, обещая включить в текст научное обоснование, почему именно этой структуре должна выделить деньги казна.

Ещё к 2005 году число начатых и забытых госпрограмм перевалило за сотню-другую. Количество вложенных в них денег уже не подсчитать, но, как говорят эксперты, оно сопоставимо с объёмами теневой экономики страны. И тогда президент Владимир Путин решил, что надо наконец избавиться от неэффективных программ, а те, которые впрямь полезны и необходимы, назвать национальными проектами и щедро профинансировать. Через три года стало ясно, что чиновники так же быстро размножили и превратили в фикцию нацпрограммы, как это уже произошло с их предшественниками — госпрограммами. При этом они оказались так же бесполезны и недейственны. Тогда их опять рассмотрели пристально, переименовали в федеральные целевые программы (ФЦП) и, главное, подключили к контролю расходов казначейство. По сути такой шаг был верным, но он опять оказался недейственным. ФЦП имели все недостатки своих предшественников.

Вот по медицинской линии накупили опять, к примеру, знаменитых томографов, как и много другой действительно великолепной техники. Нужна техника? Конечно. Только вдруг вспомнилось, что нужны ещё и люди, которые умеют на ней работать. А для подготовки таких людей нужны преподаватели, которые умеют готовить профессионалов. Ещё — к ужасу Минфина — и преподавателям, и профессионалам-техникам, и тем, кто умеет понять выдаваемые умными машинами данные, надо платить всё-таки больше, чем таджикским подметальщикам. И тут подошли к тому, что всему миру давно известно: ни одно государст­во, самое-самое богатое, не может обеспечить современный уровень медобслуживания лишь за счёт денег налогоплательщиков.

То же — с доступным жильём. Если нет у большинства людей денег на покупку квартиры, то не будет и строительного бума, как ни колдуй. Кто может вспомнить положительные примеры от исправного финансирования ФЦП «Жилище»? А вот аграриям, наоборот, финансирование по госпрограммам год от года срезали, зато принимали другие якобы действенные меры: облегчали доступ к кредитам, использовали иные сложные финансовые инструменты. Несмотря на увеличивающиеся год от года препоны, аграрии, кстати, регулярно пугают бюрократию рекордными урожаями зерновых.

Новые фавориты — армия и Сибирь

Критики сокращения финансирования ФЦП отчасти правы, когда говорят, что бюджетные деньги в результате очередной реформы всё равно не спасти. Их просто перенаправят с одних программ, пусть и проваленных с треском, но зато имеющих социальную направленность, на другие — в том числе по освоению Сибири и по оборонке. Но вообще на социалку новый президент и так заложил рекордное количество денег, из-за чего у него даже вышел спор с Минфином: Путин доказывает, что его обещания стоят меньше 2% ВВП, а чиновники считают — больше. Так что проблема не столько в социальных расходах.

Президент Путин, похоже, делает ставку на то, что оборонный комплекс станет локомотивом экономики, что одно рабочее место в нём поможет создать десяток-другой мест у смежников. И в итоге страна получит 25 млн хорошо оплачиваемых граждан. Для этого и ПТУ в каком-то несколько изменённом виде думают возрождать. Ещё ставка — на развитие Сибири. Одни эксперты считают эти затеи реальными, у других есть на них серьёзные возражения.

Но в любом случае мы видим попытку что-то предпринять для того, чтобы люди не ждали обещаемого ещё со времён Никиты Хрущёва ответа власти на жилищный вопрос, а просто зарабатывали и покупали квартиры. В таком случае и у строителей будут деньги, и у производителей сантехники, ковриков для ванных комнат, кормушек для кошек, стёкол, тканей, электрики, рамок для фотографий, тапочек и т. д.

В экономике всё связано, и нельзя решить одну проблему, не распутав весь клубок задач и задачек. Конечно, надо было бы это начинать лет двенадцать назад. Успеем ли мы наверстать упущенное? Главное, чтобы власть опять не отступила к простым решениям-лозунгам и не продолжила плодить, на радость чиновникам, неисполнимые программы.