Поиск

На встрече со студентами ОмГУПС протодиакон Андрей Кураев много шутил и рассказал об основах православия простым и доступным языком. «Омск-Информ» записал главное.

 

Профессор Московской Духовной Академии Андрей Кураев прибыл в Омск с просветительской миссией. В течение нескольких дней он встречается с омской молодежью. Сегодня миссионер побеседовал со студентами ОмГУПСа.

С самого начала Кураев предложил студентам самим определить тему разговора. Однако вопросы, ответы на которые хотели услышать приглашенные, показались протодиакону скучноватыми, и он предложил начать с разговора о том, что такое вера. Вопреки ожиданиям речь профессора не изобиловала специальной лексикой и церковными догмами. Кураев был прост, понятен, приводил много нетривиальных примеров из жизни и часто шутил.

Так, миссионер назвал Иисуса Христа «Кашпировским первого столетия». В то же время он был однозначен в вопросах веры.

По словам Кураева, вера – это вовсе не религия. В исламе главное не вера, а верность, в иудаизме в пяти книгах Моисея слово «вера» не упоминается ни разу. И  только  христиане знают, что общение с Богом – это вера. И только у христиан в молитвах есть слово «верую». Это, по мнению миссионера, есть признак высокой философской культуры. А сложившееся мнение, если человек верит, то он чего-то не знает – ошибочно. Вера, по словам Кураева, это «ценностно окрашенное знание».

– Я, например, знаю много такого, во что я не верю, – поделился своим пониманием веры протодиакон. – Вера – это личностная реакция человека на то знание, которое у него есть.

Рассказал профессор богословия и о путях, которые ведут человека к вере. Со множеством примеров, случаев из прошлого и настоящего.  По мнению Кураева,  желание понять, что может быть в жизни другого, какие еще есть возможности, заставляют человека познавать новое, в том числе и приводят в церковь.

– То, что предлагает «Дом-2» – скучно. Когда президент ставит задачи, что смысл нашей страны в том, чтобы обогнать Португалию… скучновато. Какие-то более серьезные перспективы и задачи могут быть? – спросил Кураев. – Я скажу – мир религии. Попробуйте понять, что здесь будет для меня интересного?

По мнению протодиакона, у человека должно быть что-то или кто-то, во что он верит. В подтверждение своей теории миссионер процитировал стихотворение Зиновьева «Молитва верующего безбожника».

Надо сказать, что в актовом зале транспортной академии, где проходила встреча с Андреем Кураевым, не было свободных мест. Да и студенты, которых вначале собрали на мероприятие в добровольно-принудительном порядке, не спешили покидать аудиторию. Напротив, слушали с интересом и задавали миссионеру вопросы.

Отвечая на вопрос о суррогатном материнстве, профессор был непреклонен. По мнению Кураева, принятый не так давно в России закон о суррогатном материнстве, ни что иное, как «голубое лобби».

– Уже в марте несколько судов приняли решение толковать закон расширительно, чтоб богатые одинокие мужчинки тоже имели возможность… суррогатить своих детишек, – сказал протодиакон. – Разные бывают ситуации, но за основу этих технологий выступают гомосексуалисты, для которых нужно на старости лет удовлетворить застоявшееся отцовское чувство.

Как сказал профессор Духовной Академии, суррогатное материнство – это узаконенная работорговля. Русская православная церковь, по словам Кураева,  была резко против принятия этого закона. Подобные вещи запрещены в Германии, Франции, странах Скандинавии. Однако разрешены в России, на Украине, в Грузии.

– Суперправославные страны, суперправославные президенты. И это ведь понятно, что в любом случае Россия превратится в инкубатор, – поделился мнением миссионер.

В Индии, по словам Кураева, даже существуют «материнские фермы».

– У нас это тоже скоро будет.  Погуглите 10 минут. Найдете объявление: «Суррогатная мама с опытом».  Цена от 300 тысяч. Демпингуют наши бабы, – высказал свое отношение к проблеме протодиакон.

По просьбе студентов Андрей Кураев рассказал об отношении церкви к семье.  Для многих стало откровением, что православная церковь  не настаивает категорически на  венчании и лояльно относится ко всем видам гражданской регистрации брака. Кураев также призвал молодежь  не путать понятия «гражданский брак» и «сожительство».

– У всех народов мира во все века считалось, что вступление в брачные отношения должны были сопряжены с какими-то обрядами публичными, – сказал миссионер. – В какой форме это будет сделано? Это разные культуры, разные народы, разные эпохи  решают по-разному.

Более того, в православии, в отличие от католичества, разрешен развод и вторичный брак.

– Нет повести печальнее на свете, – выразил свое отношение к разводам словами Шекспира протодиакон. – Здесь, может быть, лишняя уступчивость православной церкви. Здесь очень сложно сказать…

На вопрос, как он сам пришел к вере, Андрей Кураев ответил, пожалуй, совсем не так, как этого ожидали присутствующие.

– Знаете, был такой незаслуженно забытый богослов по имени Винни-Пух. Однажды Пятачок попросил его сочинить эпопейку ко Дню рождения ослика Иа. И Винни-Пух ответил так: «Видишь ли,  Пятачок, это не так-то просто.  Потому что  поэзия – это не то, что ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя», – сказал Кураев. – Поэтому единственное, что мы можем сделать, это встать в такое место, где тебя могут найти.

По мнению профессора, это самое точное определение откровения «и эстетического, и поэтического, и религиозного».

– Вот, думаю, и в моей жизни не я нашел Бога, а он меня. И ради того, чтобы вы задали этот вопрос, вот тогда, в 1982 году, я проснулся рано утром с мыслью о том, что крещусь или сегодня или никогда, – подытожил Кураев.

Встреча со студентами и преподавателями ОмГУПСа продолжалась несколько часов. Андрей Кураев ответил на все вопросы, даже если они казались кому-то не совсем уместными.

Ольга Перцева

Фото Татьяны Шакировой

На встрече со студентами ОмГУПС протодиакон Андрей Кураев много шутил и рассказал об основах православия простым и доступным языком. «Омск-Информ» записал главное.

 

Профессор Московской Духовной Академии Андрей Кураев прибыл в Омск с просветительской миссией. В течение нескольких дней он встречается с омской молодежью. Сегодня миссионер побеседовал со студентами ОмГУПСа.

С самого начала Кураев предложил студентам самим определить тему разговора. Однако вопросы, ответы на которые хотели услышать приглашенные, показались протодиакону скучноватыми, и он предложил начать с разговора о том, что такое вера. Вопреки ожиданиям речь профессора не изобиловала специальной лексикой и церковными догмами. Кураев был прост, понятен, приводил много нетривиальных примеров из жизни и часто шутил.

Так, миссионер назвал Иисуса Христа «Кашпировским первого столетия». В то же время он был однозначен в вопросах веры.

По словам Кураева, вера – это вовсе не религия. В исламе главное не вера, а верность, в иудаизме в пяти книгах Моисея слово «вера» не упоминается ни разу. И  только  христиане знают, что общение с Богом – это вера. И только у христиан в молитвах есть слово «верую». Это, по мнению миссионера, есть признак высокой философской культуры. А сложившееся мнение, если человек верит, то он чего-то не знает – ошибочно. Вера, по словам Кураева, это «ценностно окрашенное знание».

– Я, например, знаю много такого, во что я не верю, – поделился своим пониманием веры протодиакон. – Вера – это личностная реакция человека на то знание, которое у него есть.

Рассказал профессор богословия и о путях, которые ведут человека к вере. Со множеством примеров, случаев из прошлого и настоящего.  По мнению Кураева,  желание понять, что может быть в жизни другого, какие еще есть возможности, заставляют человека познавать новое, в том числе и приводят в церковь.

– То, что предлагает «Дом-2» – скучно. Когда президент ставит задачи, что смысл нашей страны в том, чтобы обогнать Португалию… скучновато. Какие-то более серьезные перспективы и задачи могут быть? – спросил Кураев. – Я скажу – мир религии. Попробуйте понять, что здесь будет для меня интересного?

По мнению протодиакона, у человека должно быть что-то или кто-то, во что он верит. В подтверждение своей теории миссионер процитировал стихотворение Зиновьева «Молитва верующего безбожника».

Надо сказать, что в актовом зале транспортной академии, где проходила встреча с Андреем Кураевым, не было свободных мест. Да и студенты, которых вначале собрали на мероприятие в добровольно-принудительном порядке, не спешили покидать аудиторию. Напротив, слушали с интересом и задавали миссионеру вопросы.

Отвечая на вопрос о суррогатном материнстве, профессор был непреклонен. По мнению Кураева, принятый не так давно в России закон о суррогатном материнстве, ни что иное, как «голубое лобби».

– Уже в марте несколько судов приняли решение толковать закон расширительно, чтоб богатые одинокие мужчинки тоже имели возможность… суррогатить своих детишек, – сказал протодиакон. – Разные бывают ситуации, но за основу этих технологий выступают гомосексуалисты, для которых нужно на старости лет удовлетворить застоявшееся отцовское чувство.

Как сказал профессор Духовной Академии, суррогатное материнство – это узаконенная работорговля. Русская православная церковь, по словам Кураева,  была резко против принятия этого закона. Подобные вещи запрещены в Германии, Франции, странах Скандинавии. Однако разрешены в России, на Украине, в Грузии.

– Суперправославные страны, суперправославные президенты. И это ведь понятно, что в любом случае Россия превратится в инкубатор, – поделился мнением миссионер.

В Индии, по словам Кураева, даже существуют «материнские фермы».

– У нас это тоже скоро будет.  Погуглите 10 минут. Найдете объявление: «Суррогатная мама с опытом».  Цена от 300 тысяч. Демпингуют наши бабы, – высказал свое отношение к проблеме протодиакон.

По просьбе студентов Андрей Кураев рассказал об отношении церкви к семье.  Для многих стало откровением, что православная церковь  не настаивает категорически на  венчании и лояльно относится ко всем видам гражданской регистрации брака. Кураев также призвал молодежь  не путать понятия «гражданский брак» и «сожительство».

– У всех народов мира во все века считалось, что вступление в брачные отношения должны были сопряжены с какими-то обрядами публичными, – сказал миссионер. – В какой форме это будет сделано? Это разные культуры, разные народы, разные эпохи  решают по-разному.

Более того, в православии, в отличие от католичества, разрешен развод и вторичный брак.

– Нет повести печальнее на свете, – выразил свое отношение к разводам словами Шекспира протодиакон. – Здесь, может быть, лишняя уступчивость православной церкви. Здесь очень сложно сказать…

На вопрос, как он сам пришел к вере, Андрей Кураев ответил, пожалуй, совсем не так, как этого ожидали присутствующие.

– Знаете, был такой незаслуженно забытый богослов по имени Винни-Пух. Однажды Пятачок попросил его сочинить эпопейку ко Дню рождения ослика Иа. И Винни-Пух ответил так: «Видишь ли,  Пятачок, это не так-то просто.  Потому что  поэзия – это не то, что ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя», – сказал Кураев. – Поэтому единственное, что мы можем сделать, это встать в такое место, где тебя могут найти.

По мнению профессора, это самое точное определение откровения «и эстетического, и поэтического, и религиозного».

– Вот, думаю, и в моей жизни не я нашел Бога, а он меня. И ради того, чтобы вы задали этот вопрос, вот тогда, в 1982 году, я проснулся рано утром с мыслью о том, что крещусь или сегодня или никогда, – подытожил Кураев.

Встреча со студентами и преподавателями ОмГУПСа продолжалась несколько часов. Андрей Кураев ответил на все вопросы, даже если они казались кому-то не совсем уместными.

Ольга Перцева

Фото Татьяны Шакировой