Поиск

В начале Великой Отечественной войны в Омск было эвакуировано сразу несколько авиационных предприятий. Их объединили в завод № 166, впоследствии ставший Производственным объединением «Полет». С 1943 по 1945 годы завод выпустил более 3,5 тысячи истребителей Як-9 – основных военных самолетов Советской Армии.

 

К середине июля 1941 года немецкие войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, продвинулись в глубь советской территории на 300–600 километров. В зоне оккупации оказались миллионы мирных людей, тысячи промышленных предприятий, в том числе и оборонных. 4 июля Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в Омске авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81. Под промышленную площадку отводилась территория двух омских предприятий: строящегося моторостроительного завода № 166 и завода автоприцепов имени Коминтерна. 24 июля 1941 года был издан приказ об объединении московских и омских заводов в один с присвоением ему номера 166. Из воспоминаний ветерана завода «Полет» Николая Андреевича Морозова: «Командировку мне оформили на 3 месяца, а она растянулась на всю жизнь…Поезд на восток тащился 11 суток, пропускал все идущие на запад эшелоны. В какой город приехали, мы узнали не сразу, такова была секретность. А когда выгружались, собрались местные жители посмотреть на чудовище: целый завод со станками, рабочими и инженерами». В состав 166-го авиационного завода вошло эвакуированное в Омск ЦКБ-29 во главе с Андреем Николаевичем Туполевым. В числе специалистов ЦКБ был и будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Погрузка на московских заводах шла круглосуточно, и первые эшелоны прибыли в Омск 19 июля 1941 года. Королев просился летчиком на фронт, но Туполев, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: «А кто будет строить самолеты?» Вскоре Королева назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Всего в Омск прибыло порядка 1900 вагонов с производственными мощностями московских заводов, более 1500 единиц оборудования, около 20 000 работников и их семей. Всем прибывшим в эшелонах строго предписывалось являться на второй день, неявка рассматривалась как прогул, за который предусматривалось уголовное наказание. Согласно постановлению Государственного комитета обороны заводу № 166 предписывалось в предельно жесткие сроки развернуть серийный выпуск пикирующих бомбардировщиков Ту-2 конструкции Туполева. Первый головной самолет Ту-2 собрали к ноябрю 1941 года. В действующей армии боевые машины производства 166-го завода применялись для нанесения бомбовых ударов по переднему краю противника и для разведки. Омские бомбардировщики Ту-2 участвовали во всех крупнейших сражениях, в том числе в боях на Курской дуге. Всего с 1941 по 1942 год изготовлено 80 и отправлено на фронт 63 самолета Ту-2. 7 октября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны, согласно которому серийное производство Ту-2 на заводе № 166 прекращалось. После освоения завершения выпуска Ту-2 заводу номер 166 предписывалось серийно изготавливать самолеты-истребители Як-9. Головную серию Як-9 удалось собрать в начале 1943 года. И завод начал выпускать по пять машин в день. С 1943 по 1945 год было произведено более 3500 самолетов. Самолеты Як-9 стали самыми массовыми истребителями советских ВВС времени Великой Отечественной войны. К концу войны завод расширил производство и располагался уже на трех площадках. Строительство новых корпусов позволило в 2–5 раз расширить площади основных агрегатно-сборочных цехов, увеличить их мощности и перевести на поточное производство.

По материалам, предоставленным ПО «Полет».

В начале Великой Отечественной войны в Омск было эвакуировано сразу несколько авиационных предприятий. Их объединили в завод № 166, впоследствии ставший Производственным объединением «Полет». С 1943 по 1945 годы завод выпустил более 3,5 тысячи истребителей Як-9 – основных военных самолетов Советской Армии.

 

К середине июля 1941 года немецкие войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, продвинулись в глубь советской территории на 300–600 километров. В зоне оккупации оказались миллионы мирных людей, тысячи промышленных предприятий, в том числе и оборонных. 4 июля Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в Омске авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81. Под промышленную площадку отводилась территория двух омских предприятий: строящегося моторостроительного завода № 166 и завода автоприцепов имени Коминтерна. 24 июля 1941 года был издан приказ об объединении московских и омских заводов в один с присвоением ему номера 166. Из воспоминаний ветерана завода «Полет» Николая Андреевича Морозова: «Командировку мне оформили на 3 месяца, а она растянулась на всю жизнь…Поезд на восток тащился 11 суток, пропускал все идущие на запад эшелоны. В какой город приехали, мы узнали не сразу, такова была секретность. А когда выгружались, собрались местные жители посмотреть на чудовище: целый завод со станками, рабочими и инженерами». В состав 166-го авиационного завода вошло эвакуированное в Омск ЦКБ-29 во главе с Андреем Николаевичем Туполевым. В числе специалистов ЦКБ был и будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Погрузка на московских заводах шла круглосуточно, и первые эшелоны прибыли в Омск 19 июля 1941 года. Королев просился летчиком на фронт, но Туполев, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: «А кто будет строить самолеты?» Вскоре Королева назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Всего в Омск прибыло порядка 1900 вагонов с производственными мощностями московских заводов, более 1500 единиц оборудования, около 20 000 работников и их семей. Всем прибывшим в эшелонах строго предписывалось являться на второй день, неявка рассматривалась как прогул, за который предусматривалось уголовное наказание. Согласно постановлению Государственного комитета обороны заводу № 166 предписывалось в предельно жесткие сроки развернуть серийный выпуск пикирующих бомбардировщиков Ту-2 конструкции Туполева. Первый головной самолет Ту-2 собрали к ноябрю 1941 года. В действующей армии боевые машины производства 166-го завода применялись для нанесения бомбовых ударов по переднему краю противника и для разведки. Омские бомбардировщики Ту-2 участвовали во всех крупнейших сражениях, в том числе в боях на Курской дуге. Всего с 1941 по 1942 год изготовлено 80 и отправлено на фронт 63 самолета Ту-2. 7 октября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны, согласно которому серийное производство Ту-2 на заводе № 166 прекращалось. После освоения завершения выпуска Ту-2 заводу номер 166 предписывалось серийно изготавливать самолеты-истребители Як-9. Головную серию Як-9 удалось собрать в начале 1943 года. И завод начал выпускать по пять машин в день. С 1943 по 1945 год было произведено более 3500 самолетов. Самолеты Як-9 стали самыми массовыми истребителями советских ВВС времени Великой Отечественной войны. К концу войны завод расширил производство и располагался уже на трех площадках. Строительство новых корпусов позволило в 2–5 раз расширить площади основных агрегатно-сборочных цехов, увеличить их мощности и перевести на поточное производство.

По материалам, предоставленным ПО «Полет».