Поиск

Если не знаковым, то уж точно значимым для всего российского ритейла стало решение Высшего арбитражного суда по делу о выплате поставщикам маркетинговых премий. Суд признал: в налоговую базу суммы маркетинговых премий, которые поставщики выплачивают ритейлерам за присутствие своих товаров в сетевых магазинах, включаться не должны.

За право сетевого бизнеса не включать в налоговую базу маркетинговые премии боролось ООО «Леруа Мерлен Восток». История судебного спора началась несколько лет назад. Налоговики после выездной проверки компании решили: ритейлер занижает налоговую базу по НДС за счет использования маркетинговых премий (премии за присутствие товара в магазине и прогрессивной стимулирующей премии) в договорах со своими поставщиками. Фискальные органы посчитали: сумма премий почти в 500 миллионов рублей, полученных «Леруа Мерлен Восток» от поставщиков, – это оплата за оказание услуг, и доначислили компании более 90 миллионов рублей НДС. Но «Леруа» уверяло: премии не должны включаться в налоговую базу ввиду отсутствия объекта налогообложения – реализации услуг поставщикам. Средства, полученные компанией в виде этих премий, не связаны с выполнением ею конкретных действий в интересах поставщиков и не влекут встречного предоставления каких-либо услуг. Поскольку взаимопонимания друг с другом спорящие стороны не нашли, конфликт был разрешен в суде. Заявление подал французский ритейлер.

Все-таки попытка Федеральной налоговой службы взыскать налог не удалась. Арбитражные суды всех инстанций не признали правоту налоговиков. Однако фискальные органы не теряли надежду восстановить справедливость, и дело попало в надзор. На тот момент спор между предпринимателями и налоговой привлек внимание и известных юристов, и крупных бизнесменов. Прими суд новое решение по делу, и нежелательных последствий, прежде всего для бизнеса, не избежать. Налоговые органы, в случае победы, возьмут карт-бланш и станут доначислять налоги, включая пени и штрафы. По подсчетам юристов, представлявших интересы французской сети в суде, в случае, если арбитраж удовлетворит претензии налоговой, в сетевом магазине произойдет удорожание товара примерно на два процента от их нынешней стоимости.

За «Леруа» заступилась даже Ассоциация европейского бизнеса, направившая в ВАС письмо, в котором выразила озабоченность сложившейся ситуацией. Европейцы в своем обращении указали: новое решение суда не будет способствовать развитию благоприятного инвестиционного климата в России и скажется на стабильности российского налогового законодательство.

Но вопреки всем опасениям бизнеса суд остался на стороне ритейла. Президиум ВАС постановил: выплачиваемые поставщиками на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по этому налогу у контрагента, соответственно не могут быть квалифицированы в качестве платы за усуги, оказываемые поставщикам.

Теперь у налогоплательщиков, которым был доначислен НДС по схожим основаниям, после опубликования постановления ВАС по делу «Леруа Мерлен», появился шанс восстановить справедливость. Такие судебные решения могут быть пересмотрены.

Виктория Стрельникова

NB

Если не знаковым, то уж точно значимым для всего российского ритейла стало решение Высшего арбитражного суда по делу о выплате поставщикам маркетинговых премий. Суд признал: в налоговую базу суммы маркетинговых премий, которые поставщики выплачивают ритейлерам за присутствие своих товаров в сетевых магазинах, включаться не должны.

За право сетевого бизнеса не включать в налоговую базу маркетинговые премии боролось ООО «Леруа Мерлен Восток». История судебного спора началась несколько лет назад. Налоговики после выездной проверки компании решили: ритейлер занижает налоговую базу по НДС за счет использования маркетинговых премий (премии за присутствие товара в магазине и прогрессивной стимулирующей премии) в договорах со своими поставщиками. Фискальные органы посчитали: сумма премий почти в 500 миллионов рублей, полученных «Леруа Мерлен Восток» от поставщиков, – это оплата за оказание услуг, и доначислили компании более 90 миллионов рублей НДС. Но «Леруа» уверяло: премии не должны включаться в налоговую базу ввиду отсутствия объекта налогообложения – реализации услуг поставщикам. Средства, полученные компанией в виде этих премий, не связаны с выполнением ею конкретных действий в интересах поставщиков и не влекут встречного предоставления каких-либо услуг. Поскольку взаимопонимания друг с другом спорящие стороны не нашли, конфликт был разрешен в суде. Заявление подал французский ритейлер.

Все-таки попытка Федеральной налоговой службы взыскать налог не удалась. Арбитражные суды всех инстанций не признали правоту налоговиков. Однако фискальные органы не теряли надежду восстановить справедливость, и дело попало в надзор. На тот момент спор между предпринимателями и налоговой привлек внимание и известных юристов, и крупных бизнесменов. Прими суд новое решение по делу, и нежелательных последствий, прежде всего для бизнеса, не избежать. Налоговые органы, в случае победы, возьмут карт-бланш и станут доначислять налоги, включая пени и штрафы. По подсчетам юристов, представлявших интересы французской сети в суде, в случае, если арбитраж удовлетворит претензии налоговой, в сетевом магазине произойдет удорожание товара примерно на два процента от их нынешней стоимости.

За «Леруа» заступилась даже Ассоциация европейского бизнеса, направившая в ВАС письмо, в котором выразила озабоченность сложившейся ситуацией. Европейцы в своем обращении указали: новое решение суда не будет способствовать развитию благоприятного инвестиционного климата в России и скажется на стабильности российского налогового законодательство.

Но вопреки всем опасениям бизнеса суд остался на стороне ритейла. Президиум ВАС постановил: выплачиваемые поставщиками на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по этому налогу у контрагента, соответственно не могут быть квалифицированы в качестве платы за усуги, оказываемые поставщикам.

Теперь у налогоплательщиков, которым был доначислен НДС по схожим основаниям, после опубликования постановления ВАС по делу «Леруа Мерлен», появился шанс восстановить справедливость. Такие судебные решения могут быть пересмотрены.

Виктория Стрельникова

NB