Если не знаковым, то уж точно значимым для всего российского ритейла стало решение Высшего арбитражного суда по делу о выплате поставщикам маркетинговых премий. Суд признал: в налоговую базу суммы маркетинговых премий, которые поставщики выплачивают ритейлерам за присутствие своих товаров в сетевых магазинах, включаться не должны.
За право сетевого бизнеса не включать в налоговую базу маркетинговые премии боролось ООО «Леруа Мерлен Восток». История судебного спора началась несколько лет назад. Налоговики после выездной проверки компании решили: ритейлер занижает налоговую базу по НДС за счет использования маркетинговых премий (премии за присутствие товара в магазине и прогрессивной стимулирующей премии) в договорах со своими поставщиками. Фискальные органы посчитали: сумма премий почти в 500 миллионов рублей, полученных «Леруа Мерлен Восток» от поставщиков, – это оплата за оказание услуг, и доначислили компании более 90 миллионов рублей НДС. Но «Леруа» уверяло: премии не должны включаться в налоговую базу ввиду отсутствия объекта налогообложения – реализации услуг поставщикам. Средства, полученные компанией в виде этих премий, не связаны с выполнением ею конкретных действий в интересах поставщиков и не влекут встречного предоставления каких-либо услуг. Поскольку взаимопонимания друг с другом спорящие стороны не нашли, конфликт был разрешен в суде. Заявление подал французский ритейлер.
Все-таки попытка Федеральной налоговой службы взыскать налог не удалась. Арбитражные суды всех инстанций не признали правоту налоговиков. Однако фискальные органы не теряли надежду восстановить справедливость, и дело попало в надзор. На тот момент спор между предпринимателями и налоговой привлек внимание и известных юристов, и крупных бизнесменов. Прими суд новое решение по делу, и нежелательных последствий, прежде всего для бизнеса, не избежать. Налоговые органы, в случае победы, возьмут карт-бланш и станут доначислять налоги, включая пени и штрафы. По подсчетам юристов, представлявших интересы французской сети в суде, в случае, если арбитраж удовлетворит претензии налоговой, в сетевом магазине произойдет удорожание товара примерно на два процента от их нынешней стоимости.
За «Леруа» заступилась даже Ассоциация европейского бизнеса, направившая в ВАС письмо, в котором выразила озабоченность сложившейся ситуацией. Европейцы в своем обращении указали: новое решение суда не будет способствовать развитию благоприятного инвестиционного климата в России и скажется на стабильности российского налогового законодательство.
Но вопреки всем опасениям бизнеса суд остался на стороне ритейла. Президиум ВАС постановил: выплачиваемые поставщиками на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по этому налогу у контрагента, соответственно не могут быть квалифицированы в качестве платы за усуги, оказываемые поставщикам.
Теперь у налогоплательщиков, которым был доначислен НДС по схожим основаниям, после опубликования постановления ВАС по делу «Леруа Мерлен», появился шанс восстановить справедливость. Такие судебные решения могут быть пересмотрены.
Виктория Стрельникова
NB