Поиск

В минувшую пятницу в Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Шалый», поставленная по знаменитой комедии Мольера. Известно, что именно эта пьеса, чьё оригинальное название «Шалый, или Всё невпопад» принесла драматургу его первый успех.

О СЮЖЕТЕ

 

Молодой человек по имени Лелий, простофиля и шалопай, страстно влюблён в красавицу цыганку Селию. Однако достичь этой цели ему мешают сразу несколько препятствий. Во-первых, Селию стережёт злой старик Труфальдин, который держит цыганку в качестве рабыни. Во-вторых, отец Лелия, завзятый скряга, хочет женить своего сына на богатой девушке Ипполите. В довершение всего соперник молодого человека, Леандр, собирается выкупить Селию и жениться на ней. С такой непростой задачей сможет справиться только Маскариль - первейший плут и верный слуга Лелия. Он придумывает хитроумные уловки, чтобы обеспечить счастье своего хозяина, то вытаскивая кошелёк из кармана богача Ансельма, то переодеваясь со своими друзьями в цыганок-танцовщиц. Но по своей глупости и несдержанности юный влюблённый в самом конце портит каждую уловку Маскариля, от чего парочка попадает в уморительные ситуации.

О МОЛЬЕРЕ И ЕГО «ВОЛЬНОСТЯХ»

 

Известно, что пьеса «Шалый» - одно из первых произведений, поставленных Мольером на сцене и пользующееся фантастическим успехом. Однако идея этой истории, как принято считать, принадлежит вовсе не Мольеру. Писатель взял её из репертуара труппы Николо Барбьери, актёра комедии дель арте. «Сегодня эта пьеса для зрителя не нова, - рассказывает режиссер Лицейского театра Сергей Тимофеев. - Её многократно использовали другие драматурги, растащили диалоги и идеи на другие постановки. В нашем случае мы старались следовать автору, однако не обошлось без своих находок. Одного из незначительных персонажей, друга Маскариля Эргаста, мы превратили в женщину - Эргастину. По сюжету нашего спектакля её роль куда серьёзнее. Благодаря ей мы связали пьесу с реальной жизнью Мольера. Так как драматург в своё время исполнял роль Маскариля, мы намекнули на отношения с его музой - Мадлен Бежар. Ей приходилось выносить все вольности Мольера - бесконечные измены и даже скандальную женитьбу на её дочери, которая, возможно, была и его собственной дочерью».

О ТРУДНОСТЯХ ПОСТАНОВКИ

 

По словам режиссёра, эта пьеса была одной из самых сложных работ, над которой приходилось трудиться их театральному коллективу. «Дело в том, что французская драматургия предполагает высочайшую речевую технику, специфическую логику в развитии, движении действия. Русским артистам уловить всё это чрезвычайно сложно. Кроме того, эта комедия соединяет в себе китч, средневековый фарс и элементы итальянской комедии ласок. Такое сочетание требует острой характерности каждого персонажа. Комические моменты на ужимках и крике здесь не пройдут. Я думаю, что всё будет долго шлифоваться, и с течением времени спектакль засверкает во всей своей кpace».

ОБ ИНТЕРЕСНЫХ НАХОДКАХ

 

В театральное действие вносят изюминку приёмы, которые были явно позаимствованы режиссёром из кинематографа. В самые неожиданные моменты актёры начинают двигаться неестественно быстро на фоне мерцания света и психоделической музыки. «С помощью этого трюка мы разделили главные и второстепенные моменты пьесы, - объясняет Сергей Тимофеев. - Так же, как и в жизни, бывает, мы просто сидим, курим, болтаем ни о чём - это можно «перемотать», а как только начинает происходить что-то важное, время замедляется».

Екатерина Шишкина

Ореол

В минувшую пятницу в Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Шалый», поставленная по знаменитой комедии Мольера. Известно, что именно эта пьеса, чьё оригинальное название «Шалый, или Всё невпопад» принесла драматургу его первый успех.

О СЮЖЕТЕ

 

Молодой человек по имени Лелий, простофиля и шалопай, страстно влюблён в красавицу цыганку Селию. Однако достичь этой цели ему мешают сразу несколько препятствий. Во-первых, Селию стережёт злой старик Труфальдин, который держит цыганку в качестве рабыни. Во-вторых, отец Лелия, завзятый скряга, хочет женить своего сына на богатой девушке Ипполите. В довершение всего соперник молодого человека, Леандр, собирается выкупить Селию и жениться на ней. С такой непростой задачей сможет справиться только Маскариль - первейший плут и верный слуга Лелия. Он придумывает хитроумные уловки, чтобы обеспечить счастье своего хозяина, то вытаскивая кошелёк из кармана богача Ансельма, то переодеваясь со своими друзьями в цыганок-танцовщиц. Но по своей глупости и несдержанности юный влюблённый в самом конце портит каждую уловку Маскариля, от чего парочка попадает в уморительные ситуации.

О МОЛЬЕРЕ И ЕГО «ВОЛЬНОСТЯХ»

 

Известно, что пьеса «Шалый» - одно из первых произведений, поставленных Мольером на сцене и пользующееся фантастическим успехом. Однако идея этой истории, как принято считать, принадлежит вовсе не Мольеру. Писатель взял её из репертуара труппы Николо Барбьери, актёра комедии дель арте. «Сегодня эта пьеса для зрителя не нова, - рассказывает режиссер Лицейского театра Сергей Тимофеев. - Её многократно использовали другие драматурги, растащили диалоги и идеи на другие постановки. В нашем случае мы старались следовать автору, однако не обошлось без своих находок. Одного из незначительных персонажей, друга Маскариля Эргаста, мы превратили в женщину - Эргастину. По сюжету нашего спектакля её роль куда серьёзнее. Благодаря ей мы связали пьесу с реальной жизнью Мольера. Так как драматург в своё время исполнял роль Маскариля, мы намекнули на отношения с его музой - Мадлен Бежар. Ей приходилось выносить все вольности Мольера - бесконечные измены и даже скандальную женитьбу на её дочери, которая, возможно, была и его собственной дочерью».

О ТРУДНОСТЯХ ПОСТАНОВКИ

 

По словам режиссёра, эта пьеса была одной из самых сложных работ, над которой приходилось трудиться их театральному коллективу. «Дело в том, что французская драматургия предполагает высочайшую речевую технику, специфическую логику в развитии, движении действия. Русским артистам уловить всё это чрезвычайно сложно. Кроме того, эта комедия соединяет в себе китч, средневековый фарс и элементы итальянской комедии ласок. Такое сочетание требует острой характерности каждого персонажа. Комические моменты на ужимках и крике здесь не пройдут. Я думаю, что всё будет долго шлифоваться, и с течением времени спектакль засверкает во всей своей кpace».

ОБ ИНТЕРЕСНЫХ НАХОДКАХ

 

В театральное действие вносят изюминку приёмы, которые были явно позаимствованы режиссёром из кинематографа. В самые неожиданные моменты актёры начинают двигаться неестественно быстро на фоне мерцания света и психоделической музыки. «С помощью этого трюка мы разделили главные и второстепенные моменты пьесы, - объясняет Сергей Тимофеев. - Так же, как и в жизни, бывает, мы просто сидим, курим, болтаем ни о чём - это можно «перемотать», а как только начинает происходить что-то важное, время замедляется».

Екатерина Шишкина

Ореол