Поиск

Он более популярен, чем даже Ноев ковчег, который в отличие от «Титаника» выплыл. Про «Титаник» в разные годы и в разных странах были сняты дюжина художественных кинофильмов, телесериал, а также бесчисленное количество документальных лент. И это притом что данная катастрофа не была ни первой, ни самой крупной в истории.

«Лузитания»

 

Напомним: 100 лет назад британский суперлайнер из-за плохой видимости и собственной неповоротливости наскочил на айсберг. Погибли 1503 человека, спасти удалось 705. При этом мест в спасательных шлюпках было всего 1178, а спасательные пояса (предшественники нынешних спасжилетов) не были снабжены инструкциями. Из-за того, что многие пассажиры завязали их на талии, а не под мышками, в воде они перевернулись вверх ногами. В такой интересной, но несовместимой с жизнью позиции их и застали спасатели...

Пароходы тонули и до «Титаника». Например, вскоре после окончания гражданской войны в США пароход «Султана» вёз по Миссисипи освобождённых из плена северян. По невыясненной причине он взорвался и угробил более 2 тыс. человек. Но кто об этом помнит, ведь ни одного из них не сыграл Леонардо Ди Каприо!

Самые крупные потери были связаны с мировыми войнами. 1 мая 1915 г. из Нью-Йорка курсом на Ливерпуль вышел английский лайнер «Лузитания». Англия на тот момент уже почти год воевала с Германией - страной, поставившей подводную войну в основание своей военно-морской стратегии. Поэтому, когда 7 мая у ирландских берегов курс «Лузитании» пересёкся с курсом немецкой субмарины U-20, её командир с лёгким сердцем отдал команду «Пли!». Через 18 минут лайнер и 1198 человек пошли ко дну.

«Вильгельм Густлоф»

 

Вторая мировая война принесла новые мрачные рекорды. По словам военного историка Мирослава Морозова, «первую позицию в морском мартирологе 1939-1945 гг. занимает немецкий теплоход «Гойя», потопленный в апреле 1945 г. советской подлодкой Л-3 (ею командовал капитан 3-го ранга Коновалов) и унёсший с собой около 7 тыс. (!) человек. На второе место вышел немецкий же лайнер «Кап Аркона» (5594 жертвы). Третьим стал печально известный «Вильгельм Густлоф» (снова Германия, 5300 жертв). Четвёртым идёт советский теплоход «Армения» (примерно 5000 погибших)».

У всех катастроф военного времени есть одна общая черта: в большинстве случаев жертвами становились гражданские лица, беженцы, раненые и медперсонал. Взять хотя бы потопление «Вильгельма Густлофа» подлодкой С-13 капитана 3-го ранга Александра Маринеско во время массовой эвакуации немцев из Восточной Пруссии в январе 1945 г. Список потерь: 406 моряков 2-й учебной дивизии подводных сил (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих, примерно 4600 беженцев и раненых, включая почти 3000 детей.

Очень похожий случай произошёл с советским госпитальным судном «Армения». В ноябре 1941 г. при эвакуации госпиталей из осаждённого Севастополя «Армения» подверглась атаке немецкого самолёта-торпедоносца. Катастрофу пережили всего 8 человек.

«Ямато» и другие

 

Другие воюющие страны тоже не отличались особым человеколюбием. Весной 1945-го британские ВВС потопили в порту Любека корабль «Кап Аркона» с 8000 заключённых нацистских концлагерей. Половина были русскими и поляками, остальные - 24 других национальностей. Тех, кого не достали бомбы, на берегу добивали эсэсовцы. Как ни удивительно, но 350 пленников смогли бежать...

В то же время, когда в ходе боевых действий ко дну шли военные корабли, жертв было меньше. Линкор «Ямато» (Япония) - 2500 погибших, линкор «Бисмарк» (Германия) - 2000, линейный крейсер «Худ» (Великобритания) - 1500...

Почему же именно «Титаник» стал символом морских катастроф? Во-первых, слишком силён был диссонанс между рекламой «самого быстрого и непотопляемого парохода в мире» и его гибелью в первом же рейсе. Во-вторых, дело было до Первой мировой войны, и европейская общественность ещё не привыкла к длинным (на миллионы!) спискам жертв. Ну и, в-третьих, гибель «Титаника» - самая «политкорректная» катастрофа ХХ века. В ней не было ни намёка на военные преступления, причиной гибели парохода стал айсберг. А какой спрос с глыбы льда?

http://www.aif.ru/society/article/51227

Он более популярен, чем даже Ноев ковчег, который в отличие от «Титаника» выплыл. Про «Титаник» в разные годы и в разных странах были сняты дюжина художественных кинофильмов, телесериал, а также бесчисленное количество документальных лент. И это притом что данная катастрофа не была ни первой, ни самой крупной в истории.

«Лузитания»

 

Напомним: 100 лет назад британский суперлайнер из-за плохой видимости и собственной неповоротливости наскочил на айсберг. Погибли 1503 человека, спасти удалось 705. При этом мест в спасательных шлюпках было всего 1178, а спасательные пояса (предшественники нынешних спасжилетов) не были снабжены инструкциями. Из-за того, что многие пассажиры завязали их на талии, а не под мышками, в воде они перевернулись вверх ногами. В такой интересной, но несовместимой с жизнью позиции их и застали спасатели...

Пароходы тонули и до «Титаника». Например, вскоре после окончания гражданской войны в США пароход «Султана» вёз по Миссисипи освобождённых из плена северян. По невыясненной причине он взорвался и угробил более 2 тыс. человек. Но кто об этом помнит, ведь ни одного из них не сыграл Леонардо Ди Каприо!

Самые крупные потери были связаны с мировыми войнами. 1 мая 1915 г. из Нью-Йорка курсом на Ливерпуль вышел английский лайнер «Лузитания». Англия на тот момент уже почти год воевала с Германией - страной, поставившей подводную войну в основание своей военно-морской стратегии. Поэтому, когда 7 мая у ирландских берегов курс «Лузитании» пересёкся с курсом немецкой субмарины U-20, её командир с лёгким сердцем отдал команду «Пли!». Через 18 минут лайнер и 1198 человек пошли ко дну.

«Вильгельм Густлоф»

 

Вторая мировая война принесла новые мрачные рекорды. По словам военного историка Мирослава Морозова, «первую позицию в морском мартирологе 1939-1945 гг. занимает немецкий теплоход «Гойя», потопленный в апреле 1945 г. советской подлодкой Л-3 (ею командовал капитан 3-го ранга Коновалов) и унёсший с собой около 7 тыс. (!) человек. На второе место вышел немецкий же лайнер «Кап Аркона» (5594 жертвы). Третьим стал печально известный «Вильгельм Густлоф» (снова Германия, 5300 жертв). Четвёртым идёт советский теплоход «Армения» (примерно 5000 погибших)».

У всех катастроф военного времени есть одна общая черта: в большинстве случаев жертвами становились гражданские лица, беженцы, раненые и медперсонал. Взять хотя бы потопление «Вильгельма Густлофа» подлодкой С-13 капитана 3-го ранга Александра Маринеско во время массовой эвакуации немцев из Восточной Пруссии в январе 1945 г. Список потерь: 406 моряков 2-й учебной дивизии подводных сил (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих, примерно 4600 беженцев и раненых, включая почти 3000 детей.

Очень похожий случай произошёл с советским госпитальным судном «Армения». В ноябре 1941 г. при эвакуации госпиталей из осаждённого Севастополя «Армения» подверглась атаке немецкого самолёта-торпедоносца. Катастрофу пережили всего 8 человек.

«Ямато» и другие

 

Другие воюющие страны тоже не отличались особым человеколюбием. Весной 1945-го британские ВВС потопили в порту Любека корабль «Кап Аркона» с 8000 заключённых нацистских концлагерей. Половина были русскими и поляками, остальные - 24 других национальностей. Тех, кого не достали бомбы, на берегу добивали эсэсовцы. Как ни удивительно, но 350 пленников смогли бежать...

В то же время, когда в ходе боевых действий ко дну шли военные корабли, жертв было меньше. Линкор «Ямато» (Япония) - 2500 погибших, линкор «Бисмарк» (Германия) - 2000, линейный крейсер «Худ» (Великобритания) - 1500...

Почему же именно «Титаник» стал символом морских катастроф? Во-первых, слишком силён был диссонанс между рекламой «самого быстрого и непотопляемого парохода в мире» и его гибелью в первом же рейсе. Во-вторых, дело было до Первой мировой войны, и европейская общественность ещё не привыкла к длинным (на миллионы!) спискам жертв. Ну и, в-третьих, гибель «Титаника» - самая «политкорректная» катастрофа ХХ века. В ней не было ни намёка на военные преступления, причиной гибели парохода стал айсберг. А какой спрос с глыбы льда?

http://www.aif.ru/society/article/51227