Поиск

Скоро в России больше не надо будет раздеваться и разуваться перед посадкой в самолет. Министерство транспорта подготовило проект изменений в авиационные правила, которые заметно упростят жизнь пассажиров. Когда новые правила вступят в силу, пока неизвестно. Но после этого светлого дня никто не потребует снимать обувь с подошвой тоньше 1 сантиметра, девушки смогут спокойно проходить на каблуках высотой до 2,5 сантиметра. Ремни и пояса до 4 сантиметров шириной и толщиной до 0,5 сантиметра тоже не заинтересуют работников службы безопасности в аэропорту.

«Ура!» - порадуются те, кто часто летает и уже устал раздеваться, разуваться и вынимать ноутбук из чехла. Но ведь вводили строгие правила не зря - после нескольких терактов в самолетах. В Европе сейчас тоже есть тенденция к упрощению досмотра, но за счет использования более точных сканеров. 

Мы решили выяснить: насколько важен тщательный досмотр пассажиров для безопасности полетов? И что изменится, если его отменят? Об этом «Комсомольской правде» рассказал Максим Побережник, в недавнем прошлом топ-менеджер крупной российской авиакомпании.

ЧЕМОДАН ПРОСВЕЧИВАЮТ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

- Что больше всего угрожает безопасности пассажиров?

- Пилоты и техники. У нас два из трех происшествий с самолетами происходят из-за ошибок экипажа. Это не официальная статистика - оценка самих авиакомпаний. Если летчик нигде не ошибся, опасность все равно остается: что-то сломалось, техники недосмотрели... Из-за терактов в России погибли два самолета в 2004 году. С тех пор авиакатастрофы происходили без взрывов и злоумышленников.

- Так, может, поэтому и не случилось ничего, что стали досматривать, пресекать и контролировать?

- Вот смотрите: в 2004 году в «Домодедово» обе смертницы сдали бомбы в багаж. А потом дистанционно их взорвали. Что происходит теперь? Сканеры багажа стоят на входе в терминал. Вроде бы все проверяют. Хотя на самом деле на экран очень часто никто вообще не смотрит. Потом сумки сдают в багаж. В московских и крупных региональных аэропортах они уезжают на ленте куда-то, потом их загружают в самолет и по прибытии выдают обратно. За это время на них появляется наклейка «Досмотрено авиационной безопасностью».

По идее чемодан должны прогнать через сканер. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кого-то сняли с рейса из-за подозрительного багажа, вызвали куда-то для досмотра (см. «Справку «КП». - Ред.).

- Получается, контроль - пустая формальность?

- Не совсем. Чтобы взрыв в багажном отсеке был разрушительным для самолета, необходимо большое устройство. Такое могут выявить даже при небрежном сканировании чемодана.

ЧТО У ВАС В ПОДОШВАХ И НОУТБУКАХ

 

- Но мы все-таки о честных пассажирах. У них с багажом как раз проблем немного: сдал на стойке регистрации - и все. А дальше - досмотр личный и ручной клади. Утомительно, долго, неприятно. Что такого ищут в наших косметичках и ноутбуках? И зачем заставляют снимать ботинки?

- Любое оружие или боеприпас покажет «раздевающий» сканер (такие есть, например, в «Домодедово»). Для этого разувать не нужно. Потенциальному террористу-смертнику шашку нужной мощности в подошве не спрятать. Зато ею можно начинить ноутбук. И при этом он с виду будет как будто штатно работать. А ведь гаджеты проверяют только включением. При всей вроде бы тщательности досмотра в наших аэропортах эта система уязвима для злоумышленников.

- Так, может, предполетный досмотр пассажиров вообще отменить?

- Его надо делать более разумным. Можно сократить ограничения и этапы контроля, но чтобы все оставшиеся были одинаковы для всех и проводились всерьез, а не формально. Например, поймали в свое время террориста, который пытался пронести на борт жидкую взрывчатку. И ввели для всех ограничения на бутылочки емкостью больше 100 миллилитров. Сейчас из-за этого у пассажиров отбирают воду, косметику, мягкие сыры, детское питание. Хотя если есть сомнения в содержимом баночки или свертка, достаточно попросить пассажира сделать глоток или съесть кусочек. И сразу будет ясно, что у него там. А для бомбы нужен детонатор. Вот его и надо ловить.

- Московские аэропорты поддержали идею Минтранса. Им так проще будет работать?

- Они смогут быстрее сажать пассажиров на рейсы. Хотя даже сейчас в России контроль совсем не обременительный. Выложил заранее все из карманов, вытащил ремень, скинул ботинки - и быстро прошел. Но часто как бывает: подошел человек к рамке, устройство запищало. Оказывается, он не снял ремень. Вернулся. Второй раз подходит - снова писк. Теперь телефон в кармане. И ходит пассажир туда-сюда, а все ждут...

- По сравнению с Европой, остальным миром насколько у нас «запущенная» ситуация?

- Зависит от аэропорта, от конкретной смены проверяющих. Везде свои особенности. Например, во Франкфурте плотно досматривают всех подряд. А в Израиле сначала со всеми беседуют, а потом плотно проверяют тех, кто вызвал подозрение. Поведение человека свидетельствует о его намерениях гораздо больше, чем высота каблука.

- Есть идея контролировать пассажиров по списку - выявлять подозрительные фамилии и с этими людьми выборочно работать?

- Бесполезно. Билет можно купить и за час, и за 45 минут до вылета. Никто не успеет оценить вероятную опасность пассажиров. А черные списки авиакомпаний у нас законом пока не предусмотрены.

http://kp.ru/daily/25866/2831992/

Скоро в России больше не надо будет раздеваться и разуваться перед посадкой в самолет. Министерство транспорта подготовило проект изменений в авиационные правила, которые заметно упростят жизнь пассажиров. Когда новые правила вступят в силу, пока неизвестно. Но после этого светлого дня никто не потребует снимать обувь с подошвой тоньше 1 сантиметра, девушки смогут спокойно проходить на каблуках высотой до 2,5 сантиметра. Ремни и пояса до 4 сантиметров шириной и толщиной до 0,5 сантиметра тоже не заинтересуют работников службы безопасности в аэропорту.

«Ура!» - порадуются те, кто часто летает и уже устал раздеваться, разуваться и вынимать ноутбук из чехла. Но ведь вводили строгие правила не зря - после нескольких терактов в самолетах. В Европе сейчас тоже есть тенденция к упрощению досмотра, но за счет использования более точных сканеров. 

Мы решили выяснить: насколько важен тщательный досмотр пассажиров для безопасности полетов? И что изменится, если его отменят? Об этом «Комсомольской правде» рассказал Максим Побережник, в недавнем прошлом топ-менеджер крупной российской авиакомпании.

ЧЕМОДАН ПРОСВЕЧИВАЮТ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

- Что больше всего угрожает безопасности пассажиров?

- Пилоты и техники. У нас два из трех происшествий с самолетами происходят из-за ошибок экипажа. Это не официальная статистика - оценка самих авиакомпаний. Если летчик нигде не ошибся, опасность все равно остается: что-то сломалось, техники недосмотрели... Из-за терактов в России погибли два самолета в 2004 году. С тех пор авиакатастрофы происходили без взрывов и злоумышленников.

- Так, может, поэтому и не случилось ничего, что стали досматривать, пресекать и контролировать?

- Вот смотрите: в 2004 году в «Домодедово» обе смертницы сдали бомбы в багаж. А потом дистанционно их взорвали. Что происходит теперь? Сканеры багажа стоят на входе в терминал. Вроде бы все проверяют. Хотя на самом деле на экран очень часто никто вообще не смотрит. Потом сумки сдают в багаж. В московских и крупных региональных аэропортах они уезжают на ленте куда-то, потом их загружают в самолет и по прибытии выдают обратно. За это время на них появляется наклейка «Досмотрено авиационной безопасностью».

По идее чемодан должны прогнать через сканер. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кого-то сняли с рейса из-за подозрительного багажа, вызвали куда-то для досмотра (см. «Справку «КП». - Ред.).

- Получается, контроль - пустая формальность?

- Не совсем. Чтобы взрыв в багажном отсеке был разрушительным для самолета, необходимо большое устройство. Такое могут выявить даже при небрежном сканировании чемодана.

ЧТО У ВАС В ПОДОШВАХ И НОУТБУКАХ

 

- Но мы все-таки о честных пассажирах. У них с багажом как раз проблем немного: сдал на стойке регистрации - и все. А дальше - досмотр личный и ручной клади. Утомительно, долго, неприятно. Что такого ищут в наших косметичках и ноутбуках? И зачем заставляют снимать ботинки?

- Любое оружие или боеприпас покажет «раздевающий» сканер (такие есть, например, в «Домодедово»). Для этого разувать не нужно. Потенциальному террористу-смертнику шашку нужной мощности в подошве не спрятать. Зато ею можно начинить ноутбук. И при этом он с виду будет как будто штатно работать. А ведь гаджеты проверяют только включением. При всей вроде бы тщательности досмотра в наших аэропортах эта система уязвима для злоумышленников.

- Так, может, предполетный досмотр пассажиров вообще отменить?

- Его надо делать более разумным. Можно сократить ограничения и этапы контроля, но чтобы все оставшиеся были одинаковы для всех и проводились всерьез, а не формально. Например, поймали в свое время террориста, который пытался пронести на борт жидкую взрывчатку. И ввели для всех ограничения на бутылочки емкостью больше 100 миллилитров. Сейчас из-за этого у пассажиров отбирают воду, косметику, мягкие сыры, детское питание. Хотя если есть сомнения в содержимом баночки или свертка, достаточно попросить пассажира сделать глоток или съесть кусочек. И сразу будет ясно, что у него там. А для бомбы нужен детонатор. Вот его и надо ловить.

- Московские аэропорты поддержали идею Минтранса. Им так проще будет работать?

- Они смогут быстрее сажать пассажиров на рейсы. Хотя даже сейчас в России контроль совсем не обременительный. Выложил заранее все из карманов, вытащил ремень, скинул ботинки - и быстро прошел. Но часто как бывает: подошел человек к рамке, устройство запищало. Оказывается, он не снял ремень. Вернулся. Второй раз подходит - снова писк. Теперь телефон в кармане. И ходит пассажир туда-сюда, а все ждут...

- По сравнению с Европой, остальным миром насколько у нас «запущенная» ситуация?

- Зависит от аэропорта, от конкретной смены проверяющих. Везде свои особенности. Например, во Франкфурте плотно досматривают всех подряд. А в Израиле сначала со всеми беседуют, а потом плотно проверяют тех, кто вызвал подозрение. Поведение человека свидетельствует о его намерениях гораздо больше, чем высота каблука.

- Есть идея контролировать пассажиров по списку - выявлять подозрительные фамилии и с этими людьми выборочно работать?

- Бесполезно. Билет можно купить и за час, и за 45 минут до вылета. Никто не успеет оценить вероятную опасность пассажиров. А черные списки авиакомпаний у нас законом пока не предусмотрены.

http://kp.ru/daily/25866/2831992/