на правах рекламы
20:26
-14 $ 75.20 -1.12
91.19 -0.12

Вторая попытка Мавроди

от 21.03.12 в 16:28 версия для печати
Вторая попытка Мавроди

В начале февраля в нашу редакцию от некоего частного лица по электронной почте поступило предложение о размещении на страницах газеты рекламы МММ-2011. Издание дорожит своей репутацией и не откликнулось на подобного рода предложение, но факт, судя по всему, активной работы организации заставил задуматься, какой на этот раз сыр положил в свою мышеловку Мавроди...

 

Come back в 90-е...


Сейчас умные аналитики называют 90-е «периодом первоначального накопления капитала» и «финансового беспредела», а простые люди до сих пор вздрагивают при слове «ваучер» и бережно хранят акции какого-нибудь «Хопер-инвеста» в назидание потомкам. Но тогда синдром «легких денег» свел с ума многих бывших советских граждан. Они пачками скупали акции того же МММ в надежде получить очень большую прибыль. Про сыр в мышеловке никто не думал, все хотели быть капиталистами - быстро заработать и красиво жить, благо примеров было предостаточно. А еще реклама... Во все времена реклама была главной «наступательной силой» всех сомнительных компаний. Но разве могли об этом знать в стране, где никто не сомневался в достоверности каждого печатного или сказанного по ТВ слова? Поэтому, если известный персонаж Леня Голубков говорил, что на копеечную зарплату он приобрел акции МММ и через некоторое время пошел и купил жене сапоги, то в это свято верили. А уж появление в рекламе сериальной красавицы Виктории Руффо воспринималось не иначе как гарант процветания и стабильности компании.

 

Судя по всему, создатель МММ, искусно обыграв доверчивость «рабов» (это понятие активно используется на сайте МММ, но об этом ниже) с помощью рекламы, и сколотил свой капитал исключительно благодаря рекламе. В 1989 году Мавроди основал кооператив МММ, а в 1994 году его акции поступили в свободную продажу. За полгода компания насчитывала, по данным интернет-источников, 15 млн. вкладчиков. Люди приобретали бумажки, думая, что зарабатывают деньги. Это был звездный час Сергея Мавроди. В 1994 году он был избран депутатом российского парламента и даже мечтал о президентском кресле. Но в президенты РФ его не пустили, а в 1997 году МММ признали банкротом. Миллионам россиян пришлось расстаться с мечтой о приобретении сапог и иных элементов красивой жизни. Для многих обрушение так называемой финансовой пирамиды обернулось настоящей трагедией. Сейчас трудно поверить, но люди продавали квартиры, машины и вкладывали деньги в акции МММ, чтобы когда-нибудь получить много, очень много денег, а в результате остались ни с чем. В 2003 году Сергей Мавроди был арестован, а в 2004-м ему было предъявлено обвинение в мошенничестве. Уголовное дело составило 650 томов, по 250-270 страниц в каждом.

 

«Мы не рабы, рабы немы»


Примечательно, что, едва выйдя на свободу, Мавроди вновь взялся за старое. В январе прошлого года он объявил в своем блоге о намерении создать новую международную финансовую пирамиду МММ-2011. Опыт организации международного «лохотрона» у него уже был. От деятельности его виртуальной фондовой биржи SEG, по официальным данным, пострадали порядка 275 тыс. человек, в основном граждане Европы и США, по неофициальным - несколько миллионов.

 

Креативности и авантюризма создателю МММ, безусловно, не занимать, но как-то уж слишком нагло он на этот раз предложил свой «кусочек сыра». Во многих городах России, в том числе и в Омске, на рекламных щитах появилось изображение Мавроди в «трениках», с иезуитским предупреждением «об опасности финансовых пирамид для финансового здоровья». Подобные «веселые картинки» появились и на страницах СМИ. Цель этой рекламной кампании лежит на поверхности - эпатировать «электорат» и привлечь его внимание к интернет-сайтам, которые и стали основными проводниками идей МММ. На сайтах МММ создатель не скрывает, что строит финансовую пирамиду, которая «делает людей свободными». По его мнению, только «рабы трудятся за зарплату», а участник пирамиды «лежит спокойненько на диванчике и поплевывает в потолок» (наверное, это он о себе, любимом). И призывает: «Вложи их (деньги) в МММ, и ты поможешь пенсионеру, инвалиду, малоимущему» (это явно перебор, с трудом верится, что те, кто мечтает заплевывать потолок, горят желанием помочь пенсионерам и инвалидам). За двадцать с лишним лет концепт быстрого обогащения также не изменился: 20 долларов в подарок только за регистрацию, рост до 60 процентов годовых, плюс бонусы за каждого приведенного в Систему и лотереи. Общение вновь прибывших осуществляется только через посредников - сотников, десятников и т. д.

 

При этом Мавроди со всех сторон остается «белый и пушистый». Понятие «финансовая пирамида» до сих пор юридически не закреплено российским законодательством, а следовательно, ее создание и функционирование ненаказуемо. Поэтому Мавроди может хоть на всех углах кричать о строительстве финансовой пирамиды. Кроме того, вкладчики МММ-2011 получают не акции и не билеты, которые можно пощупать и приложить к заявлению в полиции, а некие виртуальные МАВРО. Ну кто побежит с виртуальными МАВРО в полицию?

 

Порядочность и здравый смысл


Во многих городах России приняты меры по противодействию деятельности МММ. В Ставрополе, например, прокуратура добилась демонтажа рекламы МММ, в Ростовской области по инициативе той же прокуратуры был закрыт доступ к сайту МММ. В декабре прошлого года комиссия Омского УФАС России признала, что реклама МММ-2011, распространяемая на видеомониторах, нарушает ФЗ «О рекламе», и выдала предписание о ее устранении с экранов.

 

- В полномочиях УФАС выдать предписание о прекращении распространения рекламы ненадлежащего содержания, в частности, рекламирующего сомнительные финансовые услуги, - комментирует начальник отдела Омского УФАС Альберт Морозов, - штраф за размещение такой рекламы для юридических лиц составляет от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

По словам Альберта Морозова, по закону ответственность за распространение рекламы несут как рекламодатели, так и те, кто распространяет рекламу. Но вот ведь незадача, пока законодатели пытаются определиться с понятием «финансовая пирамида», штрафные санкции можно применить только к непосредственным распространителям рекламы - СМИ и рекламным агентствам, которые просто продают рекламную площадь. Их, как правило, не интересуют паспортные данные рекламодателя. Рекламодатели же МММ ведут себя как заправские шпионы, предпочитая скрывать лица и заметать следы, рассылая свои предложения посредством Интернета. В результате УФАС и правоохранительные органы не могут установить рекламодателя и привлечь его к ответственности. К слову, наша редакция пыталась связаться с «агентом Мавроди» по сотовому телефону, указанному в рекламном письме МММ, но ответ на предложение о встрече был вполне ожидаемым: «Вы ошиблись номером».

 

Ирина Оверина, депутат Заксобрания Омской области, управляющий региональным фондом защиты прав инвесторов:

- В Омской области порядка 40-50 тыс. зарегистрированных обманутых вкладчиков, но фактически их больше. Несмотря на постоянные предупреждения о последствиях участия в финансовых пирамидах, число обманутых вкладчиков постоянно растет. Так, по нашим данным, омичи участвовали и участвуют в 400 различных сомнительных финансовых компаниях. Поэтому хотелось бы в очередной раз предостеречь омичей: не верьте сомнительной рекламе финансовых услуг. Если вкладываете деньги в какую-нибудь структуру, то всегда внимательно изучайте договор и особо обращайте внимание на условия возвратности.

 

Елена ЛЕСОВСКАЯ

Криминал

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх