Поиск

Рекламу не зря прозвали двигателем торговли, в том числе торговли лекарственными препаратами. Причем, по оценкам специалистов, в сфере фармацевтики она (реклама) работает значительно эффективней, чем, например, при продвижении продовольственных или промышленных товаров. При выборе той же колбасы мы в большей мере руководствуемся ценовыми показателями, именем компании-производителя. И лишь потом, может быть, мелькнет где-то в подсознании рекламный образ каких-нибудь испанских колбасок. А если не мелькнет, тоже ничего страшного, купим банку сайры, которая в определенных ситуациях легко может заменить сосиски.

С фармпрепаратами такие вольности не проходят. Если болит горло, таблетка от поноса не поможет. Чем и пользуются производители лекарств и биологически активных добавок (БАД), атакующие нас изощренной рекламой по всему фронту – от экрана ТВ до бесплатных газеток, которыми регулярно засоряются подъезды многоэтажек. Особенно агрессивна реклама БАДов, которые, если верить написанному, показанному, сказанному, могут вылечить от всего. Что характерно, для рекламистов от фармацевтики ничего святого нет. Какую-нибудь таблетку из крапивы распишут так, что начинаешь сомневаться: а может, действительно, все встанет и будет стоять так же крепко и надежно, как часовой у мавзолея.

По поводу рекламы биодобавок специалисты и общественность давно копья ломают. Медики называют их псевдолекарствами. В Минздравсоцразвития РФ, где, кстати, придерживаются такой же точки зрения на БАДы, сейчас рассматриваются предложения по ограничению рекламы биологически активных добавок. К этому готовятся и в Федеральной антимонопольной службе России, что подтвердил руководитель Управления ФАС по Омской области Сергей Суменков.

– В 2012 году ФАС планирует внести в правительство РФ законопроект, направленный на ужесточение ответственности за нарушения в рекламе биологически активных добавок, – пояснил Сергей Суменков. – Это весьма актуальный вопрос, который давно волнует специалистов. С одной стороны, БАДы в чем-то, наверное, полезны. Но виды, способы распространения этих добавок, их реклама, где БАДам приписываются несуществующие лечебные, исцеляющие свойства, наносят большой ущерб.

Особенно страдают люди пожилого возраста, которые привыкли верить распространяемой на телевидении, в печатных изданиях информации. Они порой готовы отдать последние деньги за препараты, которые никакой пользы здоровью не приносят.

«Реклама, которая нас убивает», БАДы могут нанести серьезный вред здоровью. Люди ошибаются, считая, что биодобавки обладают легким действием, не дающим никаких побочных эффектов. В рекламе, как правило, говорится, что растительные или животные компоненты, входящие в состав БАДов, не могут быть вредными, поскольку являются естественным, а не химическим продуктом. Природа якобы ничего вредного не сотворит. Параллельно реклама внушает населению, что в рационе обязательно должны присутствовать биологически активные добавки, иначе здоровью организма будет нанесен существенный урон. Все подается так, будто с помощью биодобавок можно решить любую проблему со здоровьем. В результате увлечение добавками стало повальным. Их принимают с любой пищей и в больших количествах.

Но употребление БАДов в больших количествах, как, впрочем, и витаминов, вредно для здоровья. Насыщение добавок бета-каротином может привести к возникновению раковых опухолей в легких у некурящих людей. Наличие в БАДах никотиновой кислоты разрушающе действует на печень. Повышенное содержание цинка в еде, содержащей БАД, вызывает ослабление костных тканей, следствием чего становятся частые переломы. Большое потребление с едой магния может привести к нарушениям в нервной системе, следствием чего являются сонливость, усталость, депрессия. Такая добавка, как пиколинат хрома, совсем запрещена к употреблению, так как она вредна для человека в любых количествах. По мнению медицинских экспертов, регулярное употребление БАДов снижает способность организма усваивать естественные витамины из натуральных продуктов.

С большой осторожностью нужно относиться и к рекламе лекарств, которая разрешена законом. Хотя многие медики считают, что широкую и открытую пропаганду безрецептурных лечебных препаратов необходимо ограничить. Сейчас у нас в стране действует положение, согласно которому реклама рецептурных препаратов разрешена только в специализированных медицинских изданиях, зато безрецептурные можно рекламировать практически без ограничений.

По мнению специалистов, это провоцирует массовый рост самолечения среди населения, которому внушают: выпей таблетку и все пройдет. При этом порой забывая предупредить о противопоказаниях и побочных эффектах, вреда от которых может быть больше, чем пользы от лечения основного заболевания. Очереди в поликлиниках, недостаток времени часто подталкивают людей без серьезного медицинского обследования довериться рекламе лекарств, которые можно купить без рецепта. Хорошо еще, если в аптеке человек посоветуется хотя бы с провизором, который априори больше заинтересован в том, чтобы продать препарат, чем отговорить от его покупки. К чему может привести самолечение, знает любой врач. Да и без высшего медицинского образования нетрудно догадаться, что лечение по рекламе может закончиться на больничной койке, а то и более печальными последствиями.

Не случайно председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников выступил с инициативой о запрете на рекламу лекарств. По его словам, кощунственно предлагать людям лечиться по рекламе. Но у этой точки зрения есть немало противников, ссылающихся на международную практику. Во многих странах реклама безрецептурных лекарств разрешена и широко практикуется. Правда, доля безрецептурных медикаментов (10–15%) от общего объема рынка в западных странах намного меньше, чем в России (35–50%).

Пока идут споры, нужно прислушаться к совету профессионалов: прежде чем идти в аптеку за очередным разрекламированным чудодейственным препаратом, обратитесь к врачу. Здоровее будете.

Полезная информация от NB

В аптечных сетях, аптечных киосках можно нарваться не только на контрафакт, но и на грубость. Правда, для фармацевтов с провизорами это скорее исключение из правил. Как сообщила обозревателю NB пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Омской области Елена Дайрукина, в прошлом году поступило всего две жалобы на аптекарей. Сотрудница одной из омских аптек нагрубила покупателю, вместо того чтобы объяснить, как пользоваться тонометром. А в другом случае уже посетительница аптечной сети неправомерно начала требовать обмена упаковки с тест-полосками. Неизвестно, чем ей не понравились ранее купленные тест-полоски, может, показали что-то не то. Но обычно лекарства и медицинские препараты в аптеках не обменивают и деньги не возвращают.

Доказать, что вы приобрели в аптеке товар ненадлежащего качества, сложно, но можно. Запомните наиболее распространенные недостатки медицинской продукции, которые позволяют требовать замены товара или возврата денег:

- истекший срок годности,

- любые дефекты маркировки (отсутствие срока годности/серии или невозможность их точного установления),

- несоответствие срока годности/серии, указанных на первичной, например, туба, и вторичной (картонная пачка) упаковках,

- отсутствие инструкции по применению данного препарата,

- любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции (цвет, консистенция, прозрачность, форма, размер, механические включения, осадок и т.д.),

- любой брак первичной (скол на флаконе или ампуле, нарушение герметичности, отсутствие крышки или пробки и т.д.) или вторичной (мятая или порванная картонная пачка, некачественная полиграфия и т.д.) упаковки.

Рекламу не зря прозвали двигателем торговли, в том числе торговли лекарственными препаратами. Причем, по оценкам специалистов, в сфере фармацевтики она (реклама) работает значительно эффективней, чем, например, при продвижении продовольственных или промышленных товаров. При выборе той же колбасы мы в большей мере руководствуемся ценовыми показателями, именем компании-производителя. И лишь потом, может быть, мелькнет где-то в подсознании рекламный образ каких-нибудь испанских колбасок. А если не мелькнет, тоже ничего страшного, купим банку сайры, которая в определенных ситуациях легко может заменить сосиски.

С фармпрепаратами такие вольности не проходят. Если болит горло, таблетка от поноса не поможет. Чем и пользуются производители лекарств и биологически активных добавок (БАД), атакующие нас изощренной рекламой по всему фронту – от экрана ТВ до бесплатных газеток, которыми регулярно засоряются подъезды многоэтажек. Особенно агрессивна реклама БАДов, которые, если верить написанному, показанному, сказанному, могут вылечить от всего. Что характерно, для рекламистов от фармацевтики ничего святого нет. Какую-нибудь таблетку из крапивы распишут так, что начинаешь сомневаться: а может, действительно, все встанет и будет стоять так же крепко и надежно, как часовой у мавзолея.

По поводу рекламы биодобавок специалисты и общественность давно копья ломают. Медики называют их псевдолекарствами. В Минздравсоцразвития РФ, где, кстати, придерживаются такой же точки зрения на БАДы, сейчас рассматриваются предложения по ограничению рекламы биологически активных добавок. К этому готовятся и в Федеральной антимонопольной службе России, что подтвердил руководитель Управления ФАС по Омской области Сергей Суменков.

– В 2012 году ФАС планирует внести в правительство РФ законопроект, направленный на ужесточение ответственности за нарушения в рекламе биологически активных добавок, – пояснил Сергей Суменков. – Это весьма актуальный вопрос, который давно волнует специалистов. С одной стороны, БАДы в чем-то, наверное, полезны. Но виды, способы распространения этих добавок, их реклама, где БАДам приписываются несуществующие лечебные, исцеляющие свойства, наносят большой ущерб.

Особенно страдают люди пожилого возраста, которые привыкли верить распространяемой на телевидении, в печатных изданиях информации. Они порой готовы отдать последние деньги за препараты, которые никакой пользы здоровью не приносят.

«Реклама, которая нас убивает», БАДы могут нанести серьезный вред здоровью. Люди ошибаются, считая, что биодобавки обладают легким действием, не дающим никаких побочных эффектов. В рекламе, как правило, говорится, что растительные или животные компоненты, входящие в состав БАДов, не могут быть вредными, поскольку являются естественным, а не химическим продуктом. Природа якобы ничего вредного не сотворит. Параллельно реклама внушает населению, что в рационе обязательно должны присутствовать биологически активные добавки, иначе здоровью организма будет нанесен существенный урон. Все подается так, будто с помощью биодобавок можно решить любую проблему со здоровьем. В результате увлечение добавками стало повальным. Их принимают с любой пищей и в больших количествах.

Но употребление БАДов в больших количествах, как, впрочем, и витаминов, вредно для здоровья. Насыщение добавок бета-каротином может привести к возникновению раковых опухолей в легких у некурящих людей. Наличие в БАДах никотиновой кислоты разрушающе действует на печень. Повышенное содержание цинка в еде, содержащей БАД, вызывает ослабление костных тканей, следствием чего становятся частые переломы. Большое потребление с едой магния может привести к нарушениям в нервной системе, следствием чего являются сонливость, усталость, депрессия. Такая добавка, как пиколинат хрома, совсем запрещена к употреблению, так как она вредна для человека в любых количествах. По мнению медицинских экспертов, регулярное употребление БАДов снижает способность организма усваивать естественные витамины из натуральных продуктов.

С большой осторожностью нужно относиться и к рекламе лекарств, которая разрешена законом. Хотя многие медики считают, что широкую и открытую пропаганду безрецептурных лечебных препаратов необходимо ограничить. Сейчас у нас в стране действует положение, согласно которому реклама рецептурных препаратов разрешена только в специализированных медицинских изданиях, зато безрецептурные можно рекламировать практически без ограничений.

По мнению специалистов, это провоцирует массовый рост самолечения среди населения, которому внушают: выпей таблетку и все пройдет. При этом порой забывая предупредить о противопоказаниях и побочных эффектах, вреда от которых может быть больше, чем пользы от лечения основного заболевания. Очереди в поликлиниках, недостаток времени часто подталкивают людей без серьезного медицинского обследования довериться рекламе лекарств, которые можно купить без рецепта. Хорошо еще, если в аптеке человек посоветуется хотя бы с провизором, который априори больше заинтересован в том, чтобы продать препарат, чем отговорить от его покупки. К чему может привести самолечение, знает любой врач. Да и без высшего медицинского образования нетрудно догадаться, что лечение по рекламе может закончиться на больничной койке, а то и более печальными последствиями.

Не случайно председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников выступил с инициативой о запрете на рекламу лекарств. По его словам, кощунственно предлагать людям лечиться по рекламе. Но у этой точки зрения есть немало противников, ссылающихся на международную практику. Во многих странах реклама безрецептурных лекарств разрешена и широко практикуется. Правда, доля безрецептурных медикаментов (10–15%) от общего объема рынка в западных странах намного меньше, чем в России (35–50%).

Пока идут споры, нужно прислушаться к совету профессионалов: прежде чем идти в аптеку за очередным разрекламированным чудодейственным препаратом, обратитесь к врачу. Здоровее будете.

Полезная информация от NB

В аптечных сетях, аптечных киосках можно нарваться не только на контрафакт, но и на грубость. Правда, для фармацевтов с провизорами это скорее исключение из правил. Как сообщила обозревателю NB пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Омской области Елена Дайрукина, в прошлом году поступило всего две жалобы на аптекарей. Сотрудница одной из омских аптек нагрубила покупателю, вместо того чтобы объяснить, как пользоваться тонометром. А в другом случае уже посетительница аптечной сети неправомерно начала требовать обмена упаковки с тест-полосками. Неизвестно, чем ей не понравились ранее купленные тест-полоски, может, показали что-то не то. Но обычно лекарства и медицинские препараты в аптеках не обменивают и деньги не возвращают.

Доказать, что вы приобрели в аптеке товар ненадлежащего качества, сложно, но можно. Запомните наиболее распространенные недостатки медицинской продукции, которые позволяют требовать замены товара или возврата денег:

- истекший срок годности,

- любые дефекты маркировки (отсутствие срока годности/серии или невозможность их точного установления),

- несоответствие срока годности/серии, указанных на первичной, например, туба, и вторичной (картонная пачка) упаковках,

- отсутствие инструкции по применению данного препарата,

- любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции (цвет, консистенция, прозрачность, форма, размер, механические включения, осадок и т.д.),

- любой брак первичной (скол на флаконе или ампуле, нарушение герметичности, отсутствие крышки или пробки и т.д.) или вторичной (мятая или порванная картонная пачка, некачественная полиграфия и т.д.) упаковки.