Поиск

Не случайно, что перед стартом решающей стадии хоккейного сезона гостем редакции «АиФ в Омске» стал Раймо Сумманен, главный тренер хоккейного клуба «Авангард».

Спорт не прощает спокойствия

 

- С Вашим возвращением в Омск наша команда заиграла в совершенно другой хоккей. Как Вам удалось мотивировать ребят?

- Я думаю, что игроки сами это сделали, они сами себя мотивировали. Я не знаю, как выглядела наша команда, до того как я пришёл, поэтому мне тяжело об этом судить. Но когда мы пришли в клуб вместе с Эдуардом Занковцом, то мы первым делом попытались построить основные компоненты игры. Делали то, что делал бы любой тренер на нашем месте. Никаких секретов у нас не было, мы просто приступили к работе так, как считали нужным.

- Сейчас Вас устраивает тот результат, которого удалось добиться, и та игра, которую показывает «Авангард»?

 

- На результат многое влияет. Но я доволен теми усилиями, которые ребята прилагают каждую игру. Вне зависимости от того, выигрываем мы или проигрываем. Я вижу их самоотдачу, я вижу, что они борются до конца. И этой самоотдачей я удовлетворён. Мне нравятся наши игроки, которые отдаются игре полностью.

Вы спросили меня, доволен ли я результатами? Я скажу вам, что в спорте так не бывает. Есть довольно тонкая линия между удовлетворённостью и неудовлетворением. И если ты всем доволен, значит, скоро всё пойдёт плохо. Нужно постоянно быть голодным до побед, постоянно желать чего-то большего. Некоторые спортсмены играют намного лучше, когда они рвутся к победе. А часто бывает, что команда начинает выигрывать, игроки чувствуют себя достаточно комфортно и думают, что ничего не может случиться. И как только они начинают так думать – соперник всё меняет в одну секунду. Никогда нельзя расслабляться и нужно понимать, что в хоккее опасность всегда рядом.

- Вы произвели глобальные перестановки в звеньях. Не осталось сыгранных пятёрок, и это сразу дало результат. Поделитесь секретом: как понять, кто с кем должен играть?

 

- Нет секрета. В спорте, как и в жизни, всё очень быстро меняется, к сожалению. Эти перемены в составе происходят для того, чтобы в случае непредвиденной ситуации любой игрок мог уверенно и комфортно чувствовать себя в любой пятёрке. Игра сейчас достаточно жёсткая, все команды борются на льду, поэтому никогда не знаешь, на какую игру понадобится менять игроков. Достаточно проста была бы работа тренера, если бы были идеальные сочетания. 20 лет назад это бы сработало, когда были сыгранные пятёрки и тройки, и тренер ничего не менял. Но сейчас вы видите, как много травм, как много игроков постоянно ломаются, поэтому невозможно предугадать, как всё сложится, и любой игрок должен заменить своего товарища по команде. Тренер должен всегда предсказывать такие моменты и быть к ним готовым.

- В этом сезоне болельщиков радует наша линия обороны. Какие предпринимаются усилия, чтобы ещё укрепить оборонительные редуты и поделитесь соображениями насчёт игры наших вратарей?

 

- Могу сказать, что наша команда очень трудолюбивая, и, конечно, нам нужно и дальше работать над обороной. У нас в составе есть много звёзд, в команде есть игроки с известными именами, но нужно осознавать, что у других команд звёзд нередко ещё больше. Перед плей-офф нам надо понять самое главное: мы должны заиграть как команда, а не выезжать на сильных сторонах отдельных игроков. Я думаю, что каждая команда хочет найти это единение. Что касается вратарской линии, то об этом я думаю каждый день. Но я не знаю, как откровенно ответить на ваши вопросы. Я не могу вам рассказать свои секреты, чтобы их не узнали в других командах. К тому же всё может быстро поменяться. Поэтому лучше не рассказывать о своих планах.

- Но можно ли сказать, что «Авангард» уже нашёл командную игру?

 

- Думаю, что да, мне нравится, с какой самоотдачей играют игроки нашей команды.

Тренерская удача

 

- Чем вам нравится российский хоккей. Почему вы решили вернуться в нашу лигу?

 

- Есть много причин, по которым я вернулся. Мне очень нравится ваша лига, много хороших команд и прекрасных игроков. Для тренера всегда наслаждение видеть таких талантливых и техничных игроков в своей команде. Большое удовольствие с ними работать.

- Не могу не спросить, почему Вы выбрали именно Омск уже во второй раз?

 

- В хоккее и в спорте всегда так происходит: никогда не знаешь, где ты окажешься. Я рад, что мне выпал второй шанс оказаться в Омске. Это самая большая удача, которая происходила в моей тренерской карьере. Это событие для меня, очень хорошая жизненная школа, и я чувствую здесь себя настоящим учеником.

- Хоккейный мир разделился. Кто-то считает, что хоккей стал слишком жёстким. Кто-то, наоборот, обвиняет современных игроков в мягкотелости. Что скажете Вы?

 

- Действительно, весь мир обсуждает эту тему. Все ищут черту, которую нельзя перейти. Потому что сейчас всё чаще и чаще игроки получают очень серьёзные травмы, особенно травмы головы. Но для меня самое главное, чтобы были правила. Если скажут, что можно драться, - мы будем драться. Если скажут, что нельзя, – значит не будем. А эти правила сейчас размыты. В Финляндии уже 20 лет обсуждают этот вопрос, обсуждают его и в России. Но я думаю, что не тренеры и игроки могут решить его.

- Но ведь у Вас наверняка есть своё мнение?

 

- Для меня самое главное, чтобы просто определились прописные истины: как можно драться и что можно делать. Меня воспитали так, что сам игрок не должен провоцировать драку и вступать в бой, но если тебя провоцируют, то необходимо защищаться. Ещё раз скажу, что это очень сложный вопрос. Всем известно, что драки привлекают зрителей. Это деньги и это шоу-бизнес. Спорт, большой спорт, не совместим с этикой. Профессиональный спорт опасен, это все понимают. Единственная проблема, по-моему, что могут пострадать молодые игроки, дети. Страшно, когда что-то происходит с ними. А взрослые люди должны понимать, кем они работают, и должны нести ответственность за свою работу. Но при этом, я думаю, что самое ужасное, что может произойти, если однажды из-за грубости на льду кто-то погибнет. И тогда начнутся вопросы: как это могло произойти? За себя скажу так: если моих игроков кто-то обидит, нанесёт им травму, то я запомню это навсегда.

- Но всё-таки, какой хоккей выбрали бы Вы: разделим их образно на советский комбинационный и канадский силовой?

 

- Сейчас я уже не могу так определиться, потому что в современном хоккее эти стили смешались друг с другом. Иногда я очень разочарован, когда смотрю мировые чемпионаты. Раньше мог определить чешский, шведский, русский, канадский и финский хоккей, а сейчас я вижу, что у команды применяют одинаковые системы для подготовки. Даже скучно смотреть, ведь ты заранее знаешь, что произойдёт. Но ничего не поделаешь, сейчас такой мир. Обмен информации происходит слишком быстро.

Молодёжь – это главное

 

- Поговорим о фарм-клубе. Молодёжная команда «Омские ястребы» проводит мощный сезон в своей лиге. Нет ли планов о привлечении в главную команду молодых игроков в следующем сезоне?

 

- Я считаю, что сама работа всей нашей организации зависит от того, как мы работаем с молодёжью. Всегда очень тяжело выбрать из молодёжи того, кто сможет психологически играть на таком высоком уровне. Даже если спортсмен показывают хорошую игру в матчах со своими сверстниками, далеко не факт, что он заиграет в команде со взрослыми. В нашем клубе, я думаю, работа с резервом идёт в правильном направлении, и вы видите, как молодёжь хорошо играет в основном составе. Есть, конечно, игроки, которых я рассматриваю для пополнения основного состава, но я не буду пока раскрывать эту информацию.

- С Вами на скамейке находится всего один помощник – Эдуард Занковец. Как Вы распределяете свои обязанности и удобно ли вам работать вдвоём?

 

- Мне очень повезло, что со мной работает Эдуард. Он очень хороший тренер, и у нас с ним гармоничный тандем. И скажу, что работаем мы не вдвоём, с нами вместе трудятся 10-15 специалистов. Поверьте, у нас есть ассистенты и помощники, которых не видно, но которые выполняют очень важную работу. Можно ведь и 20 человек поставить на лавку, но это ничего не изменит.

Фанатская поддержка

 

- Сумасшедшая поддержка омских болельщиков важна для Вас, для всего коллектива?

 

- Фанатская поддержка – это определяющий момент игры. Это самое важное, что есть у игроков. Помните матч, когда мы проигрывали Казани 0:2? Было очень тяжело вернуться в игру и воспрять духом. Но нам это удалось благодаря родным трибунам. Скажу, что энергия болельщиков - это ещё одна из причин, по которой хочется сюда вернуться и здесь работать и играть. Любой европеец или североамериканец, который попадёт в эту атмосферу, будет просто в шоке! Игроки видят эту поддержку. Это что-то особенное, что-то неповторимое.

- Как Вам, иностранцу, работается в чужой стране, без знания языка?

 

- Я разговаривал с Кари Хейкилля и сказал, что ему повезло, что он говорит по-русски. Но сейчас я понимаю, что русским тренерам здесь работать тяжелее, чем иностранцам. Потому что я не всё понимаю. Это моё преимущество, что я иностранец. По крайней мере, себя я в этом убеждаю. Сначала я думал, что мне будет тяжело. Но теперь понимаю, что в этом моя сила. Когда слишком много информации, когда слишком много знаешь, ты становишься мнительным. А я не всё понимаю, и мне проще (смеётся).

- Не хотите сделать прогноз на ближайший плей-офф?

 

- Я не могу делать прогнозы (смеется). С облегчением скажу, что в спорте нельзя прогнозировать. Так легче жить! Не надо забивать свою голову непонятными мечтами, нужно жить в реальности. Время покажет.

http://www.omsk.aif.ru/sport/article/24461

Не случайно, что перед стартом решающей стадии хоккейного сезона гостем редакции «АиФ в Омске» стал Раймо Сумманен, главный тренер хоккейного клуба «Авангард».

Спорт не прощает спокойствия

 

- С Вашим возвращением в Омск наша команда заиграла в совершенно другой хоккей. Как Вам удалось мотивировать ребят?

- Я думаю, что игроки сами это сделали, они сами себя мотивировали. Я не знаю, как выглядела наша команда, до того как я пришёл, поэтому мне тяжело об этом судить. Но когда мы пришли в клуб вместе с Эдуардом Занковцом, то мы первым делом попытались построить основные компоненты игры. Делали то, что делал бы любой тренер на нашем месте. Никаких секретов у нас не было, мы просто приступили к работе так, как считали нужным.

- Сейчас Вас устраивает тот результат, которого удалось добиться, и та игра, которую показывает «Авангард»?

 

- На результат многое влияет. Но я доволен теми усилиями, которые ребята прилагают каждую игру. Вне зависимости от того, выигрываем мы или проигрываем. Я вижу их самоотдачу, я вижу, что они борются до конца. И этой самоотдачей я удовлетворён. Мне нравятся наши игроки, которые отдаются игре полностью.

Вы спросили меня, доволен ли я результатами? Я скажу вам, что в спорте так не бывает. Есть довольно тонкая линия между удовлетворённостью и неудовлетворением. И если ты всем доволен, значит, скоро всё пойдёт плохо. Нужно постоянно быть голодным до побед, постоянно желать чего-то большего. Некоторые спортсмены играют намного лучше, когда они рвутся к победе. А часто бывает, что команда начинает выигрывать, игроки чувствуют себя достаточно комфортно и думают, что ничего не может случиться. И как только они начинают так думать – соперник всё меняет в одну секунду. Никогда нельзя расслабляться и нужно понимать, что в хоккее опасность всегда рядом.

- Вы произвели глобальные перестановки в звеньях. Не осталось сыгранных пятёрок, и это сразу дало результат. Поделитесь секретом: как понять, кто с кем должен играть?

 

- Нет секрета. В спорте, как и в жизни, всё очень быстро меняется, к сожалению. Эти перемены в составе происходят для того, чтобы в случае непредвиденной ситуации любой игрок мог уверенно и комфортно чувствовать себя в любой пятёрке. Игра сейчас достаточно жёсткая, все команды борются на льду, поэтому никогда не знаешь, на какую игру понадобится менять игроков. Достаточно проста была бы работа тренера, если бы были идеальные сочетания. 20 лет назад это бы сработало, когда были сыгранные пятёрки и тройки, и тренер ничего не менял. Но сейчас вы видите, как много травм, как много игроков постоянно ломаются, поэтому невозможно предугадать, как всё сложится, и любой игрок должен заменить своего товарища по команде. Тренер должен всегда предсказывать такие моменты и быть к ним готовым.

- В этом сезоне болельщиков радует наша линия обороны. Какие предпринимаются усилия, чтобы ещё укрепить оборонительные редуты и поделитесь соображениями насчёт игры наших вратарей?

 

- Могу сказать, что наша команда очень трудолюбивая, и, конечно, нам нужно и дальше работать над обороной. У нас в составе есть много звёзд, в команде есть игроки с известными именами, но нужно осознавать, что у других команд звёзд нередко ещё больше. Перед плей-офф нам надо понять самое главное: мы должны заиграть как команда, а не выезжать на сильных сторонах отдельных игроков. Я думаю, что каждая команда хочет найти это единение. Что касается вратарской линии, то об этом я думаю каждый день. Но я не знаю, как откровенно ответить на ваши вопросы. Я не могу вам рассказать свои секреты, чтобы их не узнали в других командах. К тому же всё может быстро поменяться. Поэтому лучше не рассказывать о своих планах.

- Но можно ли сказать, что «Авангард» уже нашёл командную игру?

 

- Думаю, что да, мне нравится, с какой самоотдачей играют игроки нашей команды.

Тренерская удача

 

- Чем вам нравится российский хоккей. Почему вы решили вернуться в нашу лигу?

 

- Есть много причин, по которым я вернулся. Мне очень нравится ваша лига, много хороших команд и прекрасных игроков. Для тренера всегда наслаждение видеть таких талантливых и техничных игроков в своей команде. Большое удовольствие с ними работать.

- Не могу не спросить, почему Вы выбрали именно Омск уже во второй раз?

 

- В хоккее и в спорте всегда так происходит: никогда не знаешь, где ты окажешься. Я рад, что мне выпал второй шанс оказаться в Омске. Это самая большая удача, которая происходила в моей тренерской карьере. Это событие для меня, очень хорошая жизненная школа, и я чувствую здесь себя настоящим учеником.

- Хоккейный мир разделился. Кто-то считает, что хоккей стал слишком жёстким. Кто-то, наоборот, обвиняет современных игроков в мягкотелости. Что скажете Вы?

 

- Действительно, весь мир обсуждает эту тему. Все ищут черту, которую нельзя перейти. Потому что сейчас всё чаще и чаще игроки получают очень серьёзные травмы, особенно травмы головы. Но для меня самое главное, чтобы были правила. Если скажут, что можно драться, - мы будем драться. Если скажут, что нельзя, – значит не будем. А эти правила сейчас размыты. В Финляндии уже 20 лет обсуждают этот вопрос, обсуждают его и в России. Но я думаю, что не тренеры и игроки могут решить его.

- Но ведь у Вас наверняка есть своё мнение?

 

- Для меня самое главное, чтобы просто определились прописные истины: как можно драться и что можно делать. Меня воспитали так, что сам игрок не должен провоцировать драку и вступать в бой, но если тебя провоцируют, то необходимо защищаться. Ещё раз скажу, что это очень сложный вопрос. Всем известно, что драки привлекают зрителей. Это деньги и это шоу-бизнес. Спорт, большой спорт, не совместим с этикой. Профессиональный спорт опасен, это все понимают. Единственная проблема, по-моему, что могут пострадать молодые игроки, дети. Страшно, когда что-то происходит с ними. А взрослые люди должны понимать, кем они работают, и должны нести ответственность за свою работу. Но при этом, я думаю, что самое ужасное, что может произойти, если однажды из-за грубости на льду кто-то погибнет. И тогда начнутся вопросы: как это могло произойти? За себя скажу так: если моих игроков кто-то обидит, нанесёт им травму, то я запомню это навсегда.

- Но всё-таки, какой хоккей выбрали бы Вы: разделим их образно на советский комбинационный и канадский силовой?

 

- Сейчас я уже не могу так определиться, потому что в современном хоккее эти стили смешались друг с другом. Иногда я очень разочарован, когда смотрю мировые чемпионаты. Раньше мог определить чешский, шведский, русский, канадский и финский хоккей, а сейчас я вижу, что у команды применяют одинаковые системы для подготовки. Даже скучно смотреть, ведь ты заранее знаешь, что произойдёт. Но ничего не поделаешь, сейчас такой мир. Обмен информации происходит слишком быстро.

Молодёжь – это главное

 

- Поговорим о фарм-клубе. Молодёжная команда «Омские ястребы» проводит мощный сезон в своей лиге. Нет ли планов о привлечении в главную команду молодых игроков в следующем сезоне?

 

- Я считаю, что сама работа всей нашей организации зависит от того, как мы работаем с молодёжью. Всегда очень тяжело выбрать из молодёжи того, кто сможет психологически играть на таком высоком уровне. Даже если спортсмен показывают хорошую игру в матчах со своими сверстниками, далеко не факт, что он заиграет в команде со взрослыми. В нашем клубе, я думаю, работа с резервом идёт в правильном направлении, и вы видите, как молодёжь хорошо играет в основном составе. Есть, конечно, игроки, которых я рассматриваю для пополнения основного состава, но я не буду пока раскрывать эту информацию.

- С Вами на скамейке находится всего один помощник – Эдуард Занковец. Как Вы распределяете свои обязанности и удобно ли вам работать вдвоём?

 

- Мне очень повезло, что со мной работает Эдуард. Он очень хороший тренер, и у нас с ним гармоничный тандем. И скажу, что работаем мы не вдвоём, с нами вместе трудятся 10-15 специалистов. Поверьте, у нас есть ассистенты и помощники, которых не видно, но которые выполняют очень важную работу. Можно ведь и 20 человек поставить на лавку, но это ничего не изменит.

Фанатская поддержка

 

- Сумасшедшая поддержка омских болельщиков важна для Вас, для всего коллектива?

 

- Фанатская поддержка – это определяющий момент игры. Это самое важное, что есть у игроков. Помните матч, когда мы проигрывали Казани 0:2? Было очень тяжело вернуться в игру и воспрять духом. Но нам это удалось благодаря родным трибунам. Скажу, что энергия болельщиков - это ещё одна из причин, по которой хочется сюда вернуться и здесь работать и играть. Любой европеец или североамериканец, который попадёт в эту атмосферу, будет просто в шоке! Игроки видят эту поддержку. Это что-то особенное, что-то неповторимое.

- Как Вам, иностранцу, работается в чужой стране, без знания языка?

 

- Я разговаривал с Кари Хейкилля и сказал, что ему повезло, что он говорит по-русски. Но сейчас я понимаю, что русским тренерам здесь работать тяжелее, чем иностранцам. Потому что я не всё понимаю. Это моё преимущество, что я иностранец. По крайней мере, себя я в этом убеждаю. Сначала я думал, что мне будет тяжело. Но теперь понимаю, что в этом моя сила. Когда слишком много информации, когда слишком много знаешь, ты становишься мнительным. А я не всё понимаю, и мне проще (смеётся).

- Не хотите сделать прогноз на ближайший плей-офф?

 

- Я не могу делать прогнозы (смеется). С облегчением скажу, что в спорте нельзя прогнозировать. Так легче жить! Не надо забивать свою голову непонятными мечтами, нужно жить в реальности. Время покажет.

http://www.omsk.aif.ru/sport/article/24461