В промышленном шпионаже участвовали многие ученые с мировым именем. В числе их был и знаменитый русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. Но шпионом он стал исключительно из желания помочь российской армии и флоту.
Дмитрий Менделеев, помимо периодической системы элементов, сделал и множество других важных открытий. Например, защитил в 1865 году докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водой». Поэтому, когда в России возникла необходимость в новых знаниях, обратились именно к нему.
Лучше украсть, чем заплатить!
Адмирал Чихачев предложил Менделееву помочь, как бы это поделикатнее сказать, добыть секрет изготовления бездымного пороха, не заплатив за него ни копейки.
Менделеев знал, что основой бездымных порохов служил пироксилин — продукт обработки хлопка смесью азотной и серной кислот. Но сведения о технологии создания пироксилина держали в строжайшем секрете. Менделеев отправился за границу в Лондон, а затем в Париж. Он побывал в английских лабораториях, его провели даже на стрельбы. Но тайну пороха выяснить не удалось. Английские джентльмены умеют держать язык за зубами.
В Париже ситуация была та же. Менделеев побывал на заседании Парижской академии наук, получил образцы бездымного пороха. Но как наладить производство бездымного пороха? И Менделееву пришлось стать промышленным шпионом.
Подсмотрел, подсчитал
Вскоре доклад с расчетами лег на стол морскому министру. Менделеева сразу же пригласили работать в Морскую научно-техническую лабораторию, где он проводил свои опыты. И в том же 1890 году он «открыл» пироколлодий, который им и был предложен в качестве бездымного пороха. Причем порох Менделеева превосходил зарубежный пироксилин.
Но все испортила неискоренимая российская бюрократия. Пироколлодийный порох Менделеева так и не приняли на вооружение.
Самое же печальное заключалось в том, что процесс его изготовления, в отличие от французских и английских коллег, российские военные не засекретили. И вскоре пироколлодийный порох стал изготовляться за рубежом. Прямо как автомат Калашникова, который без всякой лицензии производят в десятках стран мира.
Дело дошло до того, что уже после смерти великого химика, во время Первой мировой войны, Россия была вынуждена закупать у США огромное количество бездымного пороха, являвшегося по сути пироколлодийным порохом Менделеева.