Поиск

Митрополит Омский и Тарский Владимир намерен в ближайшее время открыть в Прииртышье Духовную семинарию, построить духовно-административный комплекс и привезти в регион мощи святого Александра Невского. Кроме того, он планирует разделить Омскую и Тарскую епархию на четыре управления с митрополией в Омске. Об этом он сообщил на своей первой в нашем регионе пресс-конференции, а также в личной беседе с обозревателем «ОВ. Деловая среда».

В июле митрополит Владимир был назначен управляющим Омско-Тарской епархией Русской православной церкви. В Омск прибыл 25 августа. Сегодня он делится впечатлениями, планами и говорит о духовных проблемах нашего времени.

– Ваше высокопреосвященство, 100 лет назад в газете написали: «Омская земля, как невеста, украшается храмами». А потом их безжалостно разрушали. 25 лет назад в Омске было только два действующих храма и два в области. А сейчас больше ста. Расскажите о ваших впечатлениях.

 

– Мне нравятся в Омске и храмы, и люди. Очень хорош Успенский собор, святителя Николая, Рождества Христова. Едешь по епархии и видишь сельские церкви, часовни. Это значит, все больше людей обращается к православию. Мне приятно, что вокруг сибиряки открытые, искренние. Губернатор Леонид Константинович Полежаев много лет участвует в строительстве храмов. Для меня это ново.

В Средней Азии, где я служил двадцать лет, государство не помогало строить церкви.

– У вас богатая пастырская биография. Какой период вашего служения вспоминаете особенно часто?

 

– В советское время с 1978 года я десять лет служил в Чехословакии, в Карловых Варах. Первый секретарь горкома называл мой храм Карловацким кремлем и говорил: «Надо брать пример с отца Владимира (я тогда еще не был епископом). Там был консул СССР, его называли товарищем консулом, а меня господином консулом, потому что я рассказал председателю горсовета, что в царское время интересы России здесь представлял священник. Потом два года служил в Москве, а в 1990-м был назначен управляющим Средне-азиатской епархии. Там на четыре страны было 56 храмов, а когда уезжал – 120.

– В Русской православной церкви идет процесс разделения епархий. Коснется ли он нашей, Омско-Тарской?

 

– Есть намерение создать митрополии, в которые бы входило несколько епархий, возглавляемых епископами. Это древняя идея, которую хочет воплотить Патриарх Кирилл. Я написал Патриарху Кириллу предложение о разделении Омско-Тарской епархии на четыре. Это, на мой взгляд, поможет улучшить управление. Будет четыре епископа и еще викарный епископ. Митрополиту будет с кого спросить. Полезно это или нет – время покажет.

– Ваше высокопреосвященство, в Омске был большой духовный подъем, когда город встречал чудотворную Почаевскую икону Богоматери, частицы мощей святых из Иерусалима, с Афона. А Пояс Богородицы миновал Омск. Вы состоите в Фонде Андрея Первозванного, который и привез святыню в Россию. Как составлялся маршрут? Возможно ли, чтобы в будущем великие святыни были и у нас?

 

– Решение о том, где быть Поясу Богородицы, принимал не Фонд, а Патриарх. Знаю, что и Новосибирск тоже обиделся. Но я думаю, что святыни будут в Омске. В этом году, надеюсь, будут привезены мощи Александра Невского.

– Фонд Андрея Первозванного возглавляет генеральный директор компании «РЖД» Владимир Якунин. Ваше близкое знакомство не поможет восстановлению Троицкой церкви на Привокзальной площади?

 

– Владимир Ильич Якунин много строит храмов, как и омский губернатор Леонид Константинович Полежаев. Сейчас идут переговоры о передаче епархии здания бывшей железнодорожной больницы по ул. Лермонтова, 56. Большое двухэтажное красивое здание. Мы там откроем семинарию. И 5-7-8 лет, пока не построим свое здание, она будет здесь работать.

– Где будет строиться семинария?

 

– Я написал несколько писем о выделении земли не только под семинарию, но и под управление епархии – духовный епархиальный комплекс, как Ташкенте. Там три здания под одним куполом. Водосвятный источник был сначала оборудован девятью кранами, а потом мы вывели на улицу 64. Крещальная, двухэтажный общинный дом, столярная мастерская, типография, киностудия, конференц-зал на 250 человек. Хотел построить большой, подобный тому что в МГИМО, на 900 человек, но не успел. Теперь думаю строить все это в Омске. Где – вопрос решается. Предлагали на территории Аграрного университета, на Левом берегу, рядом со зданием епархии. Не люблю рассказывать о планах. Не стоит говорить «гоп», пока не перепрыгнешь.

– Из атеизма люди пришли не только к православию. Совершился и массовый переход в неоязычество. У нас таким центром является Окунево. Причем порой говорят и о том, что благодаря популярности этого «пупа земли» повышается туристическая привлекательность Муромцевского района. Что вы об этом скажете?

 

– Очень плохо. Хорошего с этих денег ничего не будет. Вот распался Советский Союз. Было сильное государство, хоть и атеистическое. А не стало – пришли тысячи сект, чтобы нас разбить на разные течения. Ведь что сделали американцы с Южной Кореей? Отправили протестантских миссионеров, разбили буддизм – там буддистов осталось процентов 20-25. И американское влияние. А у нас?  Кондолиза Райс говорила: «Русский народ так деградирует, что нам ничего не нужно делать». Кто виноват? Виноваты мы, что продаемся. В Узбекистан Фонд Сороса перечислил сектам 6 миллионов долларов. А там так: государство забирает себе 50 процентов валюты. В Узбекистане церковь пятидесятников переименовала себя в церковь христиан полного евангелия. Кто может о себе сказать, что живет полностью по-евангельски? Я не осмелюсь, потому что преступаю порой, а они называют. И люди идут, потому что после службы каждому выдают по килограмму сахара и пачку печенья. Здесь получается то же самое. Секты укрепляются, потому что их укрепляют помощью. Что будет дальше, если мы не станем жить, как прадеды?

– Народные обычаи – купание в проруби на Крещение, масленичные гулянья и другие укоренились. Можно ли считать их православными?

 

– Ничего плохого нет в крещенских купаниях. А к бытующим суевериям я очень плохо отношусь. Вот такой случай в Ташкенте был. Батюшки окропляли веточки в Вербное воскресенье. И одна старушка говорит: «Вот эти три вербочки у меня стоят и весь год охраняют дом от всех бед». Но ведь этого нет. Человека может охранять причастие, нужно приходить в храм исповедоваться, молиться. А три вербы – они хороши. Но вера в них – от язычества, а в языческих культах Бога нет. И я запретил освящение верб. Сам покупал по нескольку десятков тысяч верб, освящал за Всенощной и раздавали всем. И предсказание – грех. Сколько людей погубила Ванга! А знаете, сколько раз в США ждали второго пришествия? А в Писании сказано, что даже ангелам не дано знать о времени второго пришествия. Не надо поддаваться шарлатанам. В храм некогда сходить, а к аферистам, гадалкам –  есть. Не к ним идти надо, это грешно, а к Богу.

– Вы когда-то рукоположили во священники Ивана Охлобыстина. Сегодня он отошел от церкви, снимается в рекламе, ведет развлекательное шоу. Не считаете его посвящение в сан ошибкой?

 

– Вы знаете, Охлобыстин – очень глубоко верующий человек. Мы много раз встречались в Москве, потом он приехал ко мне в Ташкент, поступил в Ташкентскую духовную семинарию, я его рукоположил. И изо всех храмов Узбекистана были просьбы направить его на службу к ним. Но я не отпускал, держал его при себе. Потом ко мне обратился архиепископ Арсений, викарий патриарха Алексия II: «Владыка, Святейший просит, чтобы вы отпустили Охлобыстина в Москву, чтобы он служил в отделе по связям с Вооруженными силами».

Я спросил Святейшего: «А кто мне даст запрос?» – «А что, вам недостаточно моего слова?» И когда Охлобыстин переехал в Москву, над ним многие смеялись. И так получилось, что человек сбился с толку. Ошибки бывают. Может быть, и я в чем-то виноват.

Я вот отца Олега рукоположил из актеров, но он работает. Я обижен, что Охлобыстина у меня отобрали, я бы нес за него ответственность, если бы он был у меня. Его личное дело до сих пор лежит в Ташкенте, я дал Охлобыстину только указ о переводе его за штат с правом перехода в другую епархию согласно устному благословению Патриарха. Есть много примеров, когда священнослужителями становятся известные светские люди. Ко мне обратился бывший министр здравоохранения Юрий Ильич Шевченко. Я сказал: «Рукоположить я вас не могу. Поступайте в Духовную семинарию». Он ее окончил заочно, по первому разряду. Поехал в Украину, там его рукоположили в Житомирской епархии. Окончил Ужгородскую Духовную академию, сейчас кандидат богословия и хочет писать докторскую диссертацию. А он ведь доктор медицинских наук.

– Как церковь относится к людям, которые не посещают службы, но живут по нравственным законам?

 

– Что живут так, очень хорошо. И коммунисты говорили: «Мы живем согласно коммунистическому кодексу, согласно всем правилам». Но если мы не ходим в храм, то не общаемся с Богом. В сердце может поселиться не Бог, а Сатана. Мы рассуждаем: а что нам туда ходить, нам там делать нечего. Я не занимаюсь блудом, не пью, никого не убил – у меня нет никаких грехов. А то, что каждый день в твоих мыслях возникает: я такой хороший, счастливый, я лучше других – это разве не грех? Или начинают кому-то завидовать, даже так: у моей подруги хороший муж, а у меня не такой. А какие самые страшные грехи? Это гордыня, зависть, тщеславие.

И при этом их носитель никого не убил. Еще человек говорит в пост: пощусь. А сам не постится, а только воздерживается от какого-то вида пищи. Что такое истинный пост? Святитель Иоанн Златоуст говорит: воздержание языка, мыслей, чувств. И тело, и душа должны поститься. Молиться можно везде, но нельзя так, как в храме, где святые иконы, священники. Молитва – это беседа с Богом. Если ее нет, душа мертва.

– Есть сегодня такая устойчивая формула «вызовы времени». Какие из них кажутся вам самыми тревожными и как на них нужно реагировать?

 

– Все времена хорошие, со своими трудностями и радостями. Советские идеи были неплохие, потом что были взяты из Священного писания. Новую жизнь решили строить по образу христианской общины I века. Тогда попробовали обобществить имущество. Но не получилось, воровали, и воров забивали камнями. Но тогда люди были верующие.

А большевики объявили войну против Бога. Если бы не настаивали на атеизме, советская империя, может быть, просуществовала бы несколько веков.

А она и века не выдержала, хотя и забота о людях, о детях, о том, чтобы не было наркомании.

А сейчас люди часто не знают, куда идти. Если оказался на распутье, лучше искать путь к Богу. Человек слаб сам по себе, и велик, если он с Богом. Вызовы времени везде похожи. Во всем мире упадок духовности. Экономический кризис – это следствие. В той же Римско-католической церкви США костелы продаются под рестораны. Иногда в западных монастырях продают святыни, чтобы на что-то жить. Я знаю высокопоставленных людей, которые их приобретают и привозят в Россию. Если наша страна обратится к Богу, у нас будет все хорошо. А с холодностью, безразличием к вере ничего не получится. Россия как великое государство никому на Западе не нужна. Она нужна только нам.

– Вы сказали, что не боитесь нападок.

 

– Да, потому что боюсь только Бога. С православной точки зрения, если меня ругают и я виноват, я должен быть благодарен этому человеку. Потому что он хочет мне добра, хочет меня спасти.

А если я великий грешник и меня хвалят, то это на погибель души. Как говорится в Священном Писании: не бойтесь того, кто вас ругает, а бойтесь тех, кто вам льстит. Лестью сбивают с толку, и человеку начинает казаться, что он святой, а на самом деле кто он по сравнению с могуществом Божиим?

Деловая Среда

Митрополит Омский и Тарский Владимир намерен в ближайшее время открыть в Прииртышье Духовную семинарию, построить духовно-административный комплекс и привезти в регион мощи святого Александра Невского. Кроме того, он планирует разделить Омскую и Тарскую епархию на четыре управления с митрополией в Омске. Об этом он сообщил на своей первой в нашем регионе пресс-конференции, а также в личной беседе с обозревателем «ОВ. Деловая среда».

В июле митрополит Владимир был назначен управляющим Омско-Тарской епархией Русской православной церкви. В Омск прибыл 25 августа. Сегодня он делится впечатлениями, планами и говорит о духовных проблемах нашего времени.

– Ваше высокопреосвященство, 100 лет назад в газете написали: «Омская земля, как невеста, украшается храмами». А потом их безжалостно разрушали. 25 лет назад в Омске было только два действующих храма и два в области. А сейчас больше ста. Расскажите о ваших впечатлениях.

 

– Мне нравятся в Омске и храмы, и люди. Очень хорош Успенский собор, святителя Николая, Рождества Христова. Едешь по епархии и видишь сельские церкви, часовни. Это значит, все больше людей обращается к православию. Мне приятно, что вокруг сибиряки открытые, искренние. Губернатор Леонид Константинович Полежаев много лет участвует в строительстве храмов. Для меня это ново.

В Средней Азии, где я служил двадцать лет, государство не помогало строить церкви.

– У вас богатая пастырская биография. Какой период вашего служения вспоминаете особенно часто?

 

– В советское время с 1978 года я десять лет служил в Чехословакии, в Карловых Варах. Первый секретарь горкома называл мой храм Карловацким кремлем и говорил: «Надо брать пример с отца Владимира (я тогда еще не был епископом). Там был консул СССР, его называли товарищем консулом, а меня господином консулом, потому что я рассказал председателю горсовета, что в царское время интересы России здесь представлял священник. Потом два года служил в Москве, а в 1990-м был назначен управляющим Средне-азиатской епархии. Там на четыре страны было 56 храмов, а когда уезжал – 120.

– В Русской православной церкви идет процесс разделения епархий. Коснется ли он нашей, Омско-Тарской?

 

– Есть намерение создать митрополии, в которые бы входило несколько епархий, возглавляемых епископами. Это древняя идея, которую хочет воплотить Патриарх Кирилл. Я написал Патриарху Кириллу предложение о разделении Омско-Тарской епархии на четыре. Это, на мой взгляд, поможет улучшить управление. Будет четыре епископа и еще викарный епископ. Митрополиту будет с кого спросить. Полезно это или нет – время покажет.

– Ваше высокопреосвященство, в Омске был большой духовный подъем, когда город встречал чудотворную Почаевскую икону Богоматери, частицы мощей святых из Иерусалима, с Афона. А Пояс Богородицы миновал Омск. Вы состоите в Фонде Андрея Первозванного, который и привез святыню в Россию. Как составлялся маршрут? Возможно ли, чтобы в будущем великие святыни были и у нас?

 

– Решение о том, где быть Поясу Богородицы, принимал не Фонд, а Патриарх. Знаю, что и Новосибирск тоже обиделся. Но я думаю, что святыни будут в Омске. В этом году, надеюсь, будут привезены мощи Александра Невского.

– Фонд Андрея Первозванного возглавляет генеральный директор компании «РЖД» Владимир Якунин. Ваше близкое знакомство не поможет восстановлению Троицкой церкви на Привокзальной площади?

 

– Владимир Ильич Якунин много строит храмов, как и омский губернатор Леонид Константинович Полежаев. Сейчас идут переговоры о передаче епархии здания бывшей железнодорожной больницы по ул. Лермонтова, 56. Большое двухэтажное красивое здание. Мы там откроем семинарию. И 5-7-8 лет, пока не построим свое здание, она будет здесь работать.

– Где будет строиться семинария?

 

– Я написал несколько писем о выделении земли не только под семинарию, но и под управление епархии – духовный епархиальный комплекс, как Ташкенте. Там три здания под одним куполом. Водосвятный источник был сначала оборудован девятью кранами, а потом мы вывели на улицу 64. Крещальная, двухэтажный общинный дом, столярная мастерская, типография, киностудия, конференц-зал на 250 человек. Хотел построить большой, подобный тому что в МГИМО, на 900 человек, но не успел. Теперь думаю строить все это в Омске. Где – вопрос решается. Предлагали на территории Аграрного университета, на Левом берегу, рядом со зданием епархии. Не люблю рассказывать о планах. Не стоит говорить «гоп», пока не перепрыгнешь.

– Из атеизма люди пришли не только к православию. Совершился и массовый переход в неоязычество. У нас таким центром является Окунево. Причем порой говорят и о том, что благодаря популярности этого «пупа земли» повышается туристическая привлекательность Муромцевского района. Что вы об этом скажете?

 

– Очень плохо. Хорошего с этих денег ничего не будет. Вот распался Советский Союз. Было сильное государство, хоть и атеистическое. А не стало – пришли тысячи сект, чтобы нас разбить на разные течения. Ведь что сделали американцы с Южной Кореей? Отправили протестантских миссионеров, разбили буддизм – там буддистов осталось процентов 20-25. И американское влияние. А у нас?  Кондолиза Райс говорила: «Русский народ так деградирует, что нам ничего не нужно делать». Кто виноват? Виноваты мы, что продаемся. В Узбекистан Фонд Сороса перечислил сектам 6 миллионов долларов. А там так: государство забирает себе 50 процентов валюты. В Узбекистане церковь пятидесятников переименовала себя в церковь христиан полного евангелия. Кто может о себе сказать, что живет полностью по-евангельски? Я не осмелюсь, потому что преступаю порой, а они называют. И люди идут, потому что после службы каждому выдают по килограмму сахара и пачку печенья. Здесь получается то же самое. Секты укрепляются, потому что их укрепляют помощью. Что будет дальше, если мы не станем жить, как прадеды?

– Народные обычаи – купание в проруби на Крещение, масленичные гулянья и другие укоренились. Можно ли считать их православными?

 

– Ничего плохого нет в крещенских купаниях. А к бытующим суевериям я очень плохо отношусь. Вот такой случай в Ташкенте был. Батюшки окропляли веточки в Вербное воскресенье. И одна старушка говорит: «Вот эти три вербочки у меня стоят и весь год охраняют дом от всех бед». Но ведь этого нет. Человека может охранять причастие, нужно приходить в храм исповедоваться, молиться. А три вербы – они хороши. Но вера в них – от язычества, а в языческих культах Бога нет. И я запретил освящение верб. Сам покупал по нескольку десятков тысяч верб, освящал за Всенощной и раздавали всем. И предсказание – грех. Сколько людей погубила Ванга! А знаете, сколько раз в США ждали второго пришествия? А в Писании сказано, что даже ангелам не дано знать о времени второго пришествия. Не надо поддаваться шарлатанам. В храм некогда сходить, а к аферистам, гадалкам –  есть. Не к ним идти надо, это грешно, а к Богу.

– Вы когда-то рукоположили во священники Ивана Охлобыстина. Сегодня он отошел от церкви, снимается в рекламе, ведет развлекательное шоу. Не считаете его посвящение в сан ошибкой?

 

– Вы знаете, Охлобыстин – очень глубоко верующий человек. Мы много раз встречались в Москве, потом он приехал ко мне в Ташкент, поступил в Ташкентскую духовную семинарию, я его рукоположил. И изо всех храмов Узбекистана были просьбы направить его на службу к ним. Но я не отпускал, держал его при себе. Потом ко мне обратился архиепископ Арсений, викарий патриарха Алексия II: «Владыка, Святейший просит, чтобы вы отпустили Охлобыстина в Москву, чтобы он служил в отделе по связям с Вооруженными силами».

Я спросил Святейшего: «А кто мне даст запрос?» – «А что, вам недостаточно моего слова?» И когда Охлобыстин переехал в Москву, над ним многие смеялись. И так получилось, что человек сбился с толку. Ошибки бывают. Может быть, и я в чем-то виноват.

Я вот отца Олега рукоположил из актеров, но он работает. Я обижен, что Охлобыстина у меня отобрали, я бы нес за него ответственность, если бы он был у меня. Его личное дело до сих пор лежит в Ташкенте, я дал Охлобыстину только указ о переводе его за штат с правом перехода в другую епархию согласно устному благословению Патриарха. Есть много примеров, когда священнослужителями становятся известные светские люди. Ко мне обратился бывший министр здравоохранения Юрий Ильич Шевченко. Я сказал: «Рукоположить я вас не могу. Поступайте в Духовную семинарию». Он ее окончил заочно, по первому разряду. Поехал в Украину, там его рукоположили в Житомирской епархии. Окончил Ужгородскую Духовную академию, сейчас кандидат богословия и хочет писать докторскую диссертацию. А он ведь доктор медицинских наук.

– Как церковь относится к людям, которые не посещают службы, но живут по нравственным законам?

 

– Что живут так, очень хорошо. И коммунисты говорили: «Мы живем согласно коммунистическому кодексу, согласно всем правилам». Но если мы не ходим в храм, то не общаемся с Богом. В сердце может поселиться не Бог, а Сатана. Мы рассуждаем: а что нам туда ходить, нам там делать нечего. Я не занимаюсь блудом, не пью, никого не убил – у меня нет никаких грехов. А то, что каждый день в твоих мыслях возникает: я такой хороший, счастливый, я лучше других – это разве не грех? Или начинают кому-то завидовать, даже так: у моей подруги хороший муж, а у меня не такой. А какие самые страшные грехи? Это гордыня, зависть, тщеславие.

И при этом их носитель никого не убил. Еще человек говорит в пост: пощусь. А сам не постится, а только воздерживается от какого-то вида пищи. Что такое истинный пост? Святитель Иоанн Златоуст говорит: воздержание языка, мыслей, чувств. И тело, и душа должны поститься. Молиться можно везде, но нельзя так, как в храме, где святые иконы, священники. Молитва – это беседа с Богом. Если ее нет, душа мертва.

– Есть сегодня такая устойчивая формула «вызовы времени». Какие из них кажутся вам самыми тревожными и как на них нужно реагировать?

 

– Все времена хорошие, со своими трудностями и радостями. Советские идеи были неплохие, потом что были взяты из Священного писания. Новую жизнь решили строить по образу христианской общины I века. Тогда попробовали обобществить имущество. Но не получилось, воровали, и воров забивали камнями. Но тогда люди были верующие.

А большевики объявили войну против Бога. Если бы не настаивали на атеизме, советская империя, может быть, просуществовала бы несколько веков.

А она и века не выдержала, хотя и забота о людях, о детях, о том, чтобы не было наркомании.

А сейчас люди часто не знают, куда идти. Если оказался на распутье, лучше искать путь к Богу. Человек слаб сам по себе, и велик, если он с Богом. Вызовы времени везде похожи. Во всем мире упадок духовности. Экономический кризис – это следствие. В той же Римско-католической церкви США костелы продаются под рестораны. Иногда в западных монастырях продают святыни, чтобы на что-то жить. Я знаю высокопоставленных людей, которые их приобретают и привозят в Россию. Если наша страна обратится к Богу, у нас будет все хорошо. А с холодностью, безразличием к вере ничего не получится. Россия как великое государство никому на Западе не нужна. Она нужна только нам.

– Вы сказали, что не боитесь нападок.

 

– Да, потому что боюсь только Бога. С православной точки зрения, если меня ругают и я виноват, я должен быть благодарен этому человеку. Потому что он хочет мне добра, хочет меня спасти.

А если я великий грешник и меня хвалят, то это на погибель души. Как говорится в Священном Писании: не бойтесь того, кто вас ругает, а бойтесь тех, кто вам льстит. Лестью сбивают с толку, и человеку начинает казаться, что он святой, а на самом деле кто он по сравнению с могуществом Божиим?

Деловая Среда