Поиск

Про лукавого

 

- Вы, Владимир Иванович, приступая к новому фильму, сейчас в какое время смотрите? Ведь режиссёр умеет ловить то, что разлито в воздухе, и облекать его в зримые образы.                                                        

- Режиссёрская интуиция - вещь любопытная. Мы, наверное, как собаки, и вправду какие-то невидимые токи воздуха ощущаем. Но в последнее время меня интересуют, простите за высокопарный слог, фундаментальные вещи - то, что происходит с человеком, его метания и сомнения, которые от политических и социальных событий зависят мало. Поэтому я согласился взяться за сериал «Достоевский» - этот писатель о таких метаниях всё так хорошо рассказывал! А сейчас закончил первый вариант сценария фильма по «Бесам» Достоевского. Созвучие этого романа с нашим временем для меня очевидно.

- Эти бесы - кто они? Или что?

 

- Они и кто, и что. То, что нас искушает, уводит от  сущего, истинного, как это произошло с Николаем Ставрогиным. Это мучительные искания Бога, испытания веры и любви, мытарства мятежного духа. Попытки ответить на вечные вопросы бытия. И одновременно вся та мерзость, что копилась в человечестве веками. А вообще, тут всё просто. Бесы - это грехи. И ты либо сдаёшься им и грешишь, или не грешишь. Вот и всё! Боюсь, что, к сожалению, эта тема будет актуальна всегда.

Ведь не только Достоевский об этом писал. В своё время меня потрясли «Мартовские иды» Торнтона Уайлдера - о временах и нравах, царивших в последние годы правления Юлия Цезаря. Там тоже этой бесовщины, мерзости человеческой хватало. Перечитайте их - и вы увидите, как всё похоже!

- Вот-вот... Столетия проходят, создаются гениальные произведения искусства. Казалось бы, читай, совершенствуйся. А человек так и не меняется!

 

- Ну почему же! Порой меняется. Наше время вырастило, к примеру, несколько новых пород людей. Одна из самых ярких - цивилизованные бандиты. Они уже не носят малиновых пиджаков и золотых цепей, на них работает целый штат помощников, консультантов по стилю, они выглядят по-европейски, активно ведут бизнес, даже пробиваются в высшие эшелоны местной власти. Но в душе-то остаются прежними! Да, бандиты были во все времена и в каждой стране, но они всегда существовали на периферии общества. А в современной России они задают тон на всех уровнях, начиная с языка (мы и сами не заметили, как слова из блатного жаргона типа «беспредел» и пр. укоренились в нашей повседневной речи) и заканчивая культурой: сегодня есть и радио-, и телеканал, где круглые сутки гоняют исключительно «блатняк». Где ещё в мире вы найдёте такое удовлетворение своих желаний в масштабах страны? Но хуже то, что они пытаются насадить не только свою культуру и язык, но и свои порядки - жизнь «по понятиям», а не по законам общечеловеческим, нравственным. Диктат силы, стремление нахрапом захватить понравившееся - «против лома нет приёма».

Другая группа выросла из тех, кого в СССР называли ИТР - инженерно-технические работники, техническая интеллигенция. И вдруг некоторым из них улыбнулось счастье - в мутное перестроечное время они смогли разбогатеть! Меня, признаюсь честно, эта категория раздражает сильнее всех. Потому что у них под интеллигентным обличьем кроется некая червоточинка, гнильца. Это те, кто на 100% воплощает поговорку «из грязи в князи» со всеми вытекающими отсюда моральными нюансами. Нашим реформаторам они гипотетически представлялись тем средним классом, который на Западе составляет основу буржуазного общества. Но упаси нас Христос от такого воплощения среднего класса!

Жаль, что пока никто из режиссёров не попытался эти группы вытащить на экран, сделав героями фильмов, чтобы таким образом попытаться осмыслить произошедшее.

Дать надежду

 

- К вопросу о героях… У Брехта в пьесе «Жизнь Галилея» есть фраза «Несчастна та страна, которая НУЖДАЕТСЯ в героях». Мы, видимо, несчастны вдвойне - мы нуждаемся в героях, созвучных новому времени, потому как старых поскидывали с пьедесталов. Но их нет и не предвидится!

- Героев нет, потому что исчезли идеалы. Ведь герой - это не просто тот, кто совершил подвиг. Это ещё и носитель неких моральных ценностей. А у нас эти ценности пока не появились. За исключением, может быть, одной - денег. Но деньгами душу не насытишь. Живот - да, а душу - нет.

Я перечислил народившиеся породы людей. Но гораздо страшнее другое - у нас исчезают два класса, два мощных полюса, на которых всегда держалась Россия: крестьянство и пролетариат. Вид брошенных деревень, умирающих заводов - это не просто элементы, омрачающие пейзаж. Это печальная констатация положения дел в стране. Вымирают целые пласты культуры, определённого жизненного уклада, те самые ценности моральные, которые действительно были ценностями для миллионов! Те же рабочие династии, где тонкости дела передавались от отца к сыну, где гордились своими умениями, где хранили традиции. На Западе они и сейчас есть, а у нас больше нет! Что этим людям предложили взамен потерянного места в жизни: бабки добывать? Крутиться, чтобы детей прокормить и в люди вывести? А куда выводить-то? В мир гламура? Но страсть к наживе нельзя считать той ценностью, что можно передать детям и внукам. Однако про эту проблему почему-то - ни гу-гу! У меня был сценарий «Пролетариат жив», но он не нашёл поддержки... Последний, кто пытался говорить об этом с экрана, был, по-моему, Вадим Абдрашитов, снявший фильм «Магнитные бури», как рабочие пытаются защитить свой завод от «прихватизаторов». И всё! И тишина!

- И что мешает вам, умным, талантливым людям, входящим во всевозможные советы по культуре, поднажать на власть: «Ребята! Всё плохо! Пора уже за ум браться, а не в «Твиттере» посты строчить!»?

 

- Ну, плохо далеко не всё. Но с отдельными проблемами надо разбираться как можно быстрее. Да, перестройка принесла нам свободу слова. Но свобода эта постепенно превратилась в базар, где каждый кричит что хочет. На человека обрушивается поток всевозможной информации, и, оглушённый этим многоголосьем, он никак не может расслышать какую-то чистую ноту - будь это музыка, фильм или книга, - которая могла бы рассказать ему о красоте жизни. Сейчас удивляются: отчего такой популярностью вновь стали пользоваться ленты, снятые в 60-е, 70-е годы! Знаете почему? Они - незамусоренные! Пусть они наивные, но они этой чистотой и сильны. Потому что, если человек не будет хотя бы догадываться о том, какой красивой может быть душа при всех тех сложностях, что нам приходится переживать, при всём том мраке, который в глубинах этой души кроется и про который писал Фёдор Михайлович, для него жизнь потеряет смысл. И ему на самом деле ничего не останется, кроме удовлетворения элементарных потребностей: пожрать, попить, поспать... А смысл-то? Для чего вся эта канитель?

Понимаете, я ведь успел пожить во все эпохи - только Владимира Ильича не застал! (Смеётся.) И очень хорошо помню: да, нам пытались вбивать в голову эти идеалы строителя коммунизма. Но на самом-то деле я, к примеру, жил по тому, что мне говорили родители, по героям кино - тот же «Коммунист» Райзмана, или «Чапаев», или мультик про Мальчиша-Кибальчиша. Специально называю самые такие «жупельные», что ли, примеры, хотя было множество других фильмов и книг, в которых обо всех этих важнейших вещах говорилось более тонко.

Надо чётко понимать: мы хотим воспитать наших детей нормальными, порядочными людьми или нет? Если мы предполагаем некое воспитание, тот культурный процесс, который ещё недавно существовал в стране (всё начиналось со стихов «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?» и переходило к более сложным вещам), то им надо заниматься, и незамедлительно!

Посмотрите: уже несколько поколений в стране выросло в это безвременье, ребята, которых упустили... Они уже не очень хорошо знают, кто такой был Ленин, Сталин. К каким последствиям привела Февральская революция... А ведь то, что сегодня происходит в обществе, очень с теми временами созвучно. И неплохо бы знать историю своей страны, чтобы вновь не наступить на те же грабли. Если мы сейчас ещё одно поколение упустим - тогда вообще нам хана. В какой-нибудь другой стране с этим можно было бы справиться, а у нас всё по швам расползётся!

http://www.aif.ru/culture/article/48723

Про лукавого

 

- Вы, Владимир Иванович, приступая к новому фильму, сейчас в какое время смотрите? Ведь режиссёр умеет ловить то, что разлито в воздухе, и облекать его в зримые образы.                                                        

- Режиссёрская интуиция - вещь любопытная. Мы, наверное, как собаки, и вправду какие-то невидимые токи воздуха ощущаем. Но в последнее время меня интересуют, простите за высокопарный слог, фундаментальные вещи - то, что происходит с человеком, его метания и сомнения, которые от политических и социальных событий зависят мало. Поэтому я согласился взяться за сериал «Достоевский» - этот писатель о таких метаниях всё так хорошо рассказывал! А сейчас закончил первый вариант сценария фильма по «Бесам» Достоевского. Созвучие этого романа с нашим временем для меня очевидно.

- Эти бесы - кто они? Или что?

 

- Они и кто, и что. То, что нас искушает, уводит от  сущего, истинного, как это произошло с Николаем Ставрогиным. Это мучительные искания Бога, испытания веры и любви, мытарства мятежного духа. Попытки ответить на вечные вопросы бытия. И одновременно вся та мерзость, что копилась в человечестве веками. А вообще, тут всё просто. Бесы - это грехи. И ты либо сдаёшься им и грешишь, или не грешишь. Вот и всё! Боюсь, что, к сожалению, эта тема будет актуальна всегда.

Ведь не только Достоевский об этом писал. В своё время меня потрясли «Мартовские иды» Торнтона Уайлдера - о временах и нравах, царивших в последние годы правления Юлия Цезаря. Там тоже этой бесовщины, мерзости человеческой хватало. Перечитайте их - и вы увидите, как всё похоже!

- Вот-вот... Столетия проходят, создаются гениальные произведения искусства. Казалось бы, читай, совершенствуйся. А человек так и не меняется!

 

- Ну почему же! Порой меняется. Наше время вырастило, к примеру, несколько новых пород людей. Одна из самых ярких - цивилизованные бандиты. Они уже не носят малиновых пиджаков и золотых цепей, на них работает целый штат помощников, консультантов по стилю, они выглядят по-европейски, активно ведут бизнес, даже пробиваются в высшие эшелоны местной власти. Но в душе-то остаются прежними! Да, бандиты были во все времена и в каждой стране, но они всегда существовали на периферии общества. А в современной России они задают тон на всех уровнях, начиная с языка (мы и сами не заметили, как слова из блатного жаргона типа «беспредел» и пр. укоренились в нашей повседневной речи) и заканчивая культурой: сегодня есть и радио-, и телеканал, где круглые сутки гоняют исключительно «блатняк». Где ещё в мире вы найдёте такое удовлетворение своих желаний в масштабах страны? Но хуже то, что они пытаются насадить не только свою культуру и язык, но и свои порядки - жизнь «по понятиям», а не по законам общечеловеческим, нравственным. Диктат силы, стремление нахрапом захватить понравившееся - «против лома нет приёма».

Другая группа выросла из тех, кого в СССР называли ИТР - инженерно-технические работники, техническая интеллигенция. И вдруг некоторым из них улыбнулось счастье - в мутное перестроечное время они смогли разбогатеть! Меня, признаюсь честно, эта категория раздражает сильнее всех. Потому что у них под интеллигентным обличьем кроется некая червоточинка, гнильца. Это те, кто на 100% воплощает поговорку «из грязи в князи» со всеми вытекающими отсюда моральными нюансами. Нашим реформаторам они гипотетически представлялись тем средним классом, который на Западе составляет основу буржуазного общества. Но упаси нас Христос от такого воплощения среднего класса!

Жаль, что пока никто из режиссёров не попытался эти группы вытащить на экран, сделав героями фильмов, чтобы таким образом попытаться осмыслить произошедшее.

Дать надежду

 

- К вопросу о героях… У Брехта в пьесе «Жизнь Галилея» есть фраза «Несчастна та страна, которая НУЖДАЕТСЯ в героях». Мы, видимо, несчастны вдвойне - мы нуждаемся в героях, созвучных новому времени, потому как старых поскидывали с пьедесталов. Но их нет и не предвидится!

- Героев нет, потому что исчезли идеалы. Ведь герой - это не просто тот, кто совершил подвиг. Это ещё и носитель неких моральных ценностей. А у нас эти ценности пока не появились. За исключением, может быть, одной - денег. Но деньгами душу не насытишь. Живот - да, а душу - нет.

Я перечислил народившиеся породы людей. Но гораздо страшнее другое - у нас исчезают два класса, два мощных полюса, на которых всегда держалась Россия: крестьянство и пролетариат. Вид брошенных деревень, умирающих заводов - это не просто элементы, омрачающие пейзаж. Это печальная констатация положения дел в стране. Вымирают целые пласты культуры, определённого жизненного уклада, те самые ценности моральные, которые действительно были ценностями для миллионов! Те же рабочие династии, где тонкости дела передавались от отца к сыну, где гордились своими умениями, где хранили традиции. На Западе они и сейчас есть, а у нас больше нет! Что этим людям предложили взамен потерянного места в жизни: бабки добывать? Крутиться, чтобы детей прокормить и в люди вывести? А куда выводить-то? В мир гламура? Но страсть к наживе нельзя считать той ценностью, что можно передать детям и внукам. Однако про эту проблему почему-то - ни гу-гу! У меня был сценарий «Пролетариат жив», но он не нашёл поддержки... Последний, кто пытался говорить об этом с экрана, был, по-моему, Вадим Абдрашитов, снявший фильм «Магнитные бури», как рабочие пытаются защитить свой завод от «прихватизаторов». И всё! И тишина!

- И что мешает вам, умным, талантливым людям, входящим во всевозможные советы по культуре, поднажать на власть: «Ребята! Всё плохо! Пора уже за ум браться, а не в «Твиттере» посты строчить!»?

 

- Ну, плохо далеко не всё. Но с отдельными проблемами надо разбираться как можно быстрее. Да, перестройка принесла нам свободу слова. Но свобода эта постепенно превратилась в базар, где каждый кричит что хочет. На человека обрушивается поток всевозможной информации, и, оглушённый этим многоголосьем, он никак не может расслышать какую-то чистую ноту - будь это музыка, фильм или книга, - которая могла бы рассказать ему о красоте жизни. Сейчас удивляются: отчего такой популярностью вновь стали пользоваться ленты, снятые в 60-е, 70-е годы! Знаете почему? Они - незамусоренные! Пусть они наивные, но они этой чистотой и сильны. Потому что, если человек не будет хотя бы догадываться о том, какой красивой может быть душа при всех тех сложностях, что нам приходится переживать, при всём том мраке, который в глубинах этой души кроется и про который писал Фёдор Михайлович, для него жизнь потеряет смысл. И ему на самом деле ничего не останется, кроме удовлетворения элементарных потребностей: пожрать, попить, поспать... А смысл-то? Для чего вся эта канитель?

Понимаете, я ведь успел пожить во все эпохи - только Владимира Ильича не застал! (Смеётся.) И очень хорошо помню: да, нам пытались вбивать в голову эти идеалы строителя коммунизма. Но на самом-то деле я, к примеру, жил по тому, что мне говорили родители, по героям кино - тот же «Коммунист» Райзмана, или «Чапаев», или мультик про Мальчиша-Кибальчиша. Специально называю самые такие «жупельные», что ли, примеры, хотя было множество других фильмов и книг, в которых обо всех этих важнейших вещах говорилось более тонко.

Надо чётко понимать: мы хотим воспитать наших детей нормальными, порядочными людьми или нет? Если мы предполагаем некое воспитание, тот культурный процесс, который ещё недавно существовал в стране (всё начиналось со стихов «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?» и переходило к более сложным вещам), то им надо заниматься, и незамедлительно!

Посмотрите: уже несколько поколений в стране выросло в это безвременье, ребята, которых упустили... Они уже не очень хорошо знают, кто такой был Ленин, Сталин. К каким последствиям привела Февральская революция... А ведь то, что сегодня происходит в обществе, очень с теми временами созвучно. И неплохо бы знать историю своей страны, чтобы вновь не наступить на те же грабли. Если мы сейчас ещё одно поколение упустим - тогда вообще нам хана. В какой-нибудь другой стране с этим можно было бы справиться, а у нас всё по швам расползётся!

http://www.aif.ru/culture/article/48723