Поиск

Предметом одной из самых популярных околотехнических тем уже давно являются беспилотные летательные аппараты (БЛА). Но мало кто знает, что в Омске работает конструктор, который одним из первых в стране начал продвигать идею широкого использования малых БЛА.

Конструктор птицы

Лет пятнадцать назад круг общения Павла Погарского радикально отличался от нынешнего. Сейчас это учёные, в сотрудничестве с которыми он планирует открыть лабораторию, бизнесмены - потенциальные заказчики, и чиновники, возлагающие на омского талантливого конструктора все свои бумажные надежды. А раньше это были увлечённые авиамоделированием мальчишки. Их родители благодарны Павлу Михайловичу за то, что их сыновья не просто научились работать руками, но и пережили самый сложный возраст вне подворотен, без пива и курева. Возглавлявший Клуб юных техников при заводе им. Карла Маркса и руководивший авиамодельным кружком Павел Погарский никогда не курил сам и «курительные» претензии на взрослую жизнь пресекал.

Для Павла Михайловича никогда в жизни не было ничего интереснее авиамоделирования. С шестого класса он стал заниматься в кружке. Будучи старшеклассником, он вместе с родителями переехал в Тюкалинск и сам стал вести кружок в местном Доме пионеров.

Как вспоминает сейчас конструктор Погарский, в школе он учился неважно, «потому что моя голова была забита летательными аппаратами». Забегая вперёд, можно сказать, что с тех пор мало что изменилось: у Павла Михайловича и сейчас не доходят руки до того, чтобы защитить диссертацию, хотя другими на его материале уже было написано немало научных статей. Он же всё время что-то строит.

Однажды мальчишка из Тюкалинска приехал в Омск на соревнования и неожиданно для всех стал победителем. Он выполнил первый разряд по авиамодельному спорту, потом стал кандидатом. Позже в армии попал в роту, где было отделение авиамоделистов. На протяжении всей срочной службы он участвовал в соревнованиях, повышая своё мастерство, выполнил норматив мастера спорта и даже получил предложение остаться на сверхсрочную. Но Павел выбрал гражданку. Он пришёл в Клуб юных техников, где он думал проработать до старости, чем принёс бы немалую пользу в деле воспитания юного поколения. Однако времена изменились. Совсем недавно клуб, отметив 41 год со дня основания, приказал долго жить. Помещение понадобилось под бизнес.

Без страха и пилота

Беспилотники бывают разных типов и размеров, предназначенные для самых разных целей. Об универсальности здесь речь не идёт. Ну что может быть общего между самолётиком весом два килограмма, снимающим местность, и многотонным монстром, предназначенным для бомбардировки? Кроме, конечно, отсутствия пилота в кабине. Беспилотник омского производства изначально был создан для сугубо мирных целей, и требования к конструктору были такие: малый  вес, чтобы в идеале такой беспилотник мог нести один человек, легкость запуска, то есть отсутствие каких бы то ни было катапульт и других приспособлений, и возможность крепить технику для фото- и ви-деосъёмки. Со всеми этими задачами конструкторское бюро Павла Погарского справилось прекрасно. К тому времени его команда уже плотно работала с известным геодезическим предприятием ВИСХАГИ и «сидела» на его площадях.

Работа шла бодро, общий научно-технический прогресс немало этому способствовал. Никель-кадмиевые аккумуляторы сменили литиевые, время полёта соответственно увеличилось с получаса до часа. Появившиеся литий-полимерные аккумуляторы позволили превратить час в полтора. Процесс и сегодня не остановился.

- Сейчас за рубежом думают над тем, чтобы ставить топливные элементы, которые могли бы вырабатывать электрический ток, - рассказывает Павел Погаррский. - Тогда продолжительность полёта увеличится сразу в два-два с половиной раза.

Первый омский прототип беспилотного летательного аппарата с электродвигателем и цифровым аппаратом для фотосъёмки был создан в 2001 году. Им было снято садоводческое хозяйство. Результат настолько впечатлил и заказчиков, и учёных, что было решено продолжать работу, и на свет появился довольно известный в своих кругах ПП-40 Эльф. Он получил диплом на ВТТВ в 2007 году.

В 2011 году на ВТТВ бюро Погарского представило уже беспилотник второго поколения - ПП-45, по своим техническим характеристикам превосходящий предшествующую модель почти в два раза. Аппарат летал над полем при довольно сильном ветре и передавал на землю видеоотчёт, который транслировался на большом экране. Выкрашенный в оранжевый цвет беспилотник стал хитом выставки - им интересовались не только обыватели, но и серьёзные люди с зарубежных предприятий.

В данный момент Павел Погарский работает над своими беспилотниками на базе ОмГТУ и надеется на создание лаборатории, оснащение её станочной базой, радиоэлектронным оборудованием. Павел Михайлович планирует привлечь учёных, студентов, аспирантов, создать учебные курсы. Это позволит вывести работу на новый уровень. Будет очень обидно, если такой стоящий омский проект останется всего лишь красивой историей о беспилотнике-пионере.

Предметом одной из самых популярных околотехнических тем уже давно являются беспилотные летательные аппараты (БЛА). Но мало кто знает, что в Омске работает конструктор, который одним из первых в стране начал продвигать идею широкого использования малых БЛА.

Конструктор птицы

Лет пятнадцать назад круг общения Павла Погарского радикально отличался от нынешнего. Сейчас это учёные, в сотрудничестве с которыми он планирует открыть лабораторию, бизнесмены - потенциальные заказчики, и чиновники, возлагающие на омского талантливого конструктора все свои бумажные надежды. А раньше это были увлечённые авиамоделированием мальчишки. Их родители благодарны Павлу Михайловичу за то, что их сыновья не просто научились работать руками, но и пережили самый сложный возраст вне подворотен, без пива и курева. Возглавлявший Клуб юных техников при заводе им. Карла Маркса и руководивший авиамодельным кружком Павел Погарский никогда не курил сам и «курительные» претензии на взрослую жизнь пресекал.

Для Павла Михайловича никогда в жизни не было ничего интереснее авиамоделирования. С шестого класса он стал заниматься в кружке. Будучи старшеклассником, он вместе с родителями переехал в Тюкалинск и сам стал вести кружок в местном Доме пионеров.

Как вспоминает сейчас конструктор Погарский, в школе он учился неважно, «потому что моя голова была забита летательными аппаратами». Забегая вперёд, можно сказать, что с тех пор мало что изменилось: у Павла Михайловича и сейчас не доходят руки до того, чтобы защитить диссертацию, хотя другими на его материале уже было написано немало научных статей. Он же всё время что-то строит.

Однажды мальчишка из Тюкалинска приехал в Омск на соревнования и неожиданно для всех стал победителем. Он выполнил первый разряд по авиамодельному спорту, потом стал кандидатом. Позже в армии попал в роту, где было отделение авиамоделистов. На протяжении всей срочной службы он участвовал в соревнованиях, повышая своё мастерство, выполнил норматив мастера спорта и даже получил предложение остаться на сверхсрочную. Но Павел выбрал гражданку. Он пришёл в Клуб юных техников, где он думал проработать до старости, чем принёс бы немалую пользу в деле воспитания юного поколения. Однако времена изменились. Совсем недавно клуб, отметив 41 год со дня основания, приказал долго жить. Помещение понадобилось под бизнес.

Без страха и пилота

Беспилотники бывают разных типов и размеров, предназначенные для самых разных целей. Об универсальности здесь речь не идёт. Ну что может быть общего между самолётиком весом два килограмма, снимающим местность, и многотонным монстром, предназначенным для бомбардировки? Кроме, конечно, отсутствия пилота в кабине. Беспилотник омского производства изначально был создан для сугубо мирных целей, и требования к конструктору были такие: малый  вес, чтобы в идеале такой беспилотник мог нести один человек, легкость запуска, то есть отсутствие каких бы то ни было катапульт и других приспособлений, и возможность крепить технику для фото- и ви-деосъёмки. Со всеми этими задачами конструкторское бюро Павла Погарского справилось прекрасно. К тому времени его команда уже плотно работала с известным геодезическим предприятием ВИСХАГИ и «сидела» на его площадях.

Работа шла бодро, общий научно-технический прогресс немало этому способствовал. Никель-кадмиевые аккумуляторы сменили литиевые, время полёта соответственно увеличилось с получаса до часа. Появившиеся литий-полимерные аккумуляторы позволили превратить час в полтора. Процесс и сегодня не остановился.

- Сейчас за рубежом думают над тем, чтобы ставить топливные элементы, которые могли бы вырабатывать электрический ток, - рассказывает Павел Погаррский. - Тогда продолжительность полёта увеличится сразу в два-два с половиной раза.

Первый омский прототип беспилотного летательного аппарата с электродвигателем и цифровым аппаратом для фотосъёмки был создан в 2001 году. Им было снято садоводческое хозяйство. Результат настолько впечатлил и заказчиков, и учёных, что было решено продолжать работу, и на свет появился довольно известный в своих кругах ПП-40 Эльф. Он получил диплом на ВТТВ в 2007 году.

В 2011 году на ВТТВ бюро Погарского представило уже беспилотник второго поколения - ПП-45, по своим техническим характеристикам превосходящий предшествующую модель почти в два раза. Аппарат летал над полем при довольно сильном ветре и передавал на землю видеоотчёт, который транслировался на большом экране. Выкрашенный в оранжевый цвет беспилотник стал хитом выставки - им интересовались не только обыватели, но и серьёзные люди с зарубежных предприятий.

В данный момент Павел Погарский работает над своими беспилотниками на базе ОмГТУ и надеется на создание лаборатории, оснащение её станочной базой, радиоэлектронным оборудованием. Павел Михайлович планирует привлечь учёных, студентов, аспирантов, создать учебные курсы. Это позволит вывести работу на новый уровень. Будет очень обидно, если такой стоящий омский проект останется всего лишь красивой историей о беспилотнике-пионере.